Главные вкладки

    Рабочая программа кружка «Весёлый художник»
    рабочая программа по рисованию (средняя группа) по теме

    Шипулина Оксана Владимировна

    Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл veselyy_hudozhnik.docx34.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

    Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

    (средняя группа) 

    Срок реализации программы: 1год

     Составитель программы:

    воспитатель первой категории

         МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

              Шипулина О.В.

    г. Гагарин

    2017г.

    Рабочая программа кружка «Весёлый художник»

    (средняя группа)

         Программа кружка «Весёлый художник», знакомит детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Программа рекомендуется для педагогов дошкольного образования.

    Пояснительная записка

        Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

        Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

       Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

        Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

         Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

       Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

       Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

        На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Весёлый художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

        В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

    Используемые методы:

    – позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

    – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

    – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

    – способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

    Цель: Развитие творчества у детей средствами нетрадиционных техник рисования через кружковую деятельность. 

    Задачи:

    – Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

    – Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

    – Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

    – Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

    – Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

    Нетрадиционные техники:

          Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белая графика черным фломастером. Кляксография. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Использование манной крупы. Использование соли. Оттиск геометрических фигур. Рисовании по трафарету с творческим дополнением, объемная аппликация, аппликация из салфеток, оригами, пластилинография, рисование по наждачной бумаге, размывание черного фломастера водой.

    Организация занятий кружка.

    Одно занятие в неделю по 30 минут.

    Материал: акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; коктейльные трубочки; палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

    Оценка результативности программы проводится по методике Комаровой Т. С. «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

    Ожидаемый результат работы кружка:

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

    Тематические выставки в ДОУ.

    Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года и т. д.

    Перспективный план кружка «Веселый художник»

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Октябрь

    1 неделя -«Осень на опушке краски разводила»

    (печать листьев)

    - Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»;

    - воспитывать интерес к осенним явлениям природы;

    - развивать чувство композиции, цветовосприятия

     -листья разных пород деревьев (4-5 видов), 2 альбомных листа, набор гуашевых красок, кисть, салфетки, репродукция И. Левитана

    Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений об осени

    2 неделя -«Яблочный компот»

     (Штамп, рисование ватной палочкой)

    -учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками;

    -учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины; -учить украшать поделку

    -вырезанные силуэты банок из белого картона,гуашь, яблоки, ватные палочки, кисти,для украшения: салфетки, тесьма

    Сбор яблок на участке

    3 неделя-

    «Ветка рябины»

    (рисование пальчиками)


    - Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности;

    - познакомить с техникой пальчикового рисования

    -альбомный лист в форме овала, тонированный черной гуашью, гуашь, гроздь рябины

    Наблюдение за рябиной во время прогулок

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Октябрь

    4 неделя – «Осенние мотивы»

    (раздувание краски)

    - Познакомить с новым способом изображения – раздувание краски, показать его выразительные особенности;

    - помочь освоить новый способ изображения;

    - развивать воображение, фантазию, мышцы рта.

    -репродукции с осенним пейзажем, 2 альбомных листа,  трубочка от коктейля, гуашь

    Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами, разучивание стихов об осени, игры с листьями на прогулке

    Ноябрь

    1 неделя – «Колючая сказка»

    (рисование штрихом)

    - Обучить ритмичному нанесению штриховки;

    - учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели;

    - развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов

    -репродукции с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш.

    Чтение рассказов М. Пришвина, Е. Чарушина «Еж», рассматривание картины «Ежи».

    2 неделя – «Плюшевый медвежонок»

    (рисование поролоном)

    - Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой;

    - учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа;

    -   побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки;

    -детские игрушки, альбомный лист, простой карандаш; набор гуашевых красок; 2 кусочка поролона, губки; тонкая кисть;

    Рассматривание игрушек и составление описательных рассказов о них на занятиях по развитию речи

    3 неделя «Царство грибов»

    (рисование манной крупой)

    -ознакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы;

    - продолжать учить детей работать с красками;

    - воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое

    -картон или плотный ватман; клей ПВА; кисти разных размеров; простой карандаш; ластик; гуашь, краски; манная крупа; банка с водой

    Рассматривание грибов, познакомить с манкой как с материалом для рисования.

    4 неделя – «Цветик - семицветик»

    (смешивание цветов)

    - Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков;

    - закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура

    - спектральный круг; альбомный лист с контурным изображением цветка; набор гуашевых красок; палитра

    Рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Декабрь

    1 неделя – «Зимние напевы»

    (набрызги)

    - Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги»;

    - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа;

    - обогащение речи детей эмоционально окрашенной лексикой.

    -репродукции с зимним пейзажем; альбомный лист с готовым фоном; набор гуашевых красок; зубная щетка; карандаш

    Подготовка фона для предстоящей работы, наблюдение за зимней природой во время прогулок, чтение и разучивание стихов о зиме, рассматривание картин о зиме, беседа с детьми на тему «Какого цвета зима?»

    2 неделя – «Дед Мороз»

    (рисование солью) 

    - Обучить новому приему: присыпание солью по мокрой краске;

    - закрепить умения рисовать фигуру персонажа, передавая форму частей, их расположение;

    - закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску;

    - побуждать детей к творческой активности

    игрушка Буратино; альбомный лист; набор гуашевых красок; стаканчик с водой; соль в солонке

    Разучивание стихов о Дед Морозе, чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза

    3 неделя- «Укрась варежки»

     (тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками)

    -совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью;

     -учить украшать варежки, используя ватные палочки;

     -развивать чувство ритма, цвета

    -листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки.

    Рассматривание узоров из серии картинок «Декоративно-прикладное исскуство»

    4 неделя-

     « Елочка пушистая, нарядная»

    (тычок жесткой полусухой кистью)

    -упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью;

    -продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура

    -листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Январь

    1 неделя – «Морозный узор»

    (техника набрызга и вытягивание нитки)

    - Помочь освоить метод спонтанного рисования;

    - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;

    - развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное

    -  лист синего цвета; соломинки для коктейлей; акварельные краски; нитки

    Наблюдение за зимними узорами на окнах в зимнее время

    2 неделя – «Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»»

    (клеевые картинки – техника выполнения витражей)

    - Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения;

    - выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях;

    - закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью

    - Репродукции с зимними пейзажами; альбомный лист; набор гуашевых красок; палитра; простой карандаш; клей ПВА; салфетка

    Чтение сказки Андерсена «Снежная королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

    3 неделя-
    «Метель»
    (Ниткография)

    - Познакомить с техникой ниткография; -учить рисовать в данной технике;

    -развивать воображение, ассоциативное мышление

    Листы бумаги, гуашь, нитки

    Рассматривание репродукций с зимними явлениями природы

    4неделя- «Дед Мороз» (аппликация из ваты)

    -учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка

    -цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза

    Рассматривание иллюстраций с изображением Деда Мороза

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Февраль

    1 неделя – «Рисуем по шаблону»

    (шаблонография)

    - Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;

    - научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон;

    - расширять представление детей о строении сложных предметов;

    - развивать мелкую моторику рук

     Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур

    разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей, набор геометрических фигур разного размера и цвета, картинки – разгадки

    Тренировочный прием: создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе.

    2 неделя – «Ожившая сказка»

    (ожившие предметы)

    - Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка;

    - развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта

    - Альбомный лист,

    простой карандаш,

    цветные карандаши

    Чтение отрывка из сказки Дж. Родари «Чиполлино», чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

    3неделя-«Снегири на ветке»

    (тычок полусухой жёсткой кистью + крупа)

    - учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка;

    -развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие;

    -учить рисовать снегирей, используя метод тычка

    Листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти, крупа

    Беседа о перелетных и зимующих птицах, рассматривание снегиря

    4неделя- «Портрет солдат»

     (восковые мелки + акварель)

    Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать,

    - учить детей работать свечой (или белым восковым мелком).

    Альбомные листы, акварель, кисти, восковые мелки

    Презентация фильма о солдатах и их подвигах

    МЕСЯЦ

    ЗАДАЧИ

    МАТЕРИАЛ

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Март

    1неделя-«Мимоза»

    (тычком + набрызг

    + аппликация

    Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

    Листы бумаги, цветная гуашь, жесткие кисти,

    Рассматривание ветки мимозы

    2 неделя – «Веселые кляксы»

    (кляксография)

    - Познакомить с новым способом изображения – кляксография;

    - учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами;

    - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества

    - Альбомный лист; дополнительный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка

    Рассматривание водорослей в аквариуме.

    3 неделя – «Красивые картинки из разноцветной нитки»

    (рисование нитками)

    - Познакомить с новым способом рисования;

    - учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой;

    - учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру;

    - развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания;

    - развивать мелкую моторику рук.

    - Альбомный лист с готовым фоном; простой карандаш; клей ПВА; разноцветные нитки; набор фломастеров; ножницы; салфетка; фартук.

    Тренировочный прием по выкладыванию рисунка цветными нитками на бархатной бумаге.

    4 неделя- «Ранняя весна»

    (по – мокрому)

    -Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью;

     -развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа;

    -создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений;

    -развивать творческое воображение

    - Альбомный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка

    Репродукции картин на тему «Весна»

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Апрель

    1 неделя – «Космический пейзаж»

    (способ граттаж)

    - Обучить новому способу – граттажу;

    - воспитывать стремление к познанию окружающего мира;

    - формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов;

    - развивать мелкую моторику рук

    - Альбомный лист с готовой основой под граттаж; заостренная палочка

    Беседа о космосе, первом космонавте Ю. Гагарине, чтение рассказа «Первый полет» А. Митяева.

    2 неделя – «Пейзаж у озера»

    (монотипия)

    - Познакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией;

    - закрепить знания детей об окружающем мире;

    - развивать умение детей создавать композицию.

    - Иллюстрация с пейзажем «Отражение в озерке»; альбомный лист с готовой линией сгиба (верхняя часть тонирована голубым цветом, нижняя – синим); акварельные краски;

    Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце?», наблюдение за отражением предметов в лужице, просмотр мультфильма «Крошка Енот».

    3неделя- «Сказочная поляна»

    (монотипия предметная)

    -Учить изображать распускающие деревья, цветы;

    -развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту

    - Альбомный лист; гуашь; набор фломастеров; кисть; салфетка

    4неделя- «Закат солнца в пустыне»

    (акварель + цветная соль)

    Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения;

    -учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката солнца

    альбомный лист; набор гуашевых красок; стаканчик с водой; соль в солонке

    Подготовка цветной соли для работы

    Месяц

    Задачи

    Материал

    Предварительная работа

    Май

    1 неделя – «Салют»

    (проступающий рисунок)

    - Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны;

    - закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки;

    - усвоение навыка проведения непрерывных линий;

    - развитие композиционных навыков, пространственных представлений

    - Репродукция с изображением салюта; альбомный лист; набор восковых мелков; акварельные краски; кисть; стаканчик с водой; салфетка

    Беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники»

    2 неделя – «Черемуха»

    (рисование методом тычка)

    - Познакомить с техникой рисования тычком;

    - формирование чувства композиции;

    - расширять знания детей об окружающем мире;

    - познакомить с внешним видом дикорастущей черемухи.

    - Ветка черемухи (рисунок); альбомный лист с черным фоном;
    набор гуашевых красок; 2-3 ватные палочки; салфетка.

    Наблюдение за цветущей черемухой во дворе, в парке.

    3неделя- «Вот и лето пришло»

    (роспись на камушках)

    Учить делать изображения на камне;

    -развивать воображение и творчество

    набор гуашевых красок; 2-3 ватные палочки; салфетка

    Сбор и подготовка камней для росписи

    4неделя- «Красивые бабочки»
    (Рисование ладошкой)

    Совершенствовать технику рисования ладошкой;

    -учить украшать бабочку, используя ватные палочки;

    -развивать чувство цвета

    Листы бумаги, гуашь, кисти, ватные палочки.

    Наблюдения в природе за полетом и разнообразием бабочек. Серия картинок «Бабочки»

     

                                                  

    Использованная литература:

    1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 - Москва, 2007.
    2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 – Москва, 2007.
    3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – ТЦ Сфера, 2006.
    4. Никитина Л.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – КАРО, 2010.
    5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. (Серия «Библиотека воспитателя») – ТЦ Сфера, 2011. 
    6. Общеобразовательная программа дошкольного образования « Детство» Т.И. Бабаева, З. А. Михайлова, А.Г. Гогоберидзе.
    7. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
    8. К. К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.
    9. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа
    10. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
    11. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка "Весёлая палитра"

    Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные, но и коммуникативные навыки в процессе нетрадиционного рисования. Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

    Рабочая программа кружка "Юный художник"

    АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами тех...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...

    Рабочая программа кружка "Весёлые нотки"

    Рабочая программа кружка "Весёлые нотки", обучения игре на фортепиано....

    Рабочая программа кружка «Весёлый счёт»

    Рабочая программа кружка«Весёлый счёт»...

    Рабочая программа кружка «Весёлое рисование»

    Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...