Программа по математике "Математические знайки"
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме

Коньшина Наталья Римовна

Развитие логического мышления у детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskie_znayki.docx20.7 КБ
Файл kruzhok_perspektivnyy_plan.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Математические знайки».

Актуальность. 

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой.

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Необходимо учить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому умозаключению. 

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Пояснительная записка.

Наиболее эффективными средствами развития логического мышления дошкольников, формирования таких качеств личности, как самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, находчивость, являются блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Игры с этими дидактическими материалами дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, в частности такие, как замещение, кодирование, схематизация, наглядное моделирование; вызывают у ребенка интерес к обучению. В процессе манипуляций с блоками и палочками дошкольники  учатся классифицировать предметы. У детей развивается способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. На наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Данные игры развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификации обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развивается мышление, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

Еще одно пособие, способствующее развитию у дошкольников логического мышления - это палочки Кюизенера. Это дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с  логическими блоками Дьенеша, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на...», познакомить со свойствами  отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между» и др.

В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство» или класс.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

В работе с дошкольниками может использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных — по 12 каждого цвета.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных задач. Игровые элементы в упражнения вводятся в форме игровой мотивации (построить лесенку для петушка, починить забор и так далее) для средних детей и в виде соревнования (кто быстрее составит, сделает, положит, скажет) — для старших.

В процессе выполнения заданий используются инструкция,  пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Цель программы: развитие у детей логического мышления, интеллектуальных способностей.

Основные задачи:

1. вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и желание действовать с ними;

2. развивать логическое мышление;

3.формировать представление о математических понятиях: алгоритм, (последовательность действий); кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов); декодирование информации, (расшифровка символов и знаков);

4. развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем), объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;

5. познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

6.развивать пространственные представления;

7. воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;

8. развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию;

Сотрудничество с родителями:

Цель: повышать  компетентность родителей по вопросам развития логического мышления дошкольников.

1.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к играм, обогащение предметно-развивающей среды.

2.Консультирование.

3.Просвещение.

Ожидаемый результат:

Воспитанник:

- проявляющий интерес к  игре с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера;

- имеющий представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации;

- имеющий представления о форме, цвете, размере, толщине объектов;

- умеющий сравнивать, классифицировать предметы по нескольким признакам;

- имеющий сформированность основных пространственных представлений;

- проявляющий самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;

- проявляющий творческие способности, воображение, фантазию;

- способный к моделированию и конструированию.

Родители:

- имеющие представления о  развитии логического мышления дошкольников;

- принимающие  активное участие в обогащение предметно-развивающей среды

(изготовлению атрибутов к играм: схем, таблиц).



Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы математического кружка «Математические знайки»

в средней группе № 1

 на 2015-2016 г.

Месяц

Тема

Цели

Дидактические игры и задания

Ноябрь

1.

Знакомство с новой игрой «логические блоки Дьенеша»

Знакомить с логическими блоками. Закрепить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький», «толстый – тонкий». Познакомить с классификацией фигур по двум свойствам (величине, толщине). Развивать умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуру по заданному признаку.

«Найди нужную фигуру»

«Кто дружит с моей фигурой?»

 «Сравни фигуры»

2.

Упорядочивание фигур по двум признакам (величина, толщина).

Математическая  игра «Составь картинку».

Учить детей упорядочивать геометрические фигуры по двум признакам: величине, толщине.

Развитие творческого воображения, умения ориентироваться в пространстве, распознавать условные обозначения (умение читать схемы, образец). Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

 «Разложи геометрические фигуры на части по признаку»

«Чудесный мешочек»

«Строим домики для лесных зверушек»

 «Четвертый  лишний»

3.

«Разноцветные палочки»

Познакомить детей с новой игрой - разноцветные счетные палочки Х. Кюизенера, закрепить названия основных цветов; развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Закрепление характеристики величины «длинный - короткий». Развивать логическое мышление.

«Что изменилось»

«Разложи по цвету (длине)»

« Построй лесенку»

4.

Игра «Волшебный мешочек» - палочки Кюизенера.

Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание, логическое мышление.

Составление  из палочек фигур по заданному образцу.

Упражнять в умении находить нужную палочку (найди маленькую и красного цвета, найди длинную синего цвета и т.д.). Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, речь.

«Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе».
«Выложи такую же фигуру»

«Найди  нужную палочку»

 «Покажи палочку, чтобы она была не желтой».

декабрь

1.

 Знакомство с игрой, умение читать схемы.

Закрепить умение конструировать по схеме из палочек К., развивать конструкторские и творческие способности, воображение, память.

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.

Учить составлять узор путем комбинирования цвета и формы. Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

«Запомни фигуры»

«Построй по образцу».

«Найди нужный блок»

«Заселим в домики»

«Сложи узор».

2.

Выкладывание из геометрических фигур различных форм

Продолжать знакомить детей с комплектом геометрических фигур и научить выкладывать из них различные формы.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине.

Развивать  логическое мышление.

«Продолжи ряд»

«Конструктор»

«Построй домик»

3.

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей с блоками Дьенеша.

Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения.

«Второй ряд»

«Чего не хватает»

«Что лишнее».

4.

«Игрушки для елки»

 Закрепление знания геометрических фигур; сравнение фигур. Развитие логического мышления, умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать» схему.

 «Украшаем елочку»

 «Бусы на елке»

«Помоги Деду Морозу расставить игрушки».

Январь 

1.

 «незаконченные рисунки…»

Развивать логическое  мышление. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Развивать умение находить сходства  фигур по одному, двум, трем, четырем  признакам

 «Угадай, какую фигуру я загадала»

  «Найди такую же фигуру»

 «Составь изображение»

«Кто быстрее соберет»

2.

«снежинка»

Упражнять детей в конструировании из палочек К. Развитие конструктивных и творческих способностей, логического мышления.

«Рисуем снежинку»

«Строим ледяной городок».

3.

«город веселых мастеров»

Развивать у детей творческие способности, умение правильно подбирать материал по форме, размеру, в соответствии с задуманной постройкой.

Упражнять в умении составлять логические  цепочки из плоскостных изображений различных предметов таким образом, чтобы каждое последующее изображение было похоже на предыдущее либо размером, либо цветом, либо формой.

«Составь цепочку»

«Строим дом»

«Украсим дом огоньками»

Февраль

1.

«Любимые игры»

Развивать наблюдательность, внимание , наблюдательность, знание понятий «слева»  - «справа».Упражнять в счете.

«Чего не хватает?»  

«Найди отличия»

«Найди и сосчитай»

2.

«веселые человечки» (блоки Дьенеша)

Развитие умения конструировать из геометрических фигур Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по трем признакам. Упражнять детей в группировке геометрических фигур.

Развивать наблюдательность, внимание и память.

«Раздели фигуры»

«Построй домик для сказочных героев».

Игра «Помоги сказочному герою»

Задание:

- Разделите  фигуры между сказочными  героями так, чтобы:

- У  Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Карандашу  достались все  желтые

- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие.

3.

«Город» (блоки Дьенеша)

Освоение умения классифицировать

множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма);

Развитие пространственного воображения.

«Чем отличаются дома»

«Найди такой же»

«Строим  дом»

4.

«Найди нужную фигуру»

Развитие внимания, умения правильно называть увиденную фигуру, закреплять счет до 5, развивать конструкторские способности. Развивать   умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

«Волшебное дерево»

«Найди одинаковые  фигуры»

«Что  лишнее»

Март

1.

«Подарок для мамы».

Подбор геометрических фигур, отличающихся друг от друга только по одному признаку; развитие логического мышления: умение сравнивать, анализировать. Развитие умения конструировать из геометрических фигур

«Собери мамины бусы»

«Построй для мамы домик»

«Чем отличаются фигуры»

2.

«транспорт наземный» (блоки Дьенеша)

Развитие конструкторских способностей, умение комбинировать геометрический материал по размеру, толщине, развитие творчества.

«Выложи ряд»

«Построй машину по образцу»

«Составь поезд».

3.

 «какие предметы спрятаны в рисунках»

Выкладывание картинок с помощью счетных палочек по собственному замыслу: развитие творческих способностей

Развитие способностей ориентироваться в пространстве, развитие внимания.

«Мы - художники»

«Покажи фигуру»

«Спрятанная фигура»

« Где игрушка»

4.

Логические задачи с обручами и цветными блоками.

Закрепление знаний о классификации объектов по различным признакам, развитие внимания.

Игра с двумя обручами».

«Заселим в домики»

«Раздели фигуры».

Апрель

1.

«Веселые фигуры»

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Игра «Этажи».

«Рассели фигуры по домикам»

«Выложи цепочку»

«Найди лишнюю фигуру».

2.

«Страна блоков и палочек».

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных  представлений и ориентировки в пространстве.

 «Сложи квадрат»

«Найди такую же фигуру по величине (форме)»

«Расставь фигуры по схеме»

«Найди место»

   3.

«Наши друзья - птицы».

Развивать   умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление. 

Развивать  умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать по 3 признакам.

«Волшебное дерево»

«Расселим птичек в домики»

« На свою веточку»

   4.

«Волшебный лес»

Закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая). Закрепить умение ориентироваться в пространстве (слева, справа).  Закрепить знания цветового спектра «Палочек Кюизенера». Развитие знания цвета, формы, размера; развитие внимания.  

«Необычные фигуры»

«Строим дом для зверят».

«Бусы для Каркуши».

Май

1.

«Магазин игрушек»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по 4-м признакам (толщина, размер, цвет и форма).

«Магазин»

«Найди игрушку»

«Паровозик».

2.

Выбери себе игру (блоки Дьенеша)

Итоговое занятие с развивающими  играми. Дать детям возможность самостоятельно выбрать игровой материал, выполнять игровые действия в соответствии с данной игрой.

Игры с  блоками Дьенеша.

3.

Выбери себе игру (палочки Кьюизенера).

Итоговое занятие с развивающими  играми. Дать детям возможность самостоятельно выбрать игровой материал, выполнять игровые действия в соответствии с данной игрой.

Игры с  палочками Кьюизнера.