Роль игровых приемов в развитии временных ориентировок у младших дошкольников
презентация к уроку по математике (средняя группа) на тему

Кондратова Екатерина Андреевна

РОль игровых приемов в розвитии временных ориентировок у младших дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль игровых приемов в развитии временных ориентировок у младших дошкольников

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Слайд 3

Объект исследования : проблема развития временных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования : процесс формирования ориентировки во времени у младших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие временных ориентировок будет более эффективным, если при работе с детьми использовать игровые приемы. Цель исследования : развитие временных ориентировок у детей дошкольного возраста через использование игровых приемов обучения

Слайд 4

Задачи исследования: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы, проанализировать литературу. 2. Рассмотреть игровую деятельность как средство развития временных ориентировок у младших дошкольников. 3. Разработать и провести систему игр по развитию временных ориентировок у младших дошкольников. 4. Сравнить эффективность использования игровых приемов обучения в развитии временных ориентировок у младших дошкольников.

Слайд 5

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме: наблюдение за игровой деятельностью детей, Эксперименты (констатирующий, формирующий, контрольный) анализ полученных результатов.

Слайд 6

Экспериментальная база исследования:

Слайд 7

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредственно , через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения в силу их относительного характера. Что означают , слова «утро» — «день», «вечер» — «ночь». При тождественности значений этих временных обозначений, конкретный момент реальности, на который они указывают, непрерывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.

Слайд 8

МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЧАСТЯМИ СУТОК Рассматривание иллюстраций с разнообразной деятельностью детей, взрослых, животных, характерной для каждой из частей суток, Показ объективных показателей, символизирующих время (положение солнца, луны степень освещенности земли, цвет неба и др.). Наблюдения за явлениями природы. Использование карточек с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Все четыре карточки следует показывать детям одновременно и рассматривать, чем они отличаются.

Слайд 9

6. Цветовой символ как условный знак носителя определенной информации. 7. Цветные знаки используются как раздаточный материал: определяя, в какую часть суток это бывает, поднимается соответствующий знак. 8. по закреплению знаний о последовательности частей суток используются цветные знаки . 9. Предлогать детям сложить карточки -знаки частей суток и назвать все это время одним словом.

Слайд 10

Модели при ознакомлении с частями суток младших дошкольников Линейные модели суток круговые модели суток утро день вечер ночь

Слайд 11

Игровая деятельность как средство развития временных ориентировок младших дошкольников Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Слайд 12

Классификация игр ( авт.П.Ф.Лесгафт ) Имитационные (подражательные) Подвижные (игры с правилами) Классификация игр ( авт.Н.К.Крупская ) Игры, придуманные самими детьми (творческие) Игры, придуманные взрослыми (игры с правилами)

Слайд 13

Классификация игр (авт. С.Л.Новоселова) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей), - самостоятельные игры: игры, возникающие по инициативе взрослого, который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями: игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные), традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым ). игры обучающие: -дидактические, -сюжетно-дидактические, -подвижные; досуговые игры: -игры-забавы, -игры-развлечения, -интеллектуальные, -празднично-карнавальные, -театрально-постановочные ; игра-экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: - сюжетно-отобразительные , -сюжетно-ролевые, -режиссерские, -театрализованные;

Слайд 14

Компоненты дидактической игры Обучающая (дидактическая ) задача- основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные . Правила- обеспечивают реализацию игрового содержания Игровые действия- это способы проявления активнос­ти ребенка в игровых целях

Слайд 15

Структура дидактических игр ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ПРАВИЛА ИГРЫ ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИТОГ ИГРЫ

Слайд 16

месяц Февраль март Задачи программные Расширять представления детей о частях суток. Определять характерные особенности, последовательности(утро-день -вечер -ночь). Виды дид.игры «А что потом?», «Что наступило», «Назови все части суток», «Назови пропущенное слово», «Что мы делаем?», «Что ты сейчас делаешь?», «Части суток», «Что покажет солнышко», «Назови соседей утра?». «Детский сад», «Исправь ошибки», «Когда это бывает?», «Что за чем?», « Разложи по порядку», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Солнышко и лучики» методы Практические, наглядные, словесные, игровые. Практические, наглядные, словесные, игровые. средства Карточки с изображением частей суток; модель часов с изображением объективных показателей частей суток (положение солнца, цвет неба) 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток, мяч, картинки с деятельностью детей, Работа с родителями Выставка пособий для игр, беседа, открытое занятие. Выставка памяток, папки передвижки Перспективный план работы

Слайд 17

Был проведен комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей среднего дошкольного возраста и дал такие результаты. Показатели уровня констатирующего и контрольного экспериментов: Исследования показали, что формирование представлений о времени у младших дошкольников должно осуществляться с помощью широкого использования игровых, наглядных и практических методов, и на основе выполнения детьми различных действий с реальными предметами и их символами.

Слайд 18

Заключение Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы для развития навыков самообслуживания и словообразования дошкольников

На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка. В последнее время возросл...

Методика развития временных ориентировок у младших дошкольников»

                                            План:Введение1. Развитие у детей ориент...

Методика развитие пространственных ориентировок у младших дошкольников»

                            План1.Значение и сущность ориентировке в пространстве2.Обзор психолого-педагогической литератур...

«Роль игровых приемов в развитии временных ориентировок у детей 5 - го года жизни»

Процесс формирования представлений о времени у дошкольников будет успешным в том случае, если работа с детьми осуществляется в строгой последовательности с использованием разнообразных методов и прием...

"Применение игровой технологии в развитии временных ориентировок у детей 5 - го года жизни"

Именно игровая технология позволяет ребёнку быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, ло...

Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников

Роль дидактической игры в развитии временных представлений у старших дошкольников...

Методика развитие пространственных ориентировок у младших дошкольников

Ориентировка в пространстве - один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки к школе. Поэтому перед ...