Плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Артамонова Марина Александровна

Использование счетных палочек в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploskostnoe_modelirovanie.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

    Известно, что уровень развития речи зависит от степени сформированости тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом. Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Говоря о развитии руки, необходимо подчеркнуть: мелкая моторика – важный компонент готовности к школе, но именно компонент, так как важна целостная, разноаспектная подготовка ребенка к тем видам деятельности, которые ждут его в период школьного обучения. В дошкольном возрасте (4-7 лет) особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях: - тренировка мышечно-связочного аппарата; - развитие координации движений. Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки необходимо использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». Занятия со счетными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.

   Для всестороннего развития ребёнка необходимы развивающие игрушки. Счётные палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными  навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ: развитие логического мышления, развитие памяти.

ЗАДАЧИ:

1.    Познакомить с понятием цвета ( различать цвет, классифицировать по цвету).
2.    Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины ( упражнять в сравнении предметов).
3.    Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
4.    Осваивать прямой и обратный счет.
5.    Познакомить с составом числа ( из единиц и двух меньших чисел).
6.    Усвоить отношения между числами ( больше- меньше), пользоваться знаками сравнения >,<.
7.    Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
8.    Научить делить целое на части и измерять объемы.
9.    Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.
10.    Познакомить со свойствами геометрических фигур.
11.    Развивать пространственные представления ( слева, справа, выше, ниже и т.д.).
12.    Развивать логическое мышление, внимание, память.
13.    Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ.

   В играх с палочками  можно использовать следующие задания: помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа. Из палочек дети выкладывают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: забор, дорожка, окно и т.д. Затем ребёнок может уже выложить самостоятельно изображения  посложнее, например, стульчик, флажок, телевизор. Все изображения нужно рассмотреть вместе с ребёнком, проанализировать, обязательно назвать. Всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

   В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель - учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых приемов, способов, образцов решения. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

     Младший дошкольный возраст. Дошкольникам этого возраста необходимо предлагать карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно и т.п.). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

   Средний дошкольный возраст. Изображения, предлагаемые детям, усложняются (состоят из двух-трех частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок и др. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счетные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются.

     Старший дошкольный возраст. Предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большого количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнять задания. Дошкольникам старших групп можно предложить спички (со срезанной серой). Это усложняет задачу: от детей требуются более четкие движения рук и пальцев. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. В этом возрасте дошкольникам предлагается составить фигуры из заданного количества спичек, что способствует формированию навыков счета. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось»).

Подготовка дошкольников 6-летнего возраста к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины и т.п. Старшим дошкольникам нравится соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Желательно, чтобы фигуры, придуманные каждым ребенком, были сюрпризом для другого, тогда их интереснее сравнивать. Играть можно на время или на использование определенного количества («Кто раньше сложит три фигуры?», «Использовать в фигуре шесть палочек»). Когда фигуры готовы, дети показывают их друг другу, проверяя, сколько палочек использовано, и фигуры с «неправильным» числом палочек не засчитываются. С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменять много: можно удлинять или укорачивать вагон и лодку, надевать на людей шляпы, пристраивать дома и т.п. Дети любят эту игру еще и потому, что она дает простор фантазии. Впоследствии дошкольникам можно предложить палочками «нарисовать» понравившегося героя книги, реконструировать фигуру, что способствует развитию и мышления, и пространственной ориентировки. Таким образом: система игр и упражнений со счетными палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению.

 Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.

              КАРТОТЕКА  ИГР

Перспективное планирование (для детей 5-6 лет).

Сентябрь.

 

Название игр.

Программное содержание.

1 занятие

Диагностика.

 

 

 

 

2 занятие

1. Загадки математического

    содержания (2).

2. «Найди отличия».

3. «Составь геометрическую             фигуру из счетных палочек».

Учить отгадывать загадки, объясняя отгадки.

 Нахождение отличий одного предмета от другого на основе зрительного сопоставления.

Составлять из счетных палочек знакомые геометрические фигуры.

 

 

3 занятие

1.Решение задач-шуток.

2. «Чем похожи 2 предмета».

3. Лабиринт.

 

Развитие внимания, сообразительности, учить объяснять решение задач.

Находить сходства среди 2-х предметов.

Учить отыскивать нужный выход на основе зрительного прослеживания хода.

 

 

4 занятие

1. Загадки математического

    содержания (2).

2. Игра «Четвертый лишний».

3. Составление узоров из геометрической мозаики.

4. Лабиринт.

 

Объяснять отгадку, учить доказательности ответа.

Находить лишнюю фигуру на основе зрительного анализа, сопоставления.

 Развитие воображения, конструктивных умений, закрепление знаний о цветах спектра.

Отыскивать нужный предмет на основе зрительного прослеживания хода.

 

Октябрь.

 

Название игр.

Программное содержание.

 

 

1 занятие

1.Игра «Продолжи узор».

2.Игра «Что изменилось».

3.Занимательные вопросы.

 

Уловить закономерность в следовании предметов, продолжить логический ряд.

Развитие внимания.

Развитие внимания, сообразительности,

уметь доказывать ответ.

 

 

 

 

2 занятие

1. Вопросы-шутки.

а) Сколько рогов у 2-х коров.

б) Сколько хвостов у 2-х ослов.

в) У пяти лебедей сколько шей.

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Д/и «Сложи квадрат».

Развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции, учить считать в уме.

 Учить решать головоломки с целью составления заданной фигуры из определенного кол-ва палочек (задание 1-2).Составление целого квадрата из частей.

 

 

3 занятие

1.Логические концовки.

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Игра «Продолжи ряд».

Развитие сообразительности, внимания.

Составление заданной  фигуры из определенного кол-ва палочек (задание 1-2).

Учить улавливать закономерность в

следовании предметов.

 

4 занятие

1. Загадки математического

    содержания (2).

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Игра «Что изменилось?».

Учить объяснять отгадки, доказывать ответы.

Учить составлять геометрические фигуры, пользуясь приемом перестроения к одной фигуре, взятой за основу, другой (задание 3-4).

Развитие внимания, сообразительности.

Ноябрь

.

 

Название игр.

Программное содержание.

 

 

 

1 занятие

1.Анатомическая игра «Сделай наоборот».

2.Игра «Составь картинку из мозаики».

3. Головоломки со счетными палочками.

Учить выполнять задания содержащие антонимы (узкий-широкий, рано-поздно, острый тупой).

Учить составлять изображения разных цветов из мозаики по образцу.

Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться (задание 3-4).

 

 

2 занятие

1. Игра «Собери бусы».

2. Задачи-шутки 2.

3. Игра «Каламбур».

Учить находить закономерность и продолжать ряд.

Развитие внимания, учить рассуждать, объяснять решение.

Классифицировать предметы по 2-м признакам (цвет-форма), использовать карточки-коды.

 

 

 

3 занятие

1. Головоломки со счетными палочками

2. Лабиринт.

3. Игра «Два обруча».

 

Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного хода решения

Учить отыскивать нужный выход на основе зрительного прослеживания хода.

Учить классифицировать предметы по 2-м признакам (цвет-форма), использовать карточки-коды.

 

 

 

4 занятие

1. Игра «Опиши предмет».

 

2. Задачи-шутки 2

 

3. Игра «Красивые бусы».

Учить рассказывать о геометрических фигурах, используя карточки-коды.

Развитие внимания, сообразительности, учить, объяснять решение.

Учить находить закономерность в следовании геометрических фигур и продолжать ряд.

Декабрь.

 

Название игр.

Программное содержание.

 

 

1 занятие

1.Игра «Опиши предмет».

 

2.Загадки с математическим содержанием.

3. Игра «Два обруча».

 

Учить называть свойства предмета, используя карточки-коды.

Учить объяснять отгадку и доказывать ответ.

Классифицировать геометрические фигуры по 3-м признакам (цвет, форма, величина), использовать картинки-коды.

 

 

 

2 занятие

1. Игра «Что лишнее».

 

2. Игра «Составь квадрат».

3. Лабиринт.

 

Учить выделять «лишние» предметы из ряда предметов по одному признаку.

Учить составлять целое из частей.

Учить отыскивать нужный предмет на основе зрительного прослеживания хода.

 

 

3 занятие

1. Игра «Назови фигуры» (одна фигура внутри другой).

2. Игра «Танграм».

3. Игра «Найди отличия».

 

Учить видеть фигуры находящиеся одна в другой, закреплять навык счета.

Составлять изображения по расчлененному образцу.

Учить находить отличие одного предмета от другого на основе зрительного сопоставления.

 

4 занятие

1. Игра с занимательными кубиками.

а) «Сколько фигур»

Учить находить кол-во фигур, когда одна фигура находится внутри другой.

Январь.

 

Название игр.

Программное содержание.

1 занятие

Диагностика.

 

 

 

2 занятие

1. Игра «Опиши предмет».

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Вопросы-шутки.

 

Учить выделять 2 свойства предмета (цвет, величина), используя блоки Дьенеша и таблицу.

Упражнять детей самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного хода решения.

Развивать внимания, сообразительность быстроты реакции.

Февраль.

 

Название игр.

             Программное содержание.      

      

 

1 занятие

Развлечение «Путешествие в страну Математика».

 

Доставлять радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопонимание.

 

 

2 занятие

1. Игра «Танграм».

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Игра «Бусы».

Составление изображений по расчлененным образцам.

Продолжать учить детей составлять геометрические фигуры из определенного кол-ва палочек (задание 4-5).

Учить находить закономерность в следовании предметов.

 

 

3 занятие

1. «Монгольская игра».

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Логическая задача на поиск недостающей в ряду фигуры.

 

Составление изображений из геометрических фигур по расчлененному образцу (2 варианта задания).

Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного кол-ва палочек.

Учить анализировать образец, рассуждать, выявлять закономерность в расположении фигур, отличающихся 2-мя признаками.

 

 

 

4 занятие

1.Задачи-шутки (2).

2. Логическая задача на поиск недостающей в ряду фигуры.

3. Логическая задача на цветовую последовательность  (с палочками К) П.Д. Комарова, стр. 60 «Как работать с палочками Кьюинезера?»

Развитие смекалки, внимания, умения рассуждать, делать выводы.

Учить анализировать образец, рассуждать, выявлять закономерность в расположении фигур, отличающихся 2-мя признаками.

Учить решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации, понимать предложенную задачу.

Март.

 

Название игр.

Программное содержание.

 

 

 

1 занятие

1. Игра «Построй машину» (из блоков Д).

2. Игра «Клумба».

3. Головоломки со счетными палочками.

 

Развивать конструктивное умение, фантазию,

Классифицировать предметы по 3-м признакам (цвет, форма, величина), использовать карточки –коды.

Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного хода решения.

 

 

 

2 занятие

1. Игра «Загадки без слов» (Носова «Логика и математика для школьников», стр. 36.

2. Головоломки со счетными палочками.

3. Логические концовки.

 

Развитие умений расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Составлять геометрические фигуры из заданного кол-ва палочек (задание 5-6).

Развитие умения рассуждать, внимательно слушать, объяснять ответ.

 

 

3 занятие

1. Игра «Раздели блоки».

2. Игра «Продолжи ряд».

3. Лабиринт.

 

Развитие умений развивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Уловить закономерность в следовании предметов.

Учить отыскивать нужный выход на основе зрительного прослеживания хода.

 

 

4 занятие

1. Игра «Четвертый лишний».

 

2. Игра «Колумбово яйцо».

 

3. Математические загадки (2).

 

Находить лишнюю фигуру на основе зрительного анализа, сопоставления.

Составлять изображение предмета по расчлененному образцу.

Развивать внимания, сообразительность умения объяснять отгадки.

Апрель.

 

Название игр.

Программное содержание.

 

 

1 занятие

1. Игра «Колумбово яйцо».

2. Игра «Сколько фигур?» (одна фигура внутри другой).

3. Математические загадки (2).

 

Учить выкладывать  изображение предмета по расчлененному образцу.

Развитие внимания, сообразительности, умение видеть одну фигуру внутри другой.

Развивать сообразительности, умения объяснять отгадку.

 

 

 

2 занятие

1. Игра «Составь узор»

 

2. Головоломки (задание 4-5)

 

3. Математические загадки.

 

Развитие конструктивных умений, сообразительности, ориентация на плоскости.

Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного хода решения.

Развитие сообразительности, внимания, умения доказывать ответы.

 

 

3 занятие

1. Игра «Какой фигуры не хватает».

2. Игра «Четвертый лишний».

3. Головоломки со счетными палочками (задание 6-7).

Учить решать задачи на поиск недостающей фигуры, выявлять закономерность в расположений фигур.

 Учить находить лишнюю фигуру на основе зрительного анализа и сопоставления.

Учить составлять геометрические фигуры из заданного кол-ва палочек).

 

 

4 занятие

1. Игра «Продолжи ряд».

2. Игра «Найди 2 одинаковых предмета» (по форме, величине).

3. Головоломки со счетными палочками (задание 7-8).

Учить улавливать закономерность в следовании предметов.

Учить находить два одинаковых предмета по заданным признакам, развивать внимание.

Упражнять детей в умении высказывать предположительное решение, догадываться.

Май.

 

Название игр.

Программное содержание.

 

 

 

1 занятие

1. Игра «Пифагор».

 

2.Задачи-шутки.

 

3. Головоломки со счетными палочками (1 группа).

Учить составлять  изображение из геометрических фигур по расчлененному образцу.

Развитие внимания, сообразительности, смекалки, умение доказывать ответы. Упражнять детей самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного хода решения..

 

 

 

2 занятие

1. Игра «Два обруча» ( с блоками Д).

2. Игра «Опиши предмет».

3. Составления из счетных палочек роботов.

Учить классифицировать предметы по двум, трем признакам.

Учить описывать фигуры, используя карточки-коды.

Развивать воображение, конструктивные умения.

3 занятие

Диагностика

 

4 занятие

Математический праздник.

 

Доставить радость и удовольствия от игр развивающей направленности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».

Модели многофункциональны. На  основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....

Использование приема моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Интегрированное занятие с детьми средней группы по сказке «Теремок».Используемые технологии: моделирование, метод ассоциации, здоровьесберегающие технологии. К занятию представлена презентация п...

Развитие связной речи с использованием моделирования с детьми дошкольного возраста

Формирование связной речи у детей относится к одной из важнейших задач работы с дошкольниками.    Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого развития...

Методическая разработка "Использование игр на плоскостное моделирование с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) для развития детского творчества "

               Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на личностно-развивающий и гуманистическ...

Консультация «Использование наглядного моделирования с детьми дошкольного возраста 6-7 в процессе конструирования»

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов.В старшем дошкольном ...

Использованию плоскостного моделирования с детьми старшего дошкольного возраста.

В процессе увлекательной познавательной игры создаются благоприятные условия,  для развития у детей таких навыков как:- Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает ...