Главные вкладки

    Рабочая программа кружка «Весёлый счёт»
    рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему

    Колонтаева Ольга Николаевна

    Рабочая программа кружка

    «Весёлый счёт»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_kruzhok_vesyolyy_schyot.doc174.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Степановский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

    Рабочая программа кружка

    «Весёлый счёт»

    Воспитатель:Колонтаева Ольга Николаевна

                                                                                                                                                         «Математика порядок, симметрию определенность.

                                                                                                                                                                   А это важнейшие виды прекрасного».

                                                                                                    Аристотель.

     

    Детский сад – первая и очень ответственная  ступень общей системы образования. Перед педагогами  дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

    Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми  они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

    Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий,  гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.  Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

    РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

    Каждый вторник в 15.40-16.10

    Пояснительная записка

    1. Актуальность, практическая значимость, новизна и педагогическая  целесообразность программы:

    Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

    Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

    Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

    Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

    Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

    Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

    Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

    На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

    Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности.

    2.Соответствует ФГОС

    Программа разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Реализация программы ведется в соответствии с нормативно- правовыми документами:

    - Законом Российской Федерации «Об образовании»;                                                    

    - Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

    - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

    - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта   дошкольного образования».

    -Письмом  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249

    3.Цели и задачи программы

    Основные задачи программы

    • Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
    • Выработать у детей привычку максимально полно включаться в образовательную деятельность.
    • Привить любовь к конкретному предмету – математике.
    • Формирование представлений о числе и количестве:
    • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
    • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
    • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
    • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
    • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
    • Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
    • Развитие представлений о величине:
    • Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
    • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
    • Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .
    • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
    • Развитие представлений о форме:
    • Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
    • упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
    • Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
    • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
    • Развитие пространственной ориентировки:
    • Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
    • «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
    • Развитие ориентировки во времени:

    Интегрируемые образовательные области:

    «Социально –коммуникативное развитие»

    «Познавательное развитие»

    «Речевое развитие»

    «Художественно – эстетическое развитие»

    «Физическое развитие»

    Направлено на развитие общения ребенка с взрослым и сверстниками, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование позитивных установок овладению математическими представлениями.

    Включает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировки во времени и пространстве, а также овладение математической терминологией.

    Обобщение словаря ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления( больше, меньше, плюс и минус и т.д)

    Формирования грамматического строя речи;

    Диалогической речи.

    Чтение стихотворений о цифрах, частях суток, временах года;

    Отгадывание детьми загадок.

    Физкультминутки на каждом занятии.

    Основными принципами программы математического кружка являются:

    Обеспечение единства воспитательных, образовательных развивающих задач;

    индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

    активности и самостоятельности;

    соответствия  критериям полноты, необходимости и достаточности;

    Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

    4.Основные сведения о сроках реализации программы

    Программа  реализуется в 2016 – 2017 учебном году.

    5. Режим занятий

    Занятия проводятся 4 раза в месяц (начиная с  сентября).

    Общее количество часов 36 часов

    6. Возраст детей

    Возраст детей: 5 -7 лет

    7. Формы и виды контроля

    Вечер математических загадок.

    8. Ожидаемые результаты и

    способы определения их результативности

    Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

    К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

    • Знать числа второго десятка и записывать их;
    • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.
    • Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте в пределах 10;
    • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
    • Дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;.
    • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).
    • Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
    • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.
    • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями. Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели.

    Учебно-тематический план

                                                        Количество часов:  36  часов       В месяц: 4 часа  (начиная с сентября)

    Наименование тем занятий

    Всего

    часов

    Количество часов

    теория

    практика

    1

    Занятие №1  Счёт  от 1 до 10

                1

                  1

    2

    Занятие №2 Знакомство со знаками +,-

    1

    1

    3

    Занятие №3 Счёт предметов по образцу.

    1

    1

    4

    Занятие №4 Состав числа 6.

    1

    1

    5

    Занятие №5 Математические загадки.

    1

    1

    6

    Занятие №6  Дни недели.

    1

    1

    7

    Занятие №7 Измерение линейкой.

    1

    1

    8

    Занятие №8 Измерение линейкой.

    1

    1

    9

    Занятие №9 Число и цифры от 0 до 9.

    1

    1

    10

    Занятие №10 Знаки «больше» и «меньше».

    1

    1

    11

     Занятие №11 Образование числа 12.

    1

    1

    12

    Занятие №12 Отрезок.

    1

    1

    13

    Занятие №13 Образование числа 13.

    1

    1

    14

    Занятие №14 Составление примеров и задач.

    1

    1

    15

    Занятие №15 Образование числа 14.

    1

    1

    16

    Занятие №16 Счёт по образцу.

    1

    1

    17

    Занятие №17 Образование числа 15.

    1

    1

    18

    Занятие №18 Десяток и второй десяток.

    1

    1

    19

    Занятие №19 Образование числа 16

               1

                 1

    20

    Занятие №20 Составление числа 9 из двух меньших

    1

    1

    21

    Занятие №21 Образование числа 17.

    1

    1

    22

    Занятие №22 продолжение. Образование числа 17

    1

    1

    23

    Занятие №23 Образование числа 18

    1

    1

    24

    Занятие №24 Закрепление образования числа 18.Времена года.

    1

    1

    25

    Занятие №25 Образование числа 19

    1

    1

    26

    Занятие №26 Закрепление образования числа 19.

    1

    1

    27

    Занятие №27 Решение логических задач.

    1

    1

    28

    Занятие №28 Образование числа 20.

    1

    1

    29

    Занятие №29 Продолжать знакомить с образованием числа 20

    1

    1

    30

    Занятие №30 Решение арифметических задач.

    1

    1

    31

    Занятие №31 Измерение линейкой.

    1

    1

    32

    Занятие №32 Количество предметов.

    1

    1

    33.

    Занятие №33 Закрепление количества с числом.

    1

    1

    34

    Занятие №34 Решение учебных задач.

    2

    1

    1

    35.

    Занятие №35 Математические загадки.

    1

    1

    36.

    Занятие №36 Вечер математических загадок.

    1

    1

    Содержание программы

       Содержание программы соответствует познавательным возможностям  старших дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
     Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д

    Формы организации обучения:

    • Специально организованное занятие
    • Совместная работа педагога  с детьми вне занятия

    Структура занятия:

    1. Пальчиковая гимнастика
    2. Графические  упражнения  (работа в тетрадях)
    3. Физкультминутка
    4. Занимательные игры и игровые упражнения

    При анализе и оценке действий детей, обязательно нужно использовать стимулирующие работу ребенка похвалу, сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки с изображением животных, насекомых, моделей автомобилей, веселых человечков и др.

                                                                           

                                                                                  Методическое обеспечение

    Методы и приёмы:

    1. заучивание стихотворений о цифре,
    2. небольшой рассказ-беседа,
    3. рассматривание, наблюдение – «На что похожа цифра»,
    4. воссоздание из силуэтов, закрашивание только цифр,

                      Комплексно тематическое планирование кружка образовательная область «Познание» (ФЭМП)

    Месяц

    Нод

    Цели и литература

    Дата проведения занятий

    фактически

    Сентябрь

    1.Занятие №1

    Стр 14 закрепить знания о числах от 1 до 10;закрепить умение писать цифры от 1 до 10

    2.Занятие №2

    Стр 16 закрепить знание о знаках , закрепить умение писать их, продолжать учить

    пользоваться знаками + и -.

    3.Занятие №3

    Стр.19 Закрепить умение считать по образцу и названому числу.

    4.Занятие №4

    Стр 21Закрепить знания о составе числа 6.

    Октябрь

    5..Занятие №5

    Стр.23Продолжать учить отгадывать математическую загадку.

    1.Занятие №6

    Стр25 закрепить знания о днях недели, умение рисовать овалы.

    2.Занятие №7

    Стр.27 учить измерять линейкой. Записывать результат. Учить понимать задачку.

    3.Занятие №8

    Стр.29 учить измерять линейкой. Записывать результат. Закреплять умение решать примеры.

    Ноябрь

    4.Занятие №9

    Стр.9 закрепить знания о числе и цифрах от 0 до 10. познакомить с десятком и составом

    числа 11.

    1.Занятие №10

    Стр38 учить рисовать символические изображения животных, правильно пользоваться знаками «больше» и «меньше».

    2.Занятие №11

    Стр. 40 познакомить с образованием числа 12, учить записывать число 12.

    3.Занятие №12

    Стр.42 учить понимать отношения между числами 11 и 12. учить измерять и рисовать отрезки заданной длины.

    Декабрь

    4.Занятие №13

    Стр.45 познакомить с образованием числа 13 учить решать примеры.

    1.Занятие №14

    Стр.47 учить составлять примеры и решать задачки.

    2..Занятие №15

    Стр.49 познакомить с образованием числа 14, объяснить, что в двух неделях 14 дней.

    3.Занятие №16

    Стр 51 продолжать учить считать по образцу, записывать и читать решение задачи.

    Январь

    4..Занятие № 17

    Стр.53 познакомить с образованием числа 15 и новой счётной единицей – десяток.

    5..Занятие №18

    Стр.55 учить решать примеры в пределах второго десятка, закреплять умение дорисовывать овалы до знакомых предметов.

    1.Занятие №19

    Стр. 57 познакомить с образованием числа 16 и новой счётной единицей – десятком.

    2..Занятие №20

    Стр 59 продолжать учить составлять число 9 из двух меньших чисел.

    Февраль

    3..Занятие № 21

    Стр.61 познакомить с образованием числа 17,учить писать число 17.

    4.Занятие №22

    Стр.63 продолжать знакомить с образованием числа 17,учить рисовать символическое изображение собачки.

    1.Занятие №23

    Стр.65 познакомить с образованием числа 18, учить записывать число 18.

    2..Занятие №24

    Стр. 67 закрепить знания об образовании числа 18.закрепить знания о последовательности времен года.

    Март

    3..Занятие № 25

    Стр.71 познакомить с образованием числа 19. учить писать число 19.

    4.Занятие №26

    Стр.71  закрепление ..образование числа 19. учить писать число 19.

    1.Занятие №27

    Стр.72 продолжать знакомить с числом 19.учить решать логическую задачку.

    2..Занятие №28

    Стр.75 познакомить с образованием числа 20, учить писать число 20.

    Апрель

    3..Занятие №29

    Стр.75 познакомить с образованием числа 20, учить писать число 20.

    4.Занятие №30

    Стр.76 продолжать учить арифметическую задачу, учить ориентироваться на листе.

    5.Занятие №31

    Стр.78 продолжать учить решать измерять с помощью линейки.

    1.Занятие №32

    Стр.80 закреплять соотносить количество предметов с числом.

    Май

    2.Занятие №33

    Стр.82 закреплять умение понимать отношения между числами.

    3..Занятие №34

    Стр.82продолжать учить понимать учебную задачу.

    4.Занятие №35

    Стр.84продолжать учить отгадывать математические загадки.

    1.Занятие №33

    Стр.84 учить решать задачки с математическим содержанием.

    2.Занятие № 34

    Стр 16 Количество и счёт. Дидактические игры. Продолжать учить играть и правильно выполнять действия.

    3.Занятие № 36

    Вечер загадок. Стр  56 вызвать желание отгадывать загадки математического содержания

                                                                     Материально – техническое обеспечение:

    .И.А.Поморева, А.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа «Мозаика –Синтез» 2014

    2.Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7 лет»ТЦ «Сфера» 2001

    3.Составитель О.И.Бочкарёва «Математика. Старшая группа. Занимательные материалы. ИТД «Корифей» , 2008        

    4.Цветные счетные палочки

    5..Мозайка

    5.Объемные геометрические фигуры1

    7.Шаблоны из геометрических фигур

    8.Конструкторы

    9.Раздаточный материал (цифры и математические знаки)

    11..Цветная бумага

    12.Пуговицы

    13.Различные материалы (ткань, металл, пластмасса, стекло, деревья, бумага)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"

    Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...

    Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"

    Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....

    Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

    Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по из...

    Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»

    Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...

    Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»

         Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающе...