Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством графических диктантов.
статья по математике (старшая группа)

Костюнина Анастасия Васильевна

        Первые пространственные представления, ориентиры, возникают, когда ребенок только появляется на свет и делает первые, порой неуверенные, движения в сторону интересующих его объектов. Процесс освоения окружающего мира и свободное в нем ориентирование – является одним из самых сложных для мозга, поскольку требует не только работы всех органов чувств – зрения, осязания, обоняния и слуха, но и физически развитого тела, способного перемещать себя в пространстве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством графических диктантов.

        Первые пространственные представления, ориентиры, возникают, когда ребенок только появляется на свет и делает первые, порой неуверенные, движения в сторону интересующих его объектов. Процесс освоения окружающего мира и свободное в нем ориентирование – является одним из самых сложных для мозга, поскольку требует не только работы всех органов чувств – зрения, осязания, обоняния и слуха, но и физически развитого тела, способного перемещать себя в пространстве.

     В психолого-педагогических исследованиях таких авторов как А.В. Белошистая, Ф.Н. Блехер, Л.С. Выготский, А.М. Леушина, С.Д. Луцковская, М. Монтессори, Т.А. Мусейибова, Т.Д. Рихтерман, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознании своего места в нем.

       Модернизация образования на всех уровнях обозначила новые целевые ориентиры для каждой образовательной ступени. Ожидаемым результатом образования являются не столько конкретные знания, умения и навыки, сколько надпредметные новообразования, обеспечивающие успешность всех видов деятельности. Кроме того, трендом современного образования является формула «Образование длиною в жизнь». Надпредметные умения и навыки обеспечивают развитие главной способности современного человека – способности учиться.

      К 5-6 годам, ребенок уже овладевает пространственными представлениями окружающих его предметов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Кроме того, дети правильно называют помещения дошкольного учреждения, ориентируются в их расположении, имеют понимание расположения об объектах на улице. Пространственные ориентировки формируются в том числе и на вербальной основе. Таким образом, у детей развиваются и закрепляются навыки ориентировки при помощи условных обозначений (указателей̆, стрелок), планов, маршрутов и схем; они учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании навыков занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (странице книги, листе бумаги, тетради и т.п.). Одним из наиболее эффективных способов является рисование по клеточкам, или графический диктант.

      Графический диктант для детей 5–6 лет - это упражнение, в котором ребёнок рисует линии на бумаге, строго следуя инструкции, которую проговаривает взрослый. В результате получается картинка. 

     Графические диктанты помогают развивать пространственное мышление, ориентировка (умение анализировать и воспроизводить заданный графический ритм).

    Темы, связанные с развитием графических навыков у детей, всегда занимают важное место в дошкольном образовании. Наблюдая за детьми в старшей группе, я обнаружила, что многие из них испытывают сложности в графических навыках. Это стало основой для выбора данной темы. В ходе наблюдения выявилось, что некоторые дети даже не уверенно держат карандаш, не видят линии и не понимают основных понятий, таких как «горизонтальная» и «вертикальная» линии. Моя задача состояла в том, чтобы подготовить детей к графическим диктантам, которые являются важным этапом подготовки к школе.

Моя работа строилась поэтапно, а именно:

  • На первом этапе знакомились с клеткой: находили и обводили ее, учили обозначать верхний правый и нижний левый угол клетки, ставили жирные точки.
  • На втором этапе переходили к рисованию простых горизонтальных, вертикальных и косых линий. Освоив эти элементы, дети научились соединять линии в узоры и считать количество клеточек.
  • Далее появляются замкнутые фигурки, также предлагалось  самостоятельно нарисовать вторую фигурку в зеркальном отображении справа (вертикально).
  • После отработки данного навыка, было новое задание, зеркальное отображение внизу (горизонтально).

      Графические диктанты помогают развивать пространственное мышление (умение анализировать и воспроизводить заданный графический ритм), усидчивость, внимательность, распределение внимания, и мелкую моторику. Кроме того, формируется навык работы в едином групповом темпе. 

         Все упражнения выполнялись нами в дружелюбной атмосфере, ведь это для взрослых графический диктант – нужная и важная вещь, а для дошкольника – это, прежде всего, игра! Для него каждая картинка – маленькое открытие. Он может разукрасить ее, а пока он это делает, мы можем поговорить с ним об особенностях нарисованных предметов, что позволит расширить кругозор ребенка и увеличит его словарный запас.

          Мы также играем с детьми, когда дети сами составляют графические диктанты и диктуют их нам   взрослым, и это не менее ценно. 

Родители наши первые помощники. На родительском собрании мы подробно акцентировали внимание на этой теме. Мною была разработана презентация, где были показаны   основные   принципы работы с детьми. Родители поняли систему написания графических диктантов с детьми. Предложила родителям буклеты на тему: «Играем и пишем графический диктант».

Мы пришли к выводу, что графический диктант влияет на развитие ребёнка многопланово:

• Тренирует мелкую моторику рук дошкольника;

• Учит ребенка сосредотачиваться на конкретном задании.

• Тренирует внимание.

• Учит ребенка запоминать понятия «лево» и «право».

• Учит ориентироваться на листе бумаги;

• Тренирует абстрактное мышление и воображение.

• Тренирует усидчивость. Задание требует доводить начатое до конца, иначе будет просто не понятно, что загадал ведущий.

• Дополнительными вопросами и заданиями можно развивать речь маленького ребенка, говоря о нарисованном предмете, изучать новые понятия.

• Значительно облегчает жизнь родителей в длительном ожидании вместе с детьми. Не требует от ведущего специальных знаний и длительной подготовки.

                                   Используемая литература:

1. Жукова О.С. Графические диктанты/ О.С. Жукова – Москва: Издательство АСТ, 219 – 32 с.: ил. – (365 дней до школы).

2. Рахманова Е.М. «Готовимся к школе. Графические диктанты для подготовки руки к письму». Издательство: Литера, год издания: 2018, 96 стр. 3. Трясорукова Т.П. "Загадки, считалки, скороговорки для детского сада». Издательство: Феникс, 2021 г., 127 стр.

4. Голубь В.Т. Графические диктанты. Практическое пособие для занятий с детьми. ФГОС. Издательство М – Книга, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Мастер-класс на тему: «Игра на стакане, как одно из средств формирования пространственной ориентировки у старших дошкольников»

Каждый из нас занимаясь с детьми ставит перед собой цель, как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую –то «изюминку».  Игры на с...

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...

Развитие пространственного мышления у старших дошкольников посредством игры - головоломки типа "Танграм"

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время оче...