Методическая разработка интегрированного занятия по образовательной области "Познание" "У елочки в гостях"
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Осипенко Галина Владимировна

Данное занятие связано с формированием у детей старшей группы элементарных математических представлений: счет до 10, формирование понятий "больше", "меньше", "выше" и "ниже". Используется в ходе занятия много материала по окружающей среде, воспитанию любви к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_elochki_v_gostyah.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №66 «Детский сад комбинированного вида»

   

                Методическая разработка интегрированного занятия

                                            для детей старшей группы                                                                        

                            по образовательной области «Познание»

                                           «У елочки в гостях»

                             Составила: Осипенко Галина Владимировна,

                                                    воспитатель высшей категории

                                                  Кемерово,  2016

                                        Пояснительная записка

       Математика – это один из наиболее сложных предметов обучения. При развитии математических знаний можно видеть, что не всегда и не все дети могут усвоить эти знания. И одно из средств, которое поможет облегчить этот процесс – занятие-игра.

        Перед вами методическая разработка «У елочки в гостях», конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Данный материал актуален и будет полезен для воспитателей средней и старшей группы. Этот конспект демонстрирует, как развивать лучше у детей внимание, мышление, память и воображение, формировать умение  различать понятия: «выше», «ниже», «слева», «справа», закреплять навыки счета до 10,  умение  решать арифметические задачи. Используются продуктивные методы обучения: проблемное изложение и частично-поисковый метод. Способы организации деятельности: коллективный и индивидуальный.

Цель:

- содействие формированию первоначального понятия о Родине,

- расширение знаний детей об окружающем мире: лесе, деревьях, птицах,

- способствование проявлению интереса к родному краю-Сибири (Кузбассу),

- воспитание чувства гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. познакомить детей с понятием «Родина»,
  2. формировать положительное отношение к природным объектам, стремление беречь, защищать все живое,
  3. закрепить умение считать до десяти, сравнивать предметы,
  4. обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия,
  5. развивать связанную монологическую и диалогическую речь,
  6. способствовать формированию у детей чувства гордости за свою малую Родину.

Подготовительная работа:

путешествие по экологической тропе, определение видов деревьев по коре, веткам, семенам, вождение хоровода на улице вокруг елки, пение песенки «В лесу родилась елочка», нахождение и вырезание картинок с изображением зимней природы.

Демонстрационный материал:

картинки зимней природы, карта мира, еловый лес, изготовленный из подручного материала (картона, фанеры, поролона и другого), корзина с еловыми шишками, карточки с цифрами от 1 до 5, цветные карандаши, бумага.

                                      Ход занятия:

Разминка.

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга.  Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Катенька (Ванечка) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

     (  Дети  после игры  останавливаются  у карты мира, висящей на стене.)

Воспитатель. Дети, вы знаете, как называется страна, в которой мы живем?

Дети.  Да. Россия.

Воспитатель.  Верно. Россия -  очень большая страна. (Показывает на карте.)  В нижней части карты юг России, там почти всегда тепло и светит солнце. В верхней части карты – северная территория, здесь холодный суровый климат, в  течение многих месяцев земля покрыта снегом и дуют ледяные ветры.  А где живем мы с вами?

 Дети. В Сибири, в Кузбассе, в Кемерово.

                                      Мотивация.

Воспитатель. У нас в Сибири тоже зима бывает  холодная, длится она целых три месяца. А вы знаете, как называются зимние месяцы? (Декабрь, январь и февраль.) Незнайка мне  тут шепчет, что из-за морозов все  птицы улетели в теплые края. Прав ли Незнайка? (Ответы детей.) Вы знаете, мы с вами вчера насыпали зерна в кормушку, а сегодня я иду и вижу: там сидит незнакомая птица. Клюв у нее крупный, на клещи похож.  Как вы думаете, что это за птица? (Показывает картинку с изображением клеста.)

Дети. Клест.

Воспитатель. А чем он питается?

Дети. Семенами еловых шишек.            

Воспитатель. Зачем же клесту такой клюв?

Дети. Клюв такой клесту нужен, чтобы  доставать семена.

Воспитатель. А знаете, что мне клест сказал?

Дети. Нет.

Воспитатель. Клест мне сказал, что он прилетел по просьбе своей любимой елки из леса письмо передать в старшую группу.  Это ведь нам?

Дети. Да.

Воспитатель. Так давайте его прочтем. (Открывает  конверт и  достает письмо. Читает  вслух.) «Дорогие дети! Помогите мне и моим сестрам-елочкам! Ведь нас могут срубить к Новому году, потому что все хотят дома поставить елочку. А нам так хочется вырасти, стать большими елями, чтобы добрые люди любовались нашими шишками и ветками, вдыхали аромат хвои. Ой, боюсь, боюсь, боюсь!!!!»

Воспитатель. Посмотрите, дети, у нас в группе тоже есть елочка.  Давайте пойдем к ней в гости, поздороваемся   и попросим передать привет от нас ее лесной сестрице.  (Дети подходят к елке,  здороваются с ней, просят передать привет  сестричке  из леса. Затем дети  садятся на стульчики. )

Воспитатель. Хотите помочь лесной елочке?

Дети. Да!

Елочка.  Я рада, что у меня и моей лесной сестрички появились такие друзья, как вы. А вы знаете, с кем мы еще дружим?

 Дидактическая игра «С кем дружит ель?»

Дети называют растения, которые растут рядом с елью, и животных, использующих  хвою и семена этого дерева.

Затем проводится игра «Назови признаки предмета». 

Дети подбирают прилагательные к  слову «елка».

Елка – высокая, большая, пышная, нарядная, зеленая.

После этого водят вокруг ели хоровод и поют песню «В лесу родилась елочка».

Воспитатель.  Ой, детки, смотрите: под елкой корзинка стоит, и наш Незнайка рядом сидит. Наверное, что-то мне хочет сказать. (Воспитатель наклоняется к Незнайке.) Да, Незнайка мне сказал, что это подарок от лесной елочки.  Она нам в корзинке много шишек прислала. Давайте сосчитаем сколько их.

Проводится игра «Веселый счет».

Дети считают шишки в корзине.  Их оказывается десять. Дети по два человека  считают их по порядку до десяти и обратно, докладывая и убирая шишки.

Воспитатель.  Дети, посмотрите, а возле нашей большой елочки появились маленькие.

                          У ели на опушке до небес макушка,

                          Слушает, молчит, смотрит на внучат.

                          А внучата-елочки, тонкие иголочки,

                          У лесных ворот водят хоровод.

                          (И.Токмакова.)      

Возле некоторых елочек  лежат карточки с цифрами 1,2,3,4,5. Расставьте елочки по порядку. Что же вы увидели?  (Дети берут в руки елочки и показывают, что каждая елочка выше или ниже  другой,  рядом стоящей: например, вторая выше, чем первая и т.д.)

Воспитатель.    Елочка, скоро праздник Новый год.  Дети принесли для тебя елочные игрушки, хотят тебя украсить.  (Дети развешивают на ветках дерева игрушки.)  

Елочка. Спасибо! А у меня для вас подарок тоже есть - воздух, напоенный ароматом хвои.  (Брызгает несколько раз  хвойным освежителем воздуха.)  

Проводится дыхательная гимнастика.

 Дети встают вокруг елки, медленно поднимают, а затем опускают руки, глубоко вдыхают  воздух через нос, а выдыхают через рот.    

Воспитатель. Как легко и приятно дышится рядом с елью! Это дерево дарит нам здоровье и радует нас своей красотой в любое время года. Елочка, хорошо у тебя в гостях. Но дети к тебе пришли в гости не просто так. Они хотят помочь лесным елочкам, которые могут погибнуть  накануне Нового года, потому что их могут срубить.  Дети хотят нарисовать листовки, что рубить деревья нельзя.

  (Дети рассаживаются за столы и рисуют листовки.  После того, как листовки нарисованы,  отбираются лучшие работы на выставку рисунков. )

Воспитатель. (После обсуждения рисунков.) Дети, а вы помните, есть ли на территории нашего детского сада елки?

Дети. Да! Возле сарайчика.

Воспитатель. Давайте ей тоже поможем, когда отправимся на прогулку. Отряхнем снег с веток, чтобы они не сломались. А также подгребем снег поближе к стволу и утопчем, чтобы корни у елки не замерзли. Согласны?  Дети. Да.

           (Дети отправляются на прогулку.)

                                          Список  литературы:

  1. Аникеева В.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
  2. Крылова Н.М. Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада. – СПб.: Образовательные проекты, Агенство образовательного сотрудничества, 2013.
  3. Матюшкин М.А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 2002.

Печерога  А.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ВАКО, 2010.

                                           Анализ.

            Я считаю, что планомерная работа на протяжении занятия по развитию  интереса к формированию элементарных математических представлений приводит не только к улучшению знаний детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе. Шаг за шагом ребенок накапливает опыт, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. Об эффективности разработанных мною занятий свидетельствует положительная динамика в мониторингах и тестах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного занятия "Семья"

Аннотация Данная методическая разработка посвящается проблеме нравственного  воспитания детей среднего дошкольного возраста через раскрытие понятия  «семья ».  Помог...

Методическая разработка cовместной музыкальной досуговой образовательной деятельности по теме: «В гости к Зимушке - Зиме»

Досуг "В гости к Зимушке-Зиме" был проведён с детьми младшей группы на базе другого детского сада в рамках районного конкурса педагогического мастерства "Любовь. Забота. Красота". Досуг проводился в з...

Методическая разработка интегрированного занятия с детьми ясельной группы «В гостях у Мишутки»

: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образовательных учреждений....

Методическая разработка интегрированного занятия с детьми ясельной группы «В гостях у Мишутки»

Цель занятия: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образовательных ...

Методическая разработка. Интегрированное занятие, план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме "На бабушкином дворе"

Тема "На бабушкином дворе"Цель:знакомчтво сдомашними животными.Задачи:1.Образовательная(область познания):продолжать закреплять знания детей о  домашних животных,конкретизировать предст...

«Методическая разработка интегрированного занятия с детьми ясельной группы «В гостях у Мишутки»»

laquo;Методическая разработка интегрированного занятия с детьми ясельной группы «В гостях у Мишутки»»...