Мастер-класс «Калейдоскоп геометрических фигур по ФЭМП" у детей дошкольного возраста.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Попова Наталья Валентиновна

Многофункциональное пособие "Калейдоскоп геометрических фигур".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_ped.idey_.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Калейдоскоп геометрических фигур по ФЭМП у детей дошкольного возраста.

                                                     Алексеева Елена Николаевна – воспитатель

                                                     Попова Наталья Валентиновна – воспитатель

                                                     Богданова Татьяна Петровна – логопед

                                                     СПДС «Колосок» с. Ташелка

Всем известно, что математика играет важную роль в умственном, познавательном и речевом развитии, недаром математику называют «царицей наук».

Занимаясь математикой дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. В последние годы большое внимание уделяется развитию у детей математических и конструктивных способностей.

Как же сделать так, чтобы изучение математики стало более привлекательным и доступным для воспитанников?

Мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему–то обучают, пусть думают, что они только играют, но не заметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

Обучение математике дошкольников невозможно без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.  Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать ее,  которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает определенную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений у детей.

Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они видоизменяются по мере усложнения усвоенного дошкольниками программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

В работе с детьми мы используем много игр, сделанных своими руками.

Предлагаем вашему вниманию многофункциональное пособие «Калейдоскоп геометрических фигур». В нашем детском саду данное пособие в своей работе используют воспитатели разных групп.  Область применения многообразна: и в организованной образовательной деятельности, и в свободной деятельности детей в режимных моментах, и в индивидуальной работе.

Дети любят слушать сказки, они стараются повлиять на события, помочь героям. Эту особенность детей мы используем в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение математических задач, где необходимо применять математические знания.

   

Учитывая интерес ребенка к игре и сказке мы используем наше пособие при решении «математических сказок».

   

«Калейдоскоп геометрических фигур» можно изготовить очень легко. Для этого нам понадобиться: салфетки универсальные, ножницы, карандаш, трафарет геометрических фигур.

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение.

Данное пособие поможет:

Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету).

Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

Варианты игры:

«Чего не стало? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Собери бусы из фигур» - по желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры» - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

 «Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например, дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко, машину и т. д.) В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка).

 «Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

. «Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по геометрическому образцу.

 «Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур) и другие.

    Опыт работы показал, что используя данное пособие благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.

Дидактические игры дали большой заряд положительных эмоций, повысился уровень работоспособности детей.

   

     Таким образом, можно говорить о положительной динамике роста интеллектуального развития детей.

     Хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.    

 Литература.

1.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеев. – М.: Просвещение, 1992.

2.Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 1991.

3.Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М., 1984.

4. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. -  М.: 2005.

65М.К.Сай, Е.И.Удальцова Математика в детском саду.- 2-е изд.,1990.

6.З.А.Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников, пособие для воспитателя.-М.,1985.

7.И.А.Понмарева, В.А.Позина. Формирование элементарных математических представлений. – Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ. М. 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"

Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при  проведении артикуляционной гимнастики....

Мастер класс по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МУЗЫКИ И ЗДОРОВЬЯ»

Дыхательная и артикуляционная гимнастика- одни из важных средств по развитию певческой культуры у дошкольников в системе музыкальных занятий. Данный мастер- класс предназначен для музыкальных руководи...

мастер - класс для родителей " Сенсорное развитие и воображение детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию, воображению детей  дошкольного возраста в домашних условия...

Мастер - класс для родителей " Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для родителей " Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс "Рисование песком как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

    Создание усовий для освоения практических навыков работы по песочному рисованию с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального уровня педагогов, специалистов и воспита...

Мастер - класс по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Целью мастер-класса является научить педагогов использовать свободное время для отработки звукопроизношения у детей дошкольного возраста....

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...