Сценарий образовательной ситуации (для детей второй младшей группы) "Поможем котенку найти дом!"
материал по развитию речи (младшая группа)

ЦЕЛЬ: мониторинг, контроль уровня сформированности знаний детей о домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx894.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП СИТУАЦИИ: итоговая образовательная ситуация.

ЦЕЛЬ: мониторинг, контроль уровня сформированности знаний детей о домашних животных.

ЗАДАЧИ

Обучающие:

  • расширять знания детей о домашних животных;
  • учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;
  • побуждать к звукоподражанию;
  • содействовать формированию у детей умения взаимодействовать друг с другом адекватно игровой ситуации.

Развивающие:

Содействовать развитию:

  •  коммуникативных умений (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе, общаться в группе детей из нескольких человек);
  •  самостоятельного преодоления затруднения под руководством      воспитателя;
  •  связной речи;
  •  умения отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к домашним животным;
  • содействовать развитию гуманного отношения к окружающей среде и стремлению проявлять заботу о домашних животных;
  • воспитывать навык самостоятельной деятельности;
  • воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы сверстников и уважать их мнение;
  • содействовать развитию чувства ответственности и гордости от совместно выполненной работы.

Предварительная работа: 

  • наблюдения в природе за домашними животными (кошками, собаками и их детенышами);  
  • рассматривание репродукций картин и иллюстраций о домашних животных;
  • заучивание стихотворений о жизни домашних животных и их детенышей;
  • загадывание загадок о домашних животных;
  • выполнение физкультурных разминок, пальчиковой гимнастики по данной теме;
  • чтение и обсуждение сказки В. Г. Сутеева «Капризная кошка»;
  • ситуативные беседы «Как кричат домашние животные?», «Назови детеныша», «Кто такие домашние животные?»;
  • заучивание наизусть стихотворений о домашних животных, домах;
  • раскрашивание домашних животных по образцу;
  • собирание пазлов и разрезных картинок с изображением домашних животных;
  • закрепление умений детей выделять и различать основные цвета спектра: красный, зеленый, желтый, синий;
  • закрепление знаний геометрических фигур (треугольник, квадрат).

 

Демонстрационный материал: игрушка – котенок, дом из картона.

Раздаточный материал: карточки с изображением домашних животных и конверт с изображением их детенышей, листы А4 с изображением домов, цветные карандаши.

1.  Этап. Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к игровой и контрольной деятельности.

Требования к организации этапа:

 - ситуация, включающая детей в игровую и контрольную деятельность;

 - обращение к личному опыту детей;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую и контрольную деятельность.

- Ребята, посмотрите, какое чудесное осеннее утро! К нам сегодня пришли гости. Подойдите и поздоровайтесь. Дети подходят к гостям, здороваются и знакомятся с ними.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Он маленький, пушистый и умеет мяукать. Кто же это? («Котенок»).

- Но, вот, беда… Котенок совсем не знает, где его дом. Ему очень нужна ваша помощь. Вы хотите помочь котенку? («ДА»).

- Вы сможете ему помочь? («ДА»).

- Что для этого надо сделать? («Поискать дом, посмотреть по сторонам, спросить у знакомых, кому нужен котенок, выполнить задания-подсказки»).

- Ребята, чтобы порадовать котенка, мы прочитаем ему стихотворения. Вы согласны? («ДА»).

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шел

И тюльпан в саду расцвел. (Руслан Кутузов)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Врoде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные. (Матвей Горбунов)

Посмотрите: это дом

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

– Приглашаете? Войдем! (Лев Чаусовский)

Вот квадратик, треугольник,

Получился целый домик!

Мы в него кота поселим,

Вот ему будет веселье! (Александра Гиричева)

- Ребята, какие вы молодцы! Замечательно прочитали стихотворения! Думаю, что котенку очень понравилось, но дом для него мы так и не нашли. Поищем его в другом месте, рядом со столом.

2.  Этап. Игровая деятельность (с фиксацией и преодолением затруднения)

Цель: контроль уровня сформированности представлений (знаний), умений, способов деятельности, обобщения представлений, умений, систематизации, представлений, умений.

Требования к организации этапа:

- соответствие используемых игр цели занятия;

- индивидуальные затруднения в играх;

- ситуация успеха в совместной контрольной деятельности.

Посмотрите, ребята, на этом столе лежат картинки. Возьмите себе каждый по одной картинке.

- Кто изображен на картинках? («Кошка», «Собака», «Свинья», «Коза», «Корова», «Лошадь», «Кролик», «Овца»).

- Какие это животные? («Домашние»).

- Почему этих животных называют домашними? («Потому что они живут рядом с человеком»).

- Ребята, домашние животные потеряли своих детенышей. На этом столе еще лежит конверт. Посмотрим, что внутри? («Картинки»).

- Кто изображен на картинках? («Детеныши», «Котенок», «Щенок», «Поросенок», «Козленок», «Теленок», «Жеребенок», «Крольчонок», «Ягненок»).  

- Кто изображен на этой картинке? («Котенок»).

- Котенок – чей детеныш? («Кошки»).

- У кого картинка с изображением кошки?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с котенком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена кошка. 

- Скажите, ребята, как кричит кошка? («Мяу»).

- А как кричит котенок? («Мяу»).

- Замечательно! Кошка нашла своего детеныша!

- Кто изображен на следующей картинке? («Щенок»).

- Щенок – чей детеныш? («Собаки»).

- У кого картинка с изображением собаки?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с щенком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена собака. 

- Скажите, ребята, как кричит собака? («Гав!»).

- А как кричит котенок? («Гав!»).

- Замечательно! Собака нашла своего детеныша!

- Кто изображен на следующей картинке? («Поросенок»).

- Щенок – чей детеныш? («Свиньи»).

- У кого картинка с изображением свиньи?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с поросенком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена свинья. 

- Скажите, ребята, как кричит свинья? («Хрю!»).

- А как кричит поросенок? («Хрю!»).

- Замечательно! Свинья нашла своего детеныша!

- Кто изображен на этой картинке? («Козленок»).

- Козленок – чей детеныш? («Козы»).

- У кого картинка с изображением козы?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с козленком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена коза. 

- Скажите, ребята, как кричит коза? («Ме-е-е»).

- А как кричит козленок? («Ме-е-е!»).

- Замечательно! Коза нашла своего детеныша!

- Кто изображен на следующей картинке из конверта? («Теленок»).

- Теленок – чей детеныш? («Коровы»).

- У кого картинка с изображением коровы?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с теленком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена корова. 

- Скажите, ребята, как кричит корова? («Му»).

- А как кричит теленок? («Му»).

- Прекрасно! Корова нашла своего детеныша!

- Кто изображен на этой картинке? («Жеребенок»).

- Жеребенок – чей детеныш? («Лошади»).

- У кого картинка с изображением лошади?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с жеребенком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена лошадь. 

- Скажите, ребята, как кричит лошадь? («Иго-го»).

- А как кричит жеребенок? («Иго-го!»).

- Отлично! Лошадь нашла своего детеныша!

- Кто изображен на этой картинке? («Ягненок»).

- Ягненок – чей детеныш? («Овцы»).

- У кого картинка с изображением овцы?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с ягненком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена овца. 

- Скажите, ребята, как кричит овца? («Бе-е-е»).

- А как кричит ягненок? («Бе-е-е!»).

- Превосходно! Овца нашла своего детеныша!

- Кто изображен на этой картинке? («Крольчонок»).

- Крольчонок – чей детеныш? («Кролика»).

- У кого картинка с изображением кролика?  («У меня!»). Возьми, пожалуйста, картинку с крольчонком и положи ее рядом с карточкой, на которой изображена крольчиха. 

- Чудесно! Крольчиха нашла своего детеныша!

- Ребята, вы молодцы! Подобрали каждому домашнему животному своего детеныша! Но мы с вами так и не нашли дом нашему котенку. Чтобы он не грустил, давайте превратимся в строителей и с помощью рук построим дом. Готовы? («ДА!»)

Высоко, а может низко,  - руки вверх, руки вниз;

Далеко, а может близко,  - руки вперед, руки прижать к груди;

За лесами, за рекой           - разводим руки в стороны;

Мы построим город свой. – складываем руки поочередно перед собой;

Вот кирпичик, вот другой, - сжимаем ладони в кулаки, стучим кулачками;

Скоро будет дом большой,  - соединяем руки над головой;

С круглыми оконцами,         - рисуем руками круг;

Чтоб светило солнце!    – поднимаем руки вверх, топаем правой ногой;

Мы в оконце поглядим  – складываем руки полочкой перед собой;

И тихонько посидим. – указательный палец прикладываем к губам.

- Садимся за стол и из строителей превращаемся обратно в ребят.

- Скажите, пожалуйста, вы помните сказку «Капризная кошка?», которую мы с вами читали? («ДА!»). Там девочка нарисовала дом для кошки. Мы тоже нарисуем дом для нашего котенка. Согласны? («ДА!») Нарисуем так, чтобы котенку понравилось.

- Берем цветные карандаши и заштриховываем домики, которые лежат на столе, чтобы они стали красивыми, цветными. Штрихуем аккуратно, не выезжая за контуры.

- Ребята, какие красивые дома у вас получились!

- Какой формы крыша у дома? («Треугольной»)

- Какой формы сам дом? («Квадратной»)

- Какого цвета крыши у домиков? («Желтый», «Красный», «Синий»).

- Какого цвета сам дом? («Желтый», «Красный», «Синий»).

- Как вы думаете, котенку понравились нарисованные дома? («Да!»).

- Вы молодцы! Отлично справились со всеми заданиями!

- Теперь давайте внимательно посмотрим на окно. Что вы видите на подоконнике? («Дом для котенка!»)

- Ура! Вы его нашли!

3. Этап. Итог занятия

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

- организация анализа детской цели;

- самооценки детьми уровня сформированности представлений о домашних животных;

- фиксация   уровня сформированности (представлений, умений, способов

 деятельности, обобщения представлений, умений, систематизации, представлений, умений)  в речи;

- определение выполнения взрослой цели.

- Ребята, какому животному вы помогли сегодня? («Котенку»)

- Котенок – чей детеныш? («Кошки»)

- Кошка – какое животное? («Домашнее»)

- Каких домашних животных вы знаете? («Кошка», «Собака», «Свинья», «Коза», «Корова», «Лошадь», «Кролик», «Овца»).

- Ребята, котенок вам очень благодарен.  Вы нашли ему дом. Надеюсь, что и в будущем вы всегда будете такими же добрыми и отзывчивыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая образовательная ситуация для детей второй младшей группы «Про маленькую капельку»

Обобщение  и систематизация знаний детей о свойствах воды. Формирование  умений устанавливать причинно-следственные связи. Подведение  детей к пониманию того, что без воды не могут жить...

Методическая разработка образовательной ситуации для детей второй младшей группы по теме: "Наши мамы"

Формировать представление детей о празднике мам; учить правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь;продолжать учить составлять узор на круге  или квадрате, создавая компо...

Сценарий образовательной ситуации для детей второй младшей группы «Звёздное небо»

          Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативная познавательная , художественно – эстетическая.: формирование представлений у детей о нетр...

Сценарий развлечения ко Дню семьи, любви и верности для детей второй младшей группы "Поможем ромашке"

Воспитывать чувство гордости за свою семью,желание заботиться о близких....

Конспект организованной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «Поможем Солнышку найти лучики».

Данное занятие проводится с детьми первой младшей группы по теме "Поможем солнышку найти лучики". Все задачи реализуются через игровые ситуации, которые направлены  на формирование у де...