Решение задач.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Цель занятия.

    Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические  задачи на сложение и вычитание  на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в счёте по осязанию; закрепить названия геометрических фигур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Решение задач.

Цель занятия.

    Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические  задачи на сложение и вычитание  на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в счёте по осязанию; закрепить названия геометрических фигур.

Материалы.

    Для воспитателя: цифры, обручи, фишки, игрушки для решения задач.

    Для детей: «Математический набор», по одному яблоку, сшитому из материала красного, жёлтого и зелёного цветов, внутри каждого яблока фасолины или бобы.

                                                      Ход занятия.

Сидя за столом.

    Воспитатель предлагает детям разложить на столе цифры от 1 до 10, а потом сказать, какое сегодня число, месяц, день недели.

    --  Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии? (Учились решать задачи.)

   На полке возле воспитателя стоит пять книг.

    -- Скажите, сколько книг на полке? (Пять книг.)

    Воспитатель просит одного из детей подойти.

    -- Оля, поставь на полку ещё одну книгу.

    Девочка выполняет задание педагога.

    -- Когда Оля поставила на полку ещё одну  книгу, их стало больше или меньше? (Больше.) Какое действие надо произвести? Сложение или вычитание? (Сложение.) Сколько книг поставила Оля? (Одну книгу.) Какой вопрос мы поставим в задаче? (Сколько книг стоит на полке?)

    -- Мы должны число пять увеличить на единицу. Сколько книг теперь на полке? (Шесть книг.) Что показывает ответ задачи? (Сколько книг на полке.) Давайте запишем решение задачи.

    Дети выполняют задание педагога делают «запись»:

                                                           5+1=6

    Затем воспитатель предлагает им решить ещё одну задачу  -- на вычитание.

    На игрушечном столе стоит четыре чашки. Воспитатель  предлагает детям посчитать, сколько чашек на столе и выложить цифру, которая покажет, сколько чашек на столе.

    -- Одну чашку я убрала. Придумайте задачу о том, что я сделала. (На столе четыре, одну чашку убрали.  Сколько чашек осталось на столе?)

    -- Одну чашку я убрала,  значит их количество уменьшилось на единицу. Какой знак надо поставить, если мы  уменьшаем число? (Минус.) Поставьте его около цифры.

    Перед детьми «запись»:

                                        4

     -  Сколько чашек убрали? (Одну.) Поставьте цифру один. Какой знак надо поставить, чтобы получить ответ?  (Знак равенства.) Поставьте его. Решите задачу. Сколько чашек осталось?

    Перед детьми «запись»:

                                      4  1 = 3

      --  Кто расскажет решение задачи? (От четырёх чашек отнять одну чашку. Получится три чашки.) Какой ответ получился в нашей задаче? ( Три чашки.)

      Примечание. Напоминаем, что задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать на одном занятии, одну за другой.

Поиграем.

                                      «Игра с яблоками»

     Усложнённый вариант. На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат обручи, в каждом из них  цифра.

     На подносе лежат яблоки трёх цветов.

      Задания детям:

  • встать около цифры, которая покажет число на единицу больше, чем количество семечек в яблоке.
  • встать около цифры, которая покажет число на единицу меньше, чем количество семечек в яблоке.

  Примечание. Возле каждой цифры должны стоять три ребёнка, у которых яблоки разного цвета.

  - Проверьте друг друга, правильно ли выполнено задание. Затем воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, возле какой цифры он стоит и почему.

  Игру можно повторить, предварительно положив яблоки на стол.

                             

Счёт двойками.

Цель занятия.

   Учить детей считать двойками; учить называть общее количество предметов в группах; закрепить названия геометрических фигур; развивать внимание детей; закрепить названия месяцев.

Материалы.

    Для воспитателя: геометрические фигуры, карточки с геометрическими фигурами, цифры.

    Для детей «Математический набор», геометрические фигуры.

                                        Ход занятия.

Сидя за столом.

    Перед каждым ребёнком на столе лежит «Математический набор».

    Педагог предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10 и даёт задание:

     - Отсчитайте два квадрата. Сколько квадратов отсчитали? ( Два.) Отсчитайте ещё два квадрата. Сколько квадратов отсчитали? ( Четыре.)

     - Как получилось число четыре? ( К двум квадратам прибавили ещё два и получилось всего четыре.) Проверьте друг друга, так ли это? Расскажите, как получилось число четыре. (Если к двум прибавить один, получится три, а если ещё один прибавить, получится четыре.)

      - Положите ещё два квадрата. Сколько стало квадратов? ( Шесть.) Как получилось число шесть? (К четырём прибавить два   - получится шесть или четырём прибавить один, будет пять, да ещё один   - будет шесть.)

      - Положите ещё два квадрата. Сколько стало квадратов? ( Восемь.) Как получилось? (  К шести прибавили один   - получилось семь, да ещё один  - будет восемь.)

      - Положите ещё два квадрата. Сколько стало квадратов? (Десять.) Как получилось число десять? ( К восьми прибавили один   - затем получилось девять, да ещё один  - будет десять.)

      Затем педагог предлагает детям посчитать двойками. Они считают: 2, 4, 6, 8, 10.

Поиграем.

                                         «Разложи, как скажу»

       Перед детьми геометрические фигуры.

       Воспитатель поочерёдно показывает им квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, ромб, трапецию и убеждается, что дети правильно называют фигуры.

       Затем педагог предлагает выложить эти фигуры по памяти. Дети, разложив фигуры, рассказывают, какой ряд они выложили.

        Варианты:

  • выложить определённое количество геометрических фигур, которые дети видели несколько секунд;
  • выложить фигуры по порядку, в котором воспитатель их показывал: два красных квадрата, один зелёный и т.д.

                                       «Двенадцать месяцев»

       Усложнение. На столе изображением вниз лежат перемещённые карточки с цифрами.

       Дети берут по карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке.

       Они «превратились в двенадцать месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе и своих «соседях».

       Воспитатель задаёт вопросы: «Первый месяц, как тебя зовут? Как зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: Январь, придумал загадку о своём месяце. Октябрь вспомни пословицу о своём времени года. Март, ты какой месяц по счёту в году? Май, в каких сказках встречается твоё время года? Сентябрь, назови сказку, где встречается твоё время года».

                                           

Часы в быту.

(интегрированное занятие)

Цель занятия.

       Упражнять в счёте двойками; учить находить сходство и различие между предметами; уметь определять время по часам; учить соотносить число и цифрой.

Материалы.

         Для воспитателя: цифры, 3 -4 обруча, лист ватмана, разделённый по горизонтали на три части; 30 кубиков; мяч.

         Для детей: по одному рисунку, на котором изображены электроприборы с часами, клей.

                                              Ход занятия.

Беседа с детьми.

         Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие они знают старинные часы, какие часы есть сейчас, и спрашивает:

          - Где ещё можно увидеть часы? ( В телевизорах, микроволновых печах, музыкальных центрах, стиральных машинах, автомобилях и т.д.)

          - Кто знает, как называются часы в стиральной машине?

Если дети не смогут ответить, скажите им: таймер.

         - Вы назвали много электроприборов, в которых есть часы. Как вы думаете, что с их помощью можно узнать?

      Дайте возможность всем детям высказать свои предположения.

      Воспитатель показывает на лист ватмана и говорит: «Представьте себе, что это витрина магазина “Электротовары”, который должен скоро открыться. Давайте украсим вашими рисунками “витрину” магазина. Наклейте свои рисунки на “полки”».

       Вопросы детям:

  • назовите электроприборы, в которых есть часы.
  • чем похожи электроприборы? ( Во всех есть часы.)
  • чем отличаются электроприборы друг от друга? ( Формой, назначением, внешним видом.)
  • зачем нужны часы в этих проборах? Что с их помощью можно узнать? ( В какое время идёт фильм, за какое время можно приготовить торт, постирать бельё и т.д.)
  • сколько всего электроприборов вы нарисовали?
  • чего больше нарисовали: телевизоров или музыкальных центров?
  • Чего меньше нарисовали: кинокамер или электроплит?

      Примечание. Если получилось много рисунков или дети нарисовали их на больших листах, расположите детские работы на двух «витринах» магазина.

       Дополнительно задайте вопросы:

  • На какой витрине больше электроприборов? Докажите и объясните. ( Это можно сделать без счёта с помощью заместителей: поставить их на рисунки одного листа, а потом перенести на рисунки другого листа).

Поиграем.

                                  «Сколько жильцов в квартире?»

   На полу несколько обручей,  в каждом лежит одна цифра.

   Правила игры. Дети бегают по комнате. По сигналу они бегут к обручу «квартире». Цифра показывает, сколько «жильцов» в ней живёт.

    Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает, сколько «жильцов» в этой «квартире»  и почему их столько. Если «квартира» не полностью заполнена, необходимо спросить, сколько «жильцов» не хватает.

    Игра продолжается. При этом меняется цифра в обруче.

    Желательно, чтобы в одном з обручей число было больше десяти.

                                 «Считай двойками»

     Игра проходит в кругу.

     Воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и говорит: «Два». Ребёнок, поймавший мяч, ответ: «Четыре»,  - и бросает мяч дальше. Игра проходит в быстром темпе.

                                   Решение задач.

Цель занятия.

     Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счёте в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа.

Материалы.

    Для воспитателя: мяч, семь яблок на тарелке, восемь чашек. Детей: «Математический набор», Счётные палочки.

                                       Ход занятия.

    Воспитатель  говорит детям:

      - Сегодня мы будем продолжать учиться составлять и решать задачи. Посчитайте, сколько яблок лежит в тарелке. Я положу ещ1 одно (кладёт ). Придумайте задачу о том, что я сделала. ( На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко. Сколько всего яблок оказалось на тарелке? )

     - На тарелке лежало  шесть яблок, я положила ещё одно яблоко  - это условие задачи. Кто из вас повторит условие задачи?

     Лена. На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко.

     - Лена правильно повторила условие задачи. Условие задачи  - это маленький рассказ. В условии есть числа. Назовите числа в этой задаче. ( Шесть и один.)

     - В условии задачи всегда должно быть не менее двух чисел. Ещё в задаче всегда должно быть не менее двух чисел. Ещё в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? ( Сколько всего яблок оказалось а тарелке?)

     - Вопрос должен соответствовать смыслу задачи. Кто из вас повторит всю задачу?

     Дети.  На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко. Сколько яблок оказалось на тарелке?

     -  Скажите условие задачи? ( На тарелке лежало шесть яблок, вы положили ещё одно яблоко.)

     -   Что такое условие задачи? ( Маленький рассказ.) Что должно быть в условии? ( Два числа.)Что ещё должно быть в задаче? ( Вопрос.) Какой вопрос в этой задаче? ( Сколько всего яблок оказалось на тарелке?)

     Воспитатель предлагает детям «записать» задачу и решить её.

     Перед детьми запись:

                                           6+1=

       - Кто решит эту задачу? ( К шести яблокам прибавить одно яблоко ,получится семь яблок.) Какой ответ у этой задачи? ( Семь яблок.)

      Далее воспитатель говорит:

       - На клумбе восемь роз, за ночь распустились ещё три бутона. Стало очень красиво. Это задача? (Нет.)

       - Почему? ( Здесь нет вопроса.)

       - Скажите, можно решить такую задачу: мама испекла десять пирожков, а потом ещё несколько. Сколько всего пирожков испекла мама? ( Эту задачу решить нельзя, потому что в ней нет второго числа.)

     На полке возле воспитателя стоит восемь чашек.

       - Сколько чашек? (Восемь.)

       - Ира, убери одну чашку.

      Девочка выполняет задание педагога.

       - Придумайте задачу о том, что сделала Ира. ( На полке стояло восемь чашек , одну чашку убрала Ира. Сколько чашек осталось на полке?)

       - «Запишите» задачу и решите её.

      Дети выполняют задание. Перед ними «запись»:

                                      8-1=

       - Скажите, как вы решали задачу? ( От восьми чашек отнять одну чашку  - равняется семь чашек.) Какой ответ задачи? ( Семь чашек.)

Поиграем.

                                                 «Назови соседей»

          Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит: «Назови “соседей” числа 15». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает, следующий вопрос будет задавать он. Игра проходит в быстром темпе.

                                         «Какой цифры не стало?»

          Дети играют парами. Воспитатель предлагает им разложить числа по порядку от 11 до 20.  Затем один ребёнок в паре закрывает глаза, другой представляет числа в ряду. Открыв глаза, ребёнок отмечает, что изменилось.

          Если ребёнок правильно угадывает, то становится ведущим. Игра продолжается.

Сидя за столом.

           Перед детьми на столах лежат счётные палочки. Воспитатель даёт задание:

           -- Составьте из палочек число, в котором один десяток и шесть единиц, положите цифры , которые обозначают это число. Какое число получилось? ( 16. )

           -- Кто сможет рассказать  об этом числе? ( Это число 16, в нём один десяток и шесть единиц. Единицы стоят первыми справа, десятки вторыми справа.)

           -- Положите рядом ещё три палочки. Какое число получилось? (19.)

           -- Кто сможет рассказать об этом числе? ( Это число 19. В нём девять единиц, они стоят первыми справа и один десяток, он второй справа.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...

Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"

В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

Положение об уполномоченном на решение задач в области ГО и ЧС

Положение об уполномоченном на решение задач в области ГО и ЧС...

Презентация с интерактивными задачами "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством решения задач"

Материал  - из опыта работы. В презентации собран и представлен теоретический материал и три интерактивные задачи для детей старшего дошкольного возраста на анализ и синтез объектов, их признаков...

Решение задачи физического воспитания детей младшего дошкольного возраста, методы, приёмы для их решения.

В   разных    возрастных     группах    соотношение     приемов     обучени...

Конспект Организационно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема «Решение задач. Логическая задача. Геометрические фигуры» в старшей группе

Задачи.  Формировать умение составлять задачи, записывать  и читать запись;решать логическую задачу на установление соответствия; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.Закреп...