Выступление на РМО "Развитие естественно – математических представлений у детей с помощью применения флексагонов".
консультация по теме

Ознакомление с историей открытия флексагонов . Применение различных видов моделирования для ФЭМП у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_fleksagony.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие естественно – математических представлений у детей с помощью применения флексагонов.

Мотивировать научнопознавательный интерес детей необходимо уже с детства, когда закладываются основы формирования целостных ориентиров, выстраивая отношения человека с окружающим миром, усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов. В ДОУ, где приоритетным видом деятельности является игра, наибольший интерес вызовет создание конструкций, моделей, имитирующих реальные объекты окружающего мира, Это могут быть модели различных объектов, животных, транспорта или бытовых приборов. Включение элементов моделирования в образовательный процесс позволяет реализовать часть аспектов образовательной программы ―ТЕМП‖, таких как знакомство с профессией конструктора, инженера, формирование навыков работы с механизмами, творческое конструирование и мотивация к выбору профессии, связанной с инженерной и конструкторской деятельностью.

Доступность моделирования для дошкольников была доказана в исследованиях отечественных психологов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Ф.Б. Эльконин). В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком. Использование моделирования при обучении детей математике является весьма перспективным:  благодаря созданию материальных конструкций, абстрактные математические понятия могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;  моделирование учитывает психологические особенности ребенка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению). Исходя из выше сказанного, одним из ведущих и приоритетных методов развития математических способностей у детей дошкольного возраста является моделирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мыслительных моделей. Формирование математических представлений у старших дошкольников  особенно эффективно проходит с применением плоскостного и пространственного  моделированияв процессе обучения. В своей образовательной деятельности я использую многообразные задания на моделирования.

Для этого в группе  создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая  формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Она  позволяет закреплять полученные знания, развивать способность ставить перед ребенком познавательные задачи и находить пути их решения,  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности. Для развития умения сравнивать, обобщать, классифицировать подобраны разнообразные игры на замещение и наглядное моделирование, такие как

«Разные дома» (учить сравнивать рисунок и чертѐж предмета);

«Стройка»(учить выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по схематическому рисунку);

 «Что сначала, что потом» (учить располагать картинки в порядке развития сюжета);

 «На что это похоже» (учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов);

 «Волшебные картинки» (учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов);

 «Перевѐртыши» (учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов), которые также совершенствуют память, наблюдательность, упорядочивают знания детей. В подобных играх у ребѐнка, владеющего внешними формами замещения (использование условного обозначения, чертежей, схематических рисунков) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чѐм рассказывают взрослые.  «Что сначала, что потом», «На что это похоже», «Волшебные картинки», «Перевѐртыши».

Для формирования первоначальных геометрических представлений, развития пространственного воображения в уголке предлагаются самые доступные для этого материалы – счѐтные палочки, с помощью которых создаются большие возможности и для развития смекалки и сообразительности.

Для этой же цели в уголке присутствуют и используются разнообразные игры – головоломки, или геометрические конструкторы: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор». Данный материал является эффективным средством умственного, и в частности математического, развития детей дошкольного возраста.

Здесь же размещены математический планшет (авторская методика Воскобовича), квадрат Воскобовича, посредством которых развиваются конструкторские способности, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, развиваются логика, способность к концентрации внимания.

Уголок занимательной математики оснащѐн наборами «Соты Кайе». Данный набор формирует творческое и ассоциативное мышление. Он помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, архитектурно – художественный вкус.

Для тренировки логического мышления, памяти, для развития способностей к мыслительным операциям и умению комбинировать детям предложены кубики «Сложи узор», набор «Уникуб»(авторские методики Никитина).

Флексагоны– это многоугольники, сложенные из полосок бумаги прямоугольной или более сложной, изогнутой формы, которые обладают удивительным свойством: при перегибании флексагонов их наружные поверхности прячутся внутрь, а ранее скрытые поверхности неожиданно выходят наружу.

История возникновения флексагонов

Это произошло в конце 1939 года. Как-то раз Артур Х. Стоун, двадцатитрехлетний аспирант из Англии, изучавший математику в Принстоне, обрезал листы американского блокнота, чтобы подогнать их под привычный формат. Желая немного развлечься, Стоун принялся складывать из отрезанных полосок бумаги различные фигуры. Одна из сделанных им фигур оказалась особенно интересной. Перегнув полоску бумаги в трех местах и соединив концы, он получил правильный шестиугольник. Взяв этот шестиугольник за два смежных треугольника, Стоун подогнул противоположный угол вниз так, что его вершина совпала с центром фигуры. При этом Стоун обратил внимание на то что,  когда шестиугольник раскрывался словно бутон, видимой становилась совсем другая поверхность. Так был открыт самый первый флексагон с тремя поверхностями. Поразмысли над ним ночь, Стоун наутро убедился в правильности своих чисто умозрительных заключений: оказалось, можно построить и более сложный шестиугольник с шестью поверхностями вместо трех.  При этом Стоуну удалось найти настолько интересную конфигурацию, что он решил показать свои бумажные модели друзьям по университету. Вскоре «флексагоны» в  изобилии стали появляться на столе во время завтраков и обедов, когда вся компания собиралась вместе. Для проникновения в тайны «флексологии» был организован «Флексагонный комитет.

В образовательной деятельности я использую флексагоны

- как средство порядкового и количественного счета;

 - в разделе геометрические фигуры — знакомить детей с треугольником, кругом, эллипсом, квадратом, прямоугольником, четырехугольниками как классом фигур и т. д.

 -флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию

-флексагоны можно использовать для освоения детьми понятия время.

Значение флексагонов

Они способствуют развитию мелкой моторики, пространственного воображения, памяти, внимания, терпения. Эффект «фокуса» при работе с флексагонами вызывает стойкий интерес детей. Флексагоны можно использовать для закрепления цвета, как средство для закрепления порядкового, количественного счета. Для знакомства с геометрическими фигурами. Флексагоны помогут находить сходства и различия фигур, производить их классификацию.  Флексагоны хороши для освоения детьми понятия «время». С их помощью можно показать циферблат, сезонные явления, дни недели, месяцы. Ребенок не только находит скрытые поверхности флексагонов, но и моделирует флексагоны на готовой развертке. При этом игровые и поисковые задачи доминируют. А усвоение и закрепление программных умений и навыков по элементарной математике становится активным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств

В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....

«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА По программе профессиональной подготовки по специальности «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика.»...

«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТАпо  программе профессиональной подготовке  «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика»....

Формирование математических представлений у детей с помощью развивающих игр В.В.Воскобовича

Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте спосоствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей, логике мысли, рассуждений и действий, гибкости ...

«Интегративные технологии обучения и их роль в формировании естественно-математических представлений у дошкольников.»

                          Актуальность, перспективность  темыСвоеобразие и новизна опытаПодходы к интегрированному обу...

Развитие математических представлений у детей с помощью занимательных игр

Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей дет...