Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи "Космическое путешествие"в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Абдусаламова Галина Геннадьевна

Конспект логопедического занятия по теме "Космос" для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 103»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по развитию речи

«Космическое путешествие»

в группе компенсирующей направленности №2

для детей 5 – 6 лет

                                                            Учитель – логопед

                                    Абдусаламова Г.Г.

       

Курск  

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о космосе, о Солнечной системе. Закреплять умения подбирать родственные слова, пересказа, чтения стихов на заданную тему.

Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, тонкой, артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

               Оборудование: ноутбук, наборы «Танграм» на каждого ребёнка, силуэты сказочных героев на каждого ребёнка, ракеты с 1, 2, 3, 4 иллюминаторами.

              Программно-методическое обеспечение: презентация «Космос».

              Предварительная работа: формирование знаний о космосе, о первом космонавте, разучивание стихотворений.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Оргмомент

Дети входят в группу, выстраиваются полукругом, здороваются.

Логопед: А теперь возьмитесь за руки, закройте глазки и давайте настроимся на занятие.

Психологический настрой

            Мы спокойны, мы спокойны,

            Говорим всегда красиво,

            Чётко и неторопливо,

            Вспоминаем обязательно,

            Что учили на занятиях.

Дети проходят на свои места.

II.Основная часть

Логопед: Ребята, а вы знаете, какой праздник  скоро будут отмечать во всём мире?

Ответы детей.

Логопед: Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. А вы знаете, почему именно в этот день отмечается этот праздник? 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какое же это событие ?

Ответы детей.

Логопед: Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.

Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд)

Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 60 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
Ответы детей - Ю.А.Гагарин (Слайд)

Ребёнок читает стихотворение

В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Логопед: Ребята, а вы хотите полететь в космос?

Ответы детей.

Логопед: Тогда я приглашаю вас в путешествие по Солнечной системе.

Ну, а для этого сначала нам нужно построить ракету.

Дети строят ракеты из набора «Танграм»

Логопед: Наши ракеты готовы. А кем мы будем в космосе? (Космонавтами)

Откуда стартует космический корабль? (С космодрома)

А что надевают космонавты? (Скафандр и специальную обувь)

Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1 Пуск! Полетели!

А как называются окошки на космическом корабле? (Иллюминаторы)

Давайте посмотрим в иллюминаторы.

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на Землю вниз глядит.

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

В иллюминаторах мы  по очереди увидим все планеты Солнечной системы.

Ребята, а что такое Солнце?

Ответы детей (большая раскалённая звезда)

А вокруг нашего Солнца вращаются планеты. Вот уже видна первая планета.

Дети по очереди рассказывают о планетах. (Слайды)

Меркурий

Меркурий –  самая маленькая планета. Она расположена ближе всех к Солнцу, температура днём здесь очень высокая. Ночью на Меркурии очень низкая температура.

Венера

Венера – вторая планета от Солнца. Выглядит как очень яркая звезда. Её называют утренней звездой. Наблюдать за Венерой трудно, она окутана плотными облаками. Это самая горячая планета +467°С.

Земля

Земля – третья от Солнца планета. Земля единственная планета, на которой есть жизнь. Мы  жители  планеты Земля. Спутник Земля –  Луна.

Марс

Марс называют Красной планетой. Весь Марс покрыт вулканами, долинами, пустынями. На Марсе самые высокие горы  во всей Солнечной системе. Ученые считали, что на Марсе была жизнь. На планете есть ледниковые шапки, когда-то они были водой. У Марса два спутника.

Юпитер

Юпитер – самая большая планета Солнечной системы.  По массе больше Земли в 300 раз. Юпитер –  газовая планета. У неё нет твердой поверхности. Вокруг планеты бушуют ураганы, звёздные пыльные вихри. У Юпитера много спутников, всего их 69.

Сатурн

Сатурн – планета-гигант. Его масса в 95 раз больше  Земли. У Сатурна есть кольца из пыли, камней, льда. Сатурн – газовая холодная планета. Температура там – 145°С. Планета имеет 62 спутника.

Уран

У Урана есть кольца, но они не всегда видны. Уран относится к «ледяным гигантам». На этой планете очень низкая температура (-224°С). Это — самая холодная планета Солнечной системы. У Урана 15 спутников.

Нептун

Нептун – последняя планета  от Солнца. Это очень красивая голубая планета. На планете бушуют сильные ветры, самые сильные в Солнечной системе. У планеты 8 спутников.

III. Физминутка:

Ребята, сейчас мы с вами выйдем в открытый космос. Надеваем обувь, скафандры, шлемы (имитация движений). А теперь выходим в открытый космос. Двигаемся, как в невесомости. Возвращаемся  в корабль, снимаем скафандры, проходим в кают-компанию.

Игра с мячом «Один – много»

Космонавт, ракета, спутник, луноход, станция, командир, звезда, планета, скафандр и т.д.

IV. Основная часть

Логопед: Из центра управления полётом нам поступили задания:

1.Собираем  «Семейку слов» к слову «звезда».

Звёздочка, звёздное (небо), звездолёт, звездочёт, звездопад.

2.Шифровки:

(деформированное предложение)

1.Корабль, на, летит, космический, Луну.

2.Яркие, небо, на, звёзды.

3.Мы, Земля, живём, планете, на.

4.На, космонавты, Землю, возвращаются.

5.Космонавт, открытый, в, вышел, космос.

6.Земли, вращается, спутник, вокруг.

7.К, космонавты, полёту, готовятся.

8.Космодрома, взлетает, с, ракета.

9.Солнца, вращаются, планеты, вокруг.

Дети по очереди исправляют деформированные предложения.

Логопед: Ребята, нам пора возвращаться на Землю. А вот сказочных героев мы пошлём в космическое путешествие.

Слоговой анализ.

На доске вывешены ракеты с 1, 2, 3, 4 иллюминаторами.

Дети по очереди выходят к доске и «сажают» сказочных героев в ракеты в зависимости от количества слогов в названии сказочного героя. (Буратино, Мальвина, Кот, Чиполлино, Лиса и т.д.)

Игра «Четвёртый лишний» (Слайды)

  1. Сатурн, Марс, Нептун, Созвездие Большой Медведицы;
  2. Скафандр, шлем танкиста, ракета, луноход;
  3. Космический корабль, орбитальная станция, искусственный спутник, комета.

V.Рефлексия.

Что понравилось на занятии?

Что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР тема «Кто как готовится к зиме» с использованием интерактивной доски

Конспект непосредственно – образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастаГруппа компенсирующей направленности для детей с ЗПРтема «Кто как готовится к зиме»с испо...