Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством графических диктантов.
статья по математике (старшая группа)
Первые пространственные представления, ориентиры, возникают, когда ребенок только появляется на свет и делает первые, порой неуверенные, движения в сторону интересующих его объектов. Процесс освоения окружающего мира и свободное в нем ориентирование – является одним из самых сложных для мозга, поскольку требует не только работы всех органов чувств – зрения, осязания, обоняния и слуха, но и физически развитого тела, способного перемещать себя в пространстве.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством графических диктантов.
Первые пространственные представления, ориентиры, возникают, когда ребенок только появляется на свет и делает первые, порой неуверенные, движения в сторону интересующих его объектов. Процесс освоения окружающего мира и свободное в нем ориентирование – является одним из самых сложных для мозга, поскольку требует не только работы всех органов чувств – зрения, осязания, обоняния и слуха, но и физически развитого тела, способного перемещать себя в пространстве.
В психолого-педагогических исследованиях таких авторов как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознании своего места в нем.
Модернизация образования на всех уровнях обозначила новые целевые ориентиры для каждой образовательной ступени. Ожидаемым результатом образования являются не столько конкретные знания, умения и навыки, сколько надпредметные новообразования, обеспечивающие успешность всех видов деятельности. Кроме того, трендом современного образования является формула «Образование длиною в жизнь». Надпредметные умения и навыки обеспечивают развитие главной способности современного человека – способности учиться.
К 5-6 годам, ребенок уже овладевает пространственными представлениями окружающих его предметов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Кроме того, дети правильно называют помещения дошкольного учреждения, ориентируются в их расположении, имеют понимание расположения об объектах на улице. Пространственные ориентировки формируются в том числе и на вербальной основе. Таким образом, у детей развиваются и закрепляются навыки ориентировки при помощи условных обозначений (указателей̆, стрелок), планов, маршрутов и схем; они учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании навыков занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (странице книги, листе бумаги, тетради и т.п.). Одним из наиболее эффективных способов является рисование по клеточкам, или графический диктант.
Графический диктант для детей 5–6 лет - это упражнение, в котором ребёнок рисует линии на бумаге, строго следуя инструкции, которую проговаривает взрослый. В результате получается картинка.
Графические диктанты помогают развивать пространственное мышление, ориентировка (умение анализировать и воспроизводить заданный графический ритм).
Темы, связанные с развитием графических навыков у детей, всегда занимают важное место в дошкольном образовании. Наблюдая за детьми в старшей группе, я обнаружила, что многие из них испытывают сложности в графических навыках. Это стало основой для выбора данной темы. В ходе наблюдения выявилось, что некоторые дети даже не уверенно держат карандаш, не видят линии и не понимают основных понятий, таких как «горизонтальная» и «вертикальная» линии. Моя задача состояла в том, чтобы подготовить детей к графическим диктантам, которые являются важным этапом подготовки к школе.
Моя работа строилась поэтапно, а именно:
- На первом этапе знакомились с клеткой: находили и обводили ее, учили обозначать верхний правый и нижний левый угол клетки, ставили жирные точки.
- На втором этапе переходили к рисованию простых горизонтальных, вертикальных и косых линий. Освоив эти элементы, дети научились соединять линии в узоры и считать количество клеточек.
- Далее появляются замкнутые фигурки, также предлагалось самостоятельно нарисовать вторую фигурку в зеркальном отображении справа (вертикально).
- После отработки данного навыка, было новое задание, зеркальное отображение внизу (горизонтально).
Графические диктанты помогают развивать пространственное мышление (умение анализировать и воспроизводить заданный графический ритм), усидчивость, внимательность, распределение внимания, и мелкую моторику. Кроме того, формируется навык работы в едином групповом темпе.
Все упражнения выполнялись нами в дружелюбной атмосфере, ведь это для взрослых графический диктант – нужная и важная вещь, а для дошкольника – это, прежде всего, игра! Для него каждая картинка – маленькое открытие. Он может разукрасить ее, а пока он это делает, мы можем поговорить с ним об особенностях нарисованных предметов, что позволит расширить кругозор ребенка и увеличит его словарный запас.
Мы также играем с детьми, когда дети сами составляют графические диктанты и диктуют их нам взрослым, и это не менее ценно.
Родители наши первые помощники. На родительском собрании мы подробно акцентировали внимание на этой теме. Мною была разработана презентация, где были показаны основные принципы работы с детьми. Родители поняли систему написания графических диктантов с детьми. Предложила родителям буклеты на тему: «Играем и пишем графический диктант».
Мы пришли к выводу, что графический диктант влияет на развитие ребёнка многопланово:
• Тренирует мелкую моторику рук дошкольника;
• Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.
• Тренирует внимание.
• Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».
• Учит ориентироваться на листе бумаги;
• Тренирует абстрактное мышление и воображение.
• Тренирует усидчивость. Задание требует доводить начатое до конца, иначе будет просто не понятно, что загадал ведущий.
• Дополнительными вопросами и заданиями можно развивать речь маленького ребенка, говоря о нарисованном предмете, изучать новые понятия.
• Значительно облегчает жизнь родителей в длительном ожидании вместе с детьми. Не требует от ведущего специальных знаний и длительной подготовки.
Используемая литература:
1. Жукова О.С. Графические диктанты/ О.С. Жукова – Москва: Издательство АСТ, 219 – 32 с.: ил. – (365 дней до школы).
2. Рахманова Е.М. «Готовимся к школе. Графические диктанты для подготовки руки к письму». Издательство: Литера, год издания: 2018, 96 стр. 3. Трясорукова Т.П. "Загадки, считалки, скороговорки для детского сада». Издательство: Феникс, 2021 г., 127 стр.
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. Практическое пособие для занятий с детьми. ФГОС. Издательство М – Книга, 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.
Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников
На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»
Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Мастер-класс на тему: «Игра на стакане, как одно из средств формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников»
Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку». Игры на с...

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению
Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...

Развитие пространственного мышления у старших дошкольников посредством игры - головоломки типа "Танграм"
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...
