Методика развитие пространственных ориентировок у младших дошкольников»
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Макина Мария Алексеевна

                              План


1.Значение и сущность ориентировке в пространстве

2.Обзор психолого-педагогической литературы по теме: «Ориентировка в пространстве»; задачи

3. Пространственные понятия в различных видах деятельности

4. Дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве»

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_egorovoy.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие пространственных ориентировок у младших дошкольников»

                       

                                    План


1.Значение и сущность ориентировке в пространстве

2.Обзор психолого-педагогической литературы по теме: «Ориентировка в пространстве»; задачи

3. Пространственные понятия в различных видах деятельности

4. Дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве»

Конспекты занятий на развитие пространственной ориентировки

Литература



          1.Значение и сущность ориентировке в пространстве.

   Ориентировка в пространстве - один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки к школе. Поэтому перед воспитателем стоят задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве.

  Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

   Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблянская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблянская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».

  Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому - низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения.

  Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. «Техническая» сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось).

  Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация - переход внешнего ориентировочного действия в персептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

  Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

 2.Обзор психолого-педагогической литературы по теме: «Ориентировка в пространстве»; задачи

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М.Фидлер, Т.И.Ерофеева, В.Новикова, А.А.Столяр, Е.В.Сербина, О.М.Дьяченко, А.М.Леушина и др.

В своём учебном пособии А.А.Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».

 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе

Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей младшей группы с ориентировкой в пространстве:

- учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо - на всех занятиях и вне занятий;

- учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперёд) - сзади (назад), слева (налево) - справа (направо);

- учить детей ориентироваться «на себя», иными словами ребёнок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себя» стороны справа, слева, вверху и т.д.

                            Ориентировка «на себя»

Первоначальной задачей является освоение ребёнком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умением ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».

Дети овладевают ориентировкой «на себя» в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая и левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться «на себя» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентироваться на человеке, на предметах возможны только на основе знания схемы собственного тела.

Ребёнок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов - сзади, внизу колёса, передние и задние.

Умение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах позволит ребёнку овладеть в дальнейшем ориентировкой не только «от себя», но от любых других объектов, от другого человека.

                                Ориентировка «от себя»

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа «Куда показывает флажок?». Дети должны отгадать, например, какое направление указывает флажок. Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

 «Необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю».

Ориентировки «на себя», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как «в», «под», «на», «за». Предлог «на» обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог «под» - с нижней стороной; предлог «в» воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта.

Освоение системы отсчета и ориентировки в пространстве АО сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

   3. Пространственные понятия в различных видах деятельности

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.

  На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, активность, аккуратность, самостоятельность, организованность, привычку к точности, сдержанность, настойчивость, целеустремленность и др.

  На занятиях по математике воспитатель использует различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ картин, подвижные игры и др.). Используется разнообразный наглядный материал: раздаточный и демонстрационный.

Очень необходимо проводить специальные физкультминутки.

Во время умывания и одевания воспитатель непринужденно разговаривает с детьми, называет части тела и лица:

- вымой нос, уши, подбородок, потри лоб;

- надень на голову платок.

4. Дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве»

На занятиях и в повседневной жизни широко используют д/п и п/у. Организуя игры вне занятий закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Детские игры математического характера позволяют не только расширить, но и расширять знания детей о пространстве.

Детские игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место детских игр в структуре занятий по формированию элементарных математических понятий определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Детские игры уместны в начале и в конце занятий.

В формировании у детей элементарных математических понятий широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения её от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Выводы

На мой взгляд воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребёнка. От воспитателя зависит многое.

Если воспитатель стремиться дать людям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут.

Литература

М.К.Сай, Е.И.Удальцова «Математика в детском саду» / Минск «Народная Асвета» 1990 /.

А.С.Метлина «Математика в детском саду» / Москва «Просвещение» 1984 /.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1988г.

А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / Москва «Просвещение» 1988 /.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 8 1988 г.

В.В.Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»

Л.А.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» / Москва «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников.

Перспективный план работы по развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста - младшая группа...

Методика развития временных ориентировок у младших дошкольников»

                                            План:Введение1. Развитие у детей ориент...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ».

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»....

Роль игровых приемов в развитии временных ориентировок у младших дошкольников

РОль игровых приемов в розвитии временных ориентировок у младших дошкольников...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Конспект занятия по развитию пространственной ориентации у младших дошкольников.

В конспекте отражен материал по  развитию пространственной ориентации у детей с нарушением зрения в младшей группе....

Методика развитие пространственных ориентировок у младших дошкольников

Ориентировка в пространстве - один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки к школе. Поэтому перед ...