Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Ештокина Ольга Алексеевна

  Цель:

закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

 

Задачи:

Образовательные:

·         Продолжать формирование мыслительных операций (анализа,  сравнения, обобщения).

·         Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.    Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 и обратного счета .

·         Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

·         Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

·         Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

·         Развивать конструктивные  способности

Воспитательные:

·         Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.

·         Воспитывать стремление оказывать помощь другим, дружеские взаимоотношения между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_i_analiz_nod_po_femp.docx25.41 КБ
PDF icon put.pdf2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательному  развитию

(формирование элементарных математических представлений)

 в старшей группе на тему:

 "Путешествие по сказке»

  Цель:

закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа,  сравнения, обобщения).
  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.    Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 и обратного счета .
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развивать конструктивные  способности

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.
  • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

демонстрационный материал:  числовые карточки, картонные цифры – камни; палочки Кюзенера,  блоки Дьенеша,  средства ТСО.

раздаточный материал: математические наборы и цифры, листки бумаги,  карандаши, аудио записи фоновой музыки;

Ход НОД:

В: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

В: Ребята,   посмотрите сорока на хвосте принесла письмо. Давайте прочитаем?…(воспитатель открывает письмо)

Здравствуйте, ребята!

Приглашаем вас в сказку.  Я знаю , что вы веселые, сообразительные и смелые ребята, умеете хорошо считать, сравнивать и решать задачи. Хотите проверить свои знания? Если вы  не боитесь трудностей, то мы  ждём  вас в сказке в четверг потому что требуется ваша помощь Ивану Царевичу.

В: Ребята кажется я не понимаю кому нужна помощь? Д: Ивану Царевичу.

В: А куда нас сорока приглашает? Д: В сказку.

В:А как мы можем туда попасть? Д:

В: Ну, что, ребята, отправимся в сказку?

Дети: Да!

В: А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3  в сказке окажись”. Открываем глаза.

В:  Жил-был царь.

И была у него дочь - красавица.

 Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер,

Подхватил царевну и унес в тридевятое царство.

Ребята как вы думаете кто поедет  искать  царевну?

 Поехали   искать Иван Царевич и мы ребята с вами.

Едем день, едем  два. Подъезжаем  к избушке на курьих ножках.

А там живет Баба Яга.

 Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если  вы ребята  ответите  на ее вопросы, то она поможет Ивану Царевичу.

В: Ребята, а какой у нас сегодня день недели?

Дети: четверг!

В: Ребята, напомните мне, пожалуйста, все  дни недели?

Дети: Понедельник - воскресенье….

В: Сколько всего дней в неделе?

Дети: Семь!

В: назовите части суток

Дети: утро, день, вечер, ночь.

В: Справились мы с заданием Бабы Яги.

Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к своей сестре Кикиморе.  Она знает где спрятана царевна. Клубочек покатился, и Царевич пошел за клубком. Дети скажите где живет кикимора? Д:   На  болоте

  Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед  нами  показалась Кикимора.

Но она поможет в том случае если  мы с царевичем выполним ее задание. Согласны?

- Разложите цифры- камни  по порядку, начиная с самого маленького числа. Мальчики,  а девочки  обратный счет.

- 1,2,3,4,5,6,7,8,9… Молодцы!

Посмотрите  дети кикимора  не помогает нам, она  закодировала дорогу, давайте расшифруем ее.   Перед девочками и мальчиками лежат блоки. Под номером 2 расшифровывают мальчики символы, а перед номером 1 расшифровывают девочки символы.

 Кикимора показала дорогу нам и дала нам волшебный клубок. Мы с вами оказались в сказочном лесу.

  В лесу случаются чудеса. Ребята,  посмотрите животные из цифр.  И скажите какое животное изображено на экране? Из каких цифр они состоят?  Молодцы!

 И последнее задание нужно соединить  цифры  в порядке возрастания чисел, и мы узнаем что изображено на рисунке?

Молодцы, справились и с этим заданием

Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

Иван Царевич потянулся

раз - нагнулся, разогнулся,

Два - нагнулся, разогнулся,

Руки в сторону, развел, и пошел, пошел, пошел за Царевной

в глушь лесную, вдруг пенек он увидал, тихо сел и задремал.

 В: Перед нами стоит замок, где спрятана царевна. Но вот вход в замок завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.

«Назови соседей»

Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней.

 Ребята, а чтобы попасть в замок, нужно открыть ключом.  

У вас на столах лежат палочки  Кюзенера и  нужно сделать по образцу как на экране. Берем малиновую палочку и кладем ее вертикально, розовую справа вниз к малиновой, горизонтально. На розовую сверху кладем белую палочку, сверху еще одну розовую. Сверху на малиновую палочку кладем розовую горизонтально. Справа и слева от розовой палочки, вертикально кладем голубые палочки. Между ними вверху розовую палочку горизонтально .Давайте проверим, друг у друга. Если мы все сделали правильно, то дверь должна открыться. . Но сначала давайте скажем волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок,

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили, постучали

И открыли…

И вот выходит  царевна благодарит вас  дети  за помощь Ивану Царевичу в поиске и освобождении и дарит  вам сундучок.

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Анализ  непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП на тему

«Путешествие по сказке»

                                                                                          от    20  октября  2016 года

  С  целью закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

На НОД  решались  задачи: 

Образовательные:

  • Продолжать формирование мыслительных операций (анализа,  сравнения, обобщения).
  • Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.    Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10 и обратного счета .
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развивать конструктивные  способности

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу.
  • Воспитывать стремление оказывать помощь другим, дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

демонстрационный материал:  числовые карточки, картонные цифры – камни; палочки Кюзенера, блоки Дьенеша,   средства ТСО.

раздаточный материал: математические наборы и цифры, листки бумаги,  карандаши, аудио записи фоновой музыки;

Используемая литература:

  1. И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада» Ярославль, 2003.
  2. Л. Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста» СПб., 2001.

Подготовила и провела воспитатель:

Ештокина О.А.

п.г.т. Высокий, 2016г.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Методы:

1. Словесный (вопросы к детям, стихотворения,  поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный.

3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);

4. Игровой (сказочное путешествие, задания);

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).

Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.

Тема НОД  соответствует Программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и парциальной программе Х.Кюизенера.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание НОД соответствовало поставленным задачам.

Все элементы НОД логически объединены между собой общей темой «Путешествие по сказке» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.

Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)

На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие в сказку.

Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего времени. Я считаю, что этому способствовали те методические приёмы, которые я использовала. Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия. Включение физминутки и пальчиковой гимнастики  способствовало снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху. Дети были активны, у них сохранялся интерес на протяжении всего занятия.

С поставленными целями и задачами в целом дети справились благодаря использованию методики Кюизенера, блокам Дьенеша.  

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.

В заключительной части НОД также использовала игровую проблемную ситуацию. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление, проблемные ситуации на закрепление числа и цвета, выделение их свойств, закрепление знания количественного и порядкового счета до10, соотношение с количеством предметов. Все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи, формирование элементарных математических представлений у детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.

Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Путешествие в сказку»...

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Путешествие по сказке"

В ходе путешествия по сказке "Гуси - лебеди" дети уточняют счет предметов в пределах 10, умение соотносить количество предметов с цифрами, упражняются в умении двигаться в заданном направлении и в соо...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: "Путешествие по сказке»

Цель:закрепления  математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.Задачи:Образовательные:·         Продолжать формирование мы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей  группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке» ...