Эстетическое воспитание в процессе формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

 

Математика, в отличие от большинства других дисциплин предметом своего изучения имеет не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.  Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции. Мы попытались разработать систему работы по математическому развитию, как средству эстетического воспитания детей 5-6 лет в контексте разных видов деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx50.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по решению задач образовательной области «Художественное творчество», а именно эстетического воспитания в процессе формирования математических способностей у детей старшего  дошкольного возраста.

           Мы попытались разработать систему работы по математическому развитию  , как средству эстетического воспитания детей 5-6 лет в контексте разных видов деятельности.

Задачи:

- создать развивающую среду; определить наиболее оптимальный подход для детей 5 -  6лет;

- составить  методические разработки, планы проведения различных форм деятельности.

- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы игр и развлечений на формирование математических представлений и эстетического воспитания.

           Для этого с детьми были проведены игры по развитию математических представлений. Работа была разделен на три этапа и проходил в естественных для детей условиях.  

1 – этап

Цель: Вызвать у детей интерес к играм математического содержания. Не только при проведении организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни. Акцентировать внимание на красоте постройки. сочетании форм.

Детям были предложены игры по принципу от простого к сложному.

«Переполох» цель - формирование умения различать контрастные и смежные части суток.

«Что изменилось?» цель- развитие понимания схематичного изображения позы человека.

«День рождения куклы» цель - умение различать цвета и формы.

сочетание цвета с различным настроением ( теплые тона – веселый, холодные – грустный)

«Запомни картинки» цель - развитие внимания и памяти, различение геометрических фигур по характерным признакам.

«Повторяйте друг за другом» цель - развитие понимания схематичного изображения позы человека.

«Чем похожи, чем различаются», «Будем считать» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.

«Найди каких игрушек поровну», «Подбери пару» цель - учить ребёнка количественному и порядковому счёту.

«Зверюшки на дорожках» цель - умение выделять два свойства фигуры (форма и размер; размер и цвет).

«Мастерская форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах, выделение их по характерным признакам.

«Нарисуй картинку палочками» цель - развитие мышления, порядковый и количественный счёт.

«Учимся сравнивать» цель- умение сравнивать предметы по длине и ширине.

«Раскрась предметы разных геометрических форм» цель - развитие представлений о геометрических фигурах, развитие чувства цвета.

«Что дальше?» цель - развитие количественного и порядкового счёта.

 «Игры с блоками Дьенеша» цель - развитие количественного и порядкового счёта, величина, длина, ширина, высота, цвет. Умение сравнивать два свойства одновременно: форма- размер, размер- цвет, форма- цвет.

«Когда это бывает?» цель - развитие представлений о времени и частях суток.

«Цветные дома» цель - выделение одновременно двух свойств фигур: форма и цвет.

«Цветное лото» цель - выделение размера и цвета.

         Так. например проводимые игры  «Цветные дома», «Мастерская форм» предполагали наряду с основной целью развитие именно творческого воображения, умения сочетать разнообразные формы по красоте. Всего было проведено 17 игр, помимо этого проводились интегрированные занятия в которых также основной акцент ставился на эстетику.

 Тема: «Поможем Незнайке».

Цель: -  закрепление представления о геометрических фигурах,

               умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур;

           -  осуществлять зрительно- мысленный анализ , способ расположения

               собирания из частей фигур;

            -   воспитывать эмоциональное, активное отношение к деятельности;

            -  закреплять умение создавать предметы с учетом пропорций;                             Демонстрационный материал :

            Портрет Н.Носова;

            Иллюстрации персонажей книги Н.Носова «Приключения Незнайки

            и его друзей»;

            Рисунок воздушного шара;

  Раздаточный материал:                               

            Плоскостные геометрические фигуры (2 полукруга, 2треугольника

            равнобедренных; 2 прямоугольника; 2 квадрата; части трапеции;

            клей, салфетки для промакивания, большая салфетка из клеенки.

   Предварительная работа:

           продолжение знакомства с творчеством Н.Н.   Носова;

           чтение глав из книги « Приключение Незнайки и его друзей»,

           рассматривание иллюстраций; при рассматривании обращать

           внимание на художественное оформление , красоту шара правильность

           пропорций просмотр фильма, сравнительная беседа по прочитанному    

           и  увиденному (сравнение фильма и книги);

           повторение на занятиях по математике названия, отличительные

           признаки геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,

           ромб, трапеция).

      Словарная работа:

         Активизация словаря – трапеция, доброжелательность, отзывчивость,

         заплатка, красота

        Развернутый конспект занятия представлен в приложении

2 – этап.

Цель: вызвать у детей эстетические чувства на занятиях по ФЭМП.

 На втором этапе в занятия включались уже знакомые детям игры в усложненном варианте:

«Что изменилось?», «Кто здесь прячется?» цель - ориентировка в групповой комнате, умение двигаться в заданном направлении.

«Что досталось тебе?» цель - манипулирование с жидкостями и сыпучими материалами.

«Внимание - угадай-ка» цель - манипулирование с жидкостями.

«Определи различия на глаз» цель - развитие памяти, умение обобщать все геометрические фигуры, развитие глазомера.

«Учимся находить видимые различия» цель - ориентировка на плане в группе и на участке по плану.

«На что похоже?» цель - развитие внимания, обобщение геометрических форм по размеру, развитие абстрактного мышления

«Половина к половинке», «Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.

«Волшебная мозаика» цель - обобщение геометрических фигур по цвету.

Игры с блоками Дьенеша - с усложнением.

«Гномы с мешочками» цель - развитие умения выделять пространственные отношения (вверх- вниз, направо- налево, сбоку- сверху, сзади-спереди).

«Учимся сравнивать» цель - умение сравнивать предметы по длине , ширине, высоте.

«Кто ушёл и где он спрятался?» цель - умение двигаться в заданном направлении по устной команде.

«Передай пакет» цель - количественный и порядковый счёт.

«Куда залетела пчела?» цель - умение сравнивать (одинаково, больше, на один больше, на один меньше).

Лото «Цвет и форма» цель - развитие представлений о цвете и форме, обогащение мышления.

«Логическое лото» цель - счёт и геометрические фигуры.

 Вся образовательная деятельность  проводилась в интегрированной форме

Уже на этом этапе дети понимали , что цифры тоже могут быть красивыми, учитывалась оригинальность решения задачи.

Как итог были проведены интегрированные занятие их развернутые конспекты мы представляем  в приложении

             

3 – этап.

Цель: Закрепить не только интерес к математике, но и сформировать эстетические чувства.

         В практике детского сада достаточно широко распространены такие формы организации воспитательно – образовательной работы, как развлечения и вечера досуга. В старшем дошкольном возрасте прочное место должны занять развлечения с использованием занимательного математического материала. Они содействуют развитию познавательной деятельности детей : аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

      В процессе развлечения дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по развитию элементарных математических представлений.

         Музыка, песни, стихи, красочные пособия и атрибуты, праздничное оформление зала, нарядные костюмы доставляют детям радость, развивают эстетические чувства.

        В таких развлечениях применяются различные виды занимательного математического материала: задачи – шутки, загадки, поговорки, считалки, головоломки, лабиринты и т.д..

         

          Если на первом и на втором этапах мы для подтверждения своего предположения  использовали.  в основном  игры и интегрированные  занятия, то на третьем этапе проводились развлечения  в которых был включен занимательный математический материал, который , по нашему мнению, также можно использовать   как средство эстетического воспитания. В развлечения были включены игры:

«Внимание» цель - умение ориентироваться по плану детского сада.

«Что изменилось?» цель - ориентировка с усложнением.

«Чем похожи, чем различаются?» цель - умение выделять одновременно два свойства фигуры (форма- цвет, размер-цвет, форма-размер).

«Продолжи ряд. Точечки» цель - количественный и порядковый счёт.

 «Исправь ошибку» цель - умение сравнивать предметы по толщине, высоте и массе.

Лото «Сосчитай», «Назови соседей» цель - развитие порядкового счёта.

 «Кто знает, пусть дальше считает!» цель - счёта обратном направлении.

 «Чудесный мешочек» цель - развитие ощущения и восприятия.

«Разрезные картинки», «Сложи узор» цель - геометрические фигуры и развитие мышления.

«Копирование и зарисовка геометрических фигур» цель - геометрические фигуры и счёт.

«Когда это было?» цель - развитие умения различать контрастные части суток, определение их последовательность вчера- сегодня-завтра).

«Быстро – медленно» цель - геометрические фигуры, счёт, цвет, форма, размер; умение различать слова противоположного значения.

«Кубики для всех» цель - ориентировка на листе бумаги, умение выполнять определённый орнамент по образцу (схеме).

         Вместе с детьми и их родителями нами было проведено заседание КВН.   На первом заседании мы ставили перед собой только цель заинтересовать детей и их родителей в проведении таких развлечений, поэтому всю основную работу (подготовку). взяли на себя. В содержание были включены не только уже знакомые детям игры и занимательный материал , но и много нового.

               Проводимые наблюдения, беседы, показали, что у детей изменилось отношение к математике.  Если в начале нашего эксперимента дети на занятиях по ФЭМП и в досуговой деятельности старались правильно сосчитать , определить форму, подобрать правильный размер , на третьем этапе, наблюдая за детьми , можно было заметить, что в их высказываниях стали чаще встречаться фразы :

«А будет ли это красиво смотреться?»

«Твой вариант постройки не сочетается с моим (нарушение пропорций)

«Посмотри, какая у меня получилась красивая цифра, она похожа на красивое яблочко»,  цифра – 5.

« У тебя грустное настроение ? Почему, у тебя все синее и черное?».

           В начале нашей работы  уровень показателя самостоятельного поиска детьми эстетических характеристик объекта составлял – 72,7 %, а высокий отсутствовал, что свидетельствовало о том , что дети воспринимают объект только с его правильного в математическом понимании вида.(правильность форм). В конце  низкий уровень  составил – 18,2 %, повысился средний уровень – 45,5 и появился высокий – 36,3 %.  

       Способность создавать оригинальные образы  - низкий уровень -63,7 % в начале эксперимента,  18,2 % - в конце; также увеличился показатель среднего уровня ( 54,5 %) и появился  высокий уровень – 27,3 %.

        Уровень называния эстетических свойств и качеств –низкий  63,7% на начальном этапе, в конце – 18,2 %, средний уровень вырос до 54,5 %, высокий – 27,3 %.

          Эстетическая сторона математического развития содействовала не только  уровню развития эстетики , но и сформированности математических представлений  у детей :

   уровень умений  сравнивать предметы по величине и форме составлял – 45 %,  в начале,  то в конце - 55%,

  Значительно вырос уровень нахождения последовательной зависимости   начало эксперимента – низкий -36,3 %- высокий – 18,2 %, в конце эксперимента – низкий – 0 %, высокий – 54,5 %.  

   Подробные результаты см. в Приложении.  

      Улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной нами системы дидактических игр и использование заданий математического содержания на занятиях эстетического цикла.

     Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами система  по математическому развитию детей и эстетическому воспитанию с учетом современных требований «Концепции дошкольного образования» способствовала повышению не только математического развития детей, но и

развитию понимания «чувства прекрасного» в  красоте объекта, предмета, явления .

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект организованной образовательной деятельности

                    В гостях у жителей подводного царства»

цель:   - закрепление счета ;

          - развитие пространственного воображения, умение действовать по схеме;

       - умение выявлять наличие нескольких признаков ( цвет, форма, величина);

     - развивать эстетические чувства

Демонстрационный материал:

  - карта – схема пут;

 - макеты обитателей подводного мира( рыбы, водоросли, раковины).

Раздаточный материал:

- картинки –лабиринты;

- карточки к игре « Разложи по размеру».

Предварительная работа:

Беседы с детьми об обитателях морских глубин,

Рассматривание картин, иллюстраций на заданную тематику.    

1 часть

        Дети под музыку входят в зал, у входа их встречает « стража» - ребята, одетые в костюмы морских коньков, в руках – пики. Как только дети занимают свои места, морские коньки выстраиваются перед сценой, приветственно поднимают свои пики и трижды ударяют ими о пол. Появляется одна из ведущих – Жемчужина.

Жемчужина:     Здравствуйте, дорогие гости!  Я – Жемчужина, рада вас видеть в нашем подводном царстве! Знаю, привело вас сюда желание узнать как можно больше об обитателях голубых просторов. Наше царство необыкновенной красоты!  Добро пожаловать!

1-й морской конек:  Здесь вы встретите много диковинных растений и таинственных живых существ.

Жемчужина  ( показывает детям  две «морские  звезды»): Эти красавицы - морские звезды – неразлучные подружки! Когда они гуляют по нашему царству  они всегда держатся за руки Давайте посчитаем, сколько же  у них лучиков( рук) .

Жемчужина  ( показывает детям  «ракушку»):  А это мой домик!

2-й морской конек:  Наш подводных лес – край загадок и чудес. Чтобы в лесу не заблудиться, надо дружно потрудиться. Готовы ли вы, ребята, к такому путешествию?

Дети:  Готовы!

Жемчужина:  Но царство наше огромное, нужно уметь в нем ориентироваться. Поможет нам в этом Ершик – вопросник. Живет он в дальней пещере, путь к ней нам покажут картинки – лабиринты.

       ( проводится игра « Кто быстрее пройдет в свой лабиринт»)

        Дети получают по несколько картинок – лабиринтов, покрытых прозрачной пленкой. Следом карандаша они показывают путь выхода из лабиринта. Выигрывает тот, кто не допускает ошибок. Воспитатель просит ребят объяснить направление движения.

Жемчужина:  Молодцы, ребята! Вы умеете ориентироваться . А теперь посмотрим, сможете ли вы найти дорогу к пещере на большой  карте.

( показывает большую карту, где стрелками указано направление движения к пещере ). Дети идут « по стрелке» и подходят к « пещере».

Выбегает Ершик – вопросник. На темном костюме – большой круглый воротник с чешуйками. На груди от воротника до пояса приклеплен знак вопроса – аппликация из белой плотной ткани или бумаги.

Ершик:  Что случилось? Где я? Почему в нашем подводном царстве так шумно? Что? Где? Почему?

Жемчужина: Успокойся, малыш! Эти ребята – наши друзья. Они хотят побольше узнать о нашем царстве. Давай им поможем. Но вначале давай познакомимся с ребятами.

Ершик:  Здравствуйте, ребята! Я – Ершик. Но почему-то меня все зовут

« вопросник». Вы не догадываетесь, почему? ( предполагаемые ответы детей)

Да, я очень быстрая рыбка. Много плаваю, много вижу и хочу много знать. Правда, морские коньки надо мной смеются, они не  любят много плавать, а, закрепившись своими хвостиками за водоросли, часами остаются на месте, в неподвижном состоянии. У них хвост – это якорь.

Жемчужина:  Не обращай на них внимания, малыш, пускай они смеются. А наши ребята смеяться не будут, они очень любят отвечать на интересные вопросы и отгадывать загадки.

Ершик:  А  мои  загадки  ребята отгадают ?

 ( предполагаемые ответы детей)

Ершик:  Я – рыба! И загадки  мои  будут о рыбах.

1.Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.  ( рыбка)

2. Через океан плывет великан

и выпускает воды фонтан. ( кит)  

(После каждой отгадки Ершик показывает макет рыбы, обращая внимание детей на красоту внешнего вида и пропорций ).

2 часть

Ершик:  Ребята, вы заметили, какая возле моей пещеры красивая, круглая полянка. Она не простая, музыкальная . Иногда ко мне в гости приплывают мои подружки – лягушки, и мы вместе делаем веселую зарядку.

Физкультминутка  под музыку А. Журбина « Веселый лягушатник»

Готов любой из лягушат купаться раз по двадцать,

( дети имитируют прыжки лягушат)

Пусть только мамы разрешат в воде побултыхаться.

 ( дети имитируют прыжки лягушат с поворотом )

Раз, два, три, четыре,

Три-четыре, раз – два.  

Ква- ква- ква- ква- ква!

(дети имитируют плавательные движения)

Ершик:  

А   задачки вы решать умеете? -( ответы детей)

- Три рыбки плавали

в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом

и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном

и не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

( дети решают задачу)

- В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре судака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

( ответы детей)

Жемчужина:  Ребята, перед вами жители нашего царства. Они все разные: по форме, по размерам , по окраске.( делается акцент на красоту окраски)

 Ершик: ( обращаясь к Жемчужине) :  Пусть ребята разложат наших обитателей по их размерам.

                    Творческое задание «Разложи по размерам»

На столе лежат карточки с рисунками разных обитателей морского дна (рыб, ракушек, водорослей,). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто-то самый крупный, на втором — средних размеров, на третьем — самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

3 часть

Жемчужина:  Молодцы, ребята, справились с заданием!

Хоть и весело, друзья, но в обратную дорогу нам  уже пора!

Эй, ребята – молодцы! Подводные коньки! Укажите нам дорогу домой.

Звучит музыка. Дети делятся на две команды, во главе каждой – Морской конек. Под музыку «увозят» детей из зала.

Конспект организованной образовательной

деятельности с элементами сюжетно – ролевой игры

  «Путешествие в страну « Математики».

Цель: -  учить действовать в воображаемой ситуации;

           - закрепление знаний геометрических фигур( характерных

            особенностях;

            - закрепление графического изображения цифр;

           - развитие художественного восприятия, эстетического вкуса,

             творческой активности.

Оформление зала.

          На стенах висят изображения лабиринтов , геометрических фигур, таблицы с заданиями используемые в развлечении, математические знаки, цифры;

 изображение большого овального озера;

 поляна с пенечками, кустами;

 изображение ворот с замком.

Музыкальное сопровождение.

Роль ведущего и госпожи Математики исполняют взрослые.

1 - часть

Воспитатель обращает внимание детей на красоту и необычное оформление зала.

В. Давайте представим, что мы попали на остров «Математика». Здесь есть свои необычные озера, леса. поляны и горы.

Правит страной – госпожа Математика, которая живет за высокими воротами во дворце. К ней мы и отправимся, а по пути мы поиграем.

Отправляемся мы в страну математики и игра у нас будет математическая

Проводится игра под музыку «Живые цифры».

Дети подходят к озеру.

В. Какое красивое озеро. Посмотрите какой оно формы? (при рассматривании озера – овала, уточнить все характерные признаки данной фигуры).

Воспитатель предлагает детям сделать у озера привал, достает мешочек.

Игра «Волшебный мешочек».

Дети по очереди достают предметы из мешочка и рассказывают на какую геометрическую форму они похожи.(мяч, пирамида, елочка, птичка, кружка, рыбка и т.д.).

2 - часть

В. Наше путешествие продолжается., путь наш лежит к полянке.

Подходят к полянке. На полянке стоят «пеньки». растут кусты. Отмечают ее форму (круглая). Что же лежит под кустиком на полянке? (косынка). Уточняют форму. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Жмурки».

В. Ребята, вы устали набегались. Когда мы отправлялись в гости . то совсем забыли, что в гости неудобно приходить без подарка. Я захватила с собой альбом и карандаши. Давайте нарисуем подарки. Правительница страны госпожа Математика очень любит рисунки из геометрических фигур.

Игра «Продолжи рисунок», (начало рисунка ракета, дом, цилиндр клоуна, шар, корзина).

В.Подарки у нас готовы, идем дальше. Дети подходят к воротам.

Отмечают форму ворот (прямоугольные).

В. А, что это нарисовано на воротах, какой – то таинственный  знак.

Нам нужно отгадать все цифры которые зашифрованы в этом знаке. Тогда ворота откроются.

Игра « Отгадай и обведи цифру».

Ворота открываются и выходит госпожа Математика.

3 – часть.

Г.М. Здравствуйте дети! Я рада, что вы посетили мою страну.

В. А мы пришли не с пустыми руками, посмотрите какие красивые рисунки принесли Вам в подарок ребята.

Г.М. Очень красивые рисунки. Ребята, в моей стране такой закон, тот кто сюда попадает становится коронованной особой., но корону надо сделать самому.

Дети подходят к столу где приготовлены; цветная бумага, ножницы. клей , дополнительные украшения. Делают красивые короны.

Воспитатель помогает в работе, акцентирует внимание на эстетическое оформление .

Госпожа Математика коронует детей под торжественную музыку, все вместе делают круг почета.

Г.М. понравилось Вам в нашей стране? Приходите еще, Прощается и провожает детей.

Конспект организованной образовательной

деятельности «Поможем Незнайке».

Цель: -  закрепление представления о геометрических фигурах,

               умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур;

           -  осуществлять зрительно- мысленный анализ , способ расположения

               собирания из частей фигур;

            -   воспитывать эмоциональное, активное отношение к деятельности;

            -  закреплять умение создавать предметы с учетом пропорций;

               Демонстрационный материал :

            Портрет Н.Носова;

            Иллюстрации персонажей книги Н.Носова «Приключения Незнайки

            и его друзей»;

            Рисунок воздушного шара;

Раздаточный материал:                               

            Плоскостные геометрические фигуры (2 полукруга, 2треугольника

            равнобедренных; 2 прямоугольника; 2 квадрата; части трапеции;

            клей, салфетки для промакивания, большая салфетка из клеенки.

Предварительная работа:

           продолжение знакомства с творчеством Н.Н.   Носова;

           чтение глав из книги « Приключение Незнайки и его друзей»,

           рассматривание иллюстраций; при рассматривании обращать

           внимание на художественное оформление , красоту шара правильность

           пропорций.

           просмотр фильма, сравнительная беседа по прочитанному и

           увиденному (сравнение фильма и книги);

           повторение на занятиях по математике названия, отличительные

           признаки геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник,

           ромб, трапеция).

Словарная работа:

         Активизация словаря – трапеция, доброжелательность, отзывчивость,

         заплатка, красота

                                              1 часть.

В.-  Ребята , а вы не видели здесь мальчика, в синей большой шляпе,

             красной кофточке, желтых штанишках, с желтым галстуком и в      красных ботинках.

Р.- да вот же он.

В. Да это он, а Вы случайно не знаете как его зовут.

Р. Незнайка.

В. Из какого произведения он к нам пришел , кто это произведение написал?

 Ответы детей

В. Ребята, это прекрасный писатель который написал много рассказов для детей. Какие вы еще знаете? – ответы детей.

В ноябре мы отмечали юбилей этого писателя , ему исполнилось 100 лет.

Воспитатель берет Незнайку и обращается к нему.

В. Незнайка, а что с тобой, почему ты такой грустный?

Н. Здравствуйте ребята,(Незнайка знакомится с ребятами)   Вы все такие красивые, с умными глазками, с хорошим настроением, видно, что вы добрые ребята и сможете мне помочь. Я хочу рассказать вам свою историю. Я живу в сказочном Цветочном  городе. Город наш назвали Цветочным, потому , что улицы имеют название цветов; улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. Улицы у нас красивые, прямые, аккуратные, дома жителей нашего города построены не, как попало, а строго по плану (проекту). Живу я  вместе со своими друзьями коротышками. Их так назвали потому, что они очень маленького роста, .мальчиков называют – малышами,  а девочек – малышками.

Малыши очень задиристые и они иногда ссорятся с малышками,

но сразу мирятся , они хоть и разные , но вместе им интереснее и веселее.

Есть среди нас очень умный малыш – Знайка. Предложил он нашим малышам отправится в путешествие на воздушном шаре, начали они этот шар мастерить. Каждый друг другу помогал, но только у меня все плохо получалось. Шар получился необыкновенно красивым. За то, что я такой неумейка, решили они меня вообще с собой не брать. Но я подумал:

«Во что бы то не стало полечу с ними!». Взял я табличку с надписью

«Незнайка летит на шаре и стал прибивать к воздушному шару

сделал много дырок, шар стал потихоньку спускаться. Почему, так получилось не пойму? Испортил я такую красоту Мне очень стыдно

и я хотел бы исправить свою ошибку, а как не знаю. Помогите мне пожалуйста, ребята

В. Ребята, поможем Незнайке. А чтобы ему поднять настроение ,

   давайте мы с ним поиграем.

   Подвижная игра «Геометрические фигуры».

Дети поочередно, взявшись за руки. Выстраиваются в геометрические фигуры.

Во время построения в квадрат, прямоугольник,  треугольник

фиксируется внимание на количестве углов и счете сторон этих фигур.

для этого воспитатель дает команду:

« Углы встали, стороны сели, и наоборот. При перестроении в круг дается такая же команда. При этом выясняется, что у круга (овала) углов и сторон нет.                                    

 2 –часть

В. Ребята так чем же мы можем помочь Незнайке? Как починить воздушный шар?

Н. А у меня вот, что есть ( достает геометрические фигуры).

В. Ребята , что это (показывает каждую фигуру)   Как назвать одним словом. а давайте мы из них сделаем заплатки на   воздушном шаре. А как нам это сделать? (предложения детей), уточнить, что заплатки должны быть правильной формы, красиво сочетаться по цвету.

  По ходу предложений воспитатель делает корректировки, помогает детям обращает внимание на подбор цвета заплатки.

В. .Давайте, подберем так геометрические фигуры, чтобы наши заплатки были аккуратными, не забывайте помогать друг другу.

Перед тем , как начать работу , сделаем небольшую гимнастику, чтобы наши пальчики работали веселее.

Пальчиковая игра.

                            Дружат в нашей  группе девочки и мальчики,

                            Мы с вами подружимся маленькие пальчики,

                            Раз, два, три. четыре, пять – начинаем мы считать.                          

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель помогает, уточняет приемы и правила подбора геометрических фигур. Если кто – либо из детей, справился первым просит помочь другим.

3 – часть.

Н. Молодцы, спасибо вам большое.!

У меня сразу поднялось настроение, как здорово когда столько друзей,

одному бы мне было не справиться.

 Заплатки получились аккуратными, а шар стал еще красивее.

Мне теперь нужно запомнить из чего мы делали заплатки.

Дети напоминают Незнайке, моменты работы.

Н.  Ребята. Я когда готовился к путешествию, захватил с собой фотоаппарат и  свою фотографию, вы такие добрые и отзывчивые, можно мне сфотографироваться с вами. и подарить вам свою фотографию. Дети фотографируются с Незнайкой. Он им дарит фотографию, садится в воздушный шар и под музыку улетает.

Досуг «Заседание клуба веселых и находчивых».

КВН

Предварительная работа:

              Подготовка к проведению заседания клуба веселых и находчивых начинается с выбора жюри ( дети , родители). Жюри знакомится с программой, разрабатывает задания, готовит рисунки для оформления помещения.

                До начала заседания жюри определяет состав команд ( 7 – 10 человек).и выбирает капитана. Определяет  систему оценки.

Участники придумывают название своей команды, приветствие к  болельщикам  или  соперникам, готовят эмблемы, домашнее задание и несколько вопросов для соперников.

КВН    

Заседание первое.  

         Заседание КВН начинается с взаимного приветствия команд и традиционной разминки.

Разминка

  1. Какая цифра похожа на спицу?
  2. На какую цифру похож Колобок?.
  3. Сколько ушей у зайца?
  4. На какую фигуру похожа рыба?
  5. Сколько поросят было в известной сказке?
  6. Сколько стульев было в избушке трех медведей?

Конкурсные задания

  1. Знаете ли вы последовательность цифр?

               Каждой команде выдается карточка,  на которой надо соединить  точки с цифрами  в правильной последовательности. (получается  изображение кораблика, ракеты ).

  1. Эстафета.

              В конкурсе участвуют по одному человеку от каждой команды.

Под веселую музыку,  шагая рядом с ведущим.

 Один из них говорит ( на каждый шаг)

слова противоположного смысла

В.: большой          Участник.:  маленький

В.:  высокий –  Участник.:  ?? …

 Выигрывает тот, кто без ошибки назовет все противоположные слова.

   Музыкальная разминка.

Каждая команда за определенное время должна пропеть песенку , в тексте которой говорилось бы о математике ( предварительно дети разучивают эти песни с музыкальным руководителем).

Жури подсчитывает очки .

Домашнее задание

Придумать и инсценировать сказку с математическим содержанием.

Это задание дети готовят вместе с родителями.

Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается отгадать веселые задачки.

1. На полянке у реки жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать ты успел их сосчитать?

     2.  На полянке у дубка, крот увидел два грибка, а подальше у осин

      крот нашел еще один.

       Ну – ка,  кто считать готов? Сколько крот нашел грибов?

  «Составить фигуру»

Используется игра «Колумбово яйцо».

Жюри подсчитывает очки, подводит окончательный итог и вручает подарки.

КВН – заседание второе

Разминка

Загадки читаются поочередно каждой команде.

Побеждает команда, отгадавшая больше загадок.

1.Танцует крошка, а всего одна ножка. (юла).

2.Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (глаза)

3.На четырех ногах стою.

   Ходить же вовсе не могу.

  На мне ты станешь отдыхать, когда устанешь ты гулять. (стул)

  1. Две сестрички. Две плетенки, из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – их надевать, чтоб не мерзли пять да пять. (варежки)

Конкурсные задания

Живая пантомима

          Команды показывают друг другу  выразительные движения животных. Акцентируется внимание на красоте и пластичности. Команда должна отгадать какое животное им показали.

Конкурс специалистов.

           Из команды выделить по три участника. Они должны по карте определить направление пути к подарку- сюрпризу.

Жюри подсчитывает очки.

Музыкальная разминка.

Наши дети любят петь. Песня «Трудный счет» сл. Ю.Тувим,

 муз. Д. Львова – Компанейца). Танцуют под песню.

Викторина

Вопросы командам задаются по очереди.

  1. Чего больше -  четыре апельсина или четыре ореха?
  2. Сколько хвостов у двух лисят?
  3. Что в начале зима или лето?
  4. Какое время года по счету четвертое?

В конце заседания жюри объявляет,  сколько очков набрала каждая команда.

КВН

Заседание третье

Разминка

  1. Сколько носов у двух псов?
  2. Сколько пальчиков у этого мальчика? (показываем на любого ребенка).
  3. Сколько лепестков было у цветка девочки Жени из известной сказки?
  4. Сколько раз Дедушка Мороз обращался к елочке, чтобы она зажглась.?

Конкурсные задания

Эстафета из геометрических фигур.

Командам вручают конверты с набором геометрических фигур.

Ведущий предлагает из предложенных фигур быстро составить изображение красивой птицы, которая с наступлением зимы собираясь в стаи,  улетает в теплые края. ( журавль, лебедь и т.д. )

Конкурс капитанов

  1. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
  2. Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  3. Какая птица самая маленькая? ( колибри)
  4. Какая птица выше всех летает? (орел)

Конкурс болельщиков.

Надуй шарик

Для данного конкурса понадобится 8 воздушных шаров. Из зала выбирается по 4 человека из каждой команды. Им раздаются воздушные шары. По команде ведущего участники начинают надувать шарики, но так, чтобы шарик при надувании не лопнул. Выигрывают болельщики той команды, которая  первой  справится с заданием.

Жюри подсчитывает очки.

Подведение общего итога.

Награждение команд.

           Таким образом, развлечения с использованием занимательного математического материала содействуют развитию познавательной деятельности детей и эстетическому развитию. И все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает ранее привычную форму еженедельных занятий.

Рекомендуемая литература

  1. Антонова А.В. История эстетического воспитания и педагогического образования. Монография. М., 2001
  2. Венгер  Л.А.  ,  Дьяченко  О.М.  "Игры  и  упражнения  по  развитию

    умственных способностей у  детей  дошкольного  возраста".  -М.:     Просвещение,1989 г.

  1. Волина В.В. «Праздник числа». Занимательная математика для детей. М., «Знание», 1993 г.
  2. Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает?» Занимательные игры для детей от трех до шести лет. М., «Просвещение», 1991 г.
  3. Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». М., 2004 г.
  4.  Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Зырянова О.Ю. Учимся видеть и создавать красоту. М., 2001
  6. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Антонова А.В. Программа эстетического воспитания дошкольников. М. 2005
  7. Лаптева В.А. «Музыкальная математика для детей 4-7 лет».
  8.      М., «Сфера», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста.

"...Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его". (К.Д. Ушинский.) Опя-а-а-ть... матема-а-а-тика!... Интонация, с которой ребенок произносит эти слова, мо...

Доклад на тему: "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через сказку".

В докладе раскрывается проблема усвоения математики у дошкольников, а через сказку математика становится интереснее и усваивается легче....

Самообразование воспитателя на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

План самообразования 2017-2018 г. "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста"

План самообразования 2017-2018 г. "Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста"...