«Путешествие в страну математических чудес»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Гришина Галина Николаевна

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур. Задачи: 1 Образовательная: закреплять умение последовательно называть дни недели; называть «соседей» числа, закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры. . 2. Развивающая: развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. 3. Воспитательная: воспитывать в детях дружескую взаимопомощь к волшебным героям. Предварительная работа: закрепление знаний о геометрических фигурах; счет до 10 и обратно; строительство корабля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский Сад №57 «Радуга» Старооскольского округа

 

 Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе№3 «Почемучки» с учетом ФГОС

«Путешествие в страну математических чудес»

Воспитатель: Гришина Г.Н.

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе№3 «Почемучки» с учетом ФГОС

«Путешествие в страну математических чудес»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие .

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.

Задачи:

Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры; упражнять в решении задач, в счѐте предметов.

Развивающая: развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, умение быстро ориентироваться в ситуации.

Воспитывающая: воспитывать культуру поведения, умение слушать друг друга, не перебивая, развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своѐ мнение.

Предварительная работа: закрепление знаний о геометрических фигурах; счет до 10 и обратно; строительство корабля.

 Форма организации учебной деятельности: групповая.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально – художественная.

 Методы работы: проблемный, стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуаций занимательности, создание ситуаций успеха, познавательные игры). 

Оборудование: корабль, мяч, микрофон, ноутбук; геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами, листы бумаги, карандаши, цветные камни, мешочки.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами отправимся в путешествие по морю. Только для этого нам нужно построить корабль. (строится корабль из заранее приготовленных атрибутов).

(Дети садятся в корабль. Звучит фонограмма «шум моря и чаек») Воспитатель: ребята, смотрите, к нам подплыла бутылка с каким- то посланием. Вам интересно кто его написал? Давайте посмотрим на волшебный экран.

Слайд №1 – Царь Ноль Воспитатель: дети, давайте прочитаем, что он написал.

Запись: Здравствуйте, ребята, я правитель далекой сказочной страны «Математика» - Царь Ноль. Моя прекрасная страна состоит из небольших

островов, на каждом из этих островов живут сказочные обитатели – волшебники. Но вот случилась беда, они потеряли свой магический дар и на островах стали происходить беспорядки. Дорогие ребята, помогите нам пожалуйста. Выполнив все задания, вы вернете все на свои места.

Слайд №2 - Страна «Математика» Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту сказочную страну «Математика»

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие на остров? (ответы детей) Волшебники приготовили для вас интересные задания. Если вы пройдете все испытания, то в конце путешествия вас ждет сюрприз!

Воспитатель: Ребята, проходите на наш сказочный корабль и скорее поплывем к приключениям. Царь Ноль уже ждет нас!

Слайд № 4 – остров «Угадай – ка» Воспитатель: а вот и первый наш остров, он называется «Угадай-ка».

Воспитатель: Волшебники этого острова очень любят играть в математические игры с разноцветными самоцветами. Но так как у них пропал магический дар, они не могут посчитать свои самоцветы. Давайте поможем волшебникам?

(дети на ковре выполняют задания)

Нам нужно из мешочка достать столько самоцветов, чтобы было меньше пяти, но больше 3 и положить в сундук.

Воспитатель: сколько самоцветов вы достали? (4)

Воспитатель: а теперь достаньте из мешочка на 2 больше, чем достали в первый раз.

Следующее задание от волшебников: Какая цифра должна стоять вместо вопросительного знака? (дети подходят к мольберту)

1234? 678910 12? 4567? 910 10987? 5432?

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами помогли волшебникам этого острова, а теперь садимся в корабль и отправляемся дальше.

Воспитатель: Путешествие наше лежит вглубь страны «Математики», на пути у нас остров «Геометрические горы» (Воспитатель просит ребенка посмотреть в бинокль, не появился ли на горизонте остров)

А чтобы нам не было скучно давайте, отгадайте загадки:

•Сколько пальцев на руке?

  • Сколько углов у квадрата?
  • Сколько глаз у совы?
  • Сколько огней у светофора?
  • Сколько времѐн года?
  • Сколько ушей у двух зайцев?
  • Сколько лап у медведя?
  • Сколько хвостов у трех котов?
  • Сколько углов у круга?

Воспитатель: Вот мы и приплыли к острову «Геометрические горы» Слайд № 5- остров «Геометрические горы»

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой остров необыкновенный. Волшебники приготовили для вас геометрические фигуры. Я буду называть предмет, а вам нужно положить соответствующую фигуру, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит, выкладываем круг. А дальше думайте сами. (Дверь, огурец, крыша дома, платочек, колесо) .

Воспитатель: ребята, проверьте друг у друга правильно ли выполнили. Воспитатель: волшебники прислали счетные палочки и приготовили для вас еще одно испытание.

  • из 5 счѐтных палочек составьте два равных треугольника.
  • 2 равных квадрата из семи палочек.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием волшебников! Раздается звук грома Воспитатель: Ой ребята, иди скорее сюда. Вы слышите гром? Это наверное волшебники пошалили и погода на острове испортилась. Они обидели тучку. Давайте мы с тучкой поиграем. Развеселим ее.

Физкультминутка

Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: отправляемся дальше, на пути у нас остров «Отвечай – ка» (дети садятся в корабль, и под музыку отправляются в путь) Воспитатель: Вот мы и приплыли на остров.

Слайд № 6 остров «Отвечай – ка» Воспитатель: волшебники этого острова очень любят играть. А вы любите играть? Тогда вставайте в круг.

Воспитатель: волшебники прислали мне магический кристалл для игры. Воспитатель: игра называется: «Да» или «Нет» (я буду задавать вам вопросы и кидать магический кристалл, а вы отвечаете и возвращаете его обратно мне.)

В пустом стакане есть орехи? Снег идет летом?

У квадрата есть углы? Суп едят вилкой? Дерево выше, чем куст? Морковь бывает синяя?

Понедельник после вторника? Берлога медведя на ветке?

- А сейчас поиграем в игру «Противоположные слова». Ты низкий, а папа (высокий)

Ветка тонкая, а дерево (толстое) Река широкая, а ручей (узкий)

Стул большой, а стульчик (маленький) Вата легкая, а камень (тяжелый) Червячок короткий, а змея (длинная) Снег холодный, а чай (горячий)

Снег белый, а лимон (желтый)

Воспитатель: молодцы! Отправляемся дальше. (Звучит легкая музыка). На пути у нас остров «Узнавай – ка».

Слайд № 7 – остров «Узнавай – ка». Воспитатель: вот он, какой этот остров.

Воспитатель: Волшебники этого острова очень любят рисовать, но у них приключилась беда, карандаши вдруг потеряли цвет. Они какие? (Бесцветные)

Воспитатель: давайте поможем волшебникам их оживить! Но прежде нам необходимо размять наши пальчики. Для этого нам нужен карандаш

Пальчиковая гимнастика:

Карандаш в руках катаю Между пальчиков верчу Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

Воспитатель: А теперь приступим к работе. Первый карандаш закрасьте красным цветом, Четвертый – зелѐным, Второй – оранжевым, Пятый – голубым, Третий – жѐлтым, Шестой – синим,

Седьмой карандаш - фиолетовым (дети по легкую музыку закрашивают карандаши)

Воспитатель. Молодцы! Что у вас получилось? (радуга).

 Слайд № 8 - Радуга

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше, а на пути у нас остров «Размышляй - ка».

Слайд №9 – остров Размышляй –ка Воспитатель: посмотрите какой он красивый. Волшебники этого острова

очень любят решать логические задачи. И для вас они приготовили задание.

1. Четыре гусенка        2. яблоки в саду поспели

Гуляли в саду        Мы отведать их успели.

Один искупаться        Пять румяных налитых,

Задумал в пруду        Одно с кислинкой,

Решил с головой он        Сколько их? (6)

Под воду нырнуть        3. Вырос гриб в тени осин

А сколько гусей        Он сначала был один,

Продолжат свой путь? (3)        Тут второй грибок пробился

Рядом с первым очутился Удивляется сова:

Был один, а стало … (2)

  1. Пели песни две синицы Две подружки, две певицы. Тут одна из них пропала, Видно петь она устала. Тут подсказка не нужна Было две, теперь (одна)
  2. Пять веселых медвежат За машиной в лес спешат Но один малыш устал.

А теперь ответ найди Сколько мишек впереди?(4)

Воспитатель: молодцы ребята. Сегодня вы выручили волшебников. Надеюсь в жизни вы всегда всем будете помогать. А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте сядем в наш корабль и поплывем обратно в детский сад.

Слайд № 10. Фотография детского сада.

Дети садятся в корабль и под «шум волн и крики чаек возвращаются домой» На берегу их встречает корреспондент с микрофоном. (Воспитатель берет микрофон и “превращается” в корреспондента)

  • Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Детский мир”. Я очень рада вас всех видеть, таких довольных и счастливых!
  • Где вы были?
  • Кто живет в математической стране?
  • Какие острова вы запомнили?
  • Что вам понравилось?
  • Еще хотите побывать в этой стране?
  • Ребята, меня попросили передать вам посылку.

Воспитатель: это волшебники прислали долгожданный сюрприз.

- Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего. На память я вас сфотографирую!

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности  

Дата и место его проведения:27 апреля, группа.

Воспитатель: Захарченко Ираида Николаевна

Группа: старшая №3 «Почемучки»

Приоритетные образовательные области: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие ,художественно-зстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-зстетическое развитие   

Тема НОД: «Путешествие в страну математических чудес»

1.Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей. Цели и содержание непосредственно образовательной деятельности (НОД) соответствуют теме, комплексно-тематическому планированию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы.

На данной НОД решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур;

 Речевое развитие: развивать связную речь ,активизировать словарь по изученным математическим терминам. Называть геометрические фигуры, числительные.

 Социально-коммуникативное развитие: формировать умение играть в различные игры. Развивать сообразительность, умение решать поставленную задачу. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

 Физическое развитие: развивать общую, мелкую моторику , слуховое внимание и восприятие, зрительно – моторную координацию, зрительно – пространственное восприятие, зрительное внимание и зрительную память.

Художественно-зстетическое развитие: способствовать формированию эмоционального отношения к собственным рисункам, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкального произведения.

В ходе НОД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.

2.Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в старшей группе№3 с  группой детей и длилась 25 минут. Все санитарно – гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещѐнность соответствует нормам. Программные задачи   соответствуют программе группы, уровню развития детей данной группы, выбор  форм проведения и содержание деятельности психологически обоснованно. Занятие соответствует общим воспитательным и  развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям; реализация комплексно – тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы), реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие. Перед воспитанниками были раскрыты  четко, эмоционально  цели и задачи предстоящей деятельности.

Для создания интереса дети отправились в путешествие по морю, были введены персонажи – волшебники и король из сказочной страны «Математика», которые прислали детям различные математические задания.

Непосредственная образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении свей НОД.

В процессе деятельности была использована физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять» для снятия мышечной усталости.

3.Структура непосредственной образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре непосредственная образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать познавательный интерес.

Первая часть включала в себя организационный момент: постройка корабля, получение письма, появление персонажей, для стимуляции слухового внимания и восприятия, мотивации.

Вторая часть состояла из своеобразных этапов – выполнения заданий героев из страны «Математика», включающим в себя беседу, дидактические игры, подвижную игру, упражнение на развитие слухового восприятия, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Третья часть – итог, рефлексия.

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие. Дети проявляли   активность, внимание, реагировали ли на приёмы активизации .

4.Методы и приёмы обучения

Методы и приѐмы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами, выбор  форм проведения и содержание деятельности психологически обоснованно.

  • ходе непосредственной образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием сюрпризного момента, игр, персонажей.

Каждый этап непосредственной образовательной деятельности имел коррекционную направленность: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

  • процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность.

Для расширения и закрепления знаний детей в области математики использовались такие приемы, как ситуативный разговор, дидактические игры: «Да, нет», «Противоположные слова», физкультминутка «1,2,3,4.»

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?»)

В процессе непосредственной образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением словарного запаса детей. Побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла стимулировала   индивидуальные достижения детей, учитывала особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент ).Мой внешний вид создал рабочее  настроение на занятии, способствовал взаимопониманию, облегчал  педагогическое общение, интуитивно и сознательно выбирала те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям, целенаправленно применяла приемы вербального и невербального проявления чувств, учитывала индивидуальные и психические особенности детей при проведении занятия. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне .

5.Результативность НОД

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.

  Я считаю, что дети умеют слышать и принимать учебные задания, излагать свои мысли, выполнять задания, умеют слушать ответы товарищей и помогать им.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике с применением ИКТ Тема: «Путешествие в страну математических чудес», с самоанализом

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур. Задачи: Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры; упраж...

«Путешествие в страну математических чудес»

«Путешествие в страну математических чудес» Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур. Задачи: 1 Образовательная: закреплять умение после...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание» (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Путешествие в страну математических чудес»

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур.Задачи:Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.Раз...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТ в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математических чудес»

Конспект организованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» с применением ИКТв старшей группеТема: «Путешествие в страну математических чудес»...

НОД "Путешествие в страну математических чудес"

Провела НОД по математике на тему "Путешествие в страну математических чудес"...

конспект НОД "Путешествие в страну математических чудес"

Конспект предназначен для детей старшей группы по формированию математических представлений и конструктивных умений....