НОД ФЭМП в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Данный материал пригодится воспиателям осуществляющим деятьность в подготовительной группе по пограмме "От рождени до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgot_otkrytoe.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Бондаревский детский сад «Солнышко»

Образовательная область «Познание»

Непосредственно образовательная  деятельность по ФЭМП

в подготовительной группе

« Путешествие в страну Математики»

 

 

Автор: Богданова Лидия Викторовна  

 воспитатель 1 квалификационной категории

                 

с. Бондарево,

Аннотация

        Представленная  методическая разработка носит практико-ориентированный и познавательный характер и включает в себя план –конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в страну математики», с  детьми старшего дошкольного возраста образовательной области «Познание». В рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с использованием рабочей тетради для детей 6-7 лет «Я считаю до двадцати» Колесникова Е.В. издательства «ТЦ «Сфера».

        В основе реализации НОД лежат технологии, используемые педагогом в мероприятии.

  1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
  • Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
  • Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
  • Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.
  1. Игровая технология.
  1. Игры (развивающие, дидактические, словесные, интеллектуальные)
  1. Здоровьесберегающие технологии.
  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья

(Подвижная дея-ть)

  1. Технология музыкального воздействия

(музыкальное сопровождение)

При организации детской деятельности по формированию представления о площади геометрических фигур, активно используются игровой, проблемно-поисковый, эвристический методы, позволяющие воспитанникам развивать воображение, проявлять инициативу и самостоятельность, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивая тем самым целевые ориентиры, определённые  федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.        Предлагаемая методическая разработка может быть использована специалистами дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательную программу  по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Информационная карта непосредственно образовательной деятельности

 по формированию элементарных математических представлений

детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

        Мы живём в мире чисел и формул, в мире, где всё определяется количеством и поддаётся исчислению. Поэтому без хорошего знания математики сегодня очень сложно обойтись.

        Нередко математический склад ума и отличное развитие логики являются залогом построения успешной карьеры. Причём базовые знания, умения и навыки по математике закладываются с детства.

        На изучении математики делают акцент многие современные школы развития, разрабатываются различные продуктивные методики и программы обучения этой точной науке. Одной из таких прогрессивных программ является программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой», на базе которой построена данная непосредственно образовательная деятельность.

В ходе её реализации воспитанники самостоятельно открывают новые знания, приобретают важные общеучебные умения, которые будут необходимы им как для успешной учёбы в будущем, так и в повседневной жизни, а именно: умение делать выбор, ставить цель и достигать её, выдвигать гипотезы и обосновывать их, работать с информацией, проявлять волевые качества, любознательность, способность к принятию собственных решений. Одним словом, у воспитанников развиваются те целевые ориентиры, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Истина в ходе реализации представленной непосредственно образовательной деятельности рождается в результате совместного обсуждения, созидательной и исследовательской работы, которая воспитывает личность.

Тема НОД « Путешествие в страну Математики».

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкальная,

художественная.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация (формирование диалогической речи), познание, чтение художественной литературы (чтение стихотворения, загадка), художественное творчество (рисование предметов), физическая культура, музыка.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста  элементарные математические представления.
Задачи НОД:

 1. Образовательные:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
  • Продолжать формировать у детей представления о днях недели.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Продолжать знакомить с часами: циферблат, стрелки, определять время с точностью до часа;

2. Развивающие:

  •  развивать память, образное  мышление, познавательный интерес;
  •  развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;
  •  активизировать словарь математическими терминами и понятиями ;
  • развивать  внимание;
  •  развивать навыки само- и взаимоконтроля;
  • развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • развивать интерес к двигательной активности с музыкальным сопровождением;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания.

3. Воспитательные:

  • продолжать воспитывать интерес к  НОД по математическому развитию;
  • воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, желание прийти на помощь своим товарищам.

Методы и приемы:

1. Наглядные: использование дидактических пособий, наглядного материала, музыкального сопровождения.

2. Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям. Объяснение, оценка деятельности детей, поощрение, пояснение, подведение к выводу.

3. Практические: создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление. · 

4.Моделирования игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации,

Оборудование и материалы: письмо от феи с ее фотографией, сказочная музыка, геометрические фигуры, макет часов, билеты, медали, елки  разного размера, математические прописи, счетные палочки, ручки, колонка музыкальная,мяч .

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников  (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

-  развита крупная и мелкая моторика; подвижен, владеет основными движениями;

- способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области математики; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

Форма проведения НОД: подгрупповая.

Конспект НОД в подготовительной группе включает в себя различные этапы подготовки: 

  • Организационный момент
  • Сюрпризный момент.
  • Повторение дней недели.
  •  Подвижная деятельность рассаживание детей по местам.
  • Игровые ситуации
  • Решение математических задач.
  • Физминутка
  • Работа с  макетом часов.
  • Работа со счетными палочками.
  • Подведение итогов НОД
  • Создание ситуации успеха.

Ход НОД:

1.Организационный момент

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. (Встали в круг).
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, 
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, 
И опять играть начнем.
Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня.
2.Создание игровой мотивации. Чтение письма.

Воспитатель: – Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо от волшебницы (открытие письма и чтение). Добрая Фея приглашает нас отправиться в сказочное путешествие в среду.

Воспитатель: – Ну что, вы согласны? (Да). Ребята, а сегодня какой день недели? Ответы детей: (Называют соответствующий день.) Значит, нам пора отправиться в путь.

Повторение названий дней недели.

– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)

– Ребята, назовите дни недели по порядку.

Ответы детей: (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы?

Ответы детей: (Среда, пятница, воскресенье.)

– Какой день недели идет перед вторником? средой? воскресеньем?  

Ответы детей:(Понедельник, вторник, суббота.)

– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)

(Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта).

Воспитатель:

Мы отправимся с вами в путешествие?
Приглашаю всех детей,
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Путь не в Антарктиду,  и не в Африку-
В страну Математики!
Если сюрприз найти хотите
В путь скорее поспешите!

Воспитатель: – А на чем же мы отправимся в сказочную страну? Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Соотнесение цифр.

Воспитатель: – Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете (построение числового ряда).

Путешествие в сказочную страну (дети встают  от 1 до 15)(Под музыкальное сопровождение дети двигаются на свои рабочие места).

 Ребята, Добрая Фея приглашает за стол.

Первый город этой страны, который мы посетим, называется «Веселый счет». Его жители – цифры. Нам нужно произвести устный счет от 1до 5, от 6до 8,от 9 до 1, от 10 до 1. (По желанию детей).

Воспитатель: – Ребята, мы с вами  в сказочную страну, какие сказки вы знаете?

Дети называют любимые сказки.

Воспитатель: – Смотрите, мы оказались на поляне геометрических фигур!

 Вторым   городом  в сказочной стране - «Геометрические фигуры»

Воспитатель: – Ведь мы находимся в стране «Математики». Это не простые фигуры, волшебные.

Видите, все фигуры перепутаны. По каким признакам можно разделить эти фигуры? И на какие группы их можно разделить? (По цвету, по форме, по величине.)

-Сколько Треугольников? Сколько квадратов? Сколько кругов? (по два)

- Каких фигур меньше? (больше)

- Сколько фигур всего?(6) - Что объединяет эти фигуры (это геометрические фигуры)

– Итак, сколько групп у вас получилось? (3)

– Назовите их. (По форме, по цвету, по размеру.)

– Молодцы! Привели поляну в порядок. Давайте дальше продолжать путешествие по волшебной стране!

Воспитатель: – Ребята ну, а следующий город в волшебной стране математика называется «Я считаю до двадцати». О чем нам говорит это название? (это математические прописи).

Воспитатель: Открыли тетради упражнение №9 верхний левый угол, страница вторая.

Прочтение детям стихотворения В.П. Гудимова:

Что сказать вам о футболе?

Мяч в воротах-то, что надо!

Нас одиннадцать на поле,

Мы - футбольная команда.

Вопросы и задание:

Воспитатель: Сколько игроков в воротах? Ответы детей (один вратарь)

Воспитатель: Сколько игроков на поле?  Ответы детей (десять)

Воспитатель: Сколько всего игроков?

Воспитатель: Как мы получили цифру 11?  Ответы детей (10+1)=11.

Прочитайте запись.

Проводится физминутка «Назови скорее»

Сколько будет один плюс один?

Какой сегодня день недели?

Какое время года сейчас?

Сколько частей в сутках?

Что наступит после утра?

Когда мы спим?

Воспитатель: Следующим задание будет Логическая задача «Дорисуй недостающую елочку» (Лист 9 упр.№4)(Показ на доске)

Нарисуйте последнюю елочку, используя соответствующую закономерность.

Какую елочку нарисовали и почему?

Ответы детей: (Ниже других, потому что каждая елочка ниже предыдущей).

Воспитатель: Ребята послушайте пожалуйста загадку..

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда  мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,

А вы друзья не бейте нас

Ответы детей: (Часы)

Вопросы  и задания:

Как называется круг с цифрами на часах? (Циферблат)

Какие стрелки есть у часов и для чего они  нужны?

Ответы детей:(короткая стрелка показывает часы, а длинная минуты) .

Воспитатель: Если длинная стрелка показывает 12, а короткая 3, это значит, что часы показывают 3 часа.

Нарисуйте на вторых часах стрелки так, чтобы они показывали 5 часов, на третьих 8 часов на четвертых десять.(На макете часов у доски дети выполняют по желанию соответствующее задание)

Воспитатель: Следующий город в волшебной стране «Математика» «Счетных палочек».

Игра «Молчанка» (Детям показывается цифра, фигура, знак дети по памяти должны выкладывать соответствующее задание).

Воспитатель: Сколько всего фигур, цифр, и знаков мы выложили?

Ответы детей:

Воспитатель подводит итог.

- Понравилось вам путешествие? Чем понравилось? Какие трудности встречались на пути? Что показалось самым трудным?

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями, и сюрприз уже близко. Нужно  в соответствии со своими номерами на билетах построиться у доски.

Создание ситуации  успеха

Вручение медалей. Садимся на ковер самолет и летим обратно в детский сад. Звучит музыка.
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованиемТРИЗ-РТВ технологий

Ход занятия:Ребята, посмотрите, в наш детский сад пришло письмо (вскрываю и читаю письмо)Ничего не пойму, письмо написано неразборчиво и вот ещё рамка от зеркала ...Свет мой зеркальце...ой, а зеркала ...

конспект занятия по ФЭМПу в подготовительной группе "Повторение.Измерение площади"

конспект занятия в подготовительной (к школе )группе по ФЭМПу с  применением технологии деятельностного метода(проблемный)...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме» Подготовительная группа «Ягодка» Воспитатель: Себурова В.Г.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе по теме: «В гости зимушке зиме»Подготовительная группа «Ягодка»Воспитатель: Себурова В.Г....

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию(ФЭМП) в подготовительной группе «А» группе. «Путешествие по сказке».

Сценарий образовательной ситуации                         по познавательному развитию...