Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП «Ритм. Поможем Разноцветке».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП  «Ритм. Поможем Разноцветке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_matem-ke.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации по ФЭМП в средней группе

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Тема: «Ритм. Поможем Разноцветке».

Тип ситуации: Открытие нового знания

Педагог: Рылова Наталия Викторовна

Цель: Сформировать у детей представление о понятие ритма.

Задачи:

Обучающие:

1.Сформировать у детей понимание того, что различные явления подчинены ритму, то есть закономерно повторяется.

2. Сформировать  опыт самостоятельного  открытия и эмоционального переживания радости открытия

Развивающие:

1. Закрепить умения определять и называть свойства предметов (цвет, форма)

2. Развивать психические процессы и речь:

- зрительное внимание и наблюдательность (при рассматривании картин о временах года)

- совершенствование стороны речи и навыков общения (умение отвечать на вопросы полным предложением)

3. Развивать интегративные качества детей:

  • «Любознательный,  активный»: с интересом участвует в образовательной ситуации, активно включается в деятельность.
  • «Способный управлять своим поведением»: соблюдает элементарные правила поведения.
  • «Овладевший средствами общения»: (вербальными и невербальными) участие в беседе, ответы на вопросы.
  • «Овладевший необходимыми умения и навыками» в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

4. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание логическое мышление.

5. Закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность.

 Воспитательные:

1.Воспитывать доброжелательность и взаимовыручку.

Материалы:

Демонстрационный: бубен; взрослый, переодетый в костюм Разноцветки; письмо набор картинок с изображением времен  года; декорации страны  «Волшебных красок»; мольбер; магнитофон; герои Гусь, Кохле, Охле, Зеле, Селе, Геле, Фи, Желе; макет дома; краски гуашь (белая, голубая, зеленая, желтая); «ковер- самолет», разноцветные мишки.  

Раздаточный: зеленые, белые, желтые, голубые квадраты, квадраты двух цветов, на каждого кораблик «Плюх-Плюх», квадраты 4х4: голубой, белый, зеленый, желтый; карточки с изображением ритма для построения гирлянд, конструкторы на каждого ребенка, карточки для проведения игры «Собери гирлянду».

ХОД:

Дети стоят вокруг воспитателя

1. Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи:

1мотивировать детей на включение в игровую деятельность;

2. уточнить названия времен года.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь.

 - Скажите, есть ли у вас любимое время года? (да)

-  Какое? (Мое любимое время года … лето, зима).

- За что вы любите, лето?  (тепло на улице, можно купаться, отдыхать на даче у бабушки).

- А сейчас какое время года? (Зима). 

- Какое время года всегда бывает перед зимой? (Осень)

- Какое время года обязательно наступит после зимы? (Весна) 

- Какое время года наступит после весны? (Лето)

- Ребята, у каждого из вас есть свое любимое время года. А мое любимое время года зима, ведь зимой так красива природа, вся укрыта белым снегом, словно покрывалом, а еще можно кататься на коньках и лыжах.

Раздается стук в дверь.

Помощник воспитателя: Вам пришло письмо, получите,   пожалуйста!

- Спасибо!

- Ребята, интересно от кого письмо пришло? (да)

-Сейчас я его прочитаю.

Открываю, читаю:

«Здравствуйте, ребята! Это вам пишет Разноцветка из страны «Волшебных красок». Мне надо нарисовать времена года, но  я не знаю какие краски выбрать. Приезжайте, помогите мне, пожалуйста!»

- Ребята, вы хотите помочь Разноцветке? (да, хотим).

- А как мы можем помочь ей? (выберем нужные краски).

- Что нам надо сделать для этого? (пойти к ней).

-  Как мы можем добраться до страны? (поехать на машине, на поезде).

- Я предлагаю отправиться на ковре самолете. Достает покрывало

- Вот и наш волшебный ковер, усаживайтесь на него поскорее и закрывайте свои глазки. (Звучит аудиозапись, на ее фоне воспитатель читает стихотворение).

Пусть вам звезды засияют,

И дорогу озаряют.

Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся,
Не пугай моих ребят.
Хорошо они сидят,
В небо звездное глядят.
Ниже, ниже опускайся,
Тише, тише, не качайся,
В Разноцветной мы стране.

Разноцветка, где же ты?

(Пока дети сидят на ковре, воспитатель заходит за ширму  и переодевается в Разноцветку).

2.Актуализация знаний

Игра «Художники»

Дидактические задачи:

1. Актуализировать знания детей о временах года;

2. Закрепить умение определить и называть свойства предметов.

Разноцветка: - Вот вы и в стране Волшебных красок. А вот и я Разноцветка!  Как я рада, ребята, что вы пришли  ко мне на помощь! Совсем я запуталась какие краски выбрать для изображения времен года.

- Пойдемте в мою мастерскую

 (Дети подходят к магнитной доске).

- Помогите мне выбрать краску для изображения зимы. (Для того, чтобы нарисовать зиму необходима белая краска, потому что зимой все укрыто белым снегом).

- Я возьму белую гуашь и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть. 

- Какую выбрать краску для изображения весны? (Для того, чтобы нарисовать весну необходима голубая краска, потому что весной тает снег, текут ручьи, небо голубое).

- Я возьму голубую гуашь и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть.

- Ребята, какую же краску нужно выбрать для изображения лета?

( Для того, чтобы нарисовать  лето необходима зеленая краска, потому что летом зеленая трава,  листочки на деревьях тоже зеленые).

- Хорошо, я возьму зеленую гуашь и поставлю  под этой картинкой, чтобы не забыть.

- Ребята, какую краску надо взять, что бы изобразить осень?

(Для того, чтобы нарисовать осень, необходима желтая краска, потому что осенью все деревья в желтой листве).

- Я возьму желтую гуашь и поставлю под этой картинкой, чтобы не забыть.

Подитог: Спасибо, ребята, вы помогли мне разобраться в красках для изображения времен года.

3.Затруднение в игровой ситуации.

3.1.Игра «Художники»

Дидактические задачи:

1. Сформироавть мотивационную ситуацию для формирования представлений о ритме.

2.Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание логическое мышление, речь.

- Ребята, а сейчас вы нарисуйте  времена года при помощи квадратов, по порядку, начиная с зимы.

Садитесь за столы.

Перед детьми вперемешку лежат 2 желтых, 2 белых,1 зеленый и 2 голубых квадрата.

Разноцветка: Какого цвета будет первый квадрат?

Дети: Белый - зима,

- Какого цвета будет следующий квадрат? (голубой – весна)

- Третий квадрат какого цвета будет? (зеленый – лето)

-Далее какой квадрат? (желтый – осень)

- А дальше сами выкладывайте квадраты, так, чтобы они чередовались: за осенью - желтым квадратом положим какой квадрат?! Дети выкладывают дальше…зима, весна,

(больше зеленого квадрата нет).

- Ребята, смогли ли мы выполнить задание? (нет). 

- Почему не смогли? (не хватает зеленого квадрата).

- А что же делать?  Как быть? Давайте положим следующий квадрат.

4.Открытие нового знания

4.1. «Художники»

Дидактические задачи:

1.Сформировать понимание того, что различные явления подчинены ритму, то есть закономерно повторяются;

2.Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3.Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение и аналогию, развивать речь, инициативность, творческие способности.

- А можно ли положить вместо зеленого желтый  следующий квадрат? (нет).

- Почему нельзя  положить вместо зеленого цвета желтый квадрат? (потому что после весны наступает лето, а у нас получается, что после весны наступит осень если мы используем желтый квадрат)

- Совершенно верно, всегда после весны идет лето.

- Что же нужно сделать, чтобы задание было выполнено? (нужен еще один зеленый квадрат)

- Правильно. Вот возьмите зеленый квадрат. Выкладываю зеленые квадраты, дети заканчивают задание.

- Давайте с вами проговорим как мы выкладывали времена года при помощи квадратов: зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень.

- Что заметили? (повторяются времена года).

Подитог: Такое повторение называется – чередование или  ритм. Запомнили? (да). Повторите! Времена года идут друг за другом, ритмично. Из квадратов  мы выложили ритм!

5. Включение знания в систему знаний

5.1.Игра «В разном ритме»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение чувствовать музыкальный ритм и двигаться в соответствии с ним.

Разноцветка: Ребята, что-то я притомилась немного, давайте поиграем. Выходите на коврик. Я вам предлагаю подвигаться по залу в определенном ритме. И в этом нам поможет бубен.

- Будьте внимательны.

(Дети ходят, бегают  в ритме, заданным Разноцветкой)

Подитог: Итак, отдохнули. Какие движения мы чередовали? (ходьбу и бег.)

- Ребята, как мы двигались по залу? (Ритмично)

- Шагали, бежали, шагали, бежали.

- Вот видите и в движениях можно использовать ритм.

Дети стоят около воспитателя

5.2. Игра «Кораблик Плюх-плюх»

Дидактические задачи:

  1. Закрепить умение детей видеть закономерность, продолжать ее и объяснять свои действия;
  2. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление.

Разноцветка: - Ребята, пойдемте я вам покажу свою разноцветную страну, в ней столько интересного! Хотите? (Да)

-Ой, я что - то вижу, там вдалеке много каких - то странных предметов. Пойдемте посмотрим. Злой ветер сдул все флажки с мачт и мои друзья капитан Гусь, Кохле, Охле, Зеле, Селе, Геле, Фи, Желе не могут отправиться на морскую прогулку. Поможем им? (Да)

 Они смогут поплыть только тогда, когда на первой палубе флажки будут расставлены в  таком ритме: З Ж З Ж З. Расставляйте. Начинайте расставлять с первой мачты.

- Но наш корабль еще не готов к плаванию.  На второй палубе флажки должны быть расположены так: К С К С. Начинайте расставлять со второй мачты. Дети выполняют задание. Задание проверяется по мере его выполнения.

Разноцветка: Ребята, по какому признаку повторяются флажки? (по цвету).

Подитог: Сегодня кораблики готовы к плаванью вот в таком виде, мои друзья могут отправиться на морскую прогулку, первым поплывет кораблик капитана  Гуся, вторым - Кохле, третьим – Охле, за ним Желе, Зеле, далее  Геле, Селе, и Фи .

Разноцветка: Пожелаем моим друзьям хорошей прогулки. До свидания!

Разноцветка: Ну, а мы продолжаем   путешествие по стране!      

По дороге мы идем,

На носочки все встаем.

Ели вдоль дорог стоят,

В небо синее глядят

(Руки вверх, ходьба на носках)

По дорожке ледяной, мы пойдем на пятках,

Спрячем руки за спиной,

И сведем лопатки

(Ходьба на пятках,  руки полочкой за спиной)

Поднимаем выше ноги,

Мы шагаем по дороге

(поднимаем ноги)

Дышим глубже, не спеша

( руки вст   ороны- вдох, опустить- выдох)

Как погода хороша!

Ну а здесь мы видим дом,

Может, ждет нас кто- то в нем?

5.3.Игра «Собери гирлянду»

Дидактические задачи:

1.Закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность. Тренировать мыслительные операции, развивать внимание.

2.Закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

Разноцветка:

- Ребята, здесь дом моих друзей. У  самого большого сегодня день рождения.  Подходят к макету дома. Давайте сделаем для него подарок, украсим дом разноцветными гирляндами. Хотите? (да, хотим).

- Вам нужно собрать гирлянды в такой же последовательности, как нарисовано на карточке. Карточка у каждого своя. Вставайте вокруг стола.

Перед детьми лежат наборы конструктора и карточки с чередованием цвета.

Задание проверяется по мере его выполнения. Дети выполняют задание самостоятельно.

- Ребята, что вы заметили, выполняя задание? (повторяются цвета), у кого-то повторяется и форма.

Подитог: Какие красивые у вас получились гирлянды, украшайте ими дом. Мишки говорят вам спасибо.

- Ну вот и подошло к концу наше путешествие по Волшебной стране, спасибо, что вы помогли не только мне, но и моим друзьям.

  • Вам наверное пора возвращаться в детский сад? (да). Занимайте места на ковре-самолете, отправляемся в детский сад.

Звучит аудиозапись, воспитатель переодевается

Пусть вам звезды засияют,
И дорогу озаряют.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати.
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише, не качайся,
Не пугай моих ребят.
Хорошо они сидят,
В небо звездное глядят.
Ниже, ниже опускайся,
В сад родной, ты приземляйся.

(Воспитатель за ширмой снимает костюм Разноцветки).

Воспитатель: Вот вы и снова  в детском саду. Где же вы были? (в стране «Волшебных красок» у Разноцветки.)

- А чем вы смогли помочь Разноцветке?

(Помогли подобрать краски для изображения времен года, запустили кораблик,  собрали гирлянды в определенном ритме для друга Разноцветки).

- Скажите, пожалуйста, что на ваш взгляд было самым сложным? (Рисовать картины.)

-  А что было самым интересным? (Помогать друзьям Разноцветки, играть с Разноцветкой, собирать гирлянды, расставлять флажки на кораблике).

- Ребята, вы все молодцы, у вас все получилось. Потому что вы дружные и умелые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе  ФФНР по теме: «ДЕК...

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Сценарий образовательной ситуации в средней группе «Поможем Петушку»

тренинг уровня сформированности представлений (знаний) о геометрических фигурах....

Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы "Поможем Незнайке!"

Сценарий образовательной ситуации для детей подготовительной группы "Поможем Незнайке!"Цель: обучение звуковому анализу слова, изменению окончаний существительных в соответствии с числом (ед...

Образовательная ситуация в младшей группе «Поможем помощнику воспитателя»

Образовательная ситуация в младшей группе «Поможем помощнику воспитателя»...

Сценарий образовательной ситуации (для детей второй младшей группы) "Поможем котенку найти дом!"

ЦЕЛЬ: мониторинг, контроль уровня сформированности знаний детей о домашних животных....