Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста
презентация по математике на тему

Сапогова Марина Сергеевна

В презентации представлены игры: ГО, АТАРИ-ГО, РЕНДЗЮ, ГОМОКУ с подробными правилами и примерами.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальные игры для детей Подготовил воспитатель первой квалификационной категории МДОУ «Детский сад №95» Сапогова М.С.

Слайд 2

Притча «Что такое го?»

Слайд 3

Основы го Го – одна из старейших логически-стратегических игр. Появилась в Китае, в которую продолжают играть и в наше время.

Слайд 4

Доска и камни для игры в го Доска 19х19 с пересекающимися линиями. Девять точек – хоси (звезда). Используются для удобства и для расположения форовых камней. Камни белого(180) и черного цвета(181). Количество камней 361 равно количеству пересечений на доске 19х19.

Слайд 5

Основные правила го Камни выставляют в пересечение линий. Первые ходят черные. Ходы совершаются поочередно. Камень, выставленный на доску, не перемещается и не снимается с доски за исключением случаев взятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дамэ Это степень свободы. Камень не может существовать и снимается с доски, если у него нет дамэ .

Слайд 2

Цель игры Китайские правила игры го – выставить на поле больше «живых» камней, чем это сделал противник. Японские и корейские правила го – занятие большей территории, чем у противника. Оба набора правил поощряют сосуществование с оппонентом, а не уничтожение его.

Слайд 3

Способ подсчета очков Китайский – размер территории + количество захваченных камней противника. Японский и корейский – размер территории + количество своих «живых» камней.

Слайд 4

Ход игры

Слайд 5

Игра го и интеллектуальное развитие детей Концентрация внимания (типы): активный пассивный Использование: стратегических понятий интуиции аналитических способностей

Слайд 6

Мозг человека Интуитивные способности Логические и лингвистические способности

Слайд 7

Игра атари-го Упрощенный вариант игры го. Цель: окружение одного или нескольких камней противника. Правила: Игра начинается на пустой доске, либо с заранее заданной позицией. Начинают игру черные. Побеждает игрок, первым окружившим один или несколько камней противника.

Слайд 8

Игра в атари-го с детьми Атари-го – игра в го до первого захвата. Вариант 1. Отмеченный камень черных – это цветок, который питается водой через линии, входящие в него. Если эти линии перекрыть, то цветок перестанет получать воду и погибнет. Но если два цветка (камня) соединены, то они получают больше воды и становятся сильнее. Вариант 2. Эти камни – машины, а линии – дороги. Машины (камни) могут двигаться, пока дороги (линии) не перекроют. Если такое случится, то машины (камни) должны освободить «дорогу».

Слайд 9

Соединение и разрезание камней Камни черных соединены, белых – нет. Черные 1 закрывают последнее дамэ (точку свободы) у белого камня и снимают его с доски. Белые 2 не занимают дамэ у черного камня.

Слайд 10

Сохранение камней Черные 1 заняли предпоследнее дамэ отмеченного камня белых. Осталось последнее дамэ «А». Белые должны спасти камень, сходив 2.

Слайд 11

Сохранение камней Два камня белых в опасности. Ход 1 спасает два камня белых и связывает их с отмеченными камнями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рэндзю Настольная логическая игра на доске для двух игроков. В переводе с японского – «нитка жемчуга».

Слайд 2

Инвентарь Доска 15х15линий (в центре доски жирная точка для первого хода). Белые и черные камни.

Слайд 3

Правила игры рэндзю Камни выставляют в пересечение линий. Первые ходят черные (центр доски). Ходы совершаются поочередно. Камень, выставленный на доску, не перемещается и не снимается с доски. Для играющего чёрными определён ряд фолов — запрещённых ходов: нельзя строить «вилки» 3х3 и 4х4 и ряд из 6 или более камней. Для белых фолов не существует, при построении ряда более чем из 5 камней белые выигрывают.

Слайд 4

Пример

Слайд 5

Цель игры Выстроить непрерывную линию из пяти своих камне по горизонтали, вертикали, диагонали.

Слайд 6

Игра гомоку Игра типа «5 в ряд» на доске 19х19 или 15х15. Фолов нет. Построение длинного ряда (более 5) не приносит победы ни одной из сторон.

Слайд 7

Интернет-ресурсы http://gostart.ru/001.html http:// www.budariki.ru/igra/rendzyu/ http://ufgo.org/Rules9x9/Go%20Rules%209x9.htm http://www.atarigo.narod.ru

Слайд 8

Спасибо за внимание, успехов в работе.



Предварительный просмотр:

2 слайд. Что такое го?

Го – это логико-стратегическая игра. Появилась первоначально в Китае, оттуда пришла в Японию, Корею. Ну, а уже из стран востока перебралась к нам.  Возраст этой игры оценивается кА от 2000 до 5000 лет назад.

Есть такая притча: "Бессмертный, созерцая течение реки возле своей хижины, веками жил на одном месте, и каждый день выкладывал из своего мешочка белые камни на плоский срез пня, создавая неповторимые узоры. У каждого свой способ проникновения в суть вещей…

Мудрец полагал, что наблюдая прекрасное, он сможет постичь суть вещей; копируя мимолетный рисунок гармонии, он может понять ее и усвоить. Он прилежно брал у природы ее немые уроки…

В то же время жил другой Учитель, в чьи обязанности входило указывать людям на их несовершенство и недостатки. Он ходил по миру с мешочком черных камней и выкладывал перед каждым достойным несколько черных камушков, означавших недостатки человека, преграждавшие ему путь к освобождению…

И вот однажды, ранним утром, Бессмертный расположился у доски, намереваясь заняться своим обычным делом, как перед ним появился необычный человек. Он достал из своего мешочка единственный черный камень, символизировавший недостаток Бессмертного и выложил его на доске. Бессмертный углубился в размышлен??? пока не понял, на какой недостаток ему указал незнакомец. Поняв, он мог ответить лишь одним - выложив в ответ единственный белый камень. Так началась игра: черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал.

Доведя игру до конца, оба мудреца освободились и растворились".

3 слайд.

В го обычно играют на доске размером 19 на 19.

3.1. На слайде показана пустая доска.

3.2. Обратите внимание на девять отмеченных точек пересечения линий. Они называются «хоси» (звезда). Эти отметки на доске используются для удобства и для расположения форовых камней.

3.3. Для игры используются фишки белого и чёрного цветов, которые выполнены в виде двояковыпуклой линзы. Называются они «камни». Обычно эти камни изготавливаются из пластмассы или стекла. В дорогих комплектах белые камни делают из морских раковин, а чёрные из сланца. Вне зависимости от того, из чего сделаны фишки, их называют просто камнями.

3.4.  В начале партии у игрока, играющего чёрными – 181 чёрный камень, а у играющего белыми 180 белых камней. Общее количество камней (361) соответствует общему количеству пересечений линий на стандартной доске 19х19. Принято держать камни в деревянных или пластиковых чашах рядом с доской.

4 слайд.

В начале партии доска пустая. Один игрок берёт чёрные камни, второй белые. Чёрные делают первый ход. Ход – это выставление камня в точку пересечения линий доски. Можно ходить на любое незанятое пересечение, но в начале партии первые ходы обычно делают ближе к точкам хоси в углах доски. Ходят по очереди. Камень, выставленный на доску, не перемещается. Он может быть снят с доски в случае взятия.

Основные правила го:

  1. Камня выставляют в пересечение линий.

  2. Первыми ходят черные.

  3. Ходы совершаются поочередно.

  4. Камень, выставленный на доску, не перемещается и не снимается с доски за исключением случаев взятия.

5 слайд. 

го для начинающих

Камень не может существовать и снимается с доски, если у него нет дамэ. У одинокого черного камня на р.1. четыре дамэ, «А», «В», «С» и «D». Отмеченный черный камень имеет только одно дамэ «Е».

5.1. Отмеченный белый камень после хода черных 1 не имеет дамэ и должен быть снят с доски.

6 слайд.

Цель игры

В китайских правилах го цель игры состоит в том, чтобы выставить на поле больше «живых» камней, чем это сделал противник.

6.1.  Японские и корейские правила го целью игры провозглашают занятие большей территории, чем у противника. Какие бы мы правила не применяли, результат будет практически всегда одинаков.

6.2. Оба набора правил поощряют сосуществование с оппонентом, а не уничтожение его. Большинство учебников предоставляет японские правила го, а мы начнем с китайских, потому что они проще для понимания сути игры. Продемонстрируем правила на доске 9х9, игра на ней не осложнена стратегией, как на доске 19х19, а правила и тактика остаются такими же.

7 слайд.

 Обычно в начале партии игроки пытаются установить контроль над углами, как показано на р.1. Потом обозначают свою предполагаемую территорию.

Начало партии го

7.1. На р.2 показано как сначала черные, а потом белые используют основные стратегии для расширения своей территории, одновременно уменьшая территорию противника.

Продолжение партии го

7.2. На р.3 оба игрока укрепляют свои территории. Оба игрока завершили построение границ своих территорий. До этого момента японские и китайские правила не отличаются. Теперь по китайским правилам оба игрока должны заполнить свои территории камнями своего цвета.

Конец партии го

7.3. На р.4 показана доска после того, как оба игрока заполнили свои территории. У черных на доске 41 камень, а у белых 40. Черные выиграли одно очко.

результат партии го

7.4, 7.5, 7.6

Посмотрите на р.3 еще раз. Посчитайте территорию белых и черных по японским правилам и вычислите разницу. Если вы посчитаете правильно, то получите ту же разницу в очках, что и при подсчете по китайским правилам.

7.7. Если Вы думаете, что победа всего за черными, то вы ошибаетесь. Посмотрите на этот рисунок. 

http://ufgo.org/Rules9x9/Image2.gif

7.8. Вот еще пример: Здесь позиция посложнее. Если вы будете играть сами, то можете получить в конце партии и более замысловатую позицию. Бывает, что вам удается захватить в каком-либо месте только 1 или 2 очка. Здесь у черных территория в двух местах - справа вверху и слева внизу. Территория белых вверху слева и внизу справа. Подсчитаем, чем закончилась эта партия. У черных справа вверху 13 очков, а слева внизу 10, значит всего 23 очка. У белых вверху слева 10 очков, а внизу справа - 4 очка. Итого - 14 очков. У черных на 9 очков больше. Черные выиграли 9 очков.

http://ufgo.org/Rules9x9/Image4.gif

8 слайд.

То, что игры помогают развивать интеллектуальные способности детей, оценили не так давно. Ряд японских психологов проводил широкие исследования детей, играющих в Го. Их исследования привели к уверенности в том, что врожденные способности лучше развиваются у тех, кто играет в го. Согласно данным одного из исследований, проведенных Университетом Чиба (Chiba University), стратегия го имеет глобальный охват, т.е. действия в одной части доски влияют на всю доску. В противоположность этому образ мысли ребенка узок. Но когда ребенка учат играть в Го, он быстро развивает видение всей доски в целом и переносит это умение на повседневную жизнь. Исследователи также указывают, что чем раньше начать учить ребенка, тем лучшего результата можно достичь. Видимо, лучше всего начинать изучение игры с возраста 4-5 лет. В этом возрасте мозг развит только на 65%, и влияние на процессы мышления оптимально. И, конечно же, детям нравится играть в Го, как и в другие игры.

Одной из положительных сторон Го и шахмат для развития ребенка является возможность концентрации внимания. Обычно дети развивают эту способность, делая то, что им интересно. Но существуют два типа концентрации внимания: активный и пассивный. Ребенок может сконцентрироваться на просмотре любимой телевизионной передачи, но это пассивная концентрация внимания. Играя в игру типа Го, он полностью использует возможности своего мозга. Играя, ребенок должен напрягать свои умственные способности и совершать гигантские интеллектуальные подвиги, чтобы отследить множество вариантов при анализе, представлять в своем воображении гипотетическую ситуацию на доске, и в конечном итоге прийти к выводу, что данный ход будет лучшим. Заметим, что детям нравится совершать подвиги, и игра дает им такую возможность. Трудно найти другие области, в которых дети используют свой ум с такой интенсивностью, одновременно получая от этого удовольствие. В конце концов, эта способность к концентрации, воспитанная игрой в Го, будет использована человеком в других областях деятельности.

Играя в Го нужно использовать как интуицию, так и аналитические способности. В начальной стадии игры существует столь много вариантов ходов, что ни кто не может взять на себя смелость и сказать, что один ход лучше другого. При выборе хода на этой стадии нам помогают стратегические понятия, но только сильнейшие игроки могут целиком полагаться на свою интуицию. Но партия продолжается, и аналитические способности приобретают все большее значение. В заключительной стадии способность к расчету вариантов становится основным фактором. Шахматы – игра скорее аналитическая от начала до конца. По этой причине компьютер умеет играть в шахматы настолько хорошо, что побеждает чемпионов, а в Го - плохо.

9 слайд.

Чтобы понять значение вышесказанного нужно объяснить некоторые понятия связанные с мозгом человека. Мозг состоит из двух полушарий – левого и правого.

9.1. Логические и лингвистические способности управляются левым полушарием.

9.2. Интуитивные сферы деятельности, связанные с музыкой и способностью распознавать сложные образы, контролируются правым полушарием мозга. Когда у человека случается инсульт одно из полушарий обычно страдает больше, чем другое. Проводились исследования игроков Го перенесших инсульт.

9.3. Установлено, что инсульт правого полушария приводит к ухудшению игры в начальной стадии, в то время как в середине игры и в ее конце игрок не теряет своей силы.

9.4. Если поражено левое полушарие, то стратегия начальной стадии остается на высоком уровне, а вот в середине игры и в заключительной ее части игрок теряет свою былую силу.

Из проведенных исследований следует вывод, что дети, которые изучают игру Го, тренируют оба полушария своего мозга, что ведет к развитию как творческих, так и логических способностей.

10 слайд.

Игра Атари-Го является упрощенным вариантом популярной древне-восточной игры Го (Вейчи, Бадук), а ее правила - часть более общих правил Го. Цель игры состоит в окружении одного или нескольких камней противника.

Игра Атари-Го интересна как сама по себе, так и в качестве начального этапа обучения и знакомства с основными правилами Го.

  Игра начинается либо на пустой доске (гобане), либо с заранее заданной позиции.

  Двое партнеров поочередно выставляют на любой свободный пункт (пересечение линий) по одному своему камню. Начинают игру черные.

  Побеждает игрок, первым окружившим один или несколько камней противника.

  Камень или группа камней считаются окруженными (уничтоженными), если у них в результате хода соперника оказалось занято последнее свободное соседнее поле.

  Соседними считаются поля только вдоль линий доски (по горизонтали и вертикали) и называются они - дамэ.

  Самоубийственный ход (т.е. когда занимается последнее дамэ своей группы) - разрешен, но равносилен сдаче партии и поражению.

  Однако если при этом ходе уничтожаются какие-либо камни соперника, то это - победа!

11 слайд.

Даже если вы сами только что научились играть в атари-го, вы уже можете учить детей. Чтобы быть понятным детям попробуйте одно из двух предложенных ниже объяснений. Выбирайте, какое из них интереснее детям.

11.1 Вариант 1. Отмеченный камень белых это цветок, который питается водой через входящие в него линии. Если эти линии перекрыть, то цветок перестанет получать воду и умрет. Если два цветка (камня) соединены, то они получают больше воды и становятся сильнее. Но даже много объединенных цветков умирают, если потеряют источник воды.

11.2.Вариант 2. Эти камни – машины, а линии – дороги. Машины (камни) могут двигаться, пока дороги (линии) не перекроют. Если такое случится, то машины (камни) должны освободить «дорогу».

Дети в возрасте 3-4 лет в состоянии быстро воспринять преподнесенные таким образом идеи.

12 слайд.

 Сохранение камней

Страшно, когда камень забирают и настолько же спокойнее, когда он стабилен. Сейчас мы поговорим  о соединении и разрезании камней.

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\1\1.pngC:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\1\2.png

12.1. Камни черных соединены, а белых нет.

12.2.

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\1\3.png

12.3. Ходом 1 черные закрывают последнее дамэ у отмеченного камня белых и снимают его с доски. А вот ходом 2 белые не занимают дамэ отмеченного камня черных. У камня черных остались все его четыре дамэ.

13 слайд.

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\1\4.png

13.1. Ходом 1 черные заняли предпоследнее дамэ отмеченного камня белых. Осталось последнее дамэ «А».

13.2.

Таким образом, понятно, что для того, чтобы спасти этот камень белые должны на ход черных 1 ответить 2.

13.3.

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\2\21.png 

14 слайд.

 Два отмеченных камня белых в опасности. К счастью, своим следующим ходом белые могут спасти их. 

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\2\22.png

14.1.

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\2\23.png 

14.2.

Ход 1 спасает два камня белых и связывает их с отмеченными камнями. Отметим, что конкретного соединения нет, но черные не могут разделить их.

14.3.

C:\Documents and Settings\Одуванчик\Рабочий стол\МО4\картинки\2\24.png

Например, черные могут угрожать двум камням сыграв 1, но белые могут соединить их ходом 2. И еще раз черные могут попытаться отрезать камни белых ходом 3, но белые прочно соединяют все свои камни ходом 4.

15 слайд.

Рэндзю - настольная логическая игра на доске для двух игроков (иногда встречается старое название игры - "гомоку" - пять камней в ряд). "Рэндзю" в переводе с японского "нитка жемчуга", исследователи связывают подобное название с тем, что в древние времена богатые женщины играли в "рэндзю" черными и белыми жемчужинами. Рэндзю можно считать прародительницей крестиков-ноликов, столь любимых у школьников прошлом. Только если в классических крестиках-ноликах нужно выстроить ряд из трех одинаковых знаков, то в рэндзю ряд должен состоять из пяти фишек или камней одного цвета.

16 слайд.

Инвентарь: Доска 15х15 линий. В рэндзю играют белыми и черными камнями. Рэндзю относится к тому типу игр, в которых камни не двигаются по доске, а выставляются один раз. В связи с этим большую популярность приобрели версии "Рэндзю" на бумаге, наносимые при помощи ручки или карандаша на разлинованных листочках. Сейчас широко распространены компьютерные версии рэндзю.

17 слайд.

Правила:

  1.  Камни выставляют в пересечение линий.
  2. Первые ходят черные (центр доски).
  3. Ходы совершаются поочередно.
  4. Камень, выставленный на доску, не перемещается и не снимается с доски.
  5. Для играющего чёрными определён ряд фолов — запрещённых ходов: нельзя строить «вилки» 3х3 и 4х4 и ряд из 6 или более камней, а также любые вилки кратностью более двух.
  6. Для белых фолов не существует, при построении ряда более чем из 5 камней белые выигрывают.

18 слайд.

Пример вилок.

19 слайд.

Для победы необходимо как можно быстрее выстроить непрерывную линию из пяти своих камней по горизонтали, вертикали или диагонали (как в крестиках-ноликах).

20 слайд.

Игра гомоку

  • Игра типа «5 в ряд» на доске 19х19 или 15х15.
  • Фолов нет.
  • Построение длинного ряда (более 5) не приносит победы ни одной из сторон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"

В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающи...

Проект интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности"Сказочные лабиринты игры"

Организация образовательной деятельности по технологии "Сказочные лабиринты игры" уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Такую возможность предоставляют не толь...

Консультация для родителей "Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста"

Игры, которые родители могут предложить своим детям в   домашних условиях....

Презентация на тему "Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста"

Интеллектуальные  игры  для детей дошкольного возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...