Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Помощники Незнайки""
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Калашник Наталья Сергеевна

Конспект образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности

детей 6-7 лет №1

по теме: «Помощники Незнайки» Цель: Содействовать развитию элементарных математических знаний, умений и навыков.

Воспитывать культуру общения при высказывании своих суждений.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи обучающие:

·        Закреплять умение детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие.

·        Закреплять прямой и обратный счет в пределах 20.

·        Закреплять понятие детей о геометрических фигурах.

Задачи развивающие:

·        Развивать знания о количественных характеристиках понятий  месяц, неделя и отношений между ними.

·        Совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

·        Развивать умение ориентироваться на листе бумаги «Графический диктант»

·        Развивать внимание, память , способность рассуждать, логически мыслить.

 Задачи воспитательные:

                           Воспитывать интерес к науке "Математика".

                      

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 9

3 8 - = 5

Слайд 10

6 + 2 = 8



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории №1 «Русалочка

п. Гигант Сальского района

                                                     « Утверждаю»

                                                         Заведующий ________ Венюкова Л.М.

Конспект образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений в группе общеразвивающей направленности

детей 6-7 лет №1

по теме: «Помощники Незнайки»

Составители:

старший воспитатель

Калашник Н.С.

воспитатель

Руденко Н.С.

п. Гигант

январь 2017г.

Цель: Содействовать развитию элементарных математических знаний, умений и навыков.

Воспитывать культуру общения при высказывании своих суждений.

Воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи обучающие:

  • Закреплять умение детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие.
  • Закреплять прямой и обратный счет в пределах 20.
  • Закреплять понятие детей о геометрических фигурах.

Задачи развивающие:

  • Развивать знания о количественных характеристиках понятий  месяц, неделя и отношений между ними.
  • Совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги «Графический диктант»
  • Развивать внимание, память , способность рассуждать, логически мыслить.

 Задачи воспитательные:

Воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: кукла Незнайка,  конверты с заданиями, планшет на клейкой основе.

Раздаточный материал: тетради в клетку, простой карандаш, билеты с заданиями, сюрпризы детям от коротышек.

Технические средства: Компьютер, экран.

Ход занятия:

 Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится 
Добрым , доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их тихонько поприветствуем.

Дети: Доброе утро!

Ребята, что-то Незнайка загрустил, он получил  письмо от жителей Сказочного городка. В нём говорится о том, что в сказочном городе произошло несчастье. Злой волшебник заколдовал его, теперь там не светит солнышко и на улице всё время темно. Маленькие коротышки в отчаянии, злые чары могут снять только дети, умеющие хорошо считать, решать задачи, готовые прийти на помощь. Незнайка предупреждает нас о препятствиях, которые устраивает злой волшебник.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь жителям этого города? Тогда отправляемся в путь. На чем же мы поедем?

Дети: на поезде, на автобусе, на машине, и т.д.

Воспитатель: надо определиться и выбрать один вид транспорта. Для этого разгадаем первую загадку Злого волшебника.

(дети садятся за столы.)

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался, что за задание приготовил нам Злой волшебник?

Дети: Надо соединить точки по цифрам.         

Воспитатель: Правильно. А чем обозначено начало нашего пути?

Дети: красной точкой.

Воспитатель: Обратите внимание,  какая цифра обозначена красной точкой?

Дети: «1».., «20».

Воспитатель: Значит у того, у кого начало с цифры «1» должен соединить цифры в прямом порядке, а у кого с «20» - в обратном.

(Практическое задание «Соедини цифры по порядку»)

Воспитатель (по окончанию работы): Давайте с вами посмотрим, на каком же транспорте мы отправимся в Сказочный город?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: А может ли наш автобус отправиться в путь без номеров?

Дети: Нет!

Воспитатель: Чтобы номер автобусу дать, надо задачи все разгадать.

Воспитатель:   Разгадывая загадки, мы с вами будем выкладывать эти цифры из счетных  палочек.

                    (Дети выкладывают цифры на планшете на клейкой основе)

Воспитатель:

1 задача: Вечером встаёт луна. – Сколько в небе лун? ( ОДНА – 1)

2 задача: Вид её – как запятая, Хвост крючком, и не секрет:

               Любит всех она лентяев, а лентяи её – нет. (2)

3 задача: Это – месяц дугой, ниже месяц другой. А теперь – посмотри:

Получилась цифра … (3)

4 задача: Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые
машины  и грузовик.

               Сколько всего машин ехало в этот поселок? (1самосвал)

5 задача: Летела стая гусей. Два впереди, один позади.

                   Сколько было гусей? (3)

Воспитатель: Давайте назовем, какой  номер получился для нашего автобуса.

Дети: 12313

Воспитатель: Все готово. Отправляемся в путь. Займите свои места в автобусе, согласно билетов. Номер вашего места вы сможете узнать, когда решите примеры с билетов.

(Дети решают примеры и занимают места в автобусе.

Игровая ситуация «Едем на автобусе»)

Воспитатель:Ребята, назовите все дни недели по порядку.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Назовите в обратном порядке, начиная со среды?

Дети: Среда, вторник, понедельник.

Воспитатель: Назовите 5 дней недели - не называя ни числа, ни названия?

Дети: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Воспитатель: Назовите, какой сейчас месяц?

Дети: Январь.

Воспитатель: А какого времени года месяц?

Дети: Зимы.

Воспитатель: А сколько зимних месяцев?

Дети: Три.

Воспитатель: С какого месяца начинается год?

Дети: С января.

Воспитатель: Какой месяц перед январем?

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Какой месяц после января?

Дети: Февраль.

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель:   Мы устали, засиделись

нам  размяться захотелось,

то на стену посмотрели,

то в окошко поглядели,

встали, вышли, повернулись

              и друг другу улыбнулись

в право в лево поворот,

а потом наоборот,

приседания начнем

ноги до конца сгибаем

вверх и вниз приседай не торопись.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, почему здесь так темно? (обращает внимание на изображение ночного города на экране). Мы наверно попали именно в тот заколдованный Сказочный город, где живут коротышки – друзья Незнайки. Для начала предлагаю нам расколдовать дома и жителей этого города. Для этого необходимо назвать в группе геометрические фигуры, похожие на фигуры, которые изображены на экране. Готовы?

Круг:   мяч, тарелка, обруч, глобус, часы, колесо.

Квадрат: стол, сиденье у стула, розетка, окно,

Прямоугольник: двери, стол, окно, ковер, лампы, коробка с играми.

Треугольник: пирамидки из конструктора

Овал: зеркало

Воспитатель: Отлично! Посмотрите, мы сняли чары Злого волшебника с домов. В окнах загорелся свет. А теперь нам надо расколдовать солнце, а помогут нам в этом задачи. Внимание на экран.

Перед нами 2 картинки, по которым надо составить задачи на сложение и вычитание. Как вы думаете, по какой картинке можно составить задачку на сложение, а по какой на вычитание?

Воспитатель: Что бы работа пошла быстрее, разделимся на 2 группы. Первая составит задачу по первой картинке, 2-я по второй. Напоминаю, что вам необходимо составить условие, вопрос, записать решение и ответ задачи.

Задачи:

1. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

2. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)

Воспитатель: Вот и Солнышко выглянуло. Мы расколдовали Сказочный город, жители которого вас благодарят и дарят вам сюрпризы. Теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. А где же ключ от автобуса? Не хочет Злой волшебник отпускать нас домой. Вот разбойник. Украл ключ от автобуса. Ну ни чего. Мы справимся и с этим колдовством. Давайте расшифруем,

(Дети садятся за столы и выполняют графический диктант «Ключ»)

Дети:Я тетрадочку открою

И как надо положу

Я от вас друзья не скрою

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я берусь.

Воспитатель: От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.

Воспитатель: Что получилось? (Ключ). Молодцы!

Воспитатель: Ребята вот мы и победили Злого волшебника. Занимайте места в автобусе. Отправляемся в путь.

Итог занятия:

(Игровая ситуация  «Едем в автобусе». Беседа с детьми)

Воспитатель: Какие мы с вами молодцы, справились со всеми заданиями Злого волшебника, даже с самыми сложными. Давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня столкнулись? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Я очень рада, что вы такие умные и способные, готовы в любую минуту прийти на помощь. Самыми активными были….., самым первым…..

Вручение подарков гостям.

Воспитатель:

На каждой нашей остановке и в пути следования нам предстоит выполнить простые и сложные задания. Но поскольку мы путешествуем уже не в первый раз, я думаю, вы с легкостью со всем справитесь.
Интересно, ребята, на чем же сегодня с вами мы будем путешествовать? Как вы считаете? 
(предположения детей)
Воспитатель: Сейчас мы и проверим, кто из вас угадал! Открываем рабочие тетради. Обратите внимание, сегодня начало нашего рисунка отмечено красной точкой. Поставим карандаши на начало пути, на красную точку. Внимательно слушаем команды и выполняем задание. 
образец подготовленного в тетради задания 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/d34f0a825cfa274396332da581acbbde.jpg.jpg


Графический диктант: 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка наискосок влево вниз, 3 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка наискосок влево вниз,1 клетка влево, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх.

Воспитатель: Что у вас получилось? На чем мы отправляемся путешествовать на этот раз? 
Дети: Автомобиль!

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/860cf7807f9043017f5e0c8330d61752.jpg.jpg


- Все ли справились с этим заданием? 
(ответы детей)
Воспитатель: Вы очень постарались, были внимательны. И это нужно обязательно отметить! За каждое выполненное вами задание, вы будете получать на группу букву. В конце занятия посмотрим, какое слово из полученных букв можно составить.
За первое выполненное задание вы получаете букву «М»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/d808c4b5b99b3ee98f82c6a081923235.jpg.jpg


Узнали что это за буква? Назовите ее. 
(дети отвечают)
Воспитатель: Пока наша машина катится по дороге, скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? Если сегодня пятница, то какой день был вчера? А какой день недели будет через 2 дня? Сколько дней в неделю вы отдыхаете? А сколько всего дней недели вы знаете? 
(ответы детей)
Воспитатель: Просто замечательно! Вы очень хорошо выучили все дни недели! За это я вам хочу вручить следующую букву «О»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/3428aac025f5d9777f3c0dbe8b23a6a4.jpg.jpg


Узнали что это за буква? Назовите ее. 
(дети отвечают)
Воспитатель: Вот мы и добрались за разговором в город «Веселых логических задачек»! Посмотрим, кто быстрее всех сообразит и даст правильный ответ. Договариваемся, с места не кричать, а поднять руку. Отвечать тогда, когда я вас спрошу.
1) Сколько рогов у 2-х коров? (4)

2) Лена играет с подружками в прятки. Вдруг она замечает, что из под перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей играют в прятки? (5)

3) В живом уголке д/сада живут 2 канарейки и 5 рыбок. Сколько всего животных? (ни одного).

4) Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг, сколько будет весить курица, если будет стоять на 2-х ногах? (2 кг) 
Вы очень постарались, и за это я вручаю вам еще одну букву «Л»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/87f157731c7a1bf96b0dfd95a58512a9.jpg.jpg


Что это за буква? 
(дети отвечают)
Воспитатель: А мы продолжаем наш путь! Во время путешествия мы можем очень многое увидеть, если будем внимательны. И задание для вас теперь такое: найдите в группе геометрические фигуры. Я вам показываю фигуры, а вы мне называете все предметы, которые по форме сходны с образцом. Готовы?
(ответы детей)
Изображение КВАДРАТА 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/507311704c31252ed0ed7f60358bfafa.jpg.jpg


Например,экран компьютера, сиденье у стульев, розетки, полочка для ИЗО

Изображение КРУГА 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1267ee39e1fea84d3801bf61fca9cd24.jpg.jpg


Например, мяч, тарелка, глобус, колеса, обруч

Изображение ПРЯМОУГОЛЬНИКА 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/d739d75107537d75b400eb0954b1d7a6.jpg.jpg


Например, окна, столы, двери, коробки с играми, доска

Изображение ТРЕУГОЛЬНИК 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/76f21b79f10a06f6746f42551ebe2157.jpg.jpg


Например, пирамидки, пирамида из конструктора

Воспитатель: Отлично! Вы оказались сообразительными и внимательными! За это вы получаете еще одну букву 
«О»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2ecca2cd794bd5fd34c1509b2e9748a8.jpg.jpg


Воспитатель: Пришло время выйти из нашей машины, и немножко отдохнуть. Мы выполним с вами динамическое упражнение «По дорожке»
По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге
Скачем мы на левой ножке
Не сутультесь, грудь вперед Выравнивание осанки
Замечательный народ
По тропинке побежим, Легкий бег на носочках
До лужайки добежим
На лужайке, на лужайке Прыжки на месте
Мы попрыгаем, как зайки
Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются
Всем улыбнулись.

Воспитатель: О как! Оказывается, мы добрались до следующей станции

Ребята, задание называется «Повторенье – мать ученья». Нам с вами нужно ответить на несколько простых вопросов, это не должно быть сложно, потому что мы всё это проходили с вами на наших занятиях.

Вопросы:

1. Назови времена года – 1-й ребёнок

2. Назови месяцы года – 2-й ребёнок

3. Сосчитай количественным счетом до 20 – 3-й ребёнок (один, два три….)

4. Сосчитай обратным счетом от 10 до 1 - 5-й ребёнок

5. Назови «четные» числа до 10 – 6-й ребёнок

6. Назови «нечетные» числа до 10 – 7-й ребёнок

7. Назови дни недели - 8-й ребёнок.

8. Назови число, следующее за числом 3.

9. Назови соседей числа 8.

10. Какое число находится между числами 8 и 10.

11. Назови, какое число больше 3, но меньше 5.

12. После, какого числа идёт число 6.

13. Назови число, предшествующее числу 4.

14. Назови число, последующее числу 7.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо ответили на вопросы, великолепно справляетесь с заданиями. За это дарю вам еще одну букву 
«Д» 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/c1b47d01db33573914e384bf09eb2ace.jpg.jpg


Вспомним, какая это буква.

Молодцы ребята, вы преодолели ещё одно препятствие. А теперь немного отдохнем, чтобы так же правильно решать другие задания.

Физкультминутка:

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)

В среду долго умывался, (умываемся)

А в четверг в футбол играл, (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал, (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

 Следующая станция и другое задание.

 А теперь я хочу, чтобы вы решили обычные задачки (фронтальный опрос).

Задачи:

1. «На ветке висели 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось висеть на ветке? (2)

2. «Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько осталось груш на тарелке? (3)

Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.

Вы все устали, я предлагаю вам немного отдохнуть:

Пальчиковая гимнастика:

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб хватать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Их не трудно сосчитать!

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Дидактическая игра «Танграм»

(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы.)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы? (5 треугольников, 1 квадрат, 1 параллелограмм). Посмотрите внимательно и запомните, я лист переворачиваю, а вы выполняйте. (Дети выполняют задание) Теперь проверяйте. (Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит).

Воспитатель: вы все справились с заданием! Заслужили еще одну букву 
«Ц» 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/da2a8adaf5c45dca943e84ce630705cc.jpg.jpg

Следующее задание

А задание это состоит в том, что мы должны решить примеры:

3+3= 8-5=

7+2= 9-4=

6+1= 4-2=

Молодцы ребята! Как вы хорошо справляетесь с заданиями.

Воспитатель: Ну что ж, мы подъезжаем к последней станции нашего путешествия.В:   Разгадывая загадки, мы с вами будем складывать эти цифры из счетных  палочек. Возьмите в руки палочки, ну, что готовы?

Д:    Да

1 задача: Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины  и грузовик.

                      Сколько всего машин ехало в этот поселок? (1самосвал)

2 задача: Вечером встаёт луна. – Сколько в небе лун? ( ОДНА – 1)

3 задача: Вид её – как запятая, Хвост крючком, и не секрет:

                     Любит всех она лентяев, а лентяи её – нет. (2)

4 задача: Это – месяц дугой, ниже месяц другой. А теперь – посмотри:

Получилась цифра … (3)

5 задача: Летела стая гусей. Два впереди, один позади.

                   Сколько было гусей? (3)

Воспитатель: Я очень довольна вашими знаниями, умениями. И дарю вам букву… 
(Ы) 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9ec4d1ebc2ca638fa175042500afce62.jpg.jpg


Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Молодцы)!

«Ребята вот мы и победили злого волшебника. Вы молодцы, правильно справились со всеми заданиями, помогли Незнайке и маленьким жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы). Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку».

Воспитатель: Артем  почему ты оценил себя на 4? (ответ ребёнка) Молодец, ты поступил честно.

(Младший воспитатель приносит посылку от почтальона).

Ой, а нам снова пришла посылка, и письмо к ней (Воспитатель читает письмо).

«Дети спасибо большое за вашу помощь в нашем спасении! Без вас мы бы погибли. Вы очень хорошо справлялись с заданиями и победили злого волшебника. Теперь в нашем сказочном городе снова светит солнышко, и цветут цветы. В благодарность, я вместе с другими коротышками дарю вам эти сладости.С любовью, ваш Незнайка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Тридесятое царство»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Тридесятое царство» включает в себя интересное увлекательное путешест...

конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе...

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема "День рождение клоуна Клёпы"

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности. Итоговые занятия...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир математики»...

Конспект образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Три поросенка»»

Задачи:Обучающие-умение составлять из частей целое;-ориентироваться в пространстве;-закрепить представление о геометрических фигурах, умение различать и сравнивать;-упражнять детей в количественном и ...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Увлекательное путешествие в страну Математики»

Цель данного конспекта образовательной деятельности закрепления детьми количественных представлений; сформировать опыт самостоятельного преодоление затруднений под руководством воспитателя на основе р...