Математическая олимпиада "Кто быстрее сосчитает?"
олимпиадные задания по математике (подготовительная группа) на тему

Куриленко Татьяна Александровна

Олимпиада по математике для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_mat-ke.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

                    Математическая олимпиада

              «Кто быстрее сосчитает?»

                        для детей подготовительной группы

ЗАДАЧИ:

  1. повторение чисел от 0 до 10, геометрических фигур и их признаков;
  2. закрепление умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, соотносить число с количеством предметов, видоизменять геометрические фигуры по двум признакам, решать задачи.
  3. проверка способности расшифровывать слова;
  4. закрепление основ конструирования.

Оборудование:

  • планшеты;
  • листы в клетку;
  • 2 фланелеграфа;
  • 2 комплекта карточек с изображением цветов и грибов;
  • 2 комплекта геометрических фигур разных по форме и цвету;
  • 2 демонстрационных плаката с изображением зашифрованных слов;
  • конструктор «Малыш»;
  • 2 комплекта авторучек, 2 фломастера (синий, красный);
  • 3 стола;
  • 2 подставки (для карточек с цифрами и геометрических фигур).

Количество команд – участниц – 2.

Численность каждой команды – 7-8 детей.

Олимпиада проводится в помещении, которое оборудовано и приспособлено для проведения массовых мероприятий. В зале с одной стороны садятся зрители и члены жюри олимпиады. С двух сторон по периметру зала стоят по 8 стульев, на которых лицом к лицу сидят дети – участники олимпиады. Выходит ведущий (педагог) и приветствует зрителей, членов жюри и дошкольников.

     

Ведущий. Сегодня мы проводим самую настоящую, очень серьёзную и очень ответственную олимпиаду – Олимпиаду дошкольников – математиков. Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через семь этапов испытаний.

 Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Я хочу представить вам членов жюри (представляет членов жюри). А теперь – представления команд.

Члены первой команды.

Мы – отважные ребята,

Мы – ребята – дошколята,

Не боимся мы считать.

Мы готовы побеждать!

Все нас «Знайками» зовут.

Капитан.  Где вы, знайки?

Члены команды.  Все мы тут!

Ведущий. Команда «Знайки». Приветствуйте её! (Представляет капитана команды.)

Члены второй команды.

Мы без дела не скучали,

Мы фигуры изучали,

Прорешали все задачи.

Улыбнется нам удача!

«Понимайки» нас зовут.

Капитан команды.  Все ль на месте?

Члены команды.  Да, мы тут.

Ведущий.  Команда «Понимайки». Приветствуйте её! (Представляет капитана команды)

                          ПЕРВЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ.

                           ГРАФИЧЕСКИЙ  ДИКТАНТ

      Все дети получают планшеты, на которых прикреплены листы в клетку и авторучки. В верхнем правом углу листа бумаги написана буква «З» (для команды «Знайки») или буква «П» (для участников из команды «Понимайки»). На каждом листе стоит исходная красная точка, от которой  дети должны начать проводить линии в заданном направлении, на нужное количество клеток.

  Перед началом этапа ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука, где левая, и начинает диктовать задания по клеткам.

      Ведущий.  От красной точки проведите линию на 3 клетки вправо, на 1 клетку вниз, 4 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 3 клетки вверх. 

       В результате должен получиться замкнутый контур, похожий на ключик.  

Ведущий.  Ребята, что у вас получилось? Какая картинка?

Дети. Ключик!

Ведущий. Приключения героев какой сказки связаны с поисками ключика?

Дети. Это сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

                 

                                ВТОРОЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ.

                                   РАЗЛИЧАЕМ ЦИФРЫ

По словесному описанию участники каждой команды должны угадать, о какой цифре идет речь.

Ведущий ( обращаясь к первой команде).

Не похож он на пятак,

 Не похож на рублик,

Круглый он , да не дурак,

С дыркой, да не бублик!

(В.Волина «Праздник числа»)

Дети. Это цифра «0».

Ведущий. Правильно. (Обращаясь к другой команде).

Вид её – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её – нет.

(В.Волина «Праздник числа»)

Дети. Это цифра «два».

Ведущий. Правильно. (Затем читает стихи о цифрах, поочередно обращаясь к разным командам)

У меня два кольца

Без начала и конца.

(Цифра 8)

Гляди, вот цифра – это стул,

Который я перевернул.

(Цифра 4)

(В,Волина «Праздник числа»)

   Члены жюри следят за ответами детей и результаты фиксируют в таблице.

                                  ТРЕТИЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ.

        УМЕЕМ СВЯЗЫВАТЬ ЧИСЛО С КОЛИЧЕСТВОМ ПРЕДМЕТОВ

Помощники ведущего выставляют 2 фланелеграфа. На одном из них прикреплены карточки с цветами, на другом – с грибами. На каждой картинке нарисованы от 1 до 10 цветов или грибов.

   Под фланелеграфом (на подставках) лежат карточки с числами.

Ведущий объясняет детям, что они должны посчитать, сколько грибов (цветов) нарисовано на карточке. И рядом поставить нужную карточку с изображением соответствующего числа.

      Участники команд выстраиваются в ряд: команда «Знайки» - напротив фланелеграфа с грибами, команда «Понимайки» - напротив фланелеграфа с цветами. Расстояние от первого участника до фланелеграфа – 4-5 метров. По команде ведущего начинается конкурс. Поставив карточку с цифрой, ребенок становится в конце ряда. Если кто- либо из детей допустил ошибку, то капитан команды находит и исправляет её.

   Жюри фиксирует результаты в таблице.

                                 ЧЕТВЕРТЫЙ  ЭТАП  ОЛИМПИАДЫ

                                             РЕШАЕМ  ЗАДАЧИ

Ведущий вызывает по 2 участника от каждой команды и задает им задачи в стихотворной форме (обращаясь к каждому по очереди). Дети должны дать правильный ответ на вопрос. Если дети не могут дать ответ или ошибаются, ведущий просит помочь им других участников команд.

 

   Веселые задачи

(из книги В.Волиной «Праздник числа»)              

Три пушистых кошечки                             Пять щенят

Улеглись в лукошечке.                               Плюс мама - лайка

Тут одна к ним прибежала.                        Сколько будет?

Сколько вместе кошек стало?   (4)            Сосчитай-ка!    (6)

     

 У меня и Анечки                                          Пять ворон на крышу сели.          

 Десять счетных палочек.                             Еще две к ним прилетели.

 Две случайно потерялись.                           Отвечайте быстро, смело,

Сколько палочек осталось? (8)                     Сколько всех их прилетело? (7)

     

За правильный ответ участник команды получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Помощь команды оценивается в полбалла. Результаты этапа заносятся в таблицу.

                                       ПЯТЫЙ  ЭТАП  ОЛИМПИАДЫ

                                     ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ

Перед началом проведения этого этапа ведущий показывает детям геометрические фигуры разного цвета. Ребята должны правильно назвать фигуру и её цвет: красный ромб, синий круг, желтый квадрат и т. д.

      Затем помощники ведущего выставляют два фланелеграфа. На одном прикреплен красный ромб, на втором – синий прямоугольник.

Под фланелеграфом на подставках выкладывают знакомые детям геометрические фигуры разного цвета.

     Команды «Знайки» и «Понимайки» выстраиваются в ряд перед фланелеграфами на расстоянии четырех метров. Ведущий объясняет, что дети должны выложить дорожку из геометрических фигур, меняя два признака – форму и цвет последней фигуры.

    Для того, чтобы предупредить детские ошибки, ведущий предлагает детям варианты выполнения заданий и просит оценить их с точки зрения правильности.

   Ведущий. Если кто-нибудь из детей поставит эту фигуру, задание будет правильно выполнено?

  Дети. Нет, неправильно.

  Ведущий. А в чем ошибка?

  Дети. Не изменили цвет.

  Ведущий. Правильно.

Ведущий убирает красный круг, подходит ко второму фланелеграфу и выставляет рядом с синим прямоугольником желтый прямоугольник.

  Ведущий. Посмотрите, а здесь все правильно?

  Дети. Нет, неправильно.

  Ведущий. Какая здесь ошибка?

  Дети. Не изменили форму.

  Ведущий. Правильно. Вы должны быть внимательными при выборе нужной фигуры и не делать ошибок.(убирает желтый прямоугольник)

   По команде ведущего начинается конкурс. Участник подходит к фланелеграфу, выбирает подходящую фигуру из лежащих на подставке и ставит справа от последней фигуры. После выполнения задания ребенок становится в конец своей команды.

Каждый из детей должен поставить одну фигуру. После выполнения задания всеми участниками дети садятся на свои места. На фланелеграфах выложены «дорожки».

  Если кто-нибудь из детей сделал ошибку, то капитан команды должен найти её и исправить. Члены жюри следят за тем, как каждый участник команды выполнил задание. 1 балл дается за правильно поставленную фигуру. 0 – баллов за ошибку. Суммарное количество баллов каждой команде заносится в таблицу.

                                   ШЕСТОЙ  ЭТАП  ОЛИМПИАДЫ

                                         РАСШИФРОВКА СЛОВ

                                       (КОНКУРС КАПИТАНОВ)

Ведущий говорит, что любое слово можно зашифровать при помощи цифр, геометрических фигур, знаков или различных предметов.

    И если известен шифр, можно расшифровать слово и прочитать его.

Помощники выставляют два плаката, на которых зашифрованы слова.

#

+

*

~

!

0

^

?

}

=

 в   е    с    н   а                                             г   р     у   ш   а

С - *                                                            А - =                                                                  

Е - +                                                            Р - ^

А - !                                                            У - ?  

В - #                                                            Г - 0

Н - ~                                                            Ш - }

Внизу таблицы нарисован шифр (букве соответствует какой-либо предмет или знак, можно цифры). Вверху в клеточках записано зашифрованное слово. Капитаны команд, используя шифр, вместо знаков должны вставить буквы в клетки и если смогут прочитать слово.

  Участники команд подходят к своим плакатам и при помощи фломастеров записывают буквы. Если капитан не может прочитать слово, то он обращается за помощью к своей команде.

  (Жюри присваивает 1 балл капитану, правильно расшифровавшему слово. И дополнительно 1 балл за все правильно данные ответы. 0 баллов – если участник допустил ошибки. Результаты заносят в таблицу.

                                    СЕДЬМОЙ  ЭТАП  ОЛИМПИАДЫ

                                 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО  ОБРАЗЦУ

                                         

Помощники ведущего ставят два стола, на которых лежат одинаковое количество деталей конструктора и установлен образец модели, которую нужно сконструировать (любую модель).

   Дети работают командой, каждый участник делает один ход, укрепляя одну деталь конструкции.

   Команда получает 1 балл за правильность сборки конструктора. Дополнительно 1 балл получают ребята, которые быстрее выполнили задание. Итоги этапа фиксируются в таблице.

   Ведущий. Завершился последний этап нашей олимпиады. Я прошу членов жюри подвести итоги и огласить результаты.

Один из членов жюри оглашает результаты математической олимпиады.

Затем происходит церемония награждения участников.

Ведущий поздравляет детей и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ждут нас быстрые ракеты

Сценарий музыкально-спортивного развлечения, посвященного Дню Космонавтики....

Спортивный праздник "Быстрый, сильный, ловкий"

Цель: помочь родителям ощутить радость от совместной с ребенком двигательной деятельности; развивать физические качества; ловкость, быстроту, отзывчивость, сплоченность ...

Зима для быстрых, ловких, смелых

Презентация зимнего спортивного праздника для детей старшего возраста : " Зима для быстрых, ловких, смелых."...

Проект для детей 6-7 лет «Ловкие, смелые,быстрые,умелые»

Цель данного проекта– Расширить знания детей о разнообразии подвижных игр и их значении для здоровья человека и сформировать интерес придумывать подвижные игры для их использования в свободной деятель...

«К нам весна шагает быстрыми шагами». Быстрых Людмила Викторовна.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ДОУ  образовательная область "познавательное развитие" направление деятельности "развитие кругозора и познавательно-иследовательской деятель...

Формирование навыков быстрого математического счета

Формирование навыков быстрого математического счета у старших дошкольников с использованием счет (абакуса)...

Конспект ОД Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.

Цель: Формировать временные представления сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.Задачи:-Познакомить с понятием: быстро, медленно-Совершенствовать знания о частях суто...