Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников
методическая разработка по математике по теме

Цели развития:

 

Активизация   познавательного
интереса, активности,

самостоятельности, инициативы, развитие

критичности ума и т.п.

 

Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих  способностей (логических операций: сравнения, анализа, сериации, классификации; умений выделять,  называть,
обследовать свойства; преобразовывать,
трансформировать, выбирать несколько решений проблемной ситуации и т.п.)

Освоение средств и способов познания (экспериментирования,
моделирования,   счета, измерения,          вычисления, сравнения и т.п.

Обогащение логико-
математического опыта
(накопление начальных
логико-математических
представлений, освоение
умений и действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_podhody_k_matematicheskomu_razvitiyu_detey.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Идеи

Современное состояние методики логико-математического развития дошкольников

Цели развития:

Активизация   познавательного
интереса, активности,

самостоятельности, инициативы, развитие

критичности ума и т.п.

Развитие сенсорных, интеллектуальных, творческих  способностей (логических операций: сравнения, анализа, сериации, классификации; умений выделять,  называть,
обследовать свойства; преобразовывать,
трансформировать, выбирать несколько решений проблемной ситуации и т.п.)

Освоение средств и способов познания (экспериментирования,
моделирования,   счета, измерения,          вычисления, сравнения и т.п.

Обогащение логико-
математического опыта
(накопление начальных
логико-математических
представлений, освоение
умений и действий

Идеи, лежащие в основе современных подходов к логико-математическому развитию дошкольников

Цели

Как реализуется на практике

Идеи    теории сенсорного развития (А.В. Запорожец,
Б.Д. Эльконин, и др.)

Осваиваются  сенсорные эталоны, организуется обследование формы  предметов, фигур,
размеров, движение в пространстве и т.п.

Взаимосвязи    чувственной    и    логической    ступени познания

Распределение содержания: в младшем - сенсорный опыт - к старшему возрасту - усиление
логического момента. В освоении любого свойства данная связь представлена - сначала -
выделение элементов множества, группировка и т.п., потом переход к вычислениям в
умственном плане.

Теории поэтапного формирования действий (П.Я.
Гальперин) - счет, измерение, вычисление, развитие логических операций

Сначала все выполняет практически, развернуто, потом - во внутреннем плане. Считает дотрагиваясь до предмета - потом только называя громко, а затем - «про себя».

Взаимосвязь эмоциональных и познавательных моментов («Чувствовать - познавать, творить»; познавательные эмоции (Михайлова, Л.М. Кларина

Все через интерес, эмоции, увлекательные формы и т.п.).

Разделы содержания/освоения:

форм                    и
геометрических
фигур

величин      (размеров, массы) и измерения

пространственных отношений

временных отношении

количества, числа

Развитие логических

Операций

1 Направление:

Для  ориентировки     в окружающем
мире
        (знание

форм)

2 Направление:
Развитие
геометрического
мышления  и  подготовка к освоению геометрии в школе (фигуры, элементы - сторона, вершина, угол и т. п.).

1 Направление:

развитие   восприятия
размеров,  освоение
действий  и терминов
(выделение-
называние-
обследование-
сериация   и
классификация-
определение зрительное «На глаз» размеров, пропорций и т. п.).

2 Направление:

Освоение измерения (эталонов, правил и действий измерения).

Традиционно - 6 видов

ориентировок  (на себе, от себя, от другого предмета, между предметами,       на плоскости,    в трехмерном пространстве.  По методике Л.А. Венгера – ориентировка посредством использования планов.

4 вида ориентировок:

в частях суток,

календарном времени
(иерархия: дни недели-
месяцы -год): развитие
чувства времени

(ориентировка по

циферблату часов, знание эталонов времени,

прогнозирование      числа выполненных действий за единицу времени); временная последовательность (сначала – потом, выкладывание картинок и т. п.).

Освоение

множества,

количественных

представлений.

счета,

представлений   о числе        (состав,

натуральный ряд

чисел, транзитивность), вычислений (задач и примеров: составление, решение).

1 Направление:

 решение логических задач: Михайловой, Зака, Гоголевой («найди отличия», «поиск 9», «какая лишняя фигура» (ср. и ст. возраст);

2 Направление: освоение функциональных зависимостей (по типу мультфильма «38 попугаев»; как поделить торт на 3-6 частей и какая часть будет больше; монетами и  их достоинством и т. п.);

3  Направление:

Освоение принципа сохранения количества, величины  (задачи Ж. Пиаже): переливание, пересыпание, сдвигание и т. п.

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованная деятельность

Экспериментирование     (измерение,

принцип сохранения и т.п.).

Игры развивающие и дидактические.

Чтение и обсуждение познавательной  литературы.

Поручения.

Игры-эксперименты.

Дидактические      сюжетные     игры

(«Магазин», «Ателье», «Супермаркет», «Зоопарк» и т.п.).

Условия активизации самостоятельной .деятельности :

 Организация среды (уголка, Центра);

 Освоение способов деятельности (правил игры, экспери-

ментирования и т.п.;

 Свободное время;

 Достаточность и вариативность материалов;

 Уважение к   труду детей (доска успехов,  файлы    с        индивидуальными    рабочими  листами и т.п.);

Использование Рабочих тетрадей;

 Разнообразные формы деятельности

 на основе сюжета (Литературные формы: сказки, рассказы с математическими заданиями) – «Репка», «Теремок» и т. д.

 на основе проектного метода: викторины., состязания (обобщающая функция), «Знатоки-математики», «Что, где, когда»

по принципу выполнения цепочки заданий   (мотивация-помочь персонажам)

Обобщающие мероприятия  (понятие «сутки», «средства измерения времени, размера»  и т. п.)

Интегрированные   (интеграция познавательного и худ-эстетического содержания и т. п.)

Средства логико-математического развития дошкольников:

 1 .Пособия дидактические и универсальные (Логические блоки, палочки Кюизенера, пособия М. Монтесорри, «Геоконт» Воскобовича)

2. Дидактические игры (лото, домино, игры В.Воскобовича  «Планета умножения», «Цифра - домино»

  3.Развивающие игры (Никитина, Воскобовича (Игровой квадрат, «Прозрачный квадрат», головоломки, плоскостное моделирование (Танграм, Пифагор и т.п.), конструкторы, игры с палочками (Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников».

4. Модели (пирамидки, основа с матрешками, елками для малышей; планы пространства, схемы сложение построек, времени модели (круговая, объемная; натуральный ряд чисел - прямая;)

5. Материалы (для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т.п.): абстрактные (фигуры), «жизненные» (шишки, листья и т.п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки и т.п.).

6. Познаватльные книги и рабочие тетради.

7. Компьютерные игры и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика логико-математических игр

Основные понятия логико-математических игр, основоположники ЛМИ, краткая методическая консультация...

Практикум. Решение кроссвордов по методике логико-математического развития дошкольников.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по формированию умственных способностей по методике логико-математического развития дошкольников....

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

Современный подход к логико - математическому развитию дошкольников

    Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навык...

"Развитие логико-математических представлений у дошкольников: современные тенденции."

В статье описаны современные тенденции развития познавательных интересов и математического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС. Также перечислены развивающие игры, которыми должна быть насыщ...

Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»

Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...