Программа занятий кружка "Умка" старшая группа
рабочая программа по математике (старшая группа) по теме

Ружейникова Светлана Николаевна

Программа кружковых занятий в старшей группе по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_starshaya_gruppa.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» п.Алексеевский

Советского района Республики Марий Эл

Утверждаю:

Заведующая МДОУ

__________Т.С. Митрофанова

Рабочая программа занятий кружка «Умка»

0

Направление: Познание

Срок реализации: 1 год

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Руководитель: воспитатель Ружейникова Светлана Николаевна

Принята на педагогическом совете

Протокол № ___от     .09.2015г.

п.Алексеевский

Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Работа по организации кружка «Умка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Деятельность кружка организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Цель кружковой работы.

Развитие познавательной активности, интерес к математике, развитие логическое мышление у дошколят.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;

Разделы рабочей программы:

  • количество и счет;
  • ознакомление с геометрическими фигурами;
  • определение величины;
  • ориентировка во времени, пространстве;
  • решение логических задач.

Ожидаемые результаты:

  • дети должны понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
  • уметь решать арифметические задачи и записывать решение;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;

В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

1.Количество и счет.

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

  • «Назови следующее, предыдущее число»;
  • «Назови соседей числа»;
  • «Назови меньше на 1, больше на 1»;
  • «Вверх вниз по числовой лестнице»;
  • «Составь и реши задачу»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Кто знает, пусть дальше считает».

Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

2. Геометрические фигуры.

Цель раздела: закреплять представления о многоугольниках и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

  • «Назови предметы заданной формы»,
  •  «Что общего и чем различаются фигуры»,
  •  «Найди предмет такой же формы»,
  •  «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,
  •  «Найди лишнюю фигуру»,
  •  «Конструктор»,
  •  «Почини одеяло»,
  • Игры со счётными палочками.

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

3. Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4. Ориентировка во времени

Цель раздела: развивать чувство времени, учить определять время по часам, знакомить с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

  •  «Вчера, сегодня, завтра»
  •  «Дни недели»
  •  «Мой режим дня по часам»
  •  «Определи время по часам»
  •  «Когда это бывает?»
  •  «Что перепутал художник?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствуют представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.

5. Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые пособия (различные ребусы «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», задачи в стихах, задачки-шутки, логические задачки, работа со счётными палочками) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» по редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
  3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1982г.
  4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985г.
  5. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада/

Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1997г.

  1. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.

Тематическое планирование

Сентябрь.

1 неделя.

Знакомство с цифрами.

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

2 неделя.

Счёты.

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

3 неделя.

Геометрические фигуры.

Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

4 неделя.

Волшебные фигуры.

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

Октябрь.

1 неделя.

Порядковый счёт.

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. Учить порядковому счёту.

2 неделя.

Интересные слова «между», «за», «после», «перед».

Закрепить умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называть себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

3 неделя.

Ориентирование на листе бумаги.

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левой и правой, верхней и нижней стороне листа.

4 неделя.

Ориентирование на листе бумаги.

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, верхних и нижних углах.

Ноябрь.

1 неделя.

Лесенка.

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

2 неделя.

Рисование фигур по точкам.

Развивать графические навыки детей, закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

3 неделя.

Левая и правая рука.

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением».

4 неделя.

Близко – далеко.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Декабрь.

1 неделя.

12 месяцев.

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь».

2 неделя.

Время года. Сезоны.

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать, сколько их.

3 неделя.

Знакомство с часами.

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении. Рассказать, какие часы бывают.

4 неделя.

Весы. Их использование.

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес».

Январь.

1 неделя.

Какие бывают линейки.

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

2 неделя.

Рисуем по линейке.

Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

3 неделя.

Пишем цифры: 0, 1, 2, 3.

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

4 неделя.

Пишем цифры: 4. 5. 6.

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Февраль.

1 неделя.

Пишем цифры: 7, 8, 9.

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

2 неделя.

Расставь числа по порядку.

Развивать умение расставлять числа по порядку.

3 неделя.

Задачи на смекалку.

Развивать логику, находчивость, внимательность. Закреплять умение выполнять арифметические действия.

4 неделя.

Задачи на действия (сложение). Познакомить со знаком «+».

Развивать мышление, учить слушать текст задачи и понимать, какое действие нужно сделать.

Март.

1 неделя.

Задачи на действия (вычитание). Познакомить со знаком «-».

Развивать мышление, учить слушать текст задачи и понимать, какое действие нужно сделать.

2 неделя.

Задачи на составление целого из частей.

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

3 неделя.

Математические задачки в стихах.

Развивать логическое мышление детей.

4 неделя.

Головоломки.

Обучение решению задач на смекалку. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола.

Апрель.

1 неделя.

Составление фигур из треугольников и квадратов.

Учить детей составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу.

2 неделя.

Составление фигур из треугольников и квадратов.

Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

3 неделя.

Логические задачи на поиск недостающих фигур.

Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности.

4 неделя.

Знакомство с «Монгольской игрой».

Май.

1 неделя.

Знакомство с игрой «Колумбово яйцо».

2 неделя.

Загадки математического содержания.

3 неделя.

Задачки-шутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

Программа занятий по изготовлению цветов в старших группах как средство развития мелкой моторики

Это книга содержит подробное описание действий по созданию цветов из бумаги и детские стихи о цветах ....

Программа занятий вокальной группы «Ладушка»

Воспитание детей на народных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Народная песня – это эффективная форма работы с детьми разл...

Конспекты занятий подготовительной группы по программе "Детство" с ФГОС

Конспекты занятий на год  разработаны в соответствии с программой "Детство", с учётом требований по ФГОС....