«Всезнайки» Рабочая программа кружка по математике
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме

ПАНФИЛОВА  ЛАРИСА ВИКТОРОВНА

Данная программа предназначена для детей 6-7  лет. Она поможет дошкольнику в игровой форме познать основы математики. В программе предложен учебно - тематический план работы с детьми. Рекомендована для воспитателей образовательных дошкольных учреждений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34 "Колосок" города Белово"

Рассмотрено                                                             Утверждаю

На педагогическом совете                           Заведующий МБДОУ                                                                          

Протоколом                                                   детский сад №34

№    от «            » 2016г.                                города Белово

Председатель педагогического                  _________О.В. Климакова

совета___________                                    «   » «         »  2016г.

М.А. Вагина

                       

                                «Всезнайки»

Рабочая программа кружка

Белово  2016

Составитель: Панфилова Л.В, воспитатель.      

Данная программа предназначена для детей 6-7  лет. Она поможет дошкольнику в игровой форме познать основы математики. В программе предложен учебно - тематический план работы с детьми. Рекомендована для воспитателей образовательных дошкольных учреждений.

Содержание

1. Пояснительная записка………….4 - 5

2. Цель и задачи программы……….6

3. Учебный план ……………………7

4. Учебно – тематический план …..8-16

5. Содержание программы ………..17-18

6. Ключевые слова ………………....19

7. Список литературы ……………...20

Пояснительная записка

Программа кружка «Всезнайки» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте от 6-7-лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

Данная программа направлена на формирование умения детьми самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах и понятиях.

Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.

Методические принципы

1.Единство

 сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность педагогов, родителей и детей;

2.Систематичность и последовательность

использования различных способов реализации программы:

запланированный, косвенный, ситуативный;

решение поставленных задач не только в рамках непосредственной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

3.Наглядность

использование в работе с детьми различных видов наглядности способствует успешному усвоению программного материала;

создание предметно-развивающей среды с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и

лабиринтов;

4.Доступность

учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей, зоны их ближайшего развития;

5.Адаптированность

эффективное, полноценное развитие личности ребёнка – дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются потребности детей в познании, общении;

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 1 раза в неделю, 3-5 занятия в месяц, 36 занятий в год.

Продолжительность занятий - 30 минут.

Количество детей в группе - 5-8 человек.

Данная программа опирается на примерную образовательную  программу «Радуга» Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и на дополнительную программу «Математика в детском саду» Н.П. Новиковой. Программа состоит из комплекта: ННОД по образовательной области, познавательное развитие ( математика), раздаточный материал для детей ( предметные картинки), демонстрационный материал ( цифры, знаки, предметы окружающего мира), демонстрационный альбом по теме «Фигуры» дидактический материал «Найди пропущенное число», «Что лишнее», графические карты по ориентировке на листе бумаги.

Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приёмами логического мышления.

Задачи:

1. Развивать у дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно —следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

3. Развивать позитивного отношения к школе и себе.

Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет на 1 года обучения. В

Сроки реализации программы – учебный год.

По итогам года дети должны знать, уметь и иметь представления:

- решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;

-  находить лишний предмет в группе;

-  добавлять в группу недостающие предметы;

-  рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;

-  группировать предметы по признаку и называть его;

-  восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом);

- знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне;

-  знать понятия «право-лево»;

-  уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;

 -  выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; - знать понятия «больше-меньше-поровну»;

-  знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

-  уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

-уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.





 

Учебный план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1. Количество и счёт

4

4

Наблюдения, беседы, игры, викторины

2 Величины

4

3

1

Наблюдения, беседы, игры, аппликации

3. Геометрические фигуры

4

3

1

Наблюдения, беседы, игры, аппликации

4. Ориентировка в пространстве

4

3

1

Наблюдения, беседы, игры, викторины

5. Ориентировка во времени

4

3

1

Наблюдения, беседы, игры, викторины

6. Сложение

4

4

Наблюдения, беседы, игры, тесты

7. Вычитание

4

4

Наблюдения, беседы, игры, тесты

8. Логические задачи

8

5

3

Наблюдение, беседы, игры, викторины

всего

36

29

7

Учебно – тематический план

 Месяц

               Тема

Всего

В том

числе

теория

практ.

                                     

Сентябрь

1.Количество и счет

1.1 «Всезнайки в гостях у Знайки» закрепление знаний о числах первого десятка, умение сравнивать смежные числа.

1.2 «Математическое путешествие» закрепления умения пользоваться количественным и порядковым счетом.

1.3 «Всезнайки в гостях у Знайки» сравнивание смежных чисел, установление  их последовательности, устный счет от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.

 1.4 «Путешествие в царство чисел» итоговое занятие по разделу.

4

1

1

1

1

4

Октябрь

2. Величина

2.1 «Путешествие Гулливера» знакомство с понятиями «высокий», «низкий», умения правильно применять их.

2.2 «Освобождение принцессы» сравнивание  предметов на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине): проверять точность определений путем наложения и или приложения.

2.3 «Всезнайки в гостях у Карандаша» мысленное объединение предметов в группы по их свойствам, расширение бытовых знаний о величине; свободное оперирование этими  понятиями.

2.4  «Волшебный коврик» аппликация предметов различной формы, составление сюжета

4

1

1

1

3

1

1

Ноябрь

3. Геометрические фигуры

3.1 «Путешествие в страну геометрия» уточнение знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат),составление предметов из геометрических фигур

3.2 «Геометрические фигуры» закрепление названий геометрических фигур, знакомство со способом рисования многоугольника в тетради.

3.3 «Ковер Самолет старика Хоттабыча» составление из геометрических фигур сюжетной картинки на альбомном листе        

3.4« Незнайка в гостях у Всезнаек» закрепление знаний о геометрических фигурах, умение применять знания в повседневной жизни

        

1

        

3.4 « Незнайка в гостях у Всезнаек» закрепление знаний о геометрических фигурах, умение применять знания в повседневной жизни        1        1        

4

1

1

1

3

1

1

Декабрь

Январь

Февраль

  Март

Апрель

   Май

4. Ориентировка в пространстве

4.1 « Юные следопыты» составление карт по заданию воспитателя, умение ориентироваться на листе бумаги.

4.2 « Остров Сокровищ» поиск предметов по заданию воспитателя на территории детского сада, развитие логического мышления.

4.3 « В гостях у куклы Маши» графический диктант, закрепление знаний о понятиях «влево», «вправо», «за», «перед», умения применять данные понятия в повседневной жизни.

4.4 «Всезнайки приглашают в гости» закрепление знаний об ориентировке в пространстве и на листе бумаге, развитие логического мышления.

5. Ориентировка во времени

5.1 « Путешествие во времени» уточнение представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года.

5.2 «Путешествие во времени» закрепления умений отвечать на вопросы и задавать их, использовать полученные знания в играх , рисовании и повседневной жизни.

5.3 « Всезнайки в гостях у Вини Пуха» упражнения в определении времени по частям, в прямом и обратном счете, развитие логическое мышления

5.4 «Космическое путешествие» закрепление знаний об ориентировки во времени, закрепления представлений  о последовательности частей суток, дней недели, о названиях месяцев, временах года.

6. Сложение

6.1 «Сложение чисел первого десятка» обучение сложению чисел первого десятка, ознакомление со знаком «+», «=», развитие логического мышления.

6.2 «Сложение чисел первого десятка» закрепление навыков сложения, развитие логического мышления.

6.3 «Путешествие в царство «Математика»» решение задач на сложение, развитие логического мышления.

6.4 «Путешествие в царство «Математика»» закрепления умений решение задач на сложение, развитие логического мышления.

7.Вычитание

7.1 «Вычитание чисел первого десятка» обучение сложению чисел первого десятка, развитие логического мышления.

7.2 «Вычитание чисел первого десятка» закрепление навыков сложения, развитие логического мышления.

7.3«Путешествие в царство «Математика»» решение задач на вычитание, развитие логического мышления.

7.4«Путешествие в царство «Математика»» закрепления умений решение задач на вычитание, развитие логического мышления.

8. Логические задачи

8.1 « Логические задачи» ознакомление детей с логическими задачами, обучение прослеживать связь и делать выводы.

8.2 «Путешествие в страну «Логика»»

Закрепления умений самостоятельно решать логические задачи, делать умозаключения.

8.3 «Путешествие в город логических задач» обучения умению расшифровывать( декодировать) информацию опираясь на символы, развивать умения самостоятельно делать собственные умозаключения .

8.4 «Решение задач на сложение и вычитание» закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 10.

8.5 «Всезнайки в гостях у Мультяшек» математическая викторина на закрепления навыков решения простых математических задач

8.6 «Решение задач» продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись.

8.7 ««Решение практических задач на объединение и разъединение в пределах 10» обучение решению практических задач в пределах 10.

8.8 Итоговое занятие по всем разделам программы.

4

1

1

1

4

1

1

1

4

 

4

1

1

1

1

8

1

1

 

1

1

3

4

1

4

1

1

1

1

4

4

1

1

4

1

1

1

1

                 

Содержание программы

Раздел 1. «Количество и счёт» (4 часа)

Обучить детей числам в пределах десяти, уметь считать в прямом и обратном порядке по одному и группами, обозначать место того или иного числа в натуральном ряду, уменьшать или увеличивать число на несколько единиц. Развивать у детей логическое мышление.

Раздел 2. «Величины» (4 часа)

Закрепить знания детей о  понятиях «высокий», «низкий», «большой»  «маленький» уметь правильно применять их при квалификации. Учить сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине): проверять точность определений путем наложения и или приложения.

Раздел 3.  « Геометрические фигуры» (4 часа)

Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат), знакомство с многоугольниками. Учить группировать фигуры по форме, цвету, размеру.

Раздел 4. «. Ориентировка в пространстве» (4 часа)

Обучить детей составлению карт по заданию педагога. Закрепить знания детей о понятиях «влево», «вправо», «за», «перед», применять данные понятия в повседневной жизни. Развивать логическое мышления.

 Раздел 5. «Ориентировка во времени» ( 4 часа)

 Закрепить  знания детей о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить детей использовать данные понятия в повседневной жизни. Обучить детей определять время по частям, в прямом и обратном счете, развивать  логическое мышления.

Раздел 6. «Сложение» (4 часа)

Обучить  детей сложению чисел первого десятка, ознакомление со знаком «+», «=», умение записывать примеры в тетрадь и прочитывать их. Развивать у детей логическое мышления.

Раздел 7. «Вычитание» (4 часа)

Обучить детей действию вычитания чисел первого десятка, ознакомление со знаком «-»,«=», умение записывать примеры в тетрадь и прочитывать их. Развитие логического мышления.

Раздел 8. «Логические задачи» (8 часов)

Ознакомить детей с логическими задачами, обучить прослеживать связь и делать выводы, учить составлять собственные задачи. Развивать  логическое мышление в процессе обучения решению логических задач.

Ключевые слова

  1. Вывод
  2. Вперед
  3. Год
  4. Задача
  5. Круг
  6. количество
  7. Квадрат
  8. Лево
  9. Логика
  10.  Месяц
  11.  Минус
  12.  Множество
  13.  Многоугольник
  14.  Неделя
  15.  Назад
  16.  Плюс
  17.  Право
  18.  Число
  19.  Цифра

Список литературы

1.Житомирский В.А, Шеврин Л.А. Математическая азбука [текст] / В.А.Житомирский, Л.А.Шеврин.- М., Педагогика, 2003. -167с.

2. Помораева И.А, Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд.      [текст] / И.А. Помораева – М., Издательство: Мозаика - Синтез, 2011 г. – 67c.

3.Носова Е.А, Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников [текст] / Е.А. Носова, Р.Л.Непомнящая, – С П., Детство-Пресс 2008. – 95с.

4. Новикова В.П, Математика в детском саду старший дошкольный возраст [текст] / В.П. Новикова, М., Мозаика-Синтез 2009. -72c.

5. Тарабарина Т. И, Елкина Н.В. И учеба, и игра. Математика [текст] / Т.И. Тарабарина, Н.В.Елкина. – Я., Академия развития , 2006.-240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

программа интеллектуального математического развития детей 4-5 лет...

Рабочая программа кружка "Волшебная математика"

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному  воспитанию ребенка-дошкольника.Организация ...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Программа кружковой работы по математике.Программа состоит из пояснительной записки, содержания ,тематическое планирование, список литературы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА « ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»для детей старшего дошкольного возраста (направление: практическое, интеллектуально-познавательное).Срок реализации: 1 год. Составитель: И.В. Бо...

Рабочая программа кружка "Знаток математики"

Ма[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14818790","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14818796"...

Рабочая программа кружка “Занимательная математика”

Пояснительная запискаФормирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольни...

Рабочая программа кружка по математике "Юный математик"

Программа дополнительного образования по математике,   разработанная для детей старшей группы...