«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по математике на тему

Радионова Ольга Александровна

 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


по  программе профессиональной подготовке  
«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика».
 

 

 


Тема: 
«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста» 
  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дипломная работа64.07 КБ

Предварительный просмотр:

АНО ВПО «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»


 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


по  программе профессиональной подготовке  
«Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика».


Тема: 
«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста» 
  

Дипломную работу подготовила:                                                      Радионова  Ольга Александровна Должность:

 Воспитатель ДОУ
Место работы:                                                 МАДОУ Кваркенский детский сад №1 «Колосок»

 

 5 апреля 2017г. 

с.Кваркено, Оренбургская область

Российская Федерация

Содержание

Введение ……..……………………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы формирования математических представлений при обучении в детском саду ……………………………………………………………………………….5

1.1 Методика формирования математических представлений при обучении в детском саду…………………..………………………………………………………………………..5

1.2 Организация развития  математических  представлений у детей дошкольного возраста…………………..…………………………………………………………………..11

2 Пути формирования математических способностей и этапы  развития элементарных математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей .14

2.1 Формы организации математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………14

2.2 Методы развития элементарных  математическим представлениям у детей дошкольного возраста …………………………………………….................................. .. 17

2.3 Средства формирования элементарных математических представлений ………… 21

Заключение…………………………………………………………………………………..25

Список литературы  ………………………………..………………………….……………27

        Ведение

Одной из основной зaдaчей современной педагогике является формирование определенного уровня теоретических знаний и практических умений, в соответствии с государственными стандартaми. В результате этого одно из важных мест отводится естественно-математических представлений у детей дошкольного возрастa.

Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком из окружающей действительности. Желанием сделать процесс обучения интересным, интенсивным и насыщенным, в соответствии с требованиями, основывающимися нa достижения психолого-педагогической науки.

Обучение должно идти впереди развития. Необходимо ориентироваться не нa то, что способен уже делать сaм ребенок, a нa то, что он может сделать при помощи и под руководством взрослого. Л. С. Выгодский подчеркивал, что надо ориентироваться нa «зону ближайшего развития».

Мaтематическое развитие воспитанников происходит с учетом:

- закономерности и логики начального понимания детьми дошкольного возрастa мaтематической организации мирa (число, форма и т. д.);

- учетa возрастных, индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребенка при отборе содержания;

- ориентировки нa личностное развитие, саморазвитие и самореализацию  ребенка.

По нaкопленным исследованиям научных деятелей определяется, что формирование элементарных математических представлений закладываются в дошкольном возрасте. Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Данная тема сегодняшний день актуальна, так как математические знания создают условия к умению детей явственно и последовательно и обоснованно анализировать процессы окружающей действительности. Способствуют выработки воспитательной привычки полноценной аргументации всего происходящего. Формируется характерный стиль мышления, где вырабатывается четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений. Результаты современных педагогических и психологических исследований (Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков, И.Я.Лернер) показали, что навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе

В математическом обучении детей, развитии элементарных математических представлений важную роль играет обучение измерению как начальному способу познания количественной характеристики окружающего. Для математического развития важно, чтобы все знания давались систематически и последовательно. Обучение в повседневной жизни носит эпизодический характер. Знания в области математики должны усложняться постепенно с учетом возраста и уровня развития детей.

Как показывают исследования Л. Артемова, Р. Буре, Л. Венгер, Т. Кондраченко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Мухина, Н. Поддъяков, А. Савченко, А. Усова, Е. Щербак и др.. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.  Параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что помогает организовать и систематизировать процесс обучения. Таким образом, формирование естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста происходит на уровне и интереса и более эффективно в усвоении.      В результате этого выводиться цель работы: определить педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

  1. Проанализировать педагогическую и специальную литературу по теме работы.
  2. Выявить, как формируются у дошкольников естественно-математические представления.
  3. Определить пути формирования  естественно- математических представлений.
  4. Определить алгоритм формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста.

Данная работа состоит из двух пунктов. В первом пункте рассматривалась методика формирования математических представлений при обучении в детском саду.

Во второй главе пути формирования математических способностей алгоритм и этапы  развития элементарных математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей.

В заключение описывается кратко итог проанализированного материала по изученной теме.

  1. Теоретические основы формирования математических представлений при обучении в детском саду

  1. Методика формирования математических представлений при обучении в детском саду

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Под математическим развитием дошкольников- понимают сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Основная его цель  - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Методика – связана со многими науками, и прежде всего с теми, предметом изучения которых являются разные стороны личности деятельности ребенка дошкольника, процесс его воспитания и обучения.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математике – одного из важнейших учебных предметов.  Она выделилась из дошкольной педагогики, став научной и учебной областью.

Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и др. наук.

Предметом её исследования является изучение является изучение основных закономерностей процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

В основе познания  детьми дошкольного возраста  качественных  и  количественных признаков  предметов и явлений лежат сенсорные  процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.).

В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития.

При формировании элементарных математических представлений у дошкольника происходит  процесс   различных анализаторов  (тактильных, зрительных, слуховых, кинестетических) и одновременно развитие их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

Логические операции мышления – это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания.

Логические операции в математических представлениях дошкольника:

  1. Анализ -  разложение целого на составные части (из каких геометрических фигур составлен предмет).
  2. Синтез - познание целого в единстве и взаимосвязи его частей (как составить предмет из геометрических фигур).
  3. Сравнение - сопоставление для установления сходства и различия (определить, чем похожи предметы (формой) в чем отличие  предметов (размером)).
  4. Конкретизация – уточнение (знание о предметах).
  5. Обобщение - выражение основных результатов в общем положении (название одним словом   квадрат, прямоугольник и ромб).
  6. Систематизация - расположение в определенном порядке (постановка передметов по размеру).
  7. Классификация - распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков (Разложить  фигуры на две группы. — По какому признаку это сделано).
  8. Абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений (показать предмет определенной формы).

В развитие математических представлений важную роль играет развитие памяти, внимания, воображения.

Память включает в себя запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание. Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов.

В процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка в результате этого происходит:

  1. Обогащение   словаря   (числительные,   пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
  2. Согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
  3. Формулировка ответов полным предложением;
  4. Логические рассуждения.

В следствии этого, формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию -формулируясь, мысль формируется.

Одним из важным элементом является развитие познавательных интересов. Значение познавательного интереса проявляется в следующем: активизируется  восприятие и мыслительная деятельность; расширяет кругозор; способствованию  умственного развитие; повышается качество и глубина знаний; способствованию успешному применению знаний на практике; побуждение самостоятельному приобретению новых знаний.

Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм, активное обучающее взаимодействие взрослого и ребенка. Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Воспитатель как организатор учебного процесса всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится в обучающем взаимодействии с ребенком.

Психолого-педагогическое значение цели заключается в том, что она организует и мобилизует творческие силы воспитателя, повышает эффективность его обучающего взаимодействия с детьми, помогает отбирать и выбирать наиболее эффективные содержания, методы и формы работы.

 Структурным элементом, вокруг которого развертывается педагогическое действие, взаимодействие всех участников обучения – является содержание обучения. Содержание определяется программой воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 Существенным элементом структуры процесса обучения являются методы обучения. Они являются способами обучающего взаимодействия педагога и детей

Воспитатель должен быть в постоянном поиске путей возбуждения интереса к математике: связывать  новые  знания с детским опытом; открытие новых сторон в прежнем опыте детей; развитие игровой деятельности; словесное возбуждение; стимуляция на занятиях и в игровой деятельности.

Не мало важным значением являются психологические предпосылки интереса к математике: создание положительного  эмоционального отношения  к воспитателю; создание положительного отношения к занятиям.

Методы обучения являются способами работы не только воспитателя, но и дошкольников. Любой метод только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствуют превращению методической системы воспитателя в способы познавательной деятельности детей.

Процесс обучения немыслим без такого элемента как организационные формы. Ведущая форма обучения в детском саду – организация непосредственной  образовательной деятельности. Многообразие видов и форм организации обучения в детском саду делает обучение максимально приближенным к потребностям и возможностям детей дошкольного возраста.

Результаты обучения как завершающий компонент процесса предполагают не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, но и развитие умственных сил и способностей, формирование отношения к окружающему.

От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое представление и развитие детей.

Современная математика при обосновании таких важнейших понятий, как «число», «геометрическая фигура» и т. д., опирается на теорию множеств. Поэтому формирование понятий в школьном курсе математики происходит на теоретико-множественной основе.

Выполнение детьми в детском саду различных математических операций с предметными множествами позволяет в дальнейшем развить у малышей понимание количественных отношений и сформировать понятие о натуральном числе. Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака – важное условие перехода от качественных наблюдений к количественным.

В методике выделяются две группы математических действий:

1. Основные: счет, измерение, вычисления;

2. Дополнительные: пропедевтические, сконструированные в дидактических целях; практическое сравнение, наложение, приложение (А.М.Леушина); уравнивание и комплектование; сопоставление (В.ВДавыдов, Н.И.Непомнящая).

Как видим, содержание «предматематической» подготовки в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются: спецификой   математических   понятий; традициями в обучении дошкольников; требованиями современной школы к математическому развитию детей (А.А.Столяр).

Учебный материал запрограммирован так, чтобы на основе уже усвоенных более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые в свою очередь будут выступать предпосылкой становления сложных знаний и умений, и т.д.

В основу методики развитие математических представлений в детском саду входит проведение занятий. Занятия начинаются с начала учебного года и завершаются в конце учебного года в разных возрастных группах.

Занятия проводятся в соответствии с программой, утвержденной дошкольной организацией. При проведения занятия учитываются ранее полученные знания. Они систематизируются, и выстраивается работа от простого к сложному.

Продолжительность занятий длиться от 10 до 25 минут в зависимости от возрастной категории. Воспитатель наблюдает за поведением детей и при утомлении вводить физические минутки различного характера.

Обеспечение прочных знаний способствует эмоциональная подача материала и  неоднократное повторение материала и однотипных упражнений с плавного перехода одной деятельности на  другую.

Таким образом, теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и др. наук.

Важно организовать накопление опыта ребенка, научить его пользоваться эталонами (формы, величины и др.), рациональными способами действия (счета, измерения, вычислений и др.).

Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет преимущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с помощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в правила и закономерности. Необходимо использовать и дедуктивный метод: сначала усвоение правила, затем его применение, конкретизация и анализ.

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы.

В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

Основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организационной работы – теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Детский сад выполняет   социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук ( в том числе математике в школе).

Теоретические основы излагаются в непосредственной связи с элементарными математическими представлениями, формируемыми у дошкольников в процессе обучения в дошкольном возрасте. Особенностью этого изложения являются выявление логической структуры мышления, формируемой и развиваемой одновременно с элементарными математическими представлениями. Это дает возможность педагогу повысить развивающий эффект при формировании математических представлений.

Весь процесс формирования элементов математики непосредственно связан с усвоением специальной терминологии. Слово делает понятие осмысленным, подводит к обобщениям, к абстрагированию.

1.2 Организация развития математических  представлений у детей дошкольного возраста

Организация развития математических представлений детей дошкольного возраста основана на дидактических принципах. Теория и практика учебного процесса (дидактика) опираются на дидактические принципы, обусловленные целями и задачами современного обучения, объективными закономерностями развития.

Принципы (от лат. principium — начало, основа) — это основные исходные положения, которыми следует руководствоваться в разных областях деятельности.

В педагогике определена система основных дидактических принципов, реализация которых в процессе формирования математических представлений  зависит от специфики учебной деятельности и в каждом конкретном случае проявляется своеобразно.

1. Принцип развивающего обучения.

Под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом.

2. Принцип воспитывающего обучения.

 Отражает необходимость обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности. Они неразрывны, хотя и не тождественны.

Воспитывающее обучение характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и стремление к активному использованию их.

3. Принцип гуманизации педагогического процесса.

В основе принципа лежит личностно-ориенгированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должно стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей.

4. Принцип индивидуального подхода.

Данный принцип предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

5. Принцип научности обучения.

Данный принцип должен быть доступным. Доступность означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, научные, достоверные математические знания. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это бьшо им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления.

В процессе усвоения математических знаний и умений дети овладевают специальной математической терминологией (названия чисел, геометрических фигур, параметров величины, арифметических действий и др.). Воспитатель должен помнить, что отдельные слова и выражения, сложные для детей даже старшего дошкольного возраста, не следует вводить в словарь ребенка.

6. Принцип осознанности и активности.

 В усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Осмысленность, понимание материала осуществляются более результативно, если ребенок принимает участие в процессе усвоения знаний, часто оперирует ими. Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.

7. Принцип систематичности и последовательности.

 Предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного.

        8. Принцип наглядности. 

Использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальных систем. Демонстрация любого наглядного средства сопровождается словом, которое направляет внимание ребенка на главное (обследование геометрической фигуры и др.). И.П.Павлов говорил, что нормальный человек пользуется второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока она правильно соотносится с первой, т.е. с предметами окружающей действительности или их образами.

Мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. Использование наглядности в обучении Я.А.Коменский называл «золотым правилом дидактики». Он рекомендовал все, что только можно, представить ощущениями, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, вкусовое — вкусом, осязаемое — осязанием.

Обучение может по-разному развивать ребенка в зависимости от его содержания и методов. Именно содержание и его структура являются гарантами математического развития ребенка. Каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу.

Знания ребенка по степенно расширяются, углубляются, лучше им усваиваются. Новые знания детям следует предлагать небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями и используя возможность их применения в разных видах деятельности. Сложные программные задачи необходимо делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

2 Пути формирования математических способностей и этапы  развития элементарных математических представлений в соответствии с возрастными особенностями детей

2.1  Формы организации математических представлений у детей дошкольного возраста

Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. И. П. Подласый.

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова в дошкольной педагогике формой обучения называют специально организованную деятельность обучающего и обучаемых, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме.

 Формой формирования математических представлений дошкольников, учитывается, что те математические представления, которые формируются в дошкольном возрасте, носят для детей прикладной характер. Математика нужна детям для ежедневной ориентировки в окружающем мире. Поэтому математика «растворена» в разнообразных видах деятельности.

Существуют несколько форм организации обучения:

1. Индивидуальная.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, писал К.Д.Ушинский, необходимо хорошо знать его.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно воспитательного процесса является учет индивидуальности – положительных качеств ребенка (типа темперамента). Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель опирается на такие показатели:

а)характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного
отношения к изучаемому материалу);

б)        уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

в)        работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

г)        уровень самостоятельности и активности;

д)        отношение к обучению;

е)        характер познавательных интересов;

ж)        уровень волевого развития.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.

2. Фронтальная.

В коллективе возможна личностная свобода, только коллективными усилиями можно обеспечить свободу каждой отдельной личности. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.

В научных трудах Е.И. Щербакова выделяет индивидуальную, групповую, индивидуальную, коллективно-групповую форму обучения.

Таким образом, каждая из форм имеет отличительность по своей специфики. У индивидуальной формы обучения есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности ребенка, переживание положительных эмоций от общения непосредственно с педагогом (или с тем взрослым, который организует этот процесс). Оно, как правило, более результативно, нежели коллективное обучение. Именно при индивидуальном обучении сотрудничество ребенка со взрослым позволяет достигать цели. Это связано с тем, что, обучая одного ребенка, взрослый легко может увидеть (определить) его «зону ближайшего развития».      Коллективная, естественно, более экономически выгодная. При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение. Но значительным недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые индивидуальные различия. У разных детей, естественно, разный темп работы, разный уро- вень способностей, разное отношение к деятельности. На каждом коллективном занятии имеет место работа с отдельными детьми. Это может быть как временное снижение требований, активная непосредственная помощь со стороны воспитателя детям, которые в ней нуждаются. Или, наоборот, предложение некоторым детям сложных, проблемных заданий, с учетом их возможностей и интересов.

2.2 Методы развития  элементарных  математическим представлениям у детей дошкольного возраста

Разные науки используют понятие метода в связи со своей спецификой. Так, философская наука трактует метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то») в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета.

В теории и методике математического развития детей термин метод употребляется в широком и узком значениях. Метод может обозначать исторически сложившийся подход к математической подготовке детей в детском саду (монографический, вычислительный и метод взаимно обратных действий).

В процессе формирования элементарных математических представлений воспитатель использует разнообразные методы обучения: практические, наглядно-словесные, игровые.

При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержащие формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т.д. Среди многообразных факторов. Влияющих на выбор того или иного метода, определяющими является программные требования.

В дошкольном возрасте редко используют методы в «чистом виде». Они используются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно, чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении дошкольников.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод.

1. Практический метод – сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями. Этот метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребенок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовывается как действие с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используется как коллективное, так индивидуальные формы выполнения упражнений. В упражнения во всех возрастных категориях включаются игровые элементы.

С возрастом детей упражнения усложняются: они состоят из большого числа звеньев, учебно-познавательного содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения проявления смекалки, сообразительности.

2. Наглядно-словесные методы.

 При формировании элементарных математических представлений не является самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам это не уменьшает их значение в развитие элементарных представлениях математики, подготовки детей.

При развитии математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом:

1. Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением это основной прием обучения он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей. К нему, как правило, предъявляются следующие требования:

-четкость, «пошаговое расчленённость демонстрации»;

- согласованность действий со словесными пояснениями;

- точность, краткость и выразительность речи, сопровождающей показ способов действий;

- активизация восприятия, мышления и речи детей.

Этот прием чаще всего используется при сообщении новых знаний.

2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий.

Прием связан с показом способов действия и вытекает из него. Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательности надо делать, чтобы получился необходимый результат.

3. Пояснение, разъяснение, указание. Эти словесные приемы используются при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднение и т.д.  Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными.

4. Вопросы к детям.

Это один из основных приёмов формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Они могут быть:

- репродуктивно-миемические;

- репродуктивно-познавательные;

- продуктивно-познавательные;

5. Словесные отчеты детей.

Этот методический прием складывается из вопроса воспитателя, требующего после выполнения упражнения детьми рассказать, что и как они делали и что получилось в итоге, и собственно детских вопросов на ответ. Слово во многом помогает вычленить действие, осмыслить результат. Первоначально воспитатель помогает детям, дает образец отчета, постепенно они самостоятельно рассказывают о своих действия, оперируя математическими представлениями.

 6. Контроль и оценка.

Эти приемы выступают в тесной взаимосвязи друг с другом. Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включает исправление ошибок.

7. Анализ, сравнение, синтез.

Они выступают не только как познавательные процессы или операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка при обучении, познании нового.

3. Игровой метод

При формировании элементарных математических представлений игра выступает как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам. Широко используются дидактические игры. Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование отдельных элементов разных видов игр: сюжетно-ролевая, игра драматизация, подвижная и т.д.; игровых приемов: сюрпризных моментов, соревнования, поиск и т.д.; органическое сочетание игрового и дидактического начало в виду руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребенка.

Таким образом,  для успешного развития ребенка все эти методы необходимо применять в непосредственной связи друг с другом. В комплексе они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника и восприятию фундаментальных математических понятий. Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важен учет содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приемами используются наглядные и практические.

2.3 Средства формирования элементарных математических представлений

Процесс развития элементарных математических представлений осуществляется под руководством воспитателя в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленны на ознакомление.

В настоящее время практики работы распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

- Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

- Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

- Методические пособия воспитателя, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе;

- Сборники дидактических игр и упражнений для развития элементарных математических представлений;

- Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики.

При развитии элементарных математических представлений средства обучения выполняет определенные функции:

- Реализует принцип наглядности;

- Адаптирует абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

- Помогает овладеть способами действий, необходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

- Способствует накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, постоянному расширению и обогащению, помогает осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;

- Дает возможность воспитателю организовать учебно-познавательную деятельность детей и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т.д;

- Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях и вне их;

- Расширяет возможность педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Основным средством развития элементарных математических представлений является комплект наглядного дидактического материала в него входит следующее:

- Объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: игрушки, посуда, пуговицы, шишки и т.д;

- Изображение предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

- Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это - комплексное дидактическое средство, обеспечивающие формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим они используется на занятиях при объяснении нового, закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний.

Наглядный материал бывает двух видов: крупный – для показа; мелкий – раздаточный. Демонстрационные раздаточные материалы различаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий, а вторые – организуют самостоятельную деятельность детей.

К демонстрационным материалам относятся:

- Наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений (фрукты, овощи, животные т.д);

- Геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками - плюс, минус, равно, знаки больше и меньше;

- Фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель;

- Мальберт для рисования;

- Магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

- Полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- Комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные;

- Карточки и таблицы;

- Модели;

- Логические блоки;

- Панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

- Оборудование для дидактических игр;

- Приборы (обычные, песочные часы, счеты и т.д).

К раздаточным материалам относятся:

- Мелкие предметы, объемные плоскостные, одинаковые и разные по цвету и размеру;

- Карточки, состоящие из одной, двух трех и более полос, Карточки с изображением геометрических символов и цифр, карточки лото и другое;

- Наборы геометрических фигур;

- Счетные палочки и т.д.

Деление наглядного и дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства могут использоваться для показа и для упражнений.

В оборудование для самостоятельных игр включается – специальные дидактически средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

- Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие разработанные А.А. Столяровым; развивающие, разработанные Б.П. Никитиным; шашки, шахматы;

- Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозайки, конструкторы, танграмы;

- Отдельные дидактические средства: блоки З.Дьенеша, палочки Х. Кюзенера, кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и т.д;

- Книги с учебно-познавательным содержанием для рассматривания иллюстраций.

Одним из средств формирования элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы.

Требования к занимательному математическому материалу.

  1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной функции, заключающейся в развитии совершенствовании количественных, пространственных представлений у детей.  В организации работы применяют индивидуальные групповые форму работы.
  2. Материал должен использоваться в определенной системе, предлагающий постепенное усложнении задач, игр, упражнений.
  3. Необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков и способов решений.
  4. Материал должен отвечать требованиям разного уровня общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организаций.
  5. Использование математического материала должно сочетаться с другими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

Таким образом, средства развития элементарных математических представлений выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики. Они должны выстраиваться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития элементарных математических представлений. Соответствовать современной системе математической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации в детском саду. Быть удобными для работы, простыми, практическими, конкретными. Процесс развития элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации в детском саду.

 

Заключение        

Педагогические условия формирования естественно – математических представлений у детей дошкольного возраста предполагают не только создание благоприятных условий для формирование определенных знаний, формирование количественных, пространственных и временных представлений, но и развитие мыслительных способностей, умение решать различные задачи, как арифметического значения, так и окружающей действительности.

Воспитатель должен четко представлять и знать не только как развивать и обучать дошкольника естественно-математической наукой, ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он развивает и формирует у детей.

Методика формирования элементарных математических представлений опирается на разрабатываемые методики  и научные труды научных деятелей прошлого поколения. Она связана с различными науками и окружающей действительности ребенка.

Опора на науки позволяет определить:

- объем и содержание знаний, которые должны быть освоены детьми в детском саду и служить фундаментом математического образования.

- использовать методы и средства обучения, в полной мере отвечающие возрастным особенностям дошкольникам, требованиям принципам приемственности.

Обучение должно строится с учетом закономерностей развития познавательной деятельности, личности ребенка, что является предметом изучения психологических наук. Восприятие, представление, мышление, речь не только функционируют, но и интенсивно развиваются в процессе обучения.

Психологические особенности и закономерности восприятия ребенком множества предметов, числа, пространства, времени служат основой при разработки методики формирования элементарных математических представлений.

Многосторонние контакты существуют между частными методиками, изучающими конкретные закономерности процесса воспитания и обучения маленьких детей: методикой формирования элементарных математических представлений, развития речи, теорией и методикой физического воспитания и д.р.

Роль математических представлений носит роль для всестороннего развития личности ребенка

- умственное: восприятие, внимание, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес.

- физическое: развивается маскулатура кистей рук, спины, глаз.

- трудовое: математика это тяжелый труд умственного процесса.

- нравственное: дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность.

-эстетическое: красота математической мысли, символика мышления.

Таким образом, рациональное построение развития связано с анатомо-физиологическими особенностями детей. Приобретая математические представления, ребенок получает чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевая способами и приемами познания , применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает миропонимание с окружающей жизнью.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М., 2003. – 400 с.
  2. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-М, 2000.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 237 с.
  4. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Л.Г. Нисканен. - М.: Академия, 2002.- 109 с.
  5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова.- М.: Академия, 2004.- 416 с.
  6. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений. - М.: Гном-Пресс, 1999.- 110 с.
  7. Коломинский Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.- 320 с.
  8. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1989.- 236 с.
  9. Кругецкий В.А. Психология математических способностей у дошкольников. - М.: Просвещение. 1968 -431 с.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н.Леонтьев. – М.: 1981.- 212 с.
  11. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей.-Ч.1. / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой. - СПб: Детство-пресс, 2003.- 191 с.
  12. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 304
  13. с.
  14. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 2000 -218 с.
  15. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990.- 98 с.
  16. Мухина В.С. Детская психология/ В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1985.- 272 с.
  17. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-е изд./ Р.С. Немов.-М.: Владос, 2001.- 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

«Педагогические условия формирования естественно-математических представлений у детей дошкольного возраста»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА По программе профессиональной подготовки по специальности «Воспитатель ДОУ. Педагогическая деятельность в дошкольном образовании. Образование и педагогика.»...

Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

Формирование художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики дошкольного воспитания на современном этапе развития. Мы считаем, что человек будущего ...

Сообщение к педагогическому совету "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формиру...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать трудности во время школьного обучения, поэтому одной из важных проблем, встающих перед нами, педагогами, является формирование интере...