Формирование навыков быстрого математического счета
статья по математике (старшая, подготовительная группа)

Блинова Елена Олеговна

Формирование навыков быстрого математического счета у старших дошкольников с использованием счет (абакуса)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков быстрого математического счета у старших дошкольников с использованием счет (абакуса)

Блинова Елена Олеговна,

воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 19 п. Разумное»

 «Истоки способностей и дарований детей находятся

на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Овладение счетом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Прививая интерес к устному счету с детского возраста, мы развиваем познавательную активность ребенка в области изучения математики. Обучение математике является наиболее эффективным средством развития интеллекта. В научных исследованиях интеллект, чаще всего, определяется как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение) в их взаимосвязи.

Известно, что дошкольникам более понятны, интересны и увлекательны те познания, которые даются не чисто словесно-теоретически, а в ходе соответствующей предметной деятельности. Для формирования у детей понятия числа нужно, чтобы в раннем возрасте они видели, слышали, осязали, сравнивали разнообразные предметы. При этом знания и навыки в ходе урока-игры быстрее и лучше усваиваются, а занятия проходят заметно веселее.

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты – абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время.

Абакус - это китайское изобретение, которое еще называют первым деревянным компьютером. Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан».

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

Количество спиц может быть разным. Есть, например, семнадцатиразрядные – это когда спиц 17, а есть тринадцатиразрядные, в данном случае спиц всего 13, да и с другим количеством спиц тоже имеются. Слева от спицы единиц находится спица десятков, затем сотен, потом тысяч и т.д. Спицы, расположенные справа от спицы единиц нужны для вычисления долей и в самом начале изучения не используются.

Первоначально дети учатся производить арифметические операции на уровне физических ощущений: пальчиками (тактильная память), передвигая косточками на счётах. В это же время они учатся представлять счёт в уме, как картинку (образная память) и начинают решать задачи, складывая не цифры, а образы-картинки. При работе на счётах действуют сразу несколько видов восприятия по ведущему анализатору: зрительный, слуховой, тактильный.

Абакус дает объемное, фактически пространственное понятие числа и состава числа, являясь самыми доступными счетами для человеческого зрительного восприятия. Это — прекрасная база для дальнейшего обучения математике. Абакус дает конкретное представление, что 1 — это 1 косточка, а 7 — это косточка 5 и ещё 2 косточки. Их даже можно потрогать!!! «Объемные числа»!!! Дети быстро «схватывают» принципы быстрого счета, а также, что одно число можно составить из разных чисел. Косточки на абакусе специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения, воображение, образное мышление ребенка. Когда все чувства стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее.

Ребенок воспринимает абакус как игрушку. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, абакус является идеальным инструментом для его развития. Он позволяет показать ребенку наглядно, в чем смысл сложения и вычитания. Ребенок учится, играя со счетами. Дети считают разными способами: на слух, на специальных карточках с заданиями, на ментальной флэш-карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах). Ребенок все время вовлечен в активную деятельность. После этого дошкольники переходят от решения примеров на счетах к использованию формул, затем — к счету в уме. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает числа, правое — картинку косточек на счетах. Так, ребенок учится устному счету. Он представляет перед собой абакус и мысленно передвигает косточки, то есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек на счетах.

Устный счет необходим для активизации мыслительной деятельности ребенка. Он развивает память, речь, способность воспринимать сказанное на слух, повышает внимание и навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы.

Главная цель – научить детей рационально использовать возможности, как левого, так и правого полушария мозга. Чем больше мы тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым полушариями. Практика свидетельствует о том, что у многих детей результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшаются концентрация внимания, объем памяти, развивается образное мышление, воображение и наблюдательность, совершенствуются умения анализировать и обобщать. Одновременно развиваются эмоционально-волевые качества (самостоятельность, настойчивость в достижении результата, уверенность в себе).

Освоение устного счёта с помощью арифметических вычислений на абакусе может стать эффективным средством развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, так как способствует:

  • развитию способности к визуализации – обучение умению выстраивать мысленную картину, увеличивая тем самым объем памяти;
  • развитию концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу, а также способности включать в работу целый ряд познавательных процессов;
  • развитию уверенности в собственных силах, избавление от страха перед сложными математическими вычислениями, развитие чувства собственного достоинства у ребенка по мере освоения техники ментального счёта.

Вывод:

  1. Манипуляции с счетами являются проявлением мелкой моторики, раздражаются нервные окончания на подушечках пальцев, что приводит к стимуляции соответствующей области мозга.
  2. Конкретная предметная деятельность, а не образное мышление: Эльконин Д.Б. утверждал, что ведущей и понятной деятельностью для ребенка дошкольного возраста является предметная деятельность (манипуляция с предметами, а не с образами), именно такой является обучение счета на абакусе. Через предмет счету научиться легче (поэтому используют счетные палочки), чем, если бы сразу считать в уме, используя образы.
  3. В дошкольном возрасте сохраняется определенная, достаточно высокая пластичность мозга, интенсивность роста головного мозга, наблюдается рост нервных клеток и установление нервных связей между левым и правым полушарием.
  4. Для счета ребенок использует обе руки, соответственно, использует два полушария, передвигая косточки абакуса обеими руками; задействование мелкой моторики способствует активизации деятельности головного мозга в целом, а не только одного из его полушарий; Использование картинок переключает работу мозга с левого на правое полушарие
  5. Много видов деятельности в одной. Сочетает тактильный (касается счетов) двигательный (передвигает бусины), вычислительный (счеты, образ) вид деятельности.
  1. В работу включается префронтальная кора головного мозга – это наиболее развитая часть головного мозга, которая отслеживает, контролирует, направляет, управляет и фокусирует действия.

Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания

Материал из опыта работы по формированию навыков логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....

опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Формирование навыков элементарного счета посредством пособия Кораблик Плюх-Плюх»

Данный мастер-класс позволит познакомить педагогов с пособием В. В. Воскобовича  «Кораблик Плюх – Плюх» и  применением его  при обучении детей навыкам элементарного сч...

«Формирование навыков сохранения и укрепление здоровья за счет использования специально подобранных упражнений для сохранения и укрепления зрения»

Профилактика зрительных наруений- актуальная тема в мире информационных технологий. Это создание условий предметно- развивющей среды в группе для укрепления и сохранения зрения у дошкольников....

Презентация "Формирование навыков счета в пределах 10" (подготовительная группа)

Презентация  "Формирование навыков счета в пределах 10" (подготовительная группа)...

Формирования навыков счета посредствами дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Важным условием успешной работы педагога со старшими дошкольниками с ТНР является гибкость в выборе форм обучения. Дидактическая игра является одним из способов формирования счетной деятельности. Она ...

Дидактическая игра для формирования навыков счета "Собери конфетки"

Целью игры является обучение детей соотнесению записи чисел цифрами от   1 до 10 с количеством предметов...