Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ «В поисках клада»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Грачева Людмила Ивановна
Формирование математических представлений о геометрических фигурах (цвет, форма, размер). Совершенствование счётных навыков в пределах, умения соотносить числа с цифровой символикой. Уточнение и обогащение имеющихся представлений о количественных отношениях между двумя группами предметов: «столько же, сколько», «больше, чем», «меньше, чем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poiskah_klada.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

 с использованием ИКТ

 «В поисках клада»

Автор: воспитатель Грачева Людмила Ивановна.

Возрастная группа: средняя группа

ОО «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

 

1. ОО «Познавательное развитие».                                                                                                        - Формировать математические представления о геометрических фигурах (цвет, форма, размер).                                                                                                                                           - Совершенствовать счётные навыки в пределах, умения соотносить числа с цифровой символикой.                                                                                                                                   - Закреплять умения использовать усвоенные понятия – «большой», «поменьше», «ещё меньше», «маленький», «самый маленький».                                                                                      - Уточнять и обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях между двумя группами предметов:  «столько же, сколько», «больше, чем», «меньше, чем».

- Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.

2. ОО «Речевое развитие».                                                                                                                    - Активизировать умения  использовать  предлоги  для обозначения местоположения предметов в пространстве и относительно себя.
- Активизировать умения использовать в речи специальные термины, характеризующие противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.
- Закреплять знания о сказках.

3. ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Интегрированная форма: Игра-путешествие

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей:

1. Познавательно-игровая деятельность

2. Коммуникативно-познавательная деятельность

3. Литературно-познавательная

Виды детской деятельности:

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор, игры с правилами, свободное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, вопросы, загадки, беседа, словесные игры, речевые ситуации. 

Игровая

Игровые  моменты, словесные игры с правилами, дидактические игры.

Познавательно - исследовательская

Решение проблемных ситуаций (элементы поисковой деятельности), игры с правилами, путешествие по карте, Рассматривание слайдов,  навыки счета, сравнение чисел, умозаключения, выводы.

Двигательная

Игра с мячом, физ. минутка «На воздушном шаре», гимнастика для глаз «Летим на воздушном шаре».

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Рассматривание слайдов к сказкам, определение сказочных героев, отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, конверт с письмом, карта, шар, мяч, бубен, раскраски с изображением ключей, пять ключей разного цвета с нумерацией от 1 до 5; книга, цифры от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки; сундук, шоколадные монеты.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Обращает внимание детей на гостей в группе, предлагает поздороваться с ними.

Здороваются с другими воспитателями.

Дети настроены на предстоящий вид деятельности.

2

Предлагает детям рассмотреть обстановку: посмотрите, что случилось с нашей группой? Она превратилась в волшебные острова. А это что? Письмо? 

Открывает конверт, показывает детям карту, рассматривают, затем достаёт из конверта письмо.

Проявляют интерес, рассматривают карту  с изображениями, отвечают на вопросы, называют знакомые им предметы.

Сформированы элементарные представления о карте.

3

Воспитатель читает письмо: Карта указывает, где находится клад, но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, ловкие, сообразительные, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад. 

Слушают, принимают предложение взрослого.

Проявляют желание участвовать в данной деятельности, сформирована потребность в правильном выполнении заданий.

4

Создаёт игровую ситуацию: Мы станем очень дружной командой кладоискателей. На чём отправимся в наше путешествие? (На воздушном шаре). Ну, что, вы готовы отправиться на поиски клада? Тогда в путь.                                            Включает звукозапись.                           

Принимают игровую ситуацию, выполняют имитацию полёта.

Проявляют интерес, активность.

5

Предлагает игровую ситуацию: первый остров - остров “Наоборот”. - На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, летом идёт снег, а зимой дождь.

Предлагает словесную игру “Скажи наоборот” (с мячом).

Поощряет детей, показывает первый ключ: какой это ключ по счету, по цвету? (первый, желтый). Отправляемся дальше (обращаемся к карте). Обыгрывается ситуация с шаром.

Дети принимают игровые правила, выполняют движения с мячом, подбирают слова - антонимы, отвечают на вопросы, проявляют интерес.

Обогащается и активизируется словарь словами – антонимами, совершенствуются двигательные умения.

6

Предлагает игровую ситуацию: Остров “Геометрических фигур”.

Предлагает послушать загадки о геометрических фигурах и разгадать их; найти картинки с предметами, имеющих данную форму и объединить их с нужной геометрической фигурой - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

(Приложение 1.Игра «Книга Геометрических фигур»).

Слушают загадки, разгадывают их; проявляют знания о геометрических фигурах; выполняют игровые действия (подбирают картинки определённой формы к геометрической фигуре).

Развит интерес к художественному слову, умение проявлять смекалку; закрепляются знания о геометрических фигурах и формах.

7

Использует ИКТ: показывает на экране фигуры разной формы и цвета, предлагает внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке расположены геометрические фигуры, какого они цвета. После исчезновения слайда - разложить в той же последовательности, затем проверить себя, посмотрев на слайд.

Поощряет детей, показывает второй – ключ: какой это ключ по счету, по цвету? (второй, синий).

Выполняют компьютерное игровое задание: озвучивают, а потом по памяти раскладывают у себя на столе фигуры по цвету и в таком же порядке. Проверяют правильность выполнения задания, исправляют ошибки.

Проявляют память, внимательность, взаимопомощь, закреплены полученные знания о геометрических фигурах и их свойствах (цвет, форма, размер).

8

Предлагает гимнастику для глаз «Летим на воздушном шаре» 

Выполняют действия в соответствии с текстом.

Снято напряжение глазных мышц.

9

Обыгрывает ситуацию с шаром.            Создает проблемную ситуацию: мы попали на третий остров

“Математических загадок”- цифры и геометрические фигуры поссорились и перепутались. Давайте им поможем. 

Предлагает посчитать фигуры, сравнить их по количеству и соотнести количество фигур с нужной цифрой.

(Приложение 2.Игра «Помирим фигуры с цифрами»).

Поощряет детей, показывает третий ключ: какой это ключ по счету, по цвету? (третий, красный).

Размышляют, называют свойства геометрических фигур (форма, цвет), их количество; отвечают на вопросы педагога; находят цифры, соответствующие данному количеству.

Сформирована потребность в правильном выполнении задания, навыки счета, сравнения по количеству, умения соотносить количество с цифрой.

10

Физ. минутка «На воздушном шаре»

Выполняют действия в соответствии с текстом

Снято физическое напряжение.

11

Создает проблемную ситуацию: - вот мы и пришли к “Заколдованному замку”, мы ищем 4-й ключ, потому что у нас четвертый остров, а он спрятан в замке. А вход в замок завален камнями и чтобы, войти в замок камни надо разобрать.                                      Предлагает задание: - Что на камнях написано? (Цифры). Завал освободится тогда, когда найдете две цифры так, чтобы получилось число – 5.                                               Хвалит детей, поощряет инициативу, показывает четвёртый ключ: какой это ключ по счету, по цвету? (четвёртый, зелёный).

Предлагают все варианты состава числа 5 из двух меньших (4-1, 3-2, 2-2, 2-3).

Сформированы знания о цифрах, составе числа 5 из двух меньших чисел.

12

Пятый остров “Сказочный ”. На слайде поочередно появляются сказочные персонажи.  Предлагает выполнить задания.      

(Приложение 3.Игра  «В гостях у сказки»).

Предлагает взять                                                                        еще один ключ-помощник (порядковый номер 5 и цвет голубой).

Выполняют инструкции взрослого, определяют пространственные направления и расставляют картинки.

Закреплены знания о пространственных направлениях: (слева – справа; впереди – сзади; внутри – снаружи;

вверху – внизу).

Создает проблемную ситуацию: вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать? Чтобы сундук открылся нужно сосчитать ключики в обратном порядке. Сундук открывается, сначала вынимается письмо. Зачитывается: Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад”.

Достаёт из сундука шоколадные монеты в золотистой обертке. Предлагает детям вернуться на воздушном шаре домой.

Принимают игровую ситуацию, считают собранные ключики в обратном порядке; принимают угощение.

Развиты навыки обратного счета в пределах 5.

Вызван положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия.

Выражают свое мнение.

Проявляют интерес.

 

Методы и приемы:

-Практические: решение проблемной ситуации, выполнение действий, показ способов действий.

-Гимнастика для глаз:

Мы летим на воздушном шаре. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас. Прилетели, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали)

- Физминутка.

Перед нами шар воздушный,

Он огромный, словно дом.

Путешествие продолжим,

Полетим сейчас на нем.

Полетели …1, 2, 3, – лети!

-Наглядные: рассматривание слайдов, картинок.

- Словесные: ситуативный разговор, обсуждение, объяснение, словесные указания, вопросы, беседа.

Загадки для детей о геометрических фигурах: 

  • Нет углов у меня

          И похож на блюдце я,

          На тарелку и на крышку,

          На кольцо, на колесо.

          Кто же я такой, друзья?

          Назовите вы меня!                  (Круг.)

  • Три вершины,                                                                                                                                             Три угла,

          Три сторонки –

           Кто же я?          (Треугольник).

  • Он давно знакомый мой,

          Каждый угол в нем прямой,

          Все четыре стороны

          Одинаковой длины.

          Вам его представить рад.

          А зовут его…                         (Квадрат).

  • Вы подумайте, скажите ...

          Только помнить вы должны:

          Стороны фигуры этой

          Противоположные равны.           (Прямоугольник).        

  • Он похожий на яйцо

          Или на твое лицо.

          Вот такая есть окружность -

          Очень странная наружность:

          Круг приплюснутым стал.

          Получился вдруг….                         (Овал).                                                                                                                                                                          

Приложение:

1.Игра «Книга Геометрических фигур”.

Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой - прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.

Задание.

Педагог: Ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге “Геометрических фигур”? Надо все картинки разложить по своим страницам.                        - А теперь найдите на своих картинках предмет, имеющий такую же форму, как у вас на странице. (Дети картинки прикрепляют на соответствующие страницы книги).

Задание. 

Геометрические фигуры появились на слайде.

- Посмотрите внимательно и запомните, в каком порядке расположены геометрические фигуры, какого они цвета? 

- Дети должны озвучить, а потом по памяти разложить у себя на столе по цвету в таком же порядке. Слайд (Фигуры исчезают).

Слайд (Фигуры появляются).

- А теперь проверьте, правильно вы выложили свои фигуры.

2.Игра «Помирим фигуры с цифрами».                                                                                       Задание.

-Посмотрите, появились фигуры. Какая это геометрическая фигура? (квадрат) Какого цвета? (красного) Сколько их? (4) Обозначь цифрой.                                                                  - А теперь, появилась какая фигура? (круг) Какого цвета? (желтого) Сколько их? (3) Обозначь цифрой.                                                                                                                                              - Чего больше красных квадратов или желтых кругов?

- На сколько красных фигур больше, чем желтых? (На 1 (больше)).

- А теперь, появилась какая фигура? (треугольник) Какого цвета? (зеленого) Сколько их? (2) Обозначь цифрой.

3.Игра «В гостях у сказки».

На слайде поочередно появляются изображения сказочных героев.

Вот мы и на острове. Посмотрите, что появилось на экране.
Дерево.  Птичка. Она появилась где? (на дереве) Избушка.  Избушка где? (перед деревом)  т.е.  Дерево сзади, а избушка? (спереди). Медведь. Где? (справа), а Маша? (слева). Солнышко. Где? (на облаке), а облако?( вверху), а трава? (внизу).  Баба-Яга в ступе, а метла?(снаружи)
- А сейчас, ребята, встанем в круг. Я бросаю мяч, а вы ловите его и отвечаете на мой вопрос.
- Кто справа от тебя?
- Кто слева от тебя?
- Кто перед тобой?
- Что над головой?
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием моделирования «В поисках клада» для детей средней группы

Закрепить представление детей о сенсорных свойствах предметов: цвете, форме, весе, шероховатости и т. п., о размере, умение устанавливать размерные и пространственные отношения посредством использован...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе на тему: "В поисках клада"

Занятие  по развитию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках запутанных сказок»

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе...

Конспект по ФЭМП с использованием авторского пособия «Поиск клада маленькой королевы».

НОД поможет закрепить  математические знания, умения, конструктивное мышление посредством игры - путешествия,  по блокам  Дьенеша....

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ФЭМП На тему: «В поисках клада»

                       Доминирующая область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей...