Главные вкладки

    План по самообразованию "Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений"
    методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Татаурова Надежда Ивановна

    Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений .
    Период работы  – два  года ( 2015-2017г.)
    Возраст детей – старшая и подготовительная группы.

    Цель :1. Повышение своего профессионального уровня.

                2. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме

    самообразования ( пространственное мышление и графические умения у детей дошкольного возраста).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx38.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №20»

    План по самообразованию

    Воспитатель - Татаурова Надежда Ивановна

    __  2 года___        __не имеет____

    (стаж работы)        ( кв.категория)

    Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений

    (название темы)

    2015-2017

    (учебный год)

    Старшая, подготовительная.

    (возрастная группа)

    Г. Ухта

    Тема: Развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений .
    Период работы  – два  года ( 2015-2017г.)
    Возраст детей – старшая и подготовительная группы.

    Цель :1. Повышение своего профессионального уровня.

                2. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме

    самообразования ( пространственное мышление и графические умения у детей дошкольного возраста).

    Задание: 

    1. Сбор материала по работе в педагогической деятельности: развитие у детей дошкольного возраста пространственного мышления и графических умений.
    2. Подбор литературы.

     3.  Формирование опыта по теме.

    Подготовительный этап.

    - Определить перспективность и практическую значимость воспитательно-образовательного процесса

    - Формулировка темы (создание педагогических  условий)

    - Выделение проблемы и целевой установки с учетом возрастных особенностей.

    - Подбор  литературы.

    - Консультации.

    - Занятия.

    - Составление плана

    - Формирование у ребенка знаний до уровня, соответствующего возрастным возможностям.

    Теоретический план.
    Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

    Изучение методической литературы по теме:

    1. М.А. Габова «Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей 6-7 лет»

    2. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста"

    3. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

     Содержание учебного материала технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей строится на основе интеграции знаний из различных областей: математики, графики, конструирования, искусства, техники, истории. При построении содержания учитывались закономерности психического развития детей старшего дошкольного возраста и положения дошкольной дидактики.

    При этом обеспечивается постепенный переход от форм деятельности с относительно свободной структурой, требующих от ребенка самостоятельного выбора (игра, конструирование, моделирование, экспериментирование), к формам деятельности с жесткой структурой (учебная, трудовая).

    Технология развития пространственного мышления и графических умений у детей предполагает три этапа, под руководством взрослого и по образцу взрослого дети постепенно переходят к самостоятельной творческой деятельности по созданию и преобразованию графической информации. Такое поэтапное построение технологии соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста в усвоении учебного материала.

     1 этап работы. Пробудить интерес ребёнка к графической деятельности, или Страна Графика и ее жители.

    Цель: Способствовать развитию интереса детей к деятельности с графическими изображениями.

               Задачи: 

    • Обогащать и систематизировать у детей представления о геометрических фигурах и основных пространственных направлениях.
    • Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве по основным пространственным направлениям.
    • Формировать представления о точке и линии как о средствах языка графики.
    • Развивать умения детей декодировать графические изображения, анализировать их графический состав.
    • Способствовать освоению детьми умений применять графические инструменты для построения простых графических изображений.

    Материалы для работы:

    - карандаши, ручки, фломастеры, маркеры;

    -линейки, трафареты, циркуль, лекала;

    -листы бумаги6 нелинованной и клетчатой;

    -цветная бумага или картон (для изготовления моделей геометрических фигур).

    -разнообразные графические изображения4

    -геометрические конструкторы («Танграм», « Пифагор» и т.д.)

    -пособия В.В. Воскобовича «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор».

    2 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и плоскостными объектами, или Путешествия с Квадругом.

    Цель: Обеспечивать накопление опыта детей в деятельности по освоению способов декодирования и кодирования графической информации о плоскостных объектах.

    Задачи: 

    • Совершенствовать умения детей ориентироваться в двухмерном пространстве по основным пространственным направлениям.
    • Обогащать и систематизировать представления детей о плоскостных геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
    • Способствовать освоению детьми способов построения графических изображений геометрических фигур.
    • Совершенствовать умения детей читать графические изображения объектов, выделять форму и пространственное расположение предметов и их частей.
    • Развивать конструктивные умения детей в действиях с графическими изображениями: разбиение фигур на части, воссоздание фигур из частей, преобразование формы фигур.

    3 этап работы. Развить умение у детей оперировать графической информацией, и трёхмерными объектами, или Приключения в Области Стерео.

    Цель: Содействовать освоению детьми способов декодирования, кодирования и преобразования грамматической инфекции о трёхмерных объектах. Развивать самостоятельность и творческую активность детей в совместной деятельности по декодирования, кодированию и преобразованию графической информации в разных видах деятельности.

    Задачи:

    • Формировать у детей представления о геометрических телах, их элементах и свойствах.
    • Совершенствовать представления о трёхмерных объектах в практической деятельности.
    • Способствовать развитию умений детей читать разнообразные графические изображения трёхмерных объектов, использовать их в практической деятельности (конструирование, моделирование).
    • Формировать представления о проекциях объёмных предметов, обеспечивать освоение детьми способов изображения геометрических тел и трёхмерных объектов в одной, двух трех плоскостях проекций.
    • Развивать умения детей преобразовывать графические изображения в соответствии с изменением конструкций, моделей.
    • Развивать умения детей преобразовывать конструкций, модели а соответствии с изменением графических изображений.
    • Содействовать развитию самостоятельности и творческой активности детей в деятельности с графическими изображениями объектов.

    Содержание деятельности

    Форма отчетности

    Срок проведения

    Изучение методической литературы по данной теме.

    Разработка перспективного плана на старшую и подготовительную группы по технологии развития пространственного мышления и графических умений у детей дошкольного возраста.

    Проведение диагностики, с учетом соответствия уровня сложности заданий индивидуальным особенностям ребенка.

    Разработка (составление) конспектов занятий

    Консультация для воспитателей по теме самообразования

    Открытое занятие

    Отчет по теме образования

    Работа с детьми

    Формирование у детей представлений и умений:

    1. Разновидности графических изображений: географическая карта, план, чертеж, наглядное изображение, рисунок, развёртка, схема.
    2. Чартерные инструменты: линейки, шаблоны, трафареты, карандаши, циркули, ножницы.
    3. Виды линий: по толщине, по форме, по назначению.
    4. Геометрические фигуры. Их элементы, свойства и изображения.
    5. Симметрии в окружающем мире.
    6. Геометрические тела: шар, куб, конус, цилиндр, призму, пирамида.
    7. Моделирование и конструирование на основе графических изображений.
    8. Проекции. Чертежи в двух и трех видах.

    Работа с родителями

    Консультация для родителей «Значение развития у детей пространственного мышления и графических умений».

    Выставка работ

    Список литературы

    Наличие плана

    Наличие диагностической методики.

    Наличие конспектов

    Наличие консультации

    Наличие конспекта занятия.

    Наличие консультации

    Наличие работ

    В течение 2015-2017года

    Сентябрь 2015г.

    Сентябрь, апрель 2015-2016г.,2017г.

    октябрь-ноябрь 2015г.

    февраль 2016г,

    март 2017г.

    март 2016г. Апрель 2017г.

    Май 2016г., 2017г.

    в течении 2015-2017г.

    Январь 2016г.,

    Ноябрь 2016г.

    Март 2016г., 2017г.

    Учебно-тематический

     план. 2015-2016

    Сентябрь

    Диагностика

    Диагностика включает задания комплексного характера. Проводится в начале обучения детей, на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности.

    Октябрь

    Первая игра-встреча: знакомство с обобщенным образом- Линиточка.

    Вторая игра-встреча

    Дети устанавливают, что графические изображения состоят из точек и линий. Рассматривают разнообразные графические изображения (карты, планы, схемы, чертежи, рисунки, наглядные изображения плоских и объёмных объектов), выделяются из них точки и линии. Знакомятся с чертежно-графическими инструментами: линейкой, циркулем, шаблонами, трафаретами, карандашом, мелом, фломастером, а также с правилами работы с ними.

    Лениточка учит детей построению различных линий от руки и при помощи графических инструментов на нелинованной бумаге. Дети осваивают понятия «клетка», «сторона клетки», диагональ и учатся строить линии на клетчатой бумаге, ориентироваться на плоскости листа. Дети строят прямые, кривые, ломаные линии. Дети самостоятельно строят графы-загадки.

    Ноябрь

    Третья игра-встреча

    Четвертая игра-встреча.

    Дети знакомятся с фигурами которые можно создать при помощи линий и точек: прямая, отрезок, луч, угол, ломанная, многоугольники. Линиточка помогает выделять основные элементы фигур. Дети анализируют графические изображения фигур, выделяют фигуры и их части на графических изображениях плоскостных объектов.

    Знакомство детей с Игровизором, Геоконтом. Дети создают графические изображения по образцу. При работе с Геоконтом дети читают графические изображения и создают «линии» из резиной, соединяя их «Точками»- гвоздиками. Продолжается работа с различными геометрическим конструкторами, выкладываются изображения по расчленённому и частично расчленённому образцу.

    Декабрь

    Первая игра-встреча с Квадругом.

    Вторая игра-встреча.

    Знакомятся с Квадругом, дети читают его графическое изображение , выделяя составные части-геометрические фигуры, их элементы и свойства, повторяя геометрическую терминологию. Дети создают графическое изображение из частей-геометрических фигур. При создании изображения используются графические инструменты (трафареты). Рассматривая традиционные орнаменты Коми, дети знакомятся с принципом переносной симметрии, используют его при чтении и создании изображения.

    Знакомство с жителями геометрической тайги, дети вспоминают обитателей леса, анализируют геометрическую форму частей тела животных и графический состав изображений, классифицируют геометрические фигуры по форме, читают графические изображения и создают свои, проявляя фантазию и творчество. При встрече с «шутками» дети знакомятся с идеей преобразований (изменений целого на основе замены формы частей). При построении изображений используется бумага в клетку, возможно применение Игровизора. Дети знакомятся с принципом поворотной симметрии, используют его при чтении и создании графических изображений.

    Январь

    Третья игра-встреча

    Ребята разгадывают тайны лесных жителей: на «загадочных картинках», состоящих из различных треугольников и четырёхугольников, выделяют изображение животного из фона.

    Более трудным является задание на составление собственной «загадочной картинки», поскольку для его выполнения требуется умение создавать образ и фон из частей, изображать различные виды геометрических фигур. Дети анализируют количественный состав изображений и их частей , пространственное расположение частей изображения, создают свои изображения по образцу и по собственному замыслу. В прямоугольном лесу, помогая лесным жителям, дети дорисовывают изображения.

    Февраль

    Четвёртая игра-встреча.

    Пятая игра-встреча

    Продолжая путешествие по геометрической тайге, дети помогают зайчишкам, найдя дух одинаковых зайцев и преобразован их в разных способах увеличения изображения по клеткам. Создавая изображения по описанию геометрической формы частей тела, дети знакомятся с лесными злодеями-ведьмой, лешим и водяным.

    Дети знакомятся с понятием зеркальной симметрии и учатся практически создавать симметричные изображения с одной и двумя осями симметрии. Проводятся опыты с вырезанными из бумаги изображениями симметричных предметов и с зеркалом. Дети находят зеркально симметричные предметы в окружающей обстановке, на рисунках. Обращается внимание детей на то, что в предмете может быть не одна ось симметрии. Среди геометрических фигур дети выделяют зеркально-симметричные.

    Март

    Шестая игра-встреча

    Седьмая игра-встреча

    Дети знакомятся с новыми героями- Марией-искусницей и Иваном-Царевичем. Спасая Марью от злых чара ведьмы, ребята следуют по карте, читают её, выбирая направление. Разделив на указанные части «Волшебный квадрат Квадруга», ребята составляют из них своих помощников на основе расчленённого и нерасчленённого образца (изображённых на платье Мартиискустницы) и по представлению.

    Обязательным является использование одновременно всех частей «Волшебного квадрата».

    Чтобы спасти Марью-искустницу от колдовских чар, нужно применить знания о симметрии, а так же умение строить симметричные,  изображения от вертикальной или горизонтальной осей. Представлены традиционные Коми орнаменты, основанные на разных принципах симметрии. Чтобы выложить изображение, потребуются два «Волшебных квадрата».

    Апрель

    Восьмая игра-встреча.

    Из двух или трёх «Волшебных квадратов» дети выкладывают по представлению дворец для Ивана и Марти и строят его изображение. Затем создают пакеты из правильных многоугольников (в технике аппликации), рассматривают различные мозаики. На основе паркета из многоугольников строят свои мозаики. Решают разнообразные задачи-головоломки с геометрическим фигурами.

    Май

    Диагностика

    Диагностика включает задания комплексного характера. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерном), так и объёмными (трёхмерный) объектами и их изображениями. Каждое задание предполагает решение двух типов задач: на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности. Оценивание результата ведётся по каждому типу задач отдельно.

    Учебно-тематический план. 2015-2016

    Сентябрь

    Диагностика

    Диагностика включает задания комплексного характера. Проводится в начале обучения детей, на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности.

    Октябрь

    Первая игра-встреча: знакомство с картой Страны Графика.

    Дети знакомятся с ее жителями (Квадругом и другими полоскими геометрическими фигурами), выделяют черты их сходства и различи. Рассматривая модели геометрических тел, дети выделяют их элементы-вершины, ребра, грани, боковую поверхность и основания. Отмечают, что гранями многогранников, являются различные многоугольники. Экспериментально выводятся некоторые свойства геометрических тел- устойчивость и неустойчивость.

    Ноябрь

    Вторая игра-встреча знакомство с землей Оборотней.

    Дети узнают, что есть еще Земля оборотней- фигур, превращающихся из плоских в объемные и наоборот. Дети знакомятся с одним из ее обитателей Двухцветным квадратом, наблюдают за его превращениями, читают схемы преобразований. После этого дети сами превращают полоски и листы бумаги в объемные фигуры, пользуясь схемами.

    Декабрь

    Третья игра-встреча Письмо от Шарубика.

    Дети получают письмо от Шарубика- Короля Области Стерео. По «Фотографии» воссоздают и словесно описывают облик Шарубика, читая его графическое изображение. Шарубик сообщает, что злой колдун стер все изображения и хочет захватить власть. От детей требуется восстановить изображения всех жителей, сконструировать самих жителей и построить дома. Шарубик просит помощи и посылает своего друга Светика, который показывает, как можно с помощью лучей света получить на плоскости изображение в виде тени.

    Январь

    Четвертая игра-встреча

    Ребята читают на планете «следы» жителей и учатся строить изображения геометрических тел способом обведения граней на плоскости. Экспериментальным путем дети выясняют, что одной проекции не достаточно для однозначного определения формы трехмерного предмета, и устанавливают необходимое их количество.

    Февраль

    Пятая игра-встреча. Тайна разверток.

    Дети находят развертку одного из многогранников и склеивают его модель.Затем ищут способ построения развертки любого геометрического тела. Из посторонних разверток конструируются разные геометрические тела. Из палочек и пластилина, детям предлагается смоделировамь многогранники.

    Март

    Шестая игра-встреча

    Дети создают дома пользуясь графическими изображениями. Перед этим рассматривают изображения различных архитектурных сооружений, определяют их форму. Задача усложняется путем изменения графических изображений. Построенные дома дети изображают на чертежах. Колдун изменяет конструкции домов и дети вносят изменения в свои чертежи.

    Апрель

    Седьмая игра-встреча.

    Дети строят план местности по словесному описанию, затем по частям собирается дворец в форме куба (используется набор (Кубики для всех) с постепенным усложнением, работа ведется по схемам. Главным условием победы является симметричность построенного графического изображения и обнаружение возможно большего количества симметричных объектов в окружающем пространстве.

    Май

    Диагностика

    Диагностика включает задания комплексного характера. При выполнении заданий детям необходимо оперировать как плоскостными (двухмерном), так и объёмными (трёхмерный) объектами и их изображениями. Каждое задание предполагает решение двух типов задач: на выявление особенностей пространственного мышления и на выявление особенностей графических умений детей, учитывая возрастные особенности. Оценивание результата ведётся по каждому типу задач отдельно.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Подготовительная группа.

    подготовительная группа Перспективное планирование по теме "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Пожарная безопасность, дорожнаябезопасность, безопасность в быту....

    Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам.

    Своевременное формирование пространственных представлений - одно из важнейших условий правильного развития ребенка....

    План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга

    План-программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с историей Санкт-ПетербургаЦель работы в средней группе по этой теме:подготовка детского сознания к формированию понятия «город, в котором мы ...

    Обобщенный опыт работы по теме "Развитие у детей дошкольного возраста пространственных ориентировок"

    Опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию у них пространственных ориентировок на занятиях, с помощью дидактических игр и в повседневной жизни....

    Методические рекомендации по теме: "Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам"

    Методические рекомендациипо теме:  «Дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентировкам»               ...

    Развитие у детей дошкольного возраста творческого мышления и самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО

    В публикации представлен опыт работы по развитию творческого мышления и самостоятельности у детей дошкольного возраста . Также создана презентация,где можно увидеть  направления и формы работы по...

    " Подвижные и дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентирам"

    Подвижные и дидактические игры в системе обучения детей дошкольного возраста пространственным ориентирам....