Практикум. Решение кроссвордов по методике логико-математического развития дошкольников.
статья по математике на тему

Изъюрова Зоя Михайловна

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по формированию умственных способностей по методике логико-математического развития дошкольников.

            Задачи:

            -Познакомить педагогов с использованием логико-математических игр (кроссвордов) в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krossvordy.docx732.07 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум.
Решение кроссвордов по методике логико-математического развития дошкольников.

        Цель: повышение профессионального уровня педагогов по формированию умственных способностей по методике логико-математического развития дошкольников.

        Задачи:

        -Познакомить педагогов с использованием логико-математических игр (кроссвордов) в работе с детьми дошкольного возраста.

        -Развивать интерес к нетрадиционным развивающим играм – математическим кроссвордам,  желание применять на практике данную технологию.

        -Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

        Ход:

        Современные педагогические требования к логико-математическому развитию ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять деятельность, используя активные поисково- исследовательские действия , стремиться к конечной цели.

        Технология логико-математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него творческого результата – проблемно-игровая. При использовании этой технологии ребенок самостоятельно находит способ достижения цели, он не ограничен в своих поисках и в итоге достигает результата.

        Одним их средств технологии, направленных на логико-математическое развитие дошкольников, являются логико-математические игры. Современные логико-математические игры разнообразны:

- настольно-печатные игры
- «Геометрический конструктор»
- игры на плоскостное моделирование «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие.
- кубики Никитина «Сложи узор»
- «Уникуб»
- блоки Дьенеша
- цветные палочки Кюзинерра
- магнитные конструкторы и другие.

        Все они способствуют развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления, развивают умение видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

        Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Существует много видов нетрадиционных развивающих игр. Одним из таких являются кроссворды.

        Кроссворды дают возможность активизировать творческий потенциал детей, добиваться наиболее осознанного восприятия материала. Они могут быть с успехом использованы как с целью расширения кругозора, так и для закрепления пройденного материала. Кроссворды способствуют развитию памяти, логического мышления, эрудиции, любознательности, смекалки. А так же формируют самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, способность к волевому усилию для достижения результата.

        Как научить детей отгадывать кроссворд?

        В настоящее время известно много разновидностей кроссвордов: классический, скандинавский (сканворд), чайнворд, филворд, японский (судоки) и другие. На основе этих видов разработаны и математические кроссворды. Они используются  при проведении НОД для закрепления знаний цифр, букв, состава чисел, для формирования навыков написания цифр, букв. Для дошкольников кроссворды преподносятся в адаптированном виде, учитывая их индивидуальные возможности, знания.

        При ознакомлении с кроссвордами дошкольникам следует сначала объяснить основные правила их разгадывания:

- начинать решать кроссворд можно с любого зашифрованного слова;
- каждая клетка предназначена для записи только одной буквы или цифры;
- слово начинается с клетки, где стоит номер и заканчивается краем фигуры кроссворда.

        Организация работы может быть фронтальной. Например, в начале организованной  деятельности с целью формирования интереса к раскрываемой теме педагог объявляет детям:

- Угадайте, какое слово спряталось в клетках и вы узнаете , кто придет к вам в гости (или «О чем мы будем сегодня говорить».)

Или второй вариант:

- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, но я не знаю, от кого оно. (Воспитатель показывает детям большой красочный конверт, распечатывает его.)
- Что это?(Кроссворд.)
- Посмотрите , что в нем необычного? (Все клетки белого цвета, а один ряд- желтого.)
- Может быть, это и поможет нам отгадать, от кого пришло письмо?

  1. Бабушка порезала в салат шесть огурчиков и три помидора. Сколько всего овощей порезала бабушка в салат? (девять)
  2. Для супа надо почистить шесть клубней картофеля. Мама почистила уже пять. Сколько клубней картофеля осталось почистить? (один)
  3. У кошки родились котята: два из них были черные, два- белые. Сколько всего котят родилось  у кошки? (четыре)
  4. Для пирожков бабушка попросила внучку почистить яйца. Пять яиц внучка уже почистила, осталось три. Сколько всего яиц надо почистить? (восемь)
  5. На грядке выросли четыре репки. Три из них были большие. Сколько было маленьких репок на грядке? (одна)
  6. На грядке выросло девять огурцов. Семь огурцов Ваня сорвал. Сколько огурцов осталось на грядке? (два)

В кроссвордах такого типа задачки могут быть и стихотворной форме. Зашифровано может быть любое слово, в зависимости какую тему, цель выбрал педагог. Также такой кроссворд может использоваться для подведения итогов организованной деятельности, где могут быть зашифрованы слова «Молодец!», «Молодцы!», «Хорошо», «Отлично».

        В некоторых кроссвордах вместо слов используются картинки. Чтобы угадать, в какую строку написать слово, необходимо решить пример. По ответам примеров находим место слову, которое соответствует картинке. С целью развития мышления ответы  в примерах написаны не по порядку. Данные кроссворды можно использовать как при фронтальной организации работы, так и при группой, в парах, индивидуальной.

        На основе японских кроссвордов (судоки) составлены математические квадраты с примерами. Их можно использовать в работе с парами, индивидуально. Задание: если решить все примеры, то получаться еще два новых примера.

     

Вместо цифр иногда используется изображения квадратов, домиков, насекомых, треугольников и т.д. Задание: дорисуй в пустых клеточках  недостающую карточку (домик, божью коровку и т.д.) математические квадраты можно применять в работе не только с детьми старшего возраста, но и с детьми среднего возраста.

 

Большую популярность имеют и математические сканворды, чайнворды. С целью привлечения, заинтересованности, они также должны быть ярко, красочно оформлены и могут быть предложены в виде различных дорожек, змеек, лабиринтов, улиток, шариков и т.д. с цепочкой примеров. Используются они в работе парами , индивидуально.
   

Обучение отгадыванию кроссвордов необходимо проводить по этапам.

На начальном этапе обучения работу проводят фронтально. Педагог вместе с детьми отгадывают слова, цифры и вписывают в нужную клетку.

        

После того, как ребята немного научаться их отгадывать, можно предлагать заранее подготовленные кроссворды для самостоятельной работы в подгруппах, индивидуально. Для этого хорошо подойдут математические квадраты, сканворды. На этом этапе детям, возможно, потребуется помощь, поэтому воспитатель оказывает ее по мере необходимости.

        На третьем этапе дети учатся самостоятельно составлять кроссворды.

        И в заключение, работа с использованием кроссвордов должна быть систематической. Только тогда дошкольники научаться решать кроссворды и будут испытывать от этого занятия удовольствие, радость победы, будут доводить начатое дело до конца. Все вышеперечисленные качества необходимы для успешного обучения в школе более, чем умение считать , читать и писать. Следовательно, приобщение детей к решению кроссвордов может стать частью подготовки к школе.

        Использованная литература :

        Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие / Авторы –составители Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая.- Спб.:Акцидент, 1997

        Тихомирова Л.Ф. , Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996.

        Интернет –ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников

Цели развития: Активизация   познавательного интереса, активности,самостоятельности, инициативы, развитиекритичности ума и т.п. Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих...

Статья Развитие логико-математических представлений у дошкольников через использование Логических блоков Дьенеша".

В статье рассматривается вопрс эффективности использования Логических блоков Дьенеша на развитие логико-математических представлений у детей дошкольного возраста....

«Решение кроссвордов, как средство познавательно-речевого развития детей»

Я люблю решать кроссворды, вот бегут слова, как орды.Голова моя гудит, скоро буду эрудит!...

Формирование и развитие логико-математических представлений у дошкольников средствами дидактических игр.

             Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать...

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

методика логико-математических игр

Основные понятия логико-математических игр, основоположники ЛМИ, краткая методическая консультация...

Методическая статья: «Содержание и методика логико-математической подготовки детей 5–6 лет»

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление; это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам логики, это безукоризненное пост...