Теоретические и методические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Зубкова Елена Николаевна

Предметно- развивающая среда в группе по развитию речи;

Дидактические игры по ознакомлению со звуковым строением слова:

Перспективное планирование в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnaya_po_rechi_eyo_sdavat_2_vosstanovlen.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 11. Теоретические основы связной речи.

1.«Виды связной речи»

Виды связной речи

Диалог

Монолог

Стиль общения

Общение 2-х и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией

Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей

Структура

Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм

Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец)

Цель

Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности

Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы

Литературные нормы

Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг

Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов

Выразительность

Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты

Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов

2.Задачи развития связной речи по возрастам.

Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий , которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Большое место во всех возрастных группах занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Возрастная группа

Задачи

Младшая группа

накопление словаря и формирование произносительной стороны речи.

 важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи. 

Основная задача - развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения.

Средняя группа

упражнять в составлении совместно с педагогом описательных рассказов, совершенствовать диалогическую речь, развивать способность передавать интонационно характер героев добрых и злых.

Основная задача - вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Старшая группа

Основная – учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе.

Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ. Дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать концовки по предложенному педагогом началу рассказа, составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;

упражнять в составлении рассказа с последовательно развивающимся действием; развивать способность давать нравственную оценку поступкам героев сюжетных картинок  совершенствовать умение пересказывать сказки, литературные произведения; развивать интонационную выразительность речи.

также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Подготовительная группа

Основная - совершенствовать умение составлять рассказы о содержании картины, по набору картинок; в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям; помогать составлять план рассказа и руководствоваться им; упражнять детей в умении применять приемлемые способы выхода из опасных ситуаций

продолжать работу по составлению рассказов из личного опыта; вводить в речь эмоционально-оценочную лексику

дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему).

3.Методы развития связной речи у детей дошкольного возраста

Наглядные

Словесные

Нетрадиционные методы

- наблюдения во время прогулок, экскурсий; - рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; - знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов

заучивание наизусть;

 - пересказ;

- составление различных видов рассказов;

- беседы

МНЕМОНИКА (НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ)

 пересказ;

 составление рассказов по картине и серии картин;

 описательный рассказ;  творческий рассказ

4.План ответ - развитие словесного творчества ребенка.

1.  Детское словесное творчество—это сочинения и импровизации. Этот вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» — условное название рассказов, которые дети придумывают сами (завязку, ход события, кульминацию и развязку). Ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт.

В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество рассматривается как деятельность, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в устных сочинениях.

2. Словесное творчество выражается в разных формах:

- в словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

- в сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

- в сочинение стихов

- в творческих пересказах

3. Условия развития словесного творчества:

1.Общепедагогические:

- развитие наблюдательности, фантазии, воображения.

- воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия

- личность самого педагога ( творческая)

- характер взаимоотношения педагога с детьми

- оценка взрослым личности ребёнка и его результатов

2. Специальные

— комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению родному языку.

— обучение детей структуре и композиции текста

— развитие поэтического слуха (умение воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности)

— использование творческих заданий (в т.ч. рассказы-этюды – краткая словесная зарисовка)

— использование народного фольклора ( особенно для придумывания сказок)

4. Изучение особенностей развития детского словесного творчества позволяет определить педагогические условия, способствующие словесному творчеству.

Содержательная, интересная жизнь ребенка в дошкольном учреждении, постоянное обогащение опыта впечатлениями из жизни. Этому способствуют прогулки, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, чтение книг, праздники, развлечения.

Личность педагога, обладающего профессиональным мастерством, человеческим обаянием, способностью творить, оказывающего положительное влияние на творчество ребенка.

Развитие воображения — своеобразной формы отражения действительности, заключающейся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений.

-Развитие наблюдательности.

-Воспитание трудолюбия.

-Обучение на занятиях.

Комплексное решение задач развития речи на занятиях по обучению рассказыванию.

Обогащение и активизация словаря за счет слов-определений, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц; с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было.

Развитие поэтического слуха – способности к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием.

Взаимодействие разных видов художественной деятельности (музыки, живописи, литературы, театра).

Развитие словесного творчества возможно, если на каждом занятии знакомить детей с содержанием и художественной формой произведения, обращать их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение, диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев.

На это направлены творческие задания: уточнять понимание смысла образных слов и выражений; включать в рассказ импровизированного диалога новые (разные) интонации; выполнять пластические этюды, изображающие героя; придумывать необычные окончания к хорошо знакомым сказкам; соединять сюжеты произведений разных жанров; подбирать синонимы, антонимы, определения, характеризующие персонажи, их настроение, состояние, действия и поступки; драматизация наиболее интересных отрывков произведений; развитие сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев; рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения; соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения.

5.Таким образом, из вышесказанного следует, что творческая речевая деятельность, выражающаяся в создании устных сочинений, успешно осуществляется в старшем дошкольном возрасте и под влияние специального обучения, важным условием которого является выбор средства.

Тема 12. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема 13. Предметно-развивающая среда по речевому развитию в детском саду.

1. Проблема формирования круга детского чтения в педагогической литературе.

  Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В.Ломоносов, Н.И. Новиков, В.Г. Белинский, А.И Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Добролюбов,  К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.И. Водовозов, М.А. Корф и др. (50;2)

Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека. Белинский В. Г.
  Детское чтение – педагогически направляемый процесс, приобщения детей и к литературе целью которого, является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.

  Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими - то художественными  произведениями, это не только задача библиотекаря показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей  - это ключ к жизни в информационном обществе.

Как отмечает М. М. Безруких, задача обучения детей чтению на начальном этапе – научить понимать ребёнка то, что он читает. М. М. Безруких, исследовав причины потери интереса современных детей  к чтению, выявила три основные причины:

·          плохое обучение ребёнка чтению;

·          не поддержание интереса ребёнка к чтению;

·          необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари  учителя психологи преподаватели высшей школы. Проблема актуальна на сегодняшний день.

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

Заметное снижение интереса к чтению;

Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей

     из–за того, что телевидение, видео- и аудиотехника, а также компьютер

     практически вытеснили книгу из жизни;

Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры;

В нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. 

Н. А. Добролюбов отмечал, что в чтении юного поколения должна быть представлена самая разнообразная литература, но всегда «поставленная в такую систему», «такие сочетания», которые в совокупности позволяют ребёнку разумно определять своё отношение к миру, проходить органический путь «возвышения понятий» – от идеи своего народа и государства до идеи народа и государства вообще и, наконец, до идеи человечества. Освоение произведений в такой системе, по мнению Н. А. Добролюбова, требует помощи и педагогического руководства.

В педагогических исследованиях, начиная с 80-х гг. ХХ в., особое место уделяют влиянию окружающего мира на условия развития личности и организацию педагогического процесса.

Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость. Педагоги, работающие с детьми-логопатами, давно пришли к выводу, что речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, вызывать желание играть  именно в данном отведенном пространстве.

2. Схема работы педагогов по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.



        

        

Тема 14. Значение и виды планирования по речевому развитию в ДОУ.

1. Анализ перспективных и календарных планов работы по развитию речи в детском саду в разных возрастных группах.

 Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования. Педагог обязан, учитывая закономерности речевого развития на разных возрастных этапах, индивидуальные особенности детей, выбирать наиболее эффективные пути влияния на речь воспитанников. Планирование работы по развитию речи есть, в сущности, проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности. Приступая к планированию, воспитатель не только продумывает свою тактику, но и глубоко осмысливает стратегию воспитания и обучения. Принципы планирования работы по развитию речи:

 1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны отразиться все разделы программы речевого развития; результаты усвоения языка как системы должны использоваться детьми в форме связных высказываний.

 2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи основываетя на самостоятельности и активности детей, связывается с их бытом, игрой, трудом.

3.  Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.

 4. Индивидуальный подход к детям. Процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.

 5.  Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.

 6.  Систематичность педагогического воздействия на речь.

 Виды планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное. Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Они не должны быть громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год). Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения. Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи; предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения. Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи и работу по развитию речи вне занятий. Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. Система занятий В.В.Гербовой. В основе занятий, разработанных коллективом под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой, лежит принцип комплексности решения задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи. Удобно составлять перспективные планы по индивидуальной работе с детьми. Это индивидуальные программы развития. Работа с детьми по интересам также планируется на длительный срок. На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми и т. д.). Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года. Удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т. д. Кроме содержания работы на карточках указываются образовательные задачи, которые решаются с использованием материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала. Целесообразно применять условные обозначения. При планировании индивидуальной работы имена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы. Если задачи в конце месяца реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами. Заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования. На утренние часы планируют коллективные и индивидуальные разговоры с детьми с целью формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; работу по ознакомлению, с художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги по желанию); разнообразные дидактические игры и лексические упражнения; индивидуальную работу. Требования к оформлению плана занятия. Рекомендуется указывать: а)  название занятия; б) задачи, которые предстоит решить (в том числе обязательно содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в детский словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний); в)  дидактический материал; г)  последовательный ход занятий; д) способ организации детей на занятии (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей). В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений, труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками. Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.   По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Запланированная работа по развитию речи вне занятий должна предлагаться детям ненавязчиво, проходить непринужденно, не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей.   Педагогическая работа требует постоянного анализа, который должен быть направлен на выявление причин, определивших результат. Результаты анализа могут быть отражены в форме дневника, таблиц, карт речевого развития детей. В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по разделам, сравнить их с данными учетно-проверочных занятий, с материалами специального обследования речевого развития детей. В процессе самостоятельной работы следует познакомиться с планированием работы в разных видах деятельности в зависимости от характера задач и содержания речевого материала во взаимосвязи с занятиями. 

Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе на сентябрь.

(программа «От рождения до школы»)

 1 Подготовишки. Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

 2 Летние истории. Помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные к прилагательным.

 3 Звуковая культура речи (проверочное). Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

 4 Лексико-грамматические упражнения. Активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.

 5 Зачем нужны стихи?  Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения.

6 Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осел петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать не большие тексты без существенных пропусков и повторов.

 7 Работа с сюжетной картиной. Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

8 Рассказ воспитателя о А. Пушкине. Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения.

2. Составление плана работы по речевому развитию

Организация образовательной деятельности детей в течение дня

          Группа___подготовительная

         Тема: Осень

                    Цель: Расширять кругозор детей. Развивать монологическую речь                                                      

                                детей.  

                               Развивать образную речь.

          Итоговое  мероприятие: развлечение  «Осень в гости к нам пришла»  

         Дата проведения итогового мероприятия: 30 октября 2015 г

         Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели группы,                      

         музыкальный руководитель.

Тема 15-16. Понятие и актуальные проблемы обучения грамоте в детском саду. Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

1. Подбор авторских методик по обучению детей чтению и письму в детском    саду.

Название методики

и ее автор

Метод обучения чтению, лежащий

в основе методики

Цели и

задачи работы

 с детьми

Принципы

организации

работы

с детьми

Этапы методики

Ведущие формы, методы и приемы работы

Доман Г.

Обучение дошколь ников чтению

 методика интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения

Развитие памяти высокой скорости мышления, интереса к обучению. Занятия развивают зрение, слух и концентрацию внимания

Обучение должно проходить обязательно в игре, причем, эта игра должна прекращаться еще до того, как малыш устанет.

Отдельные слова

Словосочетания

Простые предложения

Распространённые предложения

Книги

Обучение чтению целыми словами

Многократная кратковременная демонстрация карточки одновременно с произнесением написанного слова.

Короткие периодические занятия

Обучение чтению и письму по методу Н.А. Зайцева

Игра с кубиками имеющие склады издающие различный звук.

Учить детей самостоятельно находить кубики, склады. Составлять слова делить каждую часть на склады, ставить ударения, выкладывать слова из кубиков, читать по таблице.

развить слух, осязание, зрение. Развитие этих органов чувств способствует повышению уровня восприятия мира, что в свою очередь приводит к активному развитию речи и творческих задатков ребенка.

Весь материал подается только в игровой форме

складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков

Рассматривание

Пропевание складов

Работа с таблицей

«Написание» слов

Чтение

Обучение складами практическое использование кубиков  в игре.

Наглядность Задействование слуха Игровой метод

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В. и д.р. Обучение дошкольников грамоте

Работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов

Замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения)

Развитие мышления, внимания, памяти, усвоению зрительного образа каждой печатной буквы

Формирование у детей звуковой стороны речи и ознакомление с основами грамоты

демонстрационный материал

Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка

Обучение их звуковому анализу и синтезу предложений разной конструкции

знакомство со всеми буквами русского алфавита Выкладывание слова и предложения из букв разрезной азбуки Овладевают слоговым и слитным способами чтения

игровые приемы и дидактические игры

способ акцентирования и интонационного выделения

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения

Добуквенный  звуковой период обучения

Научить ребенка чтению и письму

Путь к чтению лежит через игры в звуки и буквы

Игры звукоподражания

Игровой метод

Способ акцентирования и интонационного выделения

4.Методика ознакомления детей со словом и предложением.

Ознакомление со словом

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента:

- вычленение слова из потока речи;

- раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться в средней группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.

В старшей и подготовительной к школе группах  проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.

С понятием «слово» можно знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит большая роль.

Представление о слове закрепляется в разнообразных словарных упражнениях, упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова.

Ознакомление с предложением

Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом.

Сначала необходимо выделить предложение из потока речи.

Далее к каждому предложению ставятся вопросы

Педагог предлагает еще раз послушать рассказ.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам.

И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Целесообразно графически изобразить предложение.

В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

- придумывание предложений с заданным словом;

- придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;

- составление предложения по двум картинкам;

- придумывание названия к картине;

- придумывание «веселого» предложения;

- сочинение короткой сказки о …;

- составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

5. Игры по ознакомлению со звуковым строением слога

Найди одинаковые звуки”

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук {например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант}.

Вариант: раскрасить эти картинки.

“Что лишнее?”

Цель: учить выделять первый звук слова, исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком.

Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю {указание: обрати внимание на первые звуки}

Например: бабочка, бант, заяц, бочка

                     кот, ель, козел, колобок

                     зонт, замок, шар, заяц

Варианты игры:

  • обратить внимание на конечный звук {соответствующий подбор картинок, например: забор, светофор, шофер, автобус};
  • на количество слогов {например: кот, мак, рак, лиса};
  • на гласный или согласный звук начинается слово {например: азбука, дерево, стол, медведь};
  • на мягкий или твердый согласный начинается слово {например: зуб, свеча, лампа, лиса};


“Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты  мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую {можно использовать фишки, флажки разного цвета}

Варианты игры:

  • определить местонахождение определенного звука в слове {где он находится- в начале, середине ,конце слова}, его наличие в слове;
  • различение количества слогов в слове {один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка};
  • определение мягкости или твердости начального звука слова.

“Путаница”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: поменять заданные слоги местами и отгадать слово (например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, но-ки – кино, ги-ша – шаги и т.д.)

“Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха.

Задание : подбери слог  к заданному слогу так, чтобы получилось слово {например: ва-за,ня,ся,та; ро-за, ща,та}

Указания: игру можно проводить с мячом. Водящий бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

“Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

Ход игры: водящий бросает мяч и произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно {например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т.д.}

“Необычные цветы”

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.

Ход игры: к кружку, обозначающему середину цветка, подбираются картинки-лепестки, в названии которых есть заданный звук {например: Р – забор, корова, крот, рак, ромашка, арбуз – шесть лепестков}.

“Составь слово по картинкам”

Цель: учить выделять начальный звук слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.

Ход игры: из названий ряда картинок ребенок выделяет первые звуки, из которых затем составляет новое слово {коза, облако, топор – кот; лимон, индюк, светофор, арбуз – лиса и т.д.}

Вариант: составить слово на слух, без картинок.

“Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: ребенок называет слово, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и придумывает новое, которое начинается на этот звук {например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}

Вариант: можно использовать подбор картинок.

“Кубики”

Цель: развитие фонематического слуха, мышления, навыков звукослияния.

Ход игры: играющие по очереди бросают кубики {два кубика: один-с буквами, обозначающими оппозиционные согласные звуки; второй- с гласными буквами}, составляют из выпавших на кубиках букв слоги, из них-слова.

“Найди слова в слове”

Цель: закреплять понимание словообразующей роли каждого слова, развивать фонематический слух, мышление.

Ход игры: перед играющими демонстрируется слово, дается установка: “Из букв этого слова составьте и запишите новые слова”.  Выигрывает тот, кто составит больше слов.

Кто это?

Наглядный материал. Игрушка или картинка с изображением лисы.

Дети рассматривают картинку (игрушку). Воспитатель спрашивает: "Кто это? ("Лиса".) А как еще можно назвать это животное? ("Лисичка, лисица, лисонька, мама".) Вы вспомнили и назвали разные слова, я все их еще раз повторю... Всмотритесь внимательно в картинку, что делает лиса. ("Стоит, смотрит...") Еще какими словами можно назвать действия лисы? ("Слушает, видит, разглядывает".) Скажите, какая эта лиса. ("Большая, рыжая, красивая".) Я повторю все слова, которые мы говорили о лисе. А вы послушайте и, если я забыла назвать какое-то слово, мне напомните: это лиса или лисичка, лисонька, лисица, лиса-мама. Лиса большая, рыжая, красивая. Лисонька стоит, смотрит, видит нас, разглядывает, слушает. Возьмем лису с собой на прогулку?

Произнеси слово

Наглядный материал. Мяч.

Воспитатель показывает мяч и спрашивает: "Что это?" дети отвечают. Игрушку откладывают в сторону, детям предлагают повторить слово мяч отчетливо и достаточно громко: "Вова, произнеси слово мяч громко. Повтори, Таня, Дима... (5-6 ответов.)

Как хорошо, ясно вы произнесли слово мяч".

Педагог просит детей послушать интересные загадки-складки-добавлялки: "Я не буду договаривать одно слово, а вы догадайтесь, какое слово я не сказала. Слушайте внимательно: Наша Таня громко плачет, уронила в речку ..." Дети подсказывают: "Мячик". Это слово четко произносят еще 4-5 детей. "Слушайте дальше: Зайку бросила хозяйка - под дождем остался ... ("Зайка".) Уронили мишку на пол, оторвали мишке ..." Несколько ответов: "Лапу".

"А теперь, дети, вы назовите какое-нибудь слово". Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит четко, не торопясь, достаточно громко несколько слов: "Я припомнила такие Слова: мама, кукла, Петрушка, шар, птичка, солнечный. Вася, ты хочешь сказать какое-то слово?" Вася: "Мишка". Воспитатель одобряет ответ и опрашивает еще 5-7 человек. Затем перечисляет все услышанные слова и говорит: "Как много разных слов вы сегодня называли, произносили их громко".

ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж им. А.П. Раменского»

Заочное отделение

Реферат

Преемственность детского сада и начальной школы                        по обучению грамоте

 

                                                                          Выполнила: студентка группы В-46

                                                                                              Зубкова Е. Н.

                                                                           Проверила: преподаватель

                                                                                                    Мазунина Н. М.                                                                                                  

г. Соликамск, 2015 г.

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В. А. Сухомлинский). Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания. Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. В 2009 году утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, а 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». «Портрет выпускника начальной школы» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования включает такие характеристики личности, как -        уважение и принятие ценностей семьи и общества;

-        готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

 -        доброжелательность, милосердие.

 В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

 Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду. Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д. Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников. На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги используют современные информационно-компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы. Подготовка руки к письму осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду. Для нас будущий первоклассник — это здоровый ребёнок. Поэтому большое внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся физкультурные занятия, занятия плаванием, закаливание, массаж, физиопроцедуры и т. д. Нельзя не сказать и о психолого-педагогическом сопровождении каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода.

Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения.

Можно определить три основных направления: методическая работа, работа с детьми, работа с родителями. В работе используются разные формы методической работы: совместные педсоветы, круглые столы, посещение открытых занятий. На них обсуждается выбор программ и технологий, а также, как проходит школьная адаптация выпускников, отслеживаем их успеваемость. Воспитатели рассказывают учителям об их будущих учениках, достижениях и проблемах. Это помогает учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему воспитаннику.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары - практикумы, консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают рекомендации. Проведение открытых мероприятий способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития детей. Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» (по периодизации Д. Б. Эльконина).

Период дошкольного детства подготавливает переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и младших школьников имеет очень много общего: -        доверчивое подчинение авторитету взрослого;

-        повышенная восприимчивость ко всему новому, наивно-игровое отношение ко всему с чем сталкивается;

-        преобладание образных форм познания окружающего мира (образная память, образное мышление). При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе.

Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы. Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями обучения.

Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены на дошкольной ступени: -        обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 -        развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-        формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

-        развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

 -        приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; на ступени начальной и средней школы:

-        готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); -        желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

-        инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:

-        совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания;

 -        осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними. Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни. В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся. Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром.

 Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом. Очень многие первоклассники испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6–7 годам ребёнок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Известный российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких считает, что достаточно частой причиной возникновения трудностей обучения письму стала ситуация, связанная с очень ранним обучением ребёнка (до 5 лет). Причём обучение письму ведётся практически по программе 1-го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному письму, используя прописи для первоклассников. Неадекватность требований при сверхраннем обучении письму создаёт условия для постоянного ожидания неудачи, ощущения тревоги, страха очередной ошибки. Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность письма при обучении в школе практически не удаётся. Однако надо отметить, что в 5-6! летнем возрасте у детей возникает потребность в письме. Ребёнок пытается написать своё имя, фамилию, подписать свои рисунки, писать записки и даже сочинять собственные истории, сказки и т. п. Именно такое письмо является началом формирования письменной речи, развитие которой искусственно прерывается при обучении курсивному письму. Поэтому в 5–6 лет ребёнка желательно учить писать печатными буквами. При подготовке детей к письму рисование является превосходной тренировкой графических умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать рисовать как можно больше и хорошими карандашами.

Для успешного осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы: -       взаимопосещение занятий учителями и воспитателями, анализ дидактических мероприятий;

-       индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми; -       изучение личных дел, карт развития, диагностических материалов развития ребёнка;

-       совместный анализ деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе.

Сложный блок работы учителя - родительские ожидания. Сколько родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком-либо инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье. Следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с ребёнком дома, помогайте к словам-предметам подбирать слова-признаки, это делает речь более выразительной. Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу; учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их ребёнка. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования — важный этап преемственности детского сада и школы. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...