Методические основы Формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста
презентация

Осадчая Лариса Львовна

Время одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку, как будущему члену общества. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени.В повседневной жизни ребёнок постоянно сталкивается с различными временными категориями, видит календарь, часы.Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, познавать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические основы Формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста Выполнил воспитатель : Осадчая Л.Л.

Слайд 2

Методика работы по возрастным группам Младшая группа Ознакомление с частями суток начинается с младшей группы с бесед о личном, конкретном опыте детей. Задавать такие вопросы: «Дети, вы просыпаетесь дома, когда мама скажет, что пора вставать, уже утро? Что вы делаете дома утром? Когда вы приходите в детский сад? Что вы делаете утром в детском саду?» В конце беседы обобщать: «В детском саду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводятся занятия. Все это происходит утром. Сейчас утро мы занимаемся». Такие беседы проводить на занятиях по математике, особое внимание уделять упражнению детей в правильном обозначении словами частей суток. Рассматривание картинок с изображением постоянных видов деятельности, характерных для каждой части суток и обсуждая вопрос: «Когда это бывает?» На последующих занятиях задание усложнять, предложив выбрать из нескольких картинок те, на которых нарисовано, что бывает в какой-либо один из периодов суток (утром, днем, вечером, ночью.) Картинки с изображением деятельности детей в Картинки с объективными показателями природы различное время суток Чтение рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для каждой части суток практические действия: «Утренние лучи», К. Ушинского; « Негритенок Бимбо », Н. Васильева; «С добрым утром», Н. Пикулева ; «Добрый вечер», И. Мазнин ; «Ночь», С. Есенин; «Про маленького Мишку - упрямого сынишку», В. Орлов. Использовать словесные игры для активизации словаря за счет названий частей суток: «Назови пропущенное слово», «Что мы делали?», «Назови соседей» и т. д.

Слайд 3

Средняя группа Работа с картинками . Продолжать закреплять у детей умения называть части суток, углублять и расширять их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые. С этой целью использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города и др. Игры. Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлять и посредством игр. Это игры путешествия в утро, день, вечер, ночь, упражнения с картинками «Когда это бывает?», «Части суток», «Кто когда спит?», путешествия-прогулки, «Загадки-отгадки», «Назови соседей утра» и т. д. Использование цветных знаков (моделей). В играх использовать цветные квадратики: для утра - голубой, для дня -желтый, для вечера - серый, для ночи - черный. Цветовой символ можно использовать как условный знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый ряд картинок со знаками, предложить детям быстро отобрать те, на которых нарисовано утро, или день, или вечер или ночь. По цветным знакам закрепить с детьми названия времен суток. Цветные знаки можно использовать и как раздаточный материал: показывать картинки или читать стихи, а дети определяют в какую часть суток это бывает и поднимают соответствующий знак. Формирование знаний о частях суток . После усвоения этого материала можно пояснить и значение слов сегодня, вчера, завтра как сменяемость трех суток. Для этого надо об одном ярком и значимом для детей событий поговорить трижды: сначала сказать о том, что кукольный, театр будет завтра, потом, что кукольный театр покажут сегодня, и наконец, что его показывали вчера. Провести дидактические игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Что было, есть и будет», упражнение «Домик дней» и другие. Почитать стихи, рассказы: «Как осленок Ляпа в футбол играл», В. Житомирский; «Сказка про вчерашний день», Е. Я. Ильина; «Наташа», А. Дрозд; «Завтра», Б. М. Федоров; «Хороший день», С. Я. Маршак и другие. В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

Слайд 5

Знакомство с календарем . Дети уже знакомы с продолжительностью суток. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем . Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Старшая – подготовительная к школе группа Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки . Семь листков - семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей, недели. По окончании месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещают в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будут заполняться шесть ячеек верхнего ряда коробки, а затем и шесть ячеек второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, в нижнем ряду - дней и недель. По окончании года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования. По содержимому коробки и по разложенным в ней листкам календаря можно определить, сколько дней прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам - сколько еще осталось до его окончания. Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени .

Слайд 6

Занятие по ознакомлению с календарем . Первое занятие по ознакомлению с календарем проводят в начале января. Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить , что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их . Выяснить, какого числа наступил новый год. Какое сегодня число и день недели? Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня и пояснить, почему этот листок еще нельзя снимать. Через неделю после первого провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом. Связь между названием дня и его местом в неделе поможет запомнить последовательность дней недели и их названия, например: «Как называется второй день недели? Почему второй день недели называется вторник?» На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дети действуют с листками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному. Дидактические игры . Умение определять дату по календарю и называть дни недели формируется у детей постепенно. Этому способствует и проведение разных дидактических игр с карточками (основанными на соответствии цветов дням недели) с целью закрепления знаний детей о порядке следования дней недели. Игры могут быть разные : « Незнайкина неделя»; «Найди пару»; «Какой день недели спрятался?»; «Чья неделька быстрее соберется»; «А ну-ка, угадай»; «Отправь поезд»; «Помоги Винни - Пуху попасть в гости»; «Дни недели»; «Лови, бросай, дни недели называй». Художественное слово . Можно почитать стихи: « Емелина неделя»; «Муха - чистюха » Я. Бжехва ; «Неделя» (считалка); «Объявление» В. Орлова; «Новая столовая» 3. Александровой; «Дни недели» П Башмакова; «Как пятница долго тянется» И. Токмакова ; «Лежебока» Дж. Родари и другие. Внимание детей ежедневно фиксировалось на текущей дате. В конце каждого месяца проводят небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем. Определяют количество прошедших месяцев с начала года и уточняют название и порядковый номер нового месяца.

Слайд 7

Работа с календарем . Систематическая работа с детьми в старшей и подготовительной группе по усвоению календаря в течение полутора лет требует ежедневного внимания к использованию календаря и способствовала формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, о повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические и методические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста

Предметно- развивающая среда в группе по развитию речи;Дидактические игры по ознакомлению со звуковым строением слова:Перспективное планирование в подготовительной группе...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

 Каждый воспитатель знает, что игра- это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Но мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современ...

Выступление в рамках муниципального методического объединения по теме «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Мир не стоит на месте и дети, которые рождались 20 лет назад, кардинально отличаются от современных детей. Поэтому меняются интересы детей, виды игр в которые они играют. Безусловно, мы как педагоги д...