Конспект занятия по ФЭМП
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

Сахнова Любовь Валерьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему:«Путешествие на ферму»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе

на тему:«Путешествие на ферму»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Форма организации: подгрупповая.

Формы реализации: организованные места для выполнения заданий, подвижная и режиссёрская игры, беседа, пальчиковая гимнастика, рассматривание и анализ фермы.

Цель: создание условий для формирования умения находить один и много предметов: сравнивать предметы по ширине и величине; различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Задачи:

-   приобщать детей к познавательно – исследовательской работе, формировать интерес к данному виду деятельности;

-  формировать навык составления изображения из раздаточного материала, заданного воспитателем, с выкладыванием его на карточке;

-   формировать умение обозначать предметы словами: большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий, один – много;

-  ввести в словарь детей слова: круг, квадрат, треугольник; формировать умение обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание;

- развивать общение, воображение, творческие способности, , игровую деятельность;

- воспитывать доброжелательность, инициативность, самостоятельность, аккуратность;

-   воспитывать любовь к домашним животным, желание заботиться о них

-  соблюдать принципы здоровьесбережения через подвижную игру «Вышла курочка гулять», пальчиковую гимнастику «В лес за грибами», предупреждать детей об осторожном переходе по мосту, правильной осанке:

- развивать умения выполнять физические упражнения (перепрыгивание через препятствие (ручеек), отталкиваясь двумя ногами).

Реализация ФГОС ДО:

а) обеспечение эмоционального благополучия: дети в масках Цыпленка, похвала со стороны взрослых, доброжелательное общение детей с педагогом, сверстниками;

б) поддержка индивидуальности и инициативы:

- свободный выбор материалов для познавательно - исследовательской деятельности,  пары для совместного выполнения задания, видов активности;

- создание условий для принятия детьми решений (Как перейти через реку, ручей), свобода выражения детьми своих чувств и мыслей при анализе путешествия на ферму, в рассказах о заботе о домашних животных;

- недирективная помощь педагога при выполнении заданий;

в) правила взаимодействия: 

- позитивные, доброжелательные отношения между детьми, принадлежащими к разным национально-культурным общностям;

- правила: с уважением относиться к чужим работам; не перебивать говорящего; от чистого сердца говорить друзьям приятные слова (комплименты, «волшебные» слова);

г) вариативность развивающего обучения:

- использовать зону ближайшего развития ребёнка: сделать упор на то, что ребёнок уже умеет (выкладывание геометрических фигур - треугольников в изображение елочки на карточке) и расширять умения детей путём сравнения предметов, контрастных по размеру (высоте), пользуясь приемами наложения и приложения (выбор грибов по размеру);

- прививать культуру игры (культурные способы общения, порядок в развивающей предметно-пространственной среде);

- развивать общение, воображение, творческие способности, мелкую моторику, слуховое восприятие;

- обеспечивать игровое пространство (дорога к ферме) и время (по желанию детей).

Развивающая предметно-пространственная среда: картина «Ферма», стол для выполнения заданий с раздаточным материалом (геометрические фигуры, грибочки); наглядная демонстрация: ель и растущие рядом с ней грибы; ручей, река с плавающими в ней уткой и утятами, мост через реку лежит; зеленый луг, на нем пасутся домашние животные: коровы и лошади; записанные звуки животных (воспроизведение через магнитофон).

Организация и методика проведения НОД:

Воспитатель: Посмотрите ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними. Организационный момент: «Подари улыбку»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами отправляемся в путешествие на ферму. Кто живет на ферме?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Каких домашних животных вы знаете?

Дети: Корова, кошка, свинья, лошадь...

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, вы превращаетесь в желтеньких, маленьких ...Кого? (Цыплят) (младший воспитатель в это время надевает детям маски). Правильно! Начинаем наше путешествие? (Да) Пойдемте за мной.

Ой, а что это у дороги растет? (Елка) А что растет под елкой? (Грибы) Сколько грибов? (Много) Какие грибы по размеру? (Грибы маленькие) А вот еще один гриб. Он какой по размеру? (Это большой гриб) Сколько больших грибов? (Один). А маленьких сколько? (Много).

Чтобы пойти дальше, нам с вами надо выполнить задание, украсить полянки елочкой и грибочками. Задание будем выполнять парами. Найдите себе пару, подойдите к столу и присаживайтесь на стульчики. Прежде чем начать выполнять задание, давайте разомнем наши пальчики.

 

Проводится пальчиковая гимнастика «В лес за грибами»

Молодцы! Видите, на столе лежат пустые полянки, на них мы будем выкладывать елочку и грибочки. Для этого на каждой полянке (карточке) у вас разложены по три одинаковые геометрические фигуры. Как называются эти фигуры? (Треугольники). Они нам нужны, чтобы выкладывать елочку. А вот поднос, на котором вы видите грибочками. Посмотрите, какие здесь лежат грибочки по размеру? (Большие и маленькие).

Молодцы! Итак, сейчас я вам покажу как мы с вами будем выкладывать елочку. Для этого возьмем треугольник. Ребята, что есть у треугольника? (Углы). Правильно! А теперь прикладываем его к нижнему краю нашей полянки, но так, чтобы один уголок оказался  вверху, а два других внизу. Над ним выкладываем второй тругольник, одним уголочком вверх, а затем и третий, последний треугольник также (сопровождает пояснение соответствующими действиями).Получилась елочка? (Да).  А теперь вы выкладывайте на своих полянках елочку. У всех получилась елочка? (Да). Молодцы, все справились. А теперь посмотрите, около елочки у дороги растут большой и маленькие грибы. И мы тоже рядом с елочкой на наших полянках посадим один большой грибочек и один маленький. Саша, подай, пожалуйста, мне маленький грибочек? А ты, Арина, подай мне, пожалуйста, большой грибочек. Давайте проверим, эти грибочки одинаковые или разные по величине? Для этого приложим один грибочек к другому. Видите, один выше другого. Значит, грибочки разные по размеру. Итак, в правой руке у меня  маленький грибочек, а в левой руке -  большой  (сопровождает пояснение соответствующими действиями). Теперь, рядом с елочкой я выкладываю сначала большой грибочек, затем маленький. Вот так, получилась елочка и рядом растут один большой и один маленький грибочки. Да?! А теперь вы выкладывайте на своих полянках сначала большой гриб, затем маленький.

Дети: Дети выкладывают елочку из 3-х треугольников и прикладывают рядом с ней один большой и один маленький грибочки.

Воспитатель: Посмотрите, какие у нас полянки с елочками и грибочками получились. Молодцы! Все справились с заданием.

Идем дольше. Посмотрите, впереди нас ручеек. Как же нам перебраться через него? (ответы детей). Давайте мы с вами попробуем перебрыгнуть ручеек? Для этого нужно присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть через ручей (показывает воспитатель). А теперь все прыгаем.

Дети: Перепрыгивают ручеек.

Воспитатель: Перепрыгнули. А почему мы его смогли перепрыгнуть? Ручеек какой – узкий или широкий? (ответы детей). Какой ручеек, скажи Рома, Саша? (ответы детей). Правильно, ручеек узкий, и мы смогли его перепрыгнуть.

Хорошо, пойдемте дальше. Ой, а здесь река, а в реке кто – то плавает. Кто это? (Это утка с утятами). А утка какая по размеру? (Утка большая). Правильно. А утята какие? (Утята маленькие). А сколько утят? (Утят много). Сколько уток? (Утка одна). Молодцы, правильно! Большая утка одна, а маленьких утят много.

Ребята, а мы можем реку перепрыгнуть, как ручеек перепрыгнули? (Нет) А почему не можем? (Потому что река широкая). Какая река Яна? (Широкая). А как же нам перебраться на другой берег? (По мостику)  Молодцы! Конечно же перейдем реку по мостику. Идем друг за другом, не толкаясь, чтобы не упасть в реку.

Дети: Переходят реку по мостику.

Воспитатель: Вот мы с вами прошли по мосту. Устали? Давайте поиграем в игру.

Проводится игра «Вышла курочка гулять»

Воспитатель: Молодцы! Вот мы с вами и дошли до фермы. Каких домашних животных вы здесь видите? (ответы детей). Сколько домашних животных на ферме? (Домашних животных много)  Слышите, за забором кто- то есть?

Звучит фонограмма – звуки животных: лошади и коровы.

Дети: Угадывают животных по голосу.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, на зеленом лугу пасутся домашние животные – лошади и коровы. Сколько лошадей? (Много)  Сколько коров? (Много) Когда наступает ночь, животные ложаться спать. Давайте мы их с вами расселим в домики на нашей ферме. Домики не простые, посмотрите.

Проводится дидактическая игра «Кто, где живет?»

Воспитатель: Что это за геометрическая фигура? (показывает круг)

Дети: Круг.

Воспитатель: В такие домики мы расселим коров. А это что за геометрическая фигура? (показывает квадрат).

Дети: Квадрат.

Воспитатель: В такие домики мы поселим лошадок.

А теперь  возьмите,  какое хотите, по одному животному и расселите их в домики, корову в круглый домик, а лошадку – в квадратный.

Дети: Берут по одному животному и расставляют их в соответствующие домики.

Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно сделали. Все лошадки расселены в квадратные домики, а коровы – в круглые.

На этом наше путешествие закончилось. Где мы сегодня побывали?

Дети: Мы были на ферме.

Воспитатель: Да, мы были на ферме. Что мы видели по дороге на ферму?

Дети: Реку, ручей, ель, грибы...

Волспитатель:  Да, мы нашли много маленьких грибов и один большой, украшали полянки елочками, большими и маленькими грибочками. Потом перепрыгнули через ручеек, прошли по мосту через реку, видели одну большую утку и много маленьких утят. А на ферме мы поселили домашних животных в домики. Вам понравилось наше путешествие?(ответы детей).  И мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятияпо рисованию в младшей группе по рисованию "Звери в лесу"

конспект занятияпо рисованию в младшей группе "Звери в лесу"...

Конспект занятияпо математике во второй младшей группе "Один - много"

Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Один – много» Цель: Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесн...

Конспект занятияпо развитию математических представлений в средней группе. "Путешествие в сказку "Колобок."

Цель: Дети будут называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), выделяя их свойства (форма, цвет, размер).Задачи:1. Формировать умения детей различать геометрические ...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

конспект занятияпо ознакомлению с окружающем

ознакомление детей с животным миром...

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»

Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...

Конспект занятияпо развитию речи «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака».

Занятие проводила с детьми средней группы.  Тема занятия «Путешествие по страничкам произведений С. Я. Маршака». Разрабатывая данный конспект занятия я прежде всего учитывала во...