Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»
    рабочая программа по математике на тему

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

     « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

    для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).

    Срок реализации: 1 год.

     Составитель: И.В. Бовыкина  воспитатель высшей категории «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение «Детский сад №2 «Журавушка».

    Пояснительная записка.

    Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно- образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

     Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

    Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (непосредственную образовательную деятельность), корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx35.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

     « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

    для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).

    Срок реализации: 1 год.

     Составитель: И.В. Бовыкина  воспитатель высшей категории «Каменская средняя школа Мезенского района» структурное подразделение «Детский сад №2 «Журавушка».

    Пояснительная записка.

    Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать воспитательно- образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

     Взрослыми преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Но зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат?

    Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно организовать совместную деятельность ребёнка со взрослым (непосредственную образовательную деятельность), корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

    Актуальность.

    В последнее время идёт становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирована не на развитие у детей конкретных знаний, умений и навыков, а на развитие интегративных качеств ребёнка. Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность соответствия заявленным в ФГОС принципам, в частности принципу развивающего образования, целью которого является развитие воспитанника. В связи с этим появилась необходимость заняться поисками новых форм, средств и методов, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Необходимо активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

    Огромную роль в развитии математических, интеллектуальных способностей играют интеллектуальные игры. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность. Сюжетность совместной игровой деятельности и специально подобранные игры-задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

    При реализации программы активно используются логические и арифметические задачи, загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.

    Основными принципами программы математического кружка являются:

    • природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
    • умственного развития дошкольника;
    • индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка,  так и педагога;
    • индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
    • гумманистичности:  ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

    Цель: Развитие интеллектуальных способностей детей..

    Задачи: 

    • Развивать воображение, креативность мышления ( умение гибко, оригинально мыслить)

     • Гармонично сбалансировано развивать у детей эмоционально-образное и логическое начало.

     • Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

    • Формировать базисные математические представления, речевые умения.

    • Формировать внутреннюю учебную мотивацию, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.

    • Воспитывать чувство ответственности и коллективизма.

     Направления работы:

    • Работа с детьми

    • Работа с родителями

    • Работа с педагогами

    Работа с детьми:

    • Дидактические игры

    • Математические игры и задачи

    • Развлечения

    Дидактические игры.

     Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить  упражняемость  детей в различии, выделении, названии множеств, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры и игровые упражнения способствуют развитию любознательности и умственных способностей( задачи-шутки, загадки. головоломки) .

    Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

    Математические игры и задачи. 

    Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов .Слушая условия задачи, ребенок должен быть очень внимательным , чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

    Математические развлечения.

     Все дети любят праздники и развлечения. Радостные переживания поднимают жизненный тонус ребенка, сплачивают детей, создают бодрое настроение. Развлечение строится на понятийном багаже, который уже сложился у детей. Сюжет строится на вовлечении детей в происходящее, на возможности проявления детьми эрудиции и находчивости и , конечно же, признания и достижений.

     Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. “Уголок” - это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    Работа с родителями .

    Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир .Задача педагога по данной проблеме- донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.

    • Консультации

    • Родительские собрания

    • Оформление папок- передвижек

    • Презентации

    • Математическая игротека

    • Дни открытых дверей.

     Работа с педагогами:

    • Участив в педсоветах, методобъединениях, семинарах.

    • Проведение открытых занятий.

    Условия реализации программы.

     Программа рассчитана на 1 год и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста 1 час в неделю (28 часов).  Длительность занятий – 25минут.

    Материально-техническое обеспечение.  Магнитофон, компьютер, мультимедиа.

    Дидактико-методическое оснащение.  Дидактические и настольные игры, подборка литературы со стихами, загадками, сказками, наборы геометрических фигур, счётного материала, карточек-схем, цветные карандаши и т.д..

    Формы организации кружковой деятельности.  Математическая игра, игры-путешествия, интеллектуальные и дидактические игры, игры-развлечения, эстафеты, ринг, КВН, досуг, викторина, олимпиада.

     Методы и приёмы обучения.  Практический метод, игровой метод, наглядный метод, ситуационный метод, дидактический рассказ, дискуссия, беседа, дидактические упражнения.

    Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

    1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры.
    2.  «Социально-коммуникативное развитие», где знания и умения полученные на НОД дети применяют в игровой деятельности, - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
    3. «Речевое развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
    4. «Продуктивная (конструктивная) деятельность» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.
    5.  «Художественное-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
    6. Ожидаемый результат:

      Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей (дни недели, времена года, месяцы, понятия «вчера», «сегодня», «завтра», решение математических примеров, задач, знание геометрических фигур, ориентировка в пространстве, на местности. и т.д.) , но и на развитие умственных возможностей и способностей , чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, занятие в данном кружке расширит общий кругозор ребенка, круг общения. Создаст ситуацию успеха.

    Список литературы.

    1. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009.

     2. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003.

     3. Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004.

     4. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 6-7 лет. С. – Пб,1996.

     5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004.

     6. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004.

     7. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н . Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995.

    8. Интернет- сайты.

    Календарно – тематическое планирование кружковой деятельности.

    МЕСЯЦ

    ТЕМА

    ЗАДАЧИ

    ОКТЯБРЬ

    1.Игра-путешествие «Математический поезд».

    Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания, формировать навыки коллективной работы, прививать любовь к математике.

    ОКТЯБРЬ

    2.Математическая игра «Путешествие в лес»

    Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений. Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных.
    Учить считать в пределах 10, сравнивать предметы, считать звуки в соответствии с данной цифрой. Закрепить знания детей о местоположении предметов слева и справа от объекта. Закрепить умения пользоваться приёмом поштучного сопоставления множеств для выяснения отношений больше, меньше, равно. Закрепить знания о цифрах. Развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

    ОКТЯБРЬ

    3.Игровая беседа «Сутки».

    Поговорить с детьми о времени – «сутки», «части суток», продолжать учить устанавливать различные временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом.

    Литература. Е.Н.Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2003

    ОКТЯБРЬ

    4.Сказка «Четыре лебедя».

    учить детей слушать математические сказки, правильно отвечать на вопросы, понять какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь, уметь рассказать, что произошло дальше, воспитывать интерес к познавательному развлечению, воспитывать эстетические чувства.

    Литература. Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений.  Москва 2004

    НОЯБРЬ

    5.Учимся решать логические задачки.

    Познакомить детей с интеллектуальной игрой, развивающей математические способности, продолжать учить сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по признакам, развивать логическое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность.

    НОЯБРЬ

    6.Дни недели.

    Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. 
    Продолжать учить называть дни недели. 
    Соотносить цифры с количеством предметов. 
    Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать умение решать логические задачи. 
    .

    НОЯБРЬ

    7.Графический диктант.

    Учить детей рисовать простой узор по клеткам.

    НОЯБРЬ

    8.Путешествие по сказке «Гуси-лебеди».

    Учить детей на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счёта, учить ориентироваться в пространстве, воспитывать интерес к познанию, стремление преодолеть трудности.

    ДЕКАБРЬ

    9.Игра «Весёлая неделя».

    Познакомить с понятием «дни недели», учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей.

    ДЕКАБРЬ

    10. Игра «Веселая геометрия».

    Учить детей ориентироваться на листе бумаги, формировать интерес к математике, играть в игры с г.ф., умение различать геометрические фигуры по двум признакам, получать чувство удовлетворённости, развивать воображение и мышление.

    ДЕКАБРЬ

    11.Игра-развлечение «Мы играем, мы считаем».(счетные палочки).

    Закрепить умение выполнять упражнения со счетными палочками, соотносить число с количеством предметов, составлять и решать простые задачи, умение различать геометрические фигуры по двум признакам, воспитывать у детей интерес к изучению математики через нестандартные виды деятельности.

    ДЕКАБРЬ

    12.«Украшаем ёлку».

    Учить детей ориентироваться на листе бумаги, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворённости, развивать воображение и мышление.

    ЯНВАРЬ

    13. Встреча со сказкой С. Я. Маршака «12 месяцев».

    --Учить устанавливать причинно- следственные связи.

    -- Побуждать детей к высказыванию по поводу знакомого содержания, подводить к умению решения проблемной ситуации.

    --Закрепить умение решать простые примеры на сложение и вычитание, считать в пределах 10.

    -- Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года и месяцах, используя содержание сказки.

    --Повышать познавательную активность детей за счёт привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности и сюжетности;

    --активность в устойчивой эмоциональной сфере

    --любознательность, навыки самооценки.

    --внимание, мышление, вычислительную деятельность

    -- творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

    --умение общаться и взаимодействовать с коллективом детей и взрослых при решении проблемной ситуации;

    --взаимопомощь, желание помочь сказочному герою в беде.

    14.Игровая беседа «Год. Времена года.»

    Продолжать знакомить детей с понятием год, сохранить систему, определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о порядке следования времен года друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства.

    15.Математический ринг.

    Упражнять в порядковом счёте, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства, повторить знания о геометрических фигурах, развивать умственные способности, удовлетворение от проделанной работы.

    Февраль.

    16. Задачи в стихах. Проблемные ситуации.

    Учить детей решать задачи в стихотворной форме, развивать внимание, мышление, творчество, умственные способности, воспитывать интерес к литературе, учить детей находить выход из проблемных ситуаций.

    17.Логические задачи. Проблемные ситуации.(со счетными палочками)

    Упражнять в решении логических задач, развивать внимание, мышление, любознательность, учить детей выходить из проблемных ситуаций.

    18. Графический диктант.(машина)

    Учить детей ориентироваться на листе бумаги, рисовать машину по клеткам на слух, развивать познавательную активность ребёнка и психические процессы: внимание, логическое мышление, память.

    19. Волшебный попугай.( беседа)

    Шорыгина Т.А.  Точные сказки.  Формирование временных представлений.

    МАРТ.

    20. Математическая игра «Рисуем маме».

    Закрепить навыки выполнения графического диктанта, развивать внимание, логическое мышление, умственные способности, воспитывать любовь к ближнему.

    21.Занимательная геометрия.

    Закрепить имеющиеся знания детей по данной теме. Развивать умственные способности через решение нестандартных игровых задач, развивать чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать стремление преодолевать трудности.

    22. Путешествие в страну «Математика».

    Закрепить представления детей о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления, развивать познавательную активность ребёнка и психические процессы: внимание, логическое мышление, память.

    23.Игровая беседа «Братья месяцы».(Шорыгина Т.А. Точные сказки.)

    Обратить внимание детей на то, как меняется природа в разное время года, как одеваются люди, во что играют дети, как меняется поведение животных, продолжительность дня, в зависимости от сезона, название месяцев в разное время года, последовательность месяцев. воспитывать в детях эстетические чувства.

    АПРЕЛЬ

    23. Весна пришла. Дидактическая игра.

    Закрепить знания детей о временах года (весна), их приметах, месяцах весны.Д/и «Когда это бывает». Просмотр и обсуждение  мультфильма «Уроки тетушки Совы».

    24.Игра-викторина «Полёт к Марсу».

    Закрепить знания о геометрических формах, величине предметов, упражнять в прямом и обратном счёте, развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

    25.Математический досуг «Колобок».

    Развивать творческую активность, используя сюжетно-дидактические игры, уточнить знания детей о цифрах и числах, геометрических фигурах, воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

    26.Интеллектуальная игра «Юный математик».

    Проверить умение детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, закрепить навыки счёта, учить составлять и решать математические задачи, продолжать формировать геометрические представления.

    МАЙ

    27.Путешествие в удивительный мир математики.

    Продолжать формирование мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация), развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

    28.Математическая олимпиада.

    Выявить итоговые результаты освоения программы кружка дополнительного образования «Весёлая математика».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"

    Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

    Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"

    Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....

    Рабочая программа кружка «Весёлый счёт»

    Рабочая программа кружка«Весёлый счёт»...

    Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

    Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по из...

    Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"

    Программа дополнительного образования по математике,   разработанная для детей старшей группы...

    Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»

    Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...