Непосредственно - образовательная деятельность по ФЭМП "Подготовка к космическому путешествию"
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

В непосредственно - образовательной деятельности  "Подготовка к космическому путешествию" развиваем логическое мышление с помощью блоков Дьенеша, палочек Кютизенера, матриц Ровена, внимание, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.

«Подготовка к космическому путешествию»

                             /средняя группа/

Пространственно – временной ресурс: групповое помещение, время проведения – 20мин.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, музыкально художественная, социальная, физическая культура.

Коммуникация:

Способствовать овладению различными средствами и способами общения со сверстниками и со взрослыми,правильному и полному изложению ответа на конкретно поставленный вопрос,

воспитывать самостоятельность, инициативность в речевом общении.

Познавательная:

совершенствовать восприятие, развивать умение классифицировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, последовательно строить цепочку умозаключений, делать выводы, экспериментировать, развивать логическое мышление, активизировать умения детей оперировать цифрами и числами с целью обозначения количества и сравнение групп предметов.

Музыкально  -  художественная:

через музыку способствовать поднятию эмоционального настроения, более глубокому усвоению материала.

Специализация:

развивать дружеские взаимоотношения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Игровая:

через игру развивать умение сравниать, делать выводы.

Физическая культура:

содействовать гармоничному физическому развитию детей, развивать физические качества: быстроту, координацию, гибкость.

Восприятие художественной литературы:

через художественное слово совершенствовать восприятие, эмоциональный настрой.

Предметно – развивающая среда на занятии:

карточки с цифрами от 1 до 10;

паочки Кюизенера;

блоки Дьенеша, .;

плоскостные геометрические фигуры;

плакат с изображением созвезлия Большоц Медвелицы:

плакат   «матрицы Ровена» с изображением космических кораблей разной формы,

обручи.

Планируемый результат:

Умеет:

- сравнивать,классифицировать, обобщать, абстрагировать;

- логически мыслить, строить цепочку умозаключений;

- оперировать цветными палочками и логическими блоками;

- соотносить каждой цветной палочке число;

- сравнивать группы предметов способами: приложением, наложением;

- ориентироваться на листе бумаги;

- выполнять физические упражнения, соответсвующие возрасту;

Знает:

- цифры, состав числа в пределах 6;

- цвет каждой палочки и каждого блока;

- геометрические фигуры;

- описание фигуры.

Содержание организованной деятельности:

  1. Организационный момент:

В группу входят дети, здороваются.

  1. Игровой момент:

В группе появляется Баба Яга:

- Улетели! Все мои подружки улетели в космическое путешествие, а меня не взяли, потому что я не знаю математики и не могу сконструировать космический корабль.

Воспитмтель:

Конечно, научим, и,  даже, поможем тебе сконструировать космический корабль. Садись и послушай, как считают наши дети.

  1. Устный счет.

А) Сколько ушей у двух мышей?

Б) Сколько солнц на небе?

В) Сколько углов у треугольника?

Г) Даня, тебе сейчас 4 года. А сколько лет тебе будет через год? А через два?

Д) Счет до 10 четными и нечетными числами (через одно число) и обратно.

Е) Определение лишней фигуры (воспитатель показывает на карточке изображения нескольких геометрических фигур). Почему именно эта фигура лишняя?  (дать обоснованный ответ)

4. Первый этап конструирования корабля – лестница.

Давайте ее построим из «цветных» палочек.

Какая палочка самая длинная?

Самая короткая?

Длиннее черной?

Короче красной?

А какие палочки короче черной,  но длиннее красной?

Возьмите три палочки: оранжевую, желтую, голубую. Положите их так, чтобы желтая палочка лежала в середине, голубая – правее желтой, оранжевая – левее голубой.

  1. Выбираем форму корабля. Матрицы Ровена. Плакат с изображением космических кораблей разной формы, с разным количеством окон и формой крыльев.
  2. Путем логического мышления дети называют форму корабля, количество окон, форму крыльев.

Интересуемся у Бабы Яги, нравится ли ей такой космический корабль?

Баба Яга:

- Я не могу решить задачу, всем ли космонавтам хватит космических кораблей?

Дети сравнивают двумя способами: наложением и приложением и приходят к выводу, что не всем космонавтам хватит космических кораблей, их на одного больше.

Закрепляем состав числа 6 (на доске цветными полосками, на местах – цветными палочками). Выкладываем фиолетовую палочку /6/ и составляем  её из двух меньших: белая + желтая; розовая + красная; синяя + синяя. Делаем вывод, что 6 – это 1 + 5; 2+4; 3 +3.

А теперь поиграем:

  1. Дидактическая игра «Узнай блок по описанию»

Один ребенок прячет блок, а все остальные отгадывают, задавая вопросы: какой формы блок, какого цвета; размера и толщины. Тот, кто прячет отвечает лишь двумя словами: «да» или «нет».

Воспитатель:

- Баба Яга, мы подберём корабль тебе по схеме:

/даются логические карточки с отрицанием, обозначением толщины, цвета, формы и размера/.

Устали, давайте поиграем!

  1. Подвижная игра «Быстрые ракеты»

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую  захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

        Баба Яга, предлагаем тебе игру, в которую мохно играть во время полёта:

  1. Дидактическая игра: «Волшебные квадраты» - рассуждая логически, заполнить пустые клеточки в квадратиках, состоящих из девяти маленьких квадратов, чтобы на каждой строке и в каждом столбце были геометрические фигуры разногоцвета и формы /на доске и фронтально/.
  2. Воспитатель Бабе Яге:

- Во время полёта ты увидишь множесво звёздочек, которые  собраны в созвездия. Одно из них перед нами: созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд составляет это созвездие? На что оно похоже?

        Детям предлагается расслабитьс, закрыть глаза и внимательно слушать легенду о созвездии Большой Медведицы. Звучит  тихая инструментальная музыка Поля Мариа.

  1. Воспитатель:

- В ясную звёздную ночь на небе хорошо видна звёздная дорохка  Млечный Путь.  Выложим звёздную дорожку из блоков так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы и одинакового цвета.

        Баба Яга, а сейчас ребята нарисуют тебе, но что получится – никто не знает!

  1. Графический диктант /откладываем на листе бумаги  определённое количество клеток вправо, влево, вверх, вниз; в итоге получаем ракету/

Воспитатель:

- Посмотрим, какие замечательные космические корабли получились. Баба Яга оценивает графическую работу детей, благодарит.

      12. А теперь вам необходимо построить космический корабль по схеме из палочек Кюизенера.

Дети строят, Баба Яга благодарит детей.

Воспитатель:

- Баба яга, а ты запомнила, чему мы тебя научили? Помогли построить космический корабль. Дети напоминают, что необходимо запомнить Бабе Яге /рефлексия/. Баба Яга угощает детей конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию "Космическое путешествие" для детей подготовительной группы

Занятие проводится с целью закрепления, расширения, применения полученных ране детьми знаний, умений и навыков в сходной ситуации. Форма проведения: игра- путешествие....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе « Космическое путешествие »

Конспект непосредственной организованной образовательной  деятельности "Космическое путешествие" расчитан на старшую возрастную группу детей. Главная цель занятия :  развитие речи дете...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Космическое путешествие"

Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.Задачи: Формировать понятия: множество, соотношение двух множеств, количество, число; Выявить уровень умения детей назы...