«НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ИГР ИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ»
консультация по математике на тему

Лигоцкая Екатерина Владимировна

Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта – является игра.

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы из­вестны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу из специальных наборов геометрических фигур. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями уста­новлено, что они могут быть также эффективным средством ум­ственного, и в частности математического, развития детей до­школьного возраста.(от 3 до 7 лет )

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ИГР ИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ»

Важным средством формирования психических функций малыша, его интеллекта – является игра.

Игры-головоломки, или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу из специальных наборов геометрических фигур. Долгое время эти игры служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.(от 3 до 7 лет )

Вашему вниманию предлагаются описания и чертежи 9 игр-головоломок: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «монгольская игра», «Пентамино», «листик», «сфинкс».(известны очень давно, их можно найти в различных сборниках)

Эти игры станут незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов, в них можно играть одному, двоим, группой и всей семьей.

 Все игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Знакомится будем по принципу от простого — к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственные представления, воображение, логическое и конструктивное  (пространственное) мышление, комбинаторные и творческие способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, развитию нравственно-волевых качеств, умению планировать свою деятельность, способствуют успешной подготовке детей к школе, полезны младшим школьникам. Успешность освоения игр зависит от уровня сенсорного развития детей, необходимо знать не только геометрические фигуры, но и свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм(зрительным и осязательно-двигательным путём),свободно перемещать фигуры для создания новой.

Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию.

Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Процесс развития ребенка, его интеллектуальных способностей идет неравномерно: то, что одному доступно, интересно и по силам, другой освоит позже. Поэтому лучше на некоторое время отложить эти игры и подождать, пока малыш «созреет». Сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами разбудят дремлющие силы, интерес и вкус к решению интеллектуальных задач.

  Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (например, квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. На любой плоскости (пол, стол, фланелеграф, магнитная доска, кусок картона, фанеры, пластика и т. д.) из геометрических фигур, входящих в набор, выкладываются силуэты дома, зайца, лисы, моста, человека или сюжетная картинка.

  Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора (геометрических фигур).

 Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.               Если силуэт, составленный играющим, интересен, нов, оригинален по характеру и решению, то это свидетельствует о сформированности у ребенка сенсорных процессов, пространственных представлений, наглядно-образного и логического мышления.

  Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма», можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры. Из «Колумбова яйца» — силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта.

  Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур.

  Изготовить игры чрезвычайно просто. Малышам помогут родители, воспитатели, братья, сёстры, старшие друзья. Используется самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, пластик, фанера и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размер деталей набора можно по желанию увеличить или уменьшить, соблюдая при этом соотношение между частями.

 

   У некоторых ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчлененному образцу, при реализации своего замысла, а это вызывает угасание интереса к играм. Поэтому полезно вначале организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель подобных упражнений — способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь называть их, вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей; развивать воображение, пространственные представления, сообразительность, инициативу).Это составление простых изображений из разнообразных цветных мозаик, наборов геометрических фигур, геометрическое лото и т.д.

  Полезно в процессе практической деятельности вести с ребенком разговор о способе составления фигуры. Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают стороны, углы, показывают составляющие ее геометрические фигуры, отмечают их количество, видоизменяют, предлагают варианты составления этих же фигур. Такая деятельность развивает сенсорные способности, воображение, приобщает к творчеству.

  Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтных изображений используется целиком весь комплект, детали плотно присоединяются друг к другу.

    Помощь ребенку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать еще раз, но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же», «Вначале хорошо подумай, а потом делай» и т.д.

Если интерес к играм снижается или пропадает, их надо убрать на некоторое время из поля зрения ребенка. Интерес возрастёт при внесении элементов соревнования.

          Освоение игр идет в несколько этапов.

1 этап.

Детям раздаются карточки с контурным изображением или силуэтом фигуры, состоящей из трех-четырех деталей, представленных в натуральную величину — так ребенку (2-я младшая группа) легче выполнить задание методом наложения:

а) сложить фигуру по размеченному контуру (1-й уровень сложности);

б)  сложить фигуру по частично размеченному контуру (2-й уровень

сложности);

в)  сложить фигуру по черному силуэту (3-й уровень сложности). Чтобы малышу было интереснее, на карточке можно заранее нарисовать дополнительные элементы: носик, глазки, траву, солнышко и т. п.

Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, загадки, рифмовки, относящиеся к предмету изображения.(можно использовать тексты из «хрестоматии для маленьких» сост. Л.Н.Елисеева.М.1987)

2 этап.

Если фигура должна состоять из пяти и более деталей, ее размеры уменьшаются вдвое по сравнению с истинными. Теперь, даже работая по контуру с разметкой, ребенок (средняя, старшая и подготовительная группы) не сможет воспользоваться методом наложения, а вынужден будет постоянно сравнивать в уме взятую деталь с образцом.

Предлагаются пять уровней сложности:

а)  сложить фигуру по размеченному контуру;

б) сложить фигуру по частично размеченному контуру;

в)  сложить фигуру по черному силуэту;

г) сложить фигуру по частично размеченному контуру с цифрами или символическим обозначением деталей (фигура составляется из двух комплектов);

д)  вслед за работающим у фланелеграфа выложить фигуру из двух комплектов деталей.

Предлагаем рассмотреть поэтапную работу на примере игры «Танграм».

Складываем елочку (1 а)

Ели на опушке —

 До небес макушки —

 Слушают, молчат.

 Смотрят на внучат.

 4 внучата — елочки,

 Тонкие иголочки —

 У лесных ворот. Водят хоровод.

И. Токмакова

        

Собираем лисичку (2 б))        

Я несчастная лиса,

мне вцепилась в хвост оса.

я бедняжка, так вертелась,

что на части разлетелась,

две сороки возле пня

стали складывать меня.

Собираем лошадку (2 в)        

Я привел коня купать,

 Вдруг его акула — хвать!

 сто зубов в огромной пасти

 И поломан конь на части!

помогите, помогите,

мне лошадку соберите!

Собираем тигренка (2 г)        

из самых дальних жарких стран

 приплыл отважный капитан

 И мне привез тигренка,

 Тигриного ребенка.

Рассмотрим 8 игр - головоломок, которые можно использовать в детских садах и в кругу семьи. Расположим их по принципу от простого - к сложному, то есть, овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

«Танграм» - древняя китайская игра в начале 19 века распространилась в Европе. Одна из несложных игр. Представляет собой квадрат, разрезанный на 7 геометрических фигур. Используя все 7 частей можно составить огромное количество разнообразных силуэтов (несколько сотен) - человека, животных, птиц, игрушек, предметов домашнего обихода, разные виды транспорта, цифры, буквы.

 «Волшебный круг» -детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Получаются одинаковые и симметричные части, так как деление происходит по принципу • каждый ряд пополам». Можно составлять человечков, рыб, птиц, ракеты, животных и других предметов. Округлость форм придает особую выразительность.

 «Головоломка Пифагора» - во многом напоминает игру «Танграм». Квадрат разделен на 7 частей. Из них выкладываются силуэты строений, предметов, животных. Отличие в том, что при группировке геометрических фигур и их составлению, полученные вновь фигуры равны по размеру имеющимся в наборе. (Например: квадрат из 2 маленьких треугольников равен маленькому квадрату)

 «Колумбово яйцо» - представляет собой овал, разрезанный на 10 частей. Округлость большинства фигур располагает к составлению из них силуэты птиц, человека, животных.

 «Сфинкс» -в наборе семь простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника, которые получаются в результате разрезания прямоугольника. Оптимальные размеры 6x10 см. внимание детей, прежде всего, привлекает силуэт ракеты, парусника, самолета, птиц. Небольшое количество деталей дает возможность оставлять из двух одинаковых наборов более сложные силуэты человека, птиц и разных видов транспорта.

  «Листик» -в наборе 9 элементов, получаемых в результате разрезания геометрической фигуры сложной конфигурации, напоминающей схематичное изображение сердечка или листика. Округлые и угловые элементы позволяют составлять всевозможные силуэты, передавать многообразие предметного мира. Полученные силуэтные изображения своей схематичностью и условностью  напоминают детские рисунки.

  «Вьетнамская игра» -детали этой игры можно получить, разрезав круг (лучше всего диаметром 8 см) на части. Получаются 7 замысловатых элементов, и все имеют обтекаемые контуры. Составляются силуэты животных, насекомых (корова, лошадь, ворона, кошка, курица, цыпленок, бабочка, стрекоза, рыбка).

 «Пентамино» - это 12 разных по форме элементов, но каждый состоит из 5 равных квадратов. Составлять силуэты довольно сложно. Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на части, а также сложнее способы соединения одной детали с другой.  

Поэтому вначале необходимо вместе с ребенком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т. п. Затем можно предложить ребенку составить силуэты игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, выбрав для этого необходимые, «похожие» два-три элемента из полного комплекта игры. Так, буква «Т», уточка, лесенка с тремя ступеньками составляются из двух элементов. Из трех элементов легко составить силуэт пушки, из пяти — машину-фургон, из семи элементов — страусенка. Составляя простые образные силуэты, дети осваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность размещать элементы на плоскости, исходя из задуманного, ориентироваться в соотношении размеров, учитывать поставленную перед собой цель.

Итак, все рассмотренные нами игры вызывают у детей (и не только у них) огромный интерес, способствуют аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

        

«НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ИГР ИЛИ, ЧТО ТАКОЕ ИГРЫ ГОЛОВОЛОМКИ»

( Семинар – практикум для педагогов ДОУ.)

Воркута 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 1 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)

Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категорииМАУДО "Детский сад  №6" Тюменская область, г. Ялуторовск   «Новая» жизнь «старой» музыкиЕдинственно возможный к...

Оформление группы "Новая жизнь старой мебели"

У меня в группе были старенькие, неприметные столики, одинв в уголке для девочек, второй в уголке для рисования. Я решила их обновить. Для этого мне понадобились ножницы, широкий цветной скотч и декор...

ПРОЕКТ «Новая жизнь старой бумаги»

Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных,зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Бумага- самый доступный и распространённый материалдля детского творчества. Но не всегда взросл...

"Новая" жизнь "старой" музыки Часть 2 (Материалы мастер-класса "Новое" видение "старого" музыкального материала)

Автор представленного материала  Артеменко Ирина Алексеевна, музыкальный руководитель высшей категории, МАУДО «Детский сад №6», Тюменская область, г. Ялуторовск В рамках единого методич...

Новая жизнь старого города

Конспект занятия...

День Обуви "НОВАЯ ЖИЗНЬ - СТАРОЙ ОБУВИ"

Конспект открытой непосредственно организованной деятельности детей по познавательному развитию в старшей группе а также сценарий развлечения ,  Рассказ " Про обувь и не только", Презентация...

Новая жизнь старых вещей

Мастер класс; по изготовлению новогодней подделки из бросового материала....