Методическая разработка "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

Смирнова Надежда Анатольевна

Методическая разработка "Формирование представлений о времени  у детей дошкольного возраста поможет воспитателю своевременно познакомоть детей с временными понятиями: части суток, сутки, дни недели, неделя, месяц, времена года, год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40  

                              комбинированного вида Кировского района .Санкт- Петербурга

                     Методическая  разработка

«Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»

                                                              Составила воспитатель  Смирнова Н. А.

                                                   

                                                                        Санкт-Петербург

                                                                                  2014г.

    В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети узнают, что утро всегда наступает после ночи и сменяется днём, день – вечером, а вечер – ночью. Ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни.

     Для развития представлений о последовательности частей суток необходимо рассматривать картинки, иллюстрации, составлять по ним рассказы. Детям можно предложить игры:

   

                          Название игры

                         Содержание

 «Назови время суток»

Назвать время суток , изображённое на картинке.

«Разложи картинки в правильной последовательности»

Назвать время суток и разложить картинки:

утро, день, вечер, ночь.

«Вчера, сегодня, завтра…»

Назвать, какой день сегодня, был вчера, будет завтра. Сегодня – новая игра. Что делали вчера? Завтра будем…

       В старшей группе детей продолжают знакомить с понятием сутки.  Новые сведения даются с учётом того, что дети уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер, ночь. Части суток ребенок усваивает в повседневной жизни по явлениям природы (солнце светит ярко – день, стемнело – вечер).

       Закреплять представления о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети , занятые различными видами деятельности в различное время. Можно предложить следующие игры:

 

 

                      Название игры

           Содержание

   «Когда это бывает?»

По изображению на картинке (фотографии) дети узнают, в какое время суток дети занимаются тем или иным видом деятельности.

   «Наш дань»

Дети соотносят части суток с режимными моментами.

   «Продолжай»

 Предложить детям продолжить:

Днём светло, а ночью - …..

Утром мы завтракаем, а днём - …..

   «Наоборот»

Дети подбирают слова – антонимы:

День – ночь,

Утро - …

Завтра - …

      Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер и ночь вместе составляют сутки.

Имея в виду сутки, мы называем день. Один день сменяется другим, семь дней составляют неделю. Каждый день в неделе имеет название. Название дней недели связано с конкретной  деятельностью. Можно использовать стихотворения с мнемотаблицами. (Материал презентаций «Как запомнить дни недели», «Ракета времени») Опираясь на имеющиеся представления дети вместе с воспитателем вспоминают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие будет завтра.

    В подготовительной группе проводится работа по закреплению понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости. Она осуществляется постоянно – на основе накопления у детей личного опыта. Воспитатель закрепляет представления о  последовательности дней недели, времён года, знакомит с названием месяцев. Семь суток составляют неделю. Особое место занимают словесно – дидактические игры «Что следует за чем»,  «Лни недели»,  «Продолжай», «Вчера, сегодня, завтра», словесные игровые упражнения «Рассказы о времени». При знакомстве  с названием и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

     У детей развивается чувство времени, учат их беречь время, соблюдать режим, что очень нужно первоклассникам. Для этого необходимо упражнять детей в дифференцировании длительности временных интервалов: одна мину та, десять минут, одон час. Можно давать упражнения «Что ты можешь сделать за одну минуту (десять минут).

    Детей знакомим с календарём, с разными видами часов (будильник, песочные часы, механические, электронные и  другие.

В помощь по ознакомлению со временем предлагаю свои презентации:

«Как запомнить дни недели», «Ракета времени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста"

Проект «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» рассчитан работу с детьми дошкольного возраста    (3-7лет) и реализуется в МБДОУ №81 «Мальвина» с 2008 года. Дан...

Методика формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста.

«Что такое время? Покажите его!», - но его нельзя потрогать, посмотреть. Как же ребенку показать время? Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА- ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЧАСТЯМИ СУТОК

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, сры­вая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени жи­вет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в дет­ском са...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

Методические основы Формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста

Время одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря...