Выступление на педагогическом совете Тема: «Активное участие в образовательном процессе родителей – важное условие формирования элементарных математических представлений у детей» (в рамках реализации годовой задачи по ФЭМП у детей дошкольного возраста)
методическая разработка (средняя группа)
1.Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФОП дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители у детей, закрепляли дома.
В самом начале учебного года на первом родительском собрании мы знакомим родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Рассказываем, на что следует обратить внимание, именно, в этой возрастной группе, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года.
Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 373 «Скворушка»
630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Активное участие в образовательном процессе родителей – важное условие формирования элементарных математических представлений у детей»
(в рамках реализации годовой задачи по ФЭМП у детей дошкольного возраста)
Подготовила: Кудрявская Т.Е.
воспитатель первой квалификационной
категории
2025 год
1.Значение работы с родителями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФОП дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители у детей, закрепляли дома.
В самом начале учебного года на первом родительском собрании мы знакомим родителей с программой по ФЭМП, соответствующей возрасту детей. Рассказываем, на что следует обратить внимание, именно, в этой возрастной группе, что должен знать каждый ребёнок к концу учебного года.
Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве.
Рекомендуем родителям обратить внимание на необходимость больше времени уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами: застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке.
Предлагаем родителям чаще использовать в занятиях с детьми счётные палочки: выкладывание геометрических фигур, в сравнении количества, счете.
Рекомендуем развивать наблюдательность у ребёнка. Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность научить новому и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много.
По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли в природе, сравнить по величине предметы (по высоте, ширине, длине и т. д.) Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
Во время прогулок за городом можно обратить внимание детей на шишки. У детей спросить: «Сколько ты нашел шишек?» — «Одну». «А посмотри под этим деревом сколько их!» — «Много». «Давай все соберем. Сколько осталось под деревом?» — «Ни одной не осталось». Старшим дошкольникам предлагается пересчитать шишки, принести заданное количество шишек и т. д. Рекомендуем родителям использовать для счета любой повод: пересчитать ступеньки на лестнице, тарелки, чашки, игрушки, книги на полке, машины или птиц во время прогулок и т. д.
Ребёнок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать, накрывая на стол. Предложить ребенку пересчитать, сколько человек сядет за стол, сколько нужно поставить тарелок, чашек, положить вилок и ложек, предложить ребенку сделать это самостоятельно.
Во время приготовления обеда, можно заняться измерением: спросить ребенка, где больше воды: в кастрюле или чайнике, чашке или стакане и т. д.
Рекомендуем родителям использовать настольные игры, которые являются хорошим помощником в овладении счётом: лото, домино с точками, игры с кубиком. Играя с родителями, дети, таким образом, усваивают счет.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги. Для закрепления временных понятий рекомендуем родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени, спрашивая у детей, когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра или утром, днём, вечером, ночью.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо указать родителям на важность развития мелкой моторики у детей, дать рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений, выполнению штриховки, обведения по контуру, печатания цифр и узоров по клеточкам.
2. Основные принципы организации работы по развитию ФЭМП у дошкольников в семье.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
Основные принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста в семье:
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
- принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- принцип сотрудничества - общение «на равных»;
- совместная деятельность;
- принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах.
3 Содержание и формы работы дошкольной организации с семьей по ФЭМП у дошкольников.
Основные традиционные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам формирования элементарных представлений детей являются:
• доклады и сообщения на родительских собраниях, с демонстрацией ОД по ФЭМП, математических викторин, во время которых родителям дается возможность увидеть достижения своего ребенка, а также овладеть отдельными методическими приемами формирования у детей элементарных математических представлений, которые можно использовать в индивидуальной работе дома.
• индивидуальные и групповые консультации, беседы, в ходе которых педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений, ненавязчиво дает рекомендации, как эффективнее знакомить детей с математическими понятиями (количество, форма, размер, пространство, время);
• изготовление дидактических игр совместно с родителями;
• мастер-классы для родителей, выставки наглядных пособий и дидактических игр, знакомство с их задачами и содержанием;
• представление информации и рекомендаций на информационных стендах и папках-передвижках («Какие математические умения можно сформировать у ребенка во время прогулок?», «Как используются игры с детьми по формированию у них умения считать?», «Играем в математику», «Развиваем мелкую моторику» и т. д.)
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• «День дублёра» или «День открытых дверей» – мероприятие, направленное на вовлечение родителей в образовательный процесс и активное участие в жизнь детского сада;
• анкетирования, позволяющие:
- узнать, как часто родители уделяют внимание детям по развитию математических представлений;
- определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников;
- выявить мнение родителей о работе воспитателей группы
по формированию элементарных математических представлений у детей.
В настоящее время необходимо использовать инновационные формы:
- Сайт детского сада.
- Личный сайт воспитателя.
- Проектная деятельность.
- Использование ИКТ
- Участие во Всероссийских, городских конкурсах детского творчества.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты по формированию элементарных математических представлений у детей. Компьютерные технологии, и консультации для родителей могут стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями. Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников является залогом полноценного развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию, формированию элементарных математических представлений, экологическому воспитанию дошкольников....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием ТРИЗ-технологий по теме «Щенячий патруль» для детей ст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в пределах 5. Геометрическое фигуры»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы . Образовательная область "Познавательное развитие" ФЭМП
Уважаемые педагоги! Мне очень приятно поделиться своим опытом. В этом занятии охвачено несколько образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое азвит...

Конспект организованной образовательной деятельности в рамках образовательной области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет
Занятие по ФЭМП «Знакомство с числами 8 и 9»...

Памятка для родителей (законных представителей) : Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Что могут родители?»
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)
laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...
