Комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

 

   В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

   Современная начальная школа требует от выпускников детского сада целостной комплексной подготовки их к обучению. Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.

    Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы.

   В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму.

     Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься математикой.

    В связи с этим возникает проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС, А именно:

 — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени причинах и следствиях и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выпускная работа70.63 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

  1. Теоретические основы проблемы комплексного

решения задач социально-коммуникативного, познавательного

 и речевого развития детей старшего

 дошкольного возраста в процессе

формирования математических

способностей в реализации ФГОС ДО…………………………………………..

  1. Изучение нормативно-правовых документов

по проблеме комплексного решения

задач социально-коммуникативного,

познавательного и речевого развития детей

 старшего дошкольного возраста в процессе

 формирования математических

способностей в реализации ФГОС ДО……………………………………………

  1. Анализ образовательных программ дошкольного образования………………...

1.2.1. Программа «От рождения до школы»……………………………………...

1.2.2. Программа развития и воспитания

 в детском саду «Детство» под редакцией:

Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович…………………………………

1.2.3.Анализ современного состояния

проблемы в региональной практике

дошкольного образования…………………………………………………………

  1. Комплексный подход к формированию
  2. математических способностей детей старшего дошкольного возраста в реализации ФГОС ДО……………………………………………………………..
  1. Опытно-практическая работа……………………………………………………..

2.1.изучение особенностей социально-коммуникативного,

 познавательного и речевого развития детей

старшего дошкольного возраста (входная диагностика)……………………….

2.2.технологии по формированию

математических способностей детей старшего

дошкольного возраста в реализации ФГОС ДО………………………………….

2.3.итоговая диагностика…………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Литература………………………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………..

Введение


«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

   В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.

   Современная начальная школа требует от выпускников детского сада целостной комплексной подготовки их к обучению. Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.

    Современная школа требует от ребенка, который начинает обучение в первом классе, высокой работоспособности, сложных форм умственной деятельности, сформированных морально-волевых качеств уже в дошкольные годы.

   В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму.

     Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься математикой.

    В связи с этим возникает проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС, А именно:

 — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени причинах и следствиях и др.).

  Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.  Согласно ФГОС программа должна строиться на основе комплексного подхода к  этим образовательным областям в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

   Цель данной работы: изучить комплексный подход к решению задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу федерального и регионального уровня,
  • Изучить особенности социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста,
  • Подобрать педагогические технологии по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста в реализации ФГОС ДО.

  1. Теоретические основы проблемы комплексного решения задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО.
  1. Изучение нормативно-правовых документов по проблеме комплексного решения задач социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических способностей в реализации ФГОС ДО.

Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ДАЛЕЕ «СТАНДАРТ») разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

ФГОС направлен на достижение целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт направлен на реализацию задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  •  формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  •  обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

   Эти задачи реализуются через программу, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования; обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; направлена на решение задач Стандарта.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Рассмотрим задачи следующих образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Речевое развитие в соответствии ФГОС ДО:
  • владение речью как средством общения и культуры;
  •  обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  • Познавательное развитие:
  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [2]. 

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

  1.2.Анализ образовательных программ дошкольного образования.

   По выявленной проблеме был проведен анализ следующих образовательных программ в реализации ФГОС ДО:

       1.2.1. Программа «От рождения до школы».

    Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

   К преимуществам программы «От рождения до школы», безусловно, следует отнести то, что она охватывает все возрастные периоды физического и психического развития детей: младенческий возраст (от 2 месяцев до 1 года: младенческая группа); ранний возраст (от 1 года до 3 лет: первая и вторая группы раннего возраста); дошкольный возраст (от 3 лет до школы: младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

   Ведущие цели Программы «От рождения до школы» — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Необходимое условие успешной реализации программы по элементарной математике — организация особой предметно- развивающей среды в группах и на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. В программе не выделяется раздел «Множество» как самостоятельный, а задачи по данной теме включаются в раздел «Количество и счет». Указанные задачи находятся в конце раздела, после задач по формированию числовых и количественных представлений, что, на наш взгляд, не позволяет подчеркнуть значимость данных понятий для развития у детей представлений об операциях с числами (сложения, вычитания, деления), основой которых они и являются. С одной стороны, в программе четко не оговаривается решение задач по знакомству детей с арифметическими операциями, но с другой — предполагается обучение решению арифметических задач, что требует работы над арифметическим действием. В целом программа представляет достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программу вошло большое количество задач, не предусмотренных в более ранних вариантах программы. Это: задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.); задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ; задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п. В рамках формирования геометрических представлений планируется работа не только с плоскостными, но и с объемными геометрическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, предлагаемых для изучения детьми. [3]. 

1.2.2. «Детство» (программа развития и воспитания в детском саду).

Под редакцией :Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.

Программа создавалась в целях обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечения единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих Потребностей, возможностей и способностей. Ее девиз: «Чувствовать — познавать — творить». Эти слова, отмечают авторы, определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, интегративный характер. Математический блок программы «Детство» разработан известными учеными в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников З.А. Михайловой и Т.Д. Рихтерман. Программный материал представлен по каждой отдельной возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику». Вместо традиционных тематических разделов в математическом блоке выделены такие разделы: «Свойства», и отношения», «Числа и цифры», «Сохранение (неизменность) количества и величин», «Алгоритмы». По каждому из разделов сформулированы «представления», «познавательные и речевые умения». Кроме того, по каждой возрастной группе определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы. Особое внимание при организации процесса формирования математических представлений у детей третьего и четвертого года жизни уделяется созданию развивающей среды. В данном контексте программы отмечено, что окружающие предметы, игрушки должны отличаться по размеру, форме. В процессе игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой дети познают их свойства, определяют идентичность и различия предметов по свойствам. Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатив в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата. Авторы считают необходимым использовать игры, развивающие мысль ребенка и приобщающие его к умственному труду. В про грамме, в частности, предлагаются игры: из серии «Логические кубики — «Уголки», «Составь куб» и др.; из серии «Кубики и цвет» - «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др. 47 Из дидактических пособий рекомендуются логические блок Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера), модели. Программа предусматривает углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов, в основном через игры на классификацию и сериацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур. Дети не только пользуются известными им знаками и сим волами, но и находят способы условного обозначения новых, неизвестных им ранее параметров величин, геометрических фигур, временных и пространственных отношений и т.д. В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. В ходе освоения чисел педагог способствует осмыслению детьми последовательности чисел и места каждого из них в натуральном ряду. Это выражено в умении детей образовать число больше или меньше заданного, доказывать равенство или неравенство группы предметов по числу, находить пропущенное число. Таким образом, можно заметить, что программа «Детство» достаточно содержательна в плане формирования математических знаний. Привлекает в ней и то, что программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, зависимостей, закономерностей, что благоприятно способствует дальнейшему усвоению данной дисциплины в школе. По программе «Детство» в рамках формирования математических представлений издано пособие «Математика до школы», состоящее из двух частей. Первая часть представлена авторами А.А. Смоленцевой и О.В. Пустовойт, которыми разработаны методические рекомендации и предлагаются игры с дидактическими средствами: «Палочки Кюизенера», «Игры с блоками», представлены варианты работы с моделями и схемами. Вторая часть пособия представлена З.А. Михайловой и Р.Л. Непомнящей. В этой части описаны игры- головоломки, которые рекомендуются для работы с детьми. [4]. 

    Главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры, а так же самостоятельная детская деятельность, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга и т.п., организуемые с детьми.

Данной системе работы с детьми свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное, подлежащее освоению детьми содержание способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира; обогащает ребенка, выявляет его индивидуальные возможности и уровень развития. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, счет, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.

В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Должное внимание уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими отношений эквивалентности, порядка, алгоритмов.

Развивающая направленность игровых занятий выражена и через приемы работы с детьми, которые предполагают освоение содержания в условиях творческой познавательной деятельности, базирующейся на детской самостоятельности.

Дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?».

В исключительных случаях допускается использование педагогом элементов объяснения, показа как приема обучения. В основном же познание ребенком многообразия математических отношений объектов осуществляется самостоятельно через восприятие и осмысление их в обыденной практической деятельности, через осваиваемые им игры, игровые упражнения, решение логических и арифметических задач и головоломок, развивающие и логико-математические игры.

Реализация предложенного содержания осуществляется успешно лишь при условии применения наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, модели и др.

Итак, заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию в непосредственном общении с детьми методы и приемы, дидактические средства в должной интерпретации педагога позволяют развивать восприятие и мышление детей, внимание и память, самостоятельность и инициативность.  [14]. 

1.2.3. Анализ современного состояния проблемы в региональной практике дошкольного образования

 В региональной практике дошкольного образования проблемой развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах организации математической деятельности занимается Ю.М. Стожарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет, г. Ульяновск.

Была разработана Программа интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста  с включением перспективного планирования и образовательных мероприятий по формированию элементарных математических представлений, направленных на повышение уровня развития интеллектуальных способностей.

Реализация задач каждого раздела Программы (количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, во времени) осуществлялась с использованием следующих форм организации математической деятельности: 

  • проведение фронтальных занятий (дети учились работать в коллективе, приобретали навыки взаимодействия друг с другом по поводу учебной задачи, оказывали помощь друг другу); занятий по подгруппам (отрабатывались наиболее сложные умения и навыки в решении познавательных задач и контролировалось правильность их выполнения);
  • совместной деятельности педагога с детьми;
  • самостоятельной математической деятельности детей.

          Во все формы организации математической деятельности  нами были    включены следующие методы, активизирующие познавательную активность:

  • игровые проблемно-практических ситуации, игровые упражнения, дидактические игры;
  • игры-эксперименты, игры-интервью;
  • игры-головоломки; логические задачи;
  • лабиринты игры-соревнования; сюжетно-ролевые игры;
  • моделирование;
  • экспериментирование;
  • метод специально созданных ошибок;
  • применение знаний в новых условиях;
  • коллекционирование.

   Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечил условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Педагог постоянно создавал ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставил перед ними все более сложные задачи, развивал их волю, поддерживал желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливал на поиск новых, творческих решений. Созданная интеллектуально-творческая среда в группе стимулировала умственную деятельность детей, которая достигалась наличием математических, логических, развивающих, интеллектуальных игр. 

   Необходимый ассортимент игр, учебно-игровых материалов, постоянно обновлялся, дополнялся и трансформировался. Был доступен для восприятия и использования детьми как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной детской деятельности. В результате проведенной работы, по наблюдениям экспериментатора, у детей появился и развился интерес к головоломкам, кроссвордам, занимательным задачам, шашкам, шахматам и другому познавательному материалу. Разработанная система образовательных мероприятий значительно повысила уровень развития интеллектуальных способностей детей.

   В контрольной группе проводилась типовая образовательная работа по развитию элементарных математических представлений, которая, в основном, ограничивалась проведением фронтальных дидактических занятий с детьми, ориентированных на определенный объем знаний, умений, навыков. В меньшей мере данные занятия были ориентированы на  активизацию умственной деятельности детей, на развитие их интеллектуальных способностей.

   По окончанию работы был проведен контрольный срез,  который позволил выявить результативность применяемой программы. Сопоставление результатов замеров, проведенных в экспериментальной и контрольной группах до и по окончании экспериментальной работы показало результативность предлагаемой Программы  интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

   Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил гипотезу исследования. Показано, что личностно-ориентированное взаимодействие с дошкольниками в процессе познавательной деятельности,  построение интеллектуально-творческой среды силами педагогов и при участии родителей и детей, организация математической деятельности с использованием разнообразных методов и форм, стимулируют проявление познавательной активности и способствуют развитию интеллектуальных способностей у детей. [11].  

Развитие математических способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, на сколько будут развиты у ребенка математические способности и познавательный интерес, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

1.3.Комплексный подход к формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста в реализации ФГОС ДО.

В соответствии с п. 2.9 обязательная часть основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Однако это не означает, что необходимо интегрировать «все со всем». К сожалению, от педагогов часто можно услышать следующее: «Попробуйте в одно занятие с двадцатью пятью детьми включить все образовательные области». Подобного рода высказывания говорят о том, что педагоги не осознают или не хотят разобраться благотворной сути интеграции. [5].

   Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Одним из условия развития математических представлений у дошкольников является интеграция образовательных областей.

Интеграция (от лат integratio – соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого [7]; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого [13].

Анализ научной литературы и исследования различных авторов (Л.М.Баженова, А.М. Вербенец, Н.А. Ветлугина, О.В. Дыбина, Т.И.Комарова, М.В. Лазарева, В.И. Логинова и др.) рассматривают интеграцию на этапе дошкольного образования. Выделены несколько видов интеграции: межпредметная интеграция (междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру и др. О.В. Дыбина выделяет двух уровневую интеграция: интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области [8].

Необходимыми педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются:

- продуманная система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;

- рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка;

- активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.

Формирование и развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции основных направлений (познавательного, речевого и социально-коммуникативного) будет эффективным при реализации следующих условий:

  1. оптимальное сочетание практических, словесных и наглядных методов обучения для активизации мыслительной деятельности дошкольников при обучении двигательным действиям;
  2. решение в комплексе оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в обогащенной предметно-пространственной развивающей среде;
  3. взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса (педагоги – дети – родители).

   Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.

Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, 
ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. 

II.Опытно-практическая работа

2.1.изучение особенностей социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (входная диагностика)

Была проведена входная диагностика в начале 2015-2016 учебного года по образовательной программе «От рождения до школы»

Задача диагностики: оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

Обследовано 25 детей.

Анализ осуществлялся путём проведения непосредственно образовательной деятельности, изучения продуктивной деятельности детей (рисунков, поделок и т. д.) с помощью игр, бесед, путём наблюдения за детьми.

Результаты, полученные по итогам диагностики:

  • Социально-коммуникативное развитие:
  • Навык сформирован у 12 детей – 48%
  • Навык в стадии формирования у 13 детей – 52%
  • Детей с несформированным навыком нет в группе, 0 %
  • Познавательное развитие:
  • Детей со сформированным навыком нет в группе 0%
  • Навык в стадии формирования у 22 детей – 88%
  • Не сформирован навык у 3 детей – 12%,
  • Речевое развитие:
  • Детей со сформированным навыком нет в группе 0%
  • Навык в стадии формирования у 21 ребенка – 84%
  • Не сформирован навык у 4 детей (приложение №1)

Вывод: Трудности вызывали области «речевое развитие» и «формирование элементарных математических навыков». На основе результатов входной диагностики была разработана программа интеллектуального кружка «Умники и умницы».

2.2.технологии по формированию математических способностей детей старшего дошкольного возраста в реализации ФГОС ДО.

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Программа интеллектуального кружка:

  • Направлена на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики.
  • Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения.
  • Способствует созданию новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка.

Цели и задачи программы:

  • Развивает логическое мышление. Развивает представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формирует представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  • Развивает умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения
  • Развивает пространственные представления.
  • Развивает знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Воспитывает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоления трудностей.
  • Развивает познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивает творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивает психические функции, связанные с речевой деятельностью,
  • Развивает связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь,
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Срок реализации программы 1 год, в неделю проводилось 1 занятие по 30 мин. Количество детей 10-12, возраст 5-6 лет.

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физминуток.

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).
  • Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).
  • Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).
  • Исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

  • Фронтальный (одновременно со всей группой).
  • Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).
  • Групповой (работа в парах).
  • Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

В процессе работы интеллектуального кружка использовались следующие технологии:

  • технология  «Блоки  Дьенеша»,
  •  технология  «Палочки   Кюизенера»,  
  • технология  развивающих игр Б.П. Никитина.

Основная  цель  использования  блоков Дьенеша:  научить  дошкольников  решать  логические  задачи  на  разбиение  по  свойствам.  Основное  умение, необходимое  для  решения  логических  задач  -  это  умение  выявлять  в объектах  разнообразные  свойства,  называть  их,  адекватно  обозначать  словом  их  отсутствие,  удерживать  их  в памяти.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Использование палочек Кюизенера способствуют:

  • Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.
  • Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.
  • Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.
  • Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
  • Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование),  зрительную и слуховую память,  внимание,  воображение, речь.
  •  Развивается  детское творчество, фантазия и воображение, познавательная   активность.
  • Развивается  умение работать в коллективе.

 Игры Б. П. Никитина:  каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б.П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Мантессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.  Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Работа интеллектуального кружка проводилась по учебному плану (приложение № 2). Игры и упражнения, которые были представлены в интеллектуальном кружке, так же проводились в группе вне занятий. Дети с удовольствием в них играли в свободное время. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика.

2.3.Итоговая диагностика

Цель данной диагностики: дать сравнительный анализ результатов усвоения детьми основной воспитательно-образовательной программы ДОУ.

Результаты, полученные по итогам диагностики:

  • Социально-коммуникативное развитие:
  • Навык сформирован у 20 детей – 83%
  • Навык в стадии формирования у 4 детей – 17%
  • Детей с несформированным навыком нет в группе, 0 %
  • Познавательное развитие:
  • Навык сформирован у 20 детей
  • Навык в стадии формирования у 22 детей – 88%
  • Не сформирован навык у 3 детей – 12%,
  • Речевое развитие:
  •   Навык сформирован у 5 детей - 21%
  • Навык в стадии формирования у 19 ребенка – 79%
  •  Детей с несформированным навыком нет в группе, 0 %

Диагностика показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей. У детей появляется познавательный интерес к новым играм и заданиям, они учатся выполнять практические задачи, работать в коллективе, высказывать свое мнение.

Заключение

ФГОС ДО как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Развитие математических способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, на сколько будут развиты у ребенка математические способности и познавательный интерес, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, 
ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей. 

На основе результатов входной диагностики была разработана программа интеллектуального кружка «Умники и умницы».

В процессе работы интеллектуального кружка использовались следующие технологии:

  • технология  «Блоки  Дьенеша»,
  •  технология  «Палочки   Кюизенера»,  
  • технология  развивающих игр Б.П. Никитина.

Работа интеллектуального кружка проводилась по учебному плану. Игры и упражнения, которые были представлены в интеллектуальном кружке, так же проводились в группе вне занятий. Дети с удовольствием в них играли в свободное время. В конце учебного года была проведена итоговая диагностика.

Итоговая диагностика показала, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей. У детей появляется познавательный интерес к новым играм и заданиям, они учатся выполнять практические задачи, работать в коллективе, высказывать свое мнение.


Литература.

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 21 декабря 2012 г.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 г.Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  5. Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. – М.: Московский центр качества образования, 2014. – 160 с.
  6. Белая К., Павленко И. Интеграция - как инструмент создания новой модели ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» № 4, 2003 г.
  7. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  8. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  9.  Лелявина Н.О., Финкельштейн Б. Б., «Давайте вместе поиграем» (игры с логическими блоками Дьенеша) . -- СПб.:Корвет
  10. Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. - Санкт- Петербург: "Акцидент", 2000.
  11. Михалёва, С.Г. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста // Университетское образование: традиции и инновации: материалы международного молодежного научного форума: 26 января 2010 г. Россия, Часть I / Отв. Ред. А.В. Ильина. / С.Г. Михалёва. – Ульяновск: УлГПУ, 2010.
  12. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
  13. Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  14. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /авт.-сост. З.А. Михайлова, Э. Ню Иоффе. – СПб.: «Детство-пресс», 2001. – 176.
  15. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
  16. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: знание, 1994. – 192 с.
  17. Носова Е. А., Непомнящая Р.Л, «Логика и математика для дошкольников»  -- 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Детство-Пресс, 2002. - 94 с. 
  18. Тихомирова Л. Ф. Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 256 с.
  19. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
  20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. / Под ред. А.А.Столяра. - М.: "Просвещение", 1988.

Приложение № 1

Учебный план интеллектуального кружка в старшей  группе.

Название  темы

Дидактические  задачи

Октябрь

1. Логические задачи на поиск недостающих фигур

2. «Найди клад»

3. «Угадай-ка»

4. «Помоги муравьишкам»

5. «Необычные фигуры»

6. Составление фигур из треугольников и квадратов

Ноябрь

1.«Магазин»

2. «Дорожки»

3. «Автотрасса»

4. «Помоги фигурам выбраться из леса»

5. Графические диктанты

6. Преобразование одной фигуры в другую. Изменение количества квадратов в фигуре.

Декабрь

1.«Сушим полотенца»

2. «Строительство домов»

3. «Дачный поселок»

4. «Новоселье»

5. графические диктанты

Январь

1. графические диктанты

2. «Кастрюльки»

3. «Слоненок»

4. «Море волнуется»

Февраль

1. графические диктанты

2. «Дорога к дому»

3. «Сложи узор»

4. Логическая задача  на поиск недостающих фигур

5. Преобразование одной фигуры в другую

Март

1.графические диктанты

2. Логическая задача  на поиск недостающих фигур

3. Преобразование одной фигуры в другую

4. «Сложи узор»

5. «Дроби»

5. игра-головоломка  «Танграм»

6. игра-головоломка  «Колумбово яицо»

Апрель

1.«Лабиринт»

2. «кошки-мышки»

3. «Выставка цветов»

4. «спортсмены»

5. «Архитекторы»

6. Преобразование одной фигуры в другую

7.графические диктанты

8.занимательные задачки

Май

1.«путешествие по детскому саду»

2. занимательные задачки

3. «транспорт»

4. «в поисках сокровищ»

5. графические диктанты

6. «С обручами»

7. «Лабиринт»

8. «Школа умников и умниц»

Упражнять  в группировке геометрических фигур.

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить «читать» знаки – символы (кодовое обозначение), выбирать необходимый блок из нескольких.

Учить описывать блоки с помощью кодов.

Развивать практически – действенное мышление.

Продолжить формировать представление понятия отрицания некоторых свойств фигур с помощью частицы «не».

Учить осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа разложения фигур.

Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий.

Развивать конструктивные способности, упражнять в составлении из частей целого.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать умение ориентироваться во времени.

Формировать операции классификации блоков по 2-4 признакам с использованием кодов и без них.

Развивать умение делить множества по признакам на подмножества, использовать знаки отрицания.

Развивать умение размещать блоки в определённой последовательности (алгоритм).

Развивать внимание, пространственное мышление.

Закреплять умение обозначать пространственные отношения на листе (условными знаками).

Совершенствовать конструкционные способности, пространственное воображение в игре на плоскостное моделирование.

развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.

Активизировать речь детей.

Воспитывать умение слушать друг друга, обосновывать свою точку зрения.

Развитие фантазии, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание в процессе формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Математика, в отличие от большинства других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространствен...

Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...

«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»

ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...

Влияние т«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»елевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

laquo;Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свид...

Мастер – класс по технологии проблемного обучения в технике «Торцевания» для решения задач социально – коммуникативного развития ребенка

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные ...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...

Картотека игр И.А. Орловой «Учим малышей общаться» методика личностно-ориентирована и способствует решению задач социально-коммуникативного развития

Учить детей общаться, развивать эмоциональную сферу помогает игра. В формате игры маленькие дети учатся строить отношения в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», &laqu...