консультация для воспитателей "Логико-математическое развитие дошкольника: От прошлого к настоящему"
консультация по математике на тему

Кучерова Татьяна Викторовна

Логико-математическое развитие дошкольника: «От прошлого к настоящему»

 

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, систематизацией, при условии использования математического содержания является по сути своей логико-математической.

В 60-70 годах 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации.

Основным и особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша, и цветных счетных палочек Х. Кюизенера.

В силу этого в 80-е годы 20 века отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки, предложенной профессором Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяром. На ее основе впервые разработаны и изданы в 1982 году учебно-методические пособия для детей и педагогов («Математика, 0», «Давайте поиграем»).

На основе данных исследования ученицы А. А. Столяра Е. Н. Носовой стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии дошкольников:

- от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

  • от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

- на выявление свойств – цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);

- на освоение детьми сравнения, классификации обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);

- на овладение логическими действиями и мыслительными операциями(«Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса»).

В таких играх используются логические блоки Дьенеша и их заменители.

Сегодня согласно Федеральному государственному стандарту ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».

Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

7) развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

8) развитие активности и инициативности детей;

  1. воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

    В первую очередь следует использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста и обращать внимание на то, что сюжетная логико-математическая игра представляет собой аналог традиционного математического занятия. В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.

    В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

    В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п. ; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.»

    Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение(восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания«Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена. «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)

    При таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности.

    1. В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.

      Логические и математические игры.

      Современные логические и математические игры разнообразны.

      В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания,развивается мышление, сообразительность, смекалка

      Отметим некоторые из них:

      настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.

      игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.

      игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.

      игры из серии «Форма и цвет», «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»

      игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.

      игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

      развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

      поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

      взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

      переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным

      В результате освоения игр происходит:

      во первых - Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)

      во вторых - Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по — другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)

      И в третьих - Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

     

    Таким образом, логико-математическое развитие детей дошкольного возраста происходит главным образом через игровую деятельность, в режимных моментах. Задача педагога, помочь развитию логико-математических способностей ребёнка,используя логические и математические игры и средства логико-математического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей.

     

     

    (по В. Тарасовой, М.Н. Спиридоновой)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Логико-математическое развитие дошкольника: «От прошлого к настоящему»

    Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, систематизацией, при условии  использования математического содержания является по сути своей логико-математической.

    В 60-70 годах 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации.

    Основным и особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша, и цветных счетных палочек Х. Кюизенера.

    В силу этого в 80-е годы 20 века отечественная методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки, предложенной профессором Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяром. На ее основе впервые разработаны и изданы в 1982 году учебно-методические пособия для детей и педагогов («Математика, 0», «Давайте поиграем»).

    На основе данных исследования ученицы А. А. Столяра Е. Н. Носовой стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии дошкольников:

    - от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) – к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

    • от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) – к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

    Е. А. Носовой разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

    - на выявление свойств – цвета, формы, размера, толщины («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);

    - на освоение детьми сравнения, классификации обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);

    - на овладение логическими действиями и мыслительными операциями(«Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?», «Помоги фигурам выбраться из леса»).

    В таких играх используются логические блоки Дьенеша и их заменители.

    Сегодня согласно Федеральному государственному стандарту ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».

            Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций»

    Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.

    Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

    Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

    1) развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

    2) развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

    3) освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

    4) развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);

    5) овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;

    6) развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

    7) развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

    8) развитие активности и инициативности детей;

    1. воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

             В первую очередь следует использовать игру, игровую деятельность как ведущую деятельность детей дошкольного возраста и обращать внимание на то, что сюжетная логико-математическая игра представляет собой аналог традиционного математического занятия. В сюжетно-ролевых играх могут быть созданы условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени, для организации опыта экспериментирования с различными веществами и пр.

           В процессе организации поисково-исследовательской деятельности педагог знакомит детей с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

    В трудовой деятельности, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, заданий необходимо обращать внимание на освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.

    В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования «временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т. п. ; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т. п.»

    Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение(восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания«Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. X. Андерсена. «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского и др., а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка», словацкая народная сказка «Двенадцать месяцев» и др.)

    При таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности.

    Логические и математические игры.

    Современные логические и математические игры разнообразны.

    В них ребенок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания,развивается мышление, сообразительность, смекалка

    Отметим некоторые из них:

    настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.

    игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор» и др.

    игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.

    игры из серии «Форма и цвет», «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»

    игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.

    игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.

    развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

    поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

    взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

    переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным

    В результате освоения игр происходит:

    во первых - Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)

    во вторых -  Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по — другому!», «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало…»)

    И в третьих - Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

    Таким образом, логико-математическое развитие детей дошкольного возраста происходит главным образом через игровую деятельность, в режимных моментах. Задача педагога, помочь развитию логико-математических способностей ребёнка,используя логические и математические игры и средства логико-математического развития дошкольников с учётом возрастных особенностей.

    (по В. Тарасовой, М.Н. Спиридоновой)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Аномальное развитие дошкольника"

    Варианты аномального развитияУмственная отсталость, проявляющаяся в виде остаточных клинических форм интеллектуального недоразвития (олигофрения) и текущих, обусловленных прогрессирующими заболеваниям...

    «Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»

    «Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему»...

    консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

    консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»...

    Консультация для родителей "Социальное развитие дошкольника"

    «Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образ...

    Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

    Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

    Консультация по художественно- эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка - дошкольника"

    В стремлении воспитать маленького человека мы должны стараться, чтобы каждый фрагмент нашего «произведения» - каждая сторона личности ребенка – была яркой и интересной. Изобразительное искусство...