Статья "Развивающие игры как средство интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста"
статья по теме

Пахтусова  Ирина  Викторовна

В статье указаны задачи развивающих игр, методы и приёмы: сказки, логические задачи, вопросы, проблемные ситуации, экспериментирование, обследование, схемы - модели. Раскрыты этапы работы с развивающими играми: подготовительный, практический, творческий. Показаны формы работы и виды игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_igra.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу  начать  свою  лекцию  по  теме «Развивающая   игра, как  средство  интеллектуально – творческого  развития  детей  дошкольного  возраста» со  слов  Василия  Александровича  Сухомлинского: Без  научного      

                                                                                    предвидения,  без

                                                                                  умения  закладывать  в  человеке

                                                                                  сегодня  те  зёрна,  которые

                                                                                  взойдут  через  десятилетия,

                                                                                   воспитание  превратилось  бы

                                                                                 в  примитивный  присмотр,

                                                                                  воспитатель – в  неграмотную    

                                                                                    няньку,

                                                                                 педагогика – в знахарство.

Происходящие  изменения  в  системе  дошкольного  образования  обусловлены  объективной  потребностью   в  изменениях  образовательной  системы  в  целом. Основным  механизмом  таких  перемен  является  поиск  и  освоение  инноваций. В  нашем  учреждении -  это  внедрение  развивающих  игр  в  коррекционный  процесс.               

  Как  мы  все  знаем,  игра - это  ведущий  вид  деятельности  ребёнка  в  дошкольном  возрасте.  Важное  достоинство  игровой  деятельности - это  внутренний  характер  её  мотивации.  Дети  играют  потому, что  им  нравится  сам  игровой  процесс.

Развивающие   и  учебно-дидактические  игры  делают  учение  занимательным,  порождают  интерес    к  приобретённым   знаниям,  умениям,  навыкам,  т.е.  интеллектуально  развивают.  

   Эффективное   развитие   интеллектуальных   способностей   детей  дошкольного  возраста - одна  из  актуальных  проблем   современности.  

     Дошкольники  с  развитым  интеллектом  легче  учатся,  быстрее  запоминают  материал,  более  уверены  в  собственных  силах,  легче  адаптируются   в  новой  обстановке.

 Таким  образом,  можно  выделить  следующие  задачи,  которые  решают  развивающие  игры.

   1 Развитие  психических  процессов.

2.Развитие  у  ребёнка  познавательного  интереса.

 3.Формирование  математических  представлений.

 4.Тренировка  мелкой  моторики.

5.Развитие  творческих  способностей.

  Отличительной  особенностью   развивающих  игр  является  то, что  их  можно  использовать  в  домашнем  воспитании,  т.е.  с их  помощью  можно  эффективно  развивать  интеллект  детей,  не  посещающих  дошкольное  учреждение.

В   работе  с  детьми  можно  использовать  следующие   эффективные   методы  и  приёмы:

  - игра

  - сказки, введение  сказочных   персонажей

  - логические  задачи

  - вопросы

  - проблемные  ситуации

  - конструирование

  - экспериментирование

  - обследование  предметов

  - схемы - модели

  - рисование

  Данные  методы  и  приёмы  успешно  внедряются  в  нашем  учреждении  второй  год. Хочется  предложить  поэтапное  внедрение  данных  игр  в  коррекционную  работу.  Итак,  подготовительный  этап

На  данном  этапе  большая  роль  отводится  воспитателю.  Сначала  надо  познакомить  с  игрой,  с  персонажем,  заинтересовать  ребёнка. Затем  рассмотреть  из  чего  она  состоит,  можно  дать  несложные  задания  в  зависимости  от  возможностей  и  интересов  ребёнка.

Например,  игра  «Фонарики»

Рассмотреть  какие  фонарики (круглые,  квадратные,  треугольные,  прямоугольные,  овальные). Ребёнок  выкладывает.

Практический  этап.

Желательно  подобрать  красочные,  яркие  игры,  которые  состоят  из  большого  количества  достаточно  простых  игровых  заданий  и  упражнений. На  этом  этапе  дети  осваивают  основные  игровые  приёмы.

Например,  игра  «Лого формочки»

Дети  вынимают  из  игрового  поля  фигуры  и  вкладывают  их  обратно.  Составляют  геометрические  фигуры  из  частей,  дают  им  образные  названия.

На  этом  же  этапе  детям  даются  задания,  требующие  интеллектуального  напряжения,  волевых  усилий,  концентрации  внимания.

Творческий  этап.

На  этом  этапе  большое  внимание  уделяется  развитию  творчества  и  самостоятельности.  Дети  без  помощи  взрослого  изобретают  игровые  задания  и  упражнения.

Переход  от  одного  этапа  к  другому  важно  осуществлять  постепенно,  учитывая  уровень  развития  ребёнка,  его  интересы  и  потребности.

В  работе  с  детьми   используются   следующие  формы  работы:

Занятия – сказки.

Вопросы  задания  ставит  не  взрослый,  а  сказочный  герой,  которому  по  сюжету  необходимо  решить  проблему.

Совместная  игровая  познавательная  деятельность.

Это  ещё  одна  форма  организации  детской  деятельности.

  Она   начинается  спонтанно  для  детей,  появляется  персонаж, который  увлекает  их.   В     совместной  игровой  деятельности  взрослый  - это  партнёр  по  игре.

Следующая  форма  работы – самостоятельная  игровая  деятельность.

Этот  вид  деятельности  очень  важен  для  развития  детей.  В  самостоятельных  играх  тренируются  умения,  совершенствуется  ручная  умелость  и  интеллект,  а  самое  главное,  появляется  неограниченная  возможность  придумывать  и  творить.

Нас  педагогов  радует  то, что  развивающие  игры  Воскобовича,  Никитина,  Зайцева, Кайе  и  других  появляются  на  образовательном  рынке,  что  позволяет  их  использовать  в  инновационном  процессе.

В  нашем  учреждении  широко  используются  игры

  1.   на  плоскостное  моделирование

Танграм,  Волшебный  круг,  Колумбовое  яйцо , Головоломка  Пифагора, Сфинкс,  Листик,  Волшебный  круг,  Вьетнамская  игра,  Архимедова  игра,  Волшебный  квадрат,  Абрис,  Чудо – крестики,  Чудо – соты,  Орнамент  и  др.

  1. Игры  на  объемное  моделирование

Уголки,  Шар,  Логические  кубики,  Палочки  Кюизенера,  куб  хамелеон,  кубики  Сложи  узор  и  др.

  1. Игры  на  освоение  отношений

Прозрачный  квадрат, Чудо – цветик,  Геоконт,  Геовизор,  Шнур – затейник,  Палочки  Кюизенера  и  др.

  1. Игры  на  трансформацию  и  конфигурацию

Конструкторы – трансформеры,  Змейка,  Разрезной  квадрат,  Соты Кайе и  др.

  1. Игры  на  подбор  карточек  по  правилу  с  целью  достижения  результатов.  

Логические  цепочки,  Логический  поезд,  Состав  числа,  Блоки  Дьенеша  и  др.

  1. Игры  на  воссоздание  и  изменение  по  форме  и  цвету

Сложи  узор,  Уникуб,  Соты  Кайе, Логоформачки,  Тетрис,  Фонарики,  Маленький  дизайнер  и  др.

  1. Игры  на  обучение  детей  цифрам  и  буквам

Восьмерка,  Игровизор,  Теремок  Воскобовича,  Геоконт,  Палочки  Кюизенера  и  др.

 

А  что  же  сами  дети  говорят  о  развивающих  играх?

Юля: «  Они  красивые  и  интересные»

Денис: «Игры  заставляют  думать»

Коля: «Я  научу  играть  свою  маму»

Серёжа: «Не  буду  спать,  лучше  поиграю  в  геоконт»

Никита: «У  Деда  Мороза  я  попросил  такие  же игры»

Оля: «Игры – сказки  лучше  мультиков»

Оптимистические  высказывания  детей  заставляют  искать  все  новые  и  новые  формы  работы  с  детьми.

Как  видим,    развивающие  игры  способствуют  не  только  интеллектуальному  развитию  детей,  но  и  влияют  на    рост

 профессионального   мастерства  педагогов.

   Всем  коллегам  желаю  успехов  в  освоении  игр.

                Уверяю  вас,  вы  не  пожалеете!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности"Сказочные лабиринты игры"

Организация образовательной деятельности по технологии "Сказочные лабиринты игры" уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Такую возможность предоставляют не толь...

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Для дошколят игра – учеба, игра – труд, игра - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.  Цель воспитателя - обогащать...

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Консультация по теме: «Развивающая игра, как средство интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста»

Происходящие  изменения  в  системе  дошкольного  образования  обусловлены  объективной  потребностью   в  изменениях  образовательной  сист...

Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,

Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...