Образовательный проект "МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕРЕМОК"
проект по математике (старшая группа)

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teremok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Интегрированная

образовательная деятельность для

детей старшего дошкольного возраста

на тему:

«Математический теремок»

Подготовила и провела

воспитатель: Лошина И.В.

Москва, 2014 год

Цель: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки.

Задачи:

  • Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и учить классифицировать фигуры по разным признакам (цвет, форма).
  • Формировать умение измерять высоту предмета с помощью условной мерки.
  • Развивать умение соотносить количество предметов с цифрой, упражнять находить и называть соседей чисел.
  • Упражнять детей в количественном счете.
  • Упражнять в конструировании по рисунку, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез.
  • Через знакомство с «числовым фризом» расширить кругозор детей знаниями из разных областей окружающей деятельности.
  • Формирование творческой активности у детей.
  • Привитие художественного вкуса и любви к театральному искусству.
  • Развивать коммуникативные способности у детей, умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарища, прививать устойчивый интерес к математике.
  • Формировать нравственные качества: доброту, сопереживание, отзывчивость.

Материал и оборудование:

Декорации для представления: «Математический теремок», деревья, костюмы для героев: стражники, сказочница, лягушка, мышка, волк, лиса, медведь, шапочки для цифр, цифры от 1 до 5, музыкальный инструмент треугольник.

Раздаточный материал:

Конверты с изображением геометрических фигур, счетные палочки, схемы для работы со счетными палочками, д/и «Подбери ключик к замку», изображение теремка на каждого ребенка, математические цветы, прищепки с бабочками.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»

Ход занятия.

        

1 часть. Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, дети!

Друг к другу повернитесь

И ласково улыбнитесь.

Сегодня мы с вами попадем в страну Математики, и для этого не нужно далеко идти или ехать. Главное условие - все присутствующие должны быть внимательными, хорошо отвечать, охотно играть.

Воспитатель:

Закройте глаза, дети,

И представьте лучшую в мире,

Страну примеров и задач,

Где цифры вместе играют в мяч.

Где знак «равно» лежит,

За ним «добавить» знак бежит.

А «вычитание» сейчас,

Забрать хочет что-то у вас.

Там сестры линии живут,

Гостям задачи раздают.

Готовы к путешествию?

Дети: Да.

2 часть.

(Действие происходит в музыкальном зале – звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты» - «Ох, рано встает охрана», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина)

Из-за занавеса появляются стражники-дети.

1 стражник: Стойте, куда вы идете?

Воспитатель: Мы идем в математическую сказку.

2 стражник: Но, чтобы попасть в сказку, надо проявить смекалку: вы готовы?

Воспитатель: Конечно, готовы.

2 стражник: Шла лисичка вдоль тропинки

                      И несла грибы в корзинке

                    5 опят и 5 лисичек.

Сколько всего лиса несла грибов в корзинке?

Дети: 10 грибов!

1 стражник: Молодцы. Следующая задачка:

                     Пять щенят в футбол играли

                     Одного домой позвали

                     Он в окно глядит, считает

                     Сколько их теперь играет?

Дети: 4 щенка!

Стражники: Добро пожаловать в математическую сказку!

Открывается занавес, на сцене «Математический теремок», из него выходит сказочница.

Сказочница с поклоном:

                     Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть Вас у нас в гостях!

                     Ставьте ушки на макушке,

                     Слушайте внимательно.

                     Расскажу всем сказочку очень занимательную.

Сказочница:

                     В чистом поле теремок – теремок

                     Он не низок не высок, не высок

                     Шла лягушка из болота

                     Видит, заперты ворота

Лягушка:

                     Эй, замочек, отопрись

                     Теремочек, отворись

Сказочница:

                     Ты, лягушка, постой

                     Теремочек не простой

                     Отворит тебе он дверь

                     Ключик подбери теперь.

Лягушка поет: На двери вот такой замок, такой замок, такой замок

А кто его мне открыть бы смог, его открыть бы смог.

Сказочница: Дети, вы лягушке помогите и нужный ключик подберите.

Но для начала внимание на лягушку обратите.

Какая геометрическая фигура расположилась у нее на костюме?

Дети: Зеленый треугольник.

Воспитатель: Найдите на столе конверт с такой геометрической фигурой.

(Дети выполняют задание и проводится д/и «Подбери ключик к замку»).

Лягушка: Ой, отворили детки дверь, поселюсь я в тереме теперь. Спасибо, ребята.

Сказочница: Только свет зажгла лягушка

                        Постучалась мышь- норушка.

Мышь: Это что за теремок

               Он не низок, не высок

               Нужно смерить высоту,

                Только как, я не пойму?

Сказочница: Так, к ребятам обратись и проблемой поделись.

Мышка: Как же мне измерить высоту теремка?

Дети: С помощью условной мерки.

Мышка: Условной мерки??

Воспитатель: Ребята, а, может, мы свои знания проверим и теремок измерим.

Тогда посмотрите на мышку и скажите, какая геометрическая фигура украшает ее костюм?

Дети: Красный круг.

Воспитатель: Найдите конверт с красным кругом. Чем же мы будем измерять высоту? (условной меркой). Что будет служить нам в данном случае условной меркой?

Дети: Счетная палочка.

Проводится д/и «Сколько мерок?»

Воспитатель: Сколько условных мерок получилось?

Мышка: Все, ребята, поняла! И свой домик я тоже измерила! Мне условной меркой служила гимнастическая палка.

Лягушка: И ты, мышка, молодец. Проходи, садись в конец.

Сказочница: Поселилась мышь с лягушкой

                        С лупоглазою подружкой

                        Топят печь, зерно толкут

                        Да блины в печи пекут.

                        Вдруг стучится на рассвете

                       Петушок – горластый Петя.

Петух: Эй, откройте Петуху

              Ко – ко, – ко, Ку – ка – ре – ку!

Сказочница: Нет уж, Петя – петушок

                        Чтоб попасть в наш теремок

                        Выполни задание, пройди испытание!

Воспитатель: Тебе надо посчитать сколько предметов изображено в середине цветка и на лепесток с соответствующей цифрой посадить бабочку.

Петушок: Решать задачки я люблю,

                  Но сам, наверно, не смогу.

                  Вы, ребята, помогите,

                  И задачку мне решите.

Воспитатель: Давайте поможем Петушку выполнить задание. Но для начала скажите, какая геометрическая фигура изображена на костюме Петушка.

Дети: Желтый квадрат.

Воспитатель: Найдите конверт с желтым квадратом.

Проводится д/и «Математический цветок».

Воспитатель: А сейчас найдите соседей числа и посадите на эти лепестки еще бабочек.

Лягушка, Мышка: Так и быть. Пожалуй в дом!

                                    Веселее жить втроем!

Воспитатель: А вы, ребята, выходите,

                         И гостей развеселите!

Физкультминутка («Буги-вуги»).

Руку правую вперед, а потом ее назад

И опять ее вперед и немного потрясем

Мы танцуем Буги-вуги

Поворачиваясь в круге

И хлопаем в ладоши… (в это время воспитатель показывает цифру 5) 5 раз и т.п.

Сказочница: Вот, живут они – лягушка,

                        Петушок и Мышь – норушка

                        Притащился волк – бездомный

                        Постучался у ворот

                        Хриплым голосом поет.

Волк: Это что за теремок

            В невысоком кто живет?

Лягушка: Я – лягушка – квакушка

Мышка: Я мышь – норушка

Петушок: Я – Петушок – золотой гребешок!

Все: А ты кто?!

Волк: А я волк, зубами щелк.

Мышь: А что ты умеешь делать?

Волк: Ловить мышат, давить лягушат

Петушков потрошить.

Все: Уходи, зубастый зверь.

Мышь: Не царапай нашу дверь.

Лягушка: Крепко заперт теремок

                   На засов и на замок.

Волк: Ну, впустите же, друзья,

           Ведь добрее стану я.

Сказочница: Хорошо, сейчас проверим!

                        Может, станешь ты добрее.

Воспитатель: (Воспитатель предлагает волку создать предмет из счетных палочек),

А чтобы детям было не скучно, они тоже поиграют с тобой.

Д/и «Создай предмет из счетных палочек».

Волк: Как интересно. Ой, совсем добрым стал я, спасибо вам, моя друзья.

Герои: Заходи скорее в дом

              Будем жить мы вчетвером.

Сказочница: И живут друзья здесь дружно

                        Мышь – норушка там зерно толчет

                        А лягушка пироги печет

                        Пироги печет капустные, ох, и вкусные.

                        А в это время из-за куста

                        Появляется лиса.

Лиса: Ах. Какой красивый математический дом! Поселиться можно в нем?

           Здравствуйте, юные зрители!

           Посчитать со мной не хотите ли?

Смотрите, какие красивые числа, какие они нарядные.

Воспитатель: А ты знаешь, Лиса, иногда числа оживают.

Лиса: Как бы я хотела увидеть это!

Воспитатель: Давайте попробуем! Закрывайте глаза, сейчас будет волшебство, превращение!

Гаснет свет. Звучит музыка.

На сцену выходит Единица.

Единица: Здравствуйте! Я – число Один – Единица. Солнце на небе только одно. И Земля одна. Каждый из нас тоже только один. И мама у каждого тоже только одна-единственная.

Два: Здравствуйте! Я – число Два. Это двойка. Птицы могут летать, потому что у них есть два крыла. У человека есть две умелые руки и две ноги. Вокруг смотрят два зорких глаза, музыку слышат два уха.

Воспитатель: Покажите, где у вас уха? Где два глаза? Две руки, две брови, две ноги.

Три: Здравствуйте! Я – число Три. У треугольника три угла (показывает большой треугольник). Три – это сказочное число.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в каких сказках живет число три? Скажите, что есть у треугольника, но совсем нет у окружности?

(показывает, обводит окружность, затем показывает углы треугольника)

Воспитатель: Треугольник – это не только геометрическая фигура, это еще и музыкальный инструмент. Вы хотите услышать, как звучит треугольник?

(Цифра три играет на музыкальном треугольнике).

Четыре: Здравствуйте! Я – число Четыре. Это четверка. У каждого животного четыре ноги, у цветка сирени – четыре лепестка, у квадрата – четыре угла. И это тоже четырехугольники (показывает на коллаж из четырехугольников).

Воспитатель: А еще у нас четыре времени года. Кто может назвать времена года? Год начинается с зимы, потом весна, лето и осень.

Пять: Здравствуйте! Я – число Пять. У каждого ребенка и взрослого на руке пять пальцев (показывает ладошку). У цветка шиповника пять лепестков. На дне моря живут морские звезды. Они пятиконечные.

Шесть: Здравствуйте! Я – число Шесть. Я очень люблю смотреть, как кружатся снежинки. Ведь у каждой снежинки по шесть лучиков. А это пчелиные соты (показывает на коллаж из шестиугольных сот). В такие соты пчелы собирают мед.

Воспитатель: А я знаю насекомых, у которых шесть лапок. А вы знаете? Назовите.

Семь: Здравствуйте! Я – число Семь. Я принес вам сияние радуги. И семь нот. Ведь без нот совсем не может быть музыки (играет на музыкальном инструменте – саксофоне). А еще у волшебного цветка цветика-семицветика семь лепестков.

Лиса: А я знаю сказку, в которой живут семь маленьких человечков (гномиков).

Восемь: Здравствуйте! Я – число Восемь. У всех паучков восемь ног.

Воспитатель: Давайте все вместе нарисуем в воздухе восьмерку. Это очень «плавная цифра».

Девять: Здравствуйте! Я – число Девять. Сказки начинаются словами «В некотором царстве, в тридевятом государстве…»

Воспитатель: Лиса, посчитай по порядку. (Лиса считает)

Волк: Заходи, Лисонька, в теремок

           Будем жить мы впятером

           Но, знай, что нужно в этом доме жить всем дружно.

(Раздается рев медведя, входит медведь с коробкой за плечами).

Петух: Эй, скорей сюда, народ,

             Кто-то к нам опять идет!

Все персонажи: Это кто пришел к нам на ночь?

Медведь: Михаил!

Все персонажи: Какой?

Медведь: Иваныч.

Медведь: Я дружить с вами хочу,

                  И подарочки вручу!

(Все герои выходят из теремка).

Лягушка: Подарки я люблю.

Мышка: И я.

Петушок: И я.

Волк: И я.

Лиса: А вы любите, наши дорогие друзья?

(Медведь вручает всем подарки, и все герои выстраиваются перед теремком).

Сказочница: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Воспитатель: Вам понравилась наша игра – путешествие в математическую сказу? Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Я вами довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект совместной образовательной деятельности "Теремок"

Коррекция интелектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья,посредствамдидактических игр....

Конспект интегрированной образовательной деятельности «ТЕРЕМОК»

Задачи:Развивать умения внимательно слушать сказку.Разыгрывание сказки с помощью условных заместителей персонажей.Упражнять в чтении чертежей деталей в трех проекциях....

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности «Теремок» с использованием ИКТ

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности «Теремок»...

Игровая образовательная ситуация "Теремок"

Игра на развитие мышления,зрительной памяти, внимания, счетных умений детей 4-5 лет...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности«Теремок»

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельностиОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»(с элементами нетрадиционной техники рисования)  Тема: «Теремок»...

Кратковременная образовательная практика "Теремок"

Изготовление животных к сказке Теремок (технология оригами)...