Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Алтухова Ольга Владимировна

Программное содержание:

·        Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа.

·        Развивать умение называть пропущенное число, обозначенное цифрой.

·        Развивать представления о геометрических фигурах.

·        Продолжать учить называть числа в обратном порядке.

·        Продолжать учить определять время  на макете часов.

·        Закрепить умение делить квадрат на 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей.

·        Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

·        Развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход:

Ребята, вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам одну сказку. А вы будете не только меня внимательно слушать, но и вместе с нашими героями сможете попробовать свои силы в преодолении всех испытаний, стоящих у них на пути. Согласны? Тогда начинаем.

В огромном лесу жил со своей семьей лесничий. Вы знаете кто такой лесничий? Это человек, который заботится о лесах: растит лес, охраняет его от пожаров. Целыми днями лесничий бродил по лесу и был всегда весел. Зато дома часто вздыхал и хмурился: очень огорчали его сыновья. Старшему было девять лет, а Младшему – шесть, и они каждый день ссорились. И вот однажды, в канун нового года, лесничий сообщил сыновьям о том, что надо ехать в город за украшениями для новогодней елки. «Маму одну послать нельзя,- сказал он.- Ее по дороге волки съедят. Самому мне ехать, так я не умею ходить по магазинам. А поехать родителям вдвоем, так вы и вовсе переругаетесь».  «Даю честное слово,- сказал Старший,- все будет в порядке». «Хорошо,- ответил лесничий,- но запомни: ты отвечаешь за дом и главное – за брата». На том и порешили. Мать приготовила детям еду на три дня. Отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого лесничий запряг лошадь в сани, бубенчики зазвенели, и родители уехали.

Первый день прошел хорошо. С утра и до вечера Старший учил Младшего определять время по часам. Давайте и мы с вами вспомним, как называется круг с цифрами на часах? (Циферблат.) Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны? (Короткая стрелка показывает часы, а длинная минуты.) Если длинная стрелка показывает на 12, а короткая на цифру 3, какое время показывают часы? (Три часа.) Какое время показывают эти часы? (Пять часов.)

Второй день прошел еще лучше. Старший учил Младшего считать в обратном порядке. Давайте и мы с вами попробуем посчитать в обратном порядке ( с числа 6; 8; 5).

Наступил третий день. С утра Старший взялся читать журнал и на все просьбы Младшего поиграть с ним отвечал: «Оставь меня в покое!» На этот раз дело кончилось худо. Старший терпел, а потом схватил брата за шиворот и вытолкнул его из дома. Правда, на миг сердце Старшего сжалось, но потом он подумал: « В моем журнале есть интересная головоломка. Вот разгадаю ее и открою дверь Младшему». Ребята, давайте поможем Старшему быстрее разгадать головоломку, чтобы Младший не замерз на улице. Здесь изображены три ряда предметов. В одном из рядов не хватает предмета. Вам нужно дорисовать недостающий предмет.

Когда головоломка была разгадана, Старший бросился во двор. К сожалению, брата во дворе не было. Старший горько заплакал и решил не возвращаться домой без Младшего брата.

В ночи мальчик шел дорогой, которой никогда прежде не ходил. Хотите помочь ему? Тогда возьмите красный карандаш и внимательно выполняйте то, что я скажу. Найдите начало пути Старшего. Приготовьтесь, не отрывая карандаша от бумаги, точно по клеточкам проводить линию. Вправо – 3 клеточки, вверх – 2 клеточки, вправо – 2 клеточки, вниз – 8 клеточек, вправо – 3 клеточки, вверх – 2 клеточки, влево – 1 клеточка, вверх – 3 клеточки, вправо – 5 клеточек, вниз – 8 клеточек, вправо – 4 клеточки, вверх – 6 клеточек, вправо – 5 клеточек. Получилось? Молодцы! Вот так Старший вышел на поляну. Он услышал прекрасную музыку и увидел танцующие снежинки. Давайте и мы с вами превратимся в снежинок и немного потанцуем. Как только музыка будет затихать, посмотрите на карточку с цифрой, которую я вам буду показывать. В соответствии с показанной цифрой вам нужно будет объединиться в группы.

И вдруг музыка затихла, снежинки исчезли и перед мальчиком появился старик с длинной седой бородой. Вначале мальчик подумал, что это Дед Мороз, но когда увидел злой взгляд старика понял, что это Ледяной волшебник, о котором неоднократно ему рассказывал отец. «Следуй за мной, - сказал старик. – Твой брат у меня!»

Долго ли, скоро ли они шли, наконец вошли во дворец, и Старший оказался в огромном ледяном зале. Сквозь прозрачные двери был виден следующий зал, за ним еще и еще. Все залы были определенной формы. Мальчику захотелось их нарисовать и пересчитать. Вот что у него получилось. Возьмите простой карандаш и подсчитайте, сколько здесь залов различной геометрической формы и сколько их всего, а ответы запишите цифрами в своих листочках. Выполнили? Хорошо!

«Я дам вам шанс вернуться домой, - сказал старик мальчику. - если ты сможешь справиться с тремя моими испытаниями». Ребята, Поможем Старшему? Итак, первое испытание: решите правильно задачи. Но прежде посмотрите на рисунок. Здесь нарисованы три треугольника разной величины: маленький, большой и средний. Вскоре они пригодятся вам для записи своих ответов.

Слушайте первую задачу. У меня в обеих руках 7 льдинок. Из них в правой руке 3 льдинки. Сосчитайте, сколько льдинок в моей левой руке? Возьмите красный карандаш и свой ответ запишите цифрой в маленький из предлагаемых треугольников.

Слушайте вторую задачу. В коробочке лежат 4 карандаша. Длинных карандашей, больше, чем коротких. Сосчитайте, сколько коротких карандашей в этой коробочке? Возьмите синий карандаш и свой ответ запишите цифрой в большой из указанных треугольников.

Слушайте третью задачу. Дети слепили 6 снежков и ушли домой. Солнышко сразу горячими лучами растопило 2 снежка. Подумайте, сколько снежков увидели дети, когда летом вернулись обратно? Возьмите зеленый карандаш и свой ответ запиши цифрой в средний из данных треугольников.

Теперь слушайте второе испытание. Залетели синицы и склевали единицы, залетели сойки и склевали двойки, пятерки и семерки; залетели воробьи и не стало цифры три. Узнайте, где стояли эти цифры.

Наконец третье испытание. Разделите листы бумаги квадратной формы на 8 равных частей. Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть. Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая  или целое? Справились с заданием. Хорошо!

Старший справился с испытаниями, но Ледяной волшебник куда-то исчез. Мальчик решил, не теряя времени даром, поискать брата. Пошел по дворцу и нашел только один зал с закрытой дверью. Мальчик сразу догадался, что за этой дверью спрятан его брат. Старший попытался открыть дверь: колотил по ней ногами, кулаками – пока не выбился из сил. Но вдруг он вспомнил о спичках, которые лежали у него в кармане. Мальчик набрал дров, развел костер и растопил эту злополучную дверь. Войдя, он увидел стоящего в центре зала своего брата. Младший был холоден и неподвижен. Чтобы расколдовать Младшего, нам нужно выполнить задания. Составьте четырехугольник из четырех палочек. Составьте четырехугольник из шести палочек. Составьте из семи палочек два квадрата. Составьте из пяти палочек два треугольника.

Ребята, вы расколдовали Младшего брата. Старший бросился к Младшему, обнял его, и оба брата помчались домой.

Всё это время мать и отец сидели у окна и молчали. Наконец они увидели, как по лесу, взявшись за руки, бегут Старший и Младший. Родители бросились сыновьям на встречу. С тех пор семья лесничего стала жить дружно и счастливо.

Вот и подошла к концу интересная и во многом поучительная сказка. На прощание от души пожелаем друг другу, чтобы мир никогда не покидал наши дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Программное содержание:

·        Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа.

·        Развивать умение называть пропущенное число, обозначенное цифрой.

·        Развивать представления о геометрических фигурах.

·        Продолжать учить называть числа в обратном порядке.

·        Продолжать учить определять время  на макете часов.

·        Закрепить умение делить квадрат на 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей.

·        Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

·        Развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход:

Ребята, вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам одну сказку. А вы будете не только меня внимательно слушать, но и вместе с нашими героями сможете попробовать свои силы в преодолении всех испытаний, стоящих у них на пути. Согласны? Тогда начинаем.

В огромном лесу жил со своей семьей лесничий. Вы знаете кто такой лесничий? Это человек, который заботится о лесах: растит лес, охраняет его от пожаров. Целыми днями лесничий бродил по лесу и был всегда весел. Зато дома часто вздыхал и хмурился: очень огорчали его сыновья. Старшему было девять лет, а Младшему – шесть, и они каждый день ссорились. И вот однажды, в канун нового года, лесничий сообщил сыновьям о том, что надо ехать в город за украшениями для новогодней елки. «Маму одну послать нельзя,- сказал он.- Ее по дороге волки съедят. Самому мне ехать, так я не умею ходить по магазинам. А поехать родителям вдвоем, так вы и вовсе переругаетесь».  «Даю честное слово,- сказал Старший,- все будет в порядке». «Хорошо,- ответил лесничий,- но запомни: ты отвечаешь за дом и главное – за брата». На том и порешили. Мать приготовила детям еду на три дня. Отец принес дров на три дня и дал Старшему коробку спичек. После этого лесничий запряг лошадь в сани, бубенчики зазвенели, и родители уехали.

Первый день прошел хорошо. С утра и до вечера Старший учил Младшего определять время по часам. Давайте и мы с вами вспомним, как называется круг с цифрами на часах? (Циферблат.) Какие стрелки есть у часов и для чего они нужны? (Короткая стрелка показывает часы, а длинная минуты.) Если длинная стрелка показывает на 12, а короткая на цифру 3, какое время показывают часы? (Три часа.) Какое время показывают эти часы? (Пять часов.)

Второй день прошел еще лучше. Старший учил Младшего считать в обратном порядке. Давайте и мы с вами попробуем посчитать в обратном порядке ( с числа 6; 8; 5).

Наступил третий день. С утра Старший взялся читать журнал и на все просьбы Младшего поиграть с ним отвечал: «Оставь меня в покое!» На этот раз дело кончилось худо. Старший терпел, а потом схватил брата за шиворот и вытолкнул его из дома. Правда, на миг сердце Старшего сжалось, но потом он подумал: « В моем журнале есть интересная головоломка. Вот разгадаю ее и открою дверь Младшему». Ребята, давайте поможем Старшему быстрее разгадать головоломку, чтобы Младший не замерз на улице. Здесь изображены три ряда предметов. В одном из рядов не хватает предмета. Вам нужно дорисовать недостающий предмет.

Когда головоломка была разгадана, Старший бросился во двор. К сожалению, брата во дворе не было. Старший горько заплакал и решил не возвращаться домой без Младшего брата.

В ночи мальчик шел дорогой, которой никогда прежде не ходил. Хотите помочь ему? Тогда возьмите красный карандаш и внимательно выполняйте то, что я скажу. Найдите начало пути Старшего. Приготовьтесь, не отрывая карандаша от бумаги, точно по клеточкам проводить линию. Вправо – 3 клеточки, вверх – 2 клеточки, вправо – 2 клеточки, вниз – 8 клеточек, вправо – 3 клеточки, вверх – 2 клеточки, влево – 1 клеточка, вверх – 3 клеточки, вправо – 5 клеточек, вниз – 8 клеточек, вправо – 4 клеточки, вверх – 6 клеточек, вправо – 5 клеточек. Получилось? Молодцы! Вот так Старший вышел на поляну. Он услышал прекрасную музыку и увидел танцующие снежинки. Давайте и мы с вами превратимся в снежинок и немного потанцуем. Как только музыка будет затихать, посмотрите на карточку с цифрой, которую я вам буду показывать. В соответствии с показанной цифрой вам нужно будет объединиться в группы.

И вдруг музыка затихла, снежинки исчезли и перед мальчиком появился старик с длинной седой бородой. Вначале мальчик подумал, что это Дед Мороз, но когда увидел злой взгляд старика понял, что это Ледяной волшебник, о котором неоднократно ему рассказывал отец. «Следуй за мной, - сказал старик. – Твой брат у меня!»

Долго ли, скоро ли они шли, наконец вошли во дворец, и Старший оказался в огромном ледяном зале. Сквозь прозрачные двери был виден следующий зал, за ним еще и еще. Все залы были определенной формы. Мальчику захотелось их нарисовать и пересчитать. Вот что у него получилось. Возьмите простой карандаш и подсчитайте, сколько здесь залов различной геометрической формы и сколько их всего, а ответы запишите цифрами в своих листочках. Выполнили? Хорошо!

«Я дам вам шанс вернуться домой, - сказал старик мальчику. - если ты сможешь справиться с тремя моими испытаниями». Ребята, Поможем Старшему? Итак, первое испытание: решите правильно задачи. Но прежде посмотрите на рисунок. Здесь нарисованы три треугольника разной величины: маленький, большой и средний. Вскоре они пригодятся вам для записи своих ответов.

Слушайте первую задачу. У меня в обеих руках 7 льдинок. Из них в правой руке 3 льдинки. Сосчитайте, сколько льдинок в моей левой руке? Возьмите красный карандаш и свой ответ запишите цифрой в маленький из предлагаемых треугольников.

Слушайте вторую задачу. В коробочке лежат 4 карандаша. Длинных карандашей, больше, чем коротких. Сосчитайте, сколько коротких карандашей в этой коробочке? Возьмите синий карандаш и свой ответ запишите цифрой в большой из указанных треугольников.

Слушайте третью задачу. Дети слепили 6 снежков и ушли домой. Солнышко сразу горячими лучами растопило 2 снежка. Подумайте, сколько снежков увидели дети, когда летом вернулись обратно? Возьмите зеленый карандаш и свой ответ запиши цифрой в средний из данных треугольников.

Теперь слушайте второе испытание. Залетели синицы и склевали единицы, залетели сойки и склевали двойки, пятерки и семерки; залетели воробьи и не стало цифры три. Узнайте, где стояли эти цифры.

Наконец третье испытание. Разделите листы бумаги квадратной формы на 8 равных частей. Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть. Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна восьмая  или целое? Справились с заданием. Хорошо!

Старший справился с испытаниями, но Ледяной волшебник куда-то исчез. Мальчик решил, не теряя времени даром, поискать брата. Пошел по дворцу и нашел только один зал с закрытой дверью. Мальчик сразу догадался, что за этой дверью спрятан его брат. Старший попытался открыть дверь: колотил по ней ногами, кулаками – пока не выбился из сил. Но вдруг он вспомнил о спичках, которые лежали у него в кармане. Мальчик набрал дров, развел костер и растопил эту злополучную дверь. Войдя, он увидел стоящего в центре зала своего брата. Младший был холоден и неподвижен. Чтобы расколдовать Младшего, нам нужно выполнить задания. Составьте четырехугольник из четырех палочек. Составьте четырехугольник из шести палочек. Составьте из семи палочек два квадрата. Составьте из пяти палочек два треугольника.

Ребята, вы расколдовали Младшего брата. Старший бросился к Младшему, обнял его, и оба брата помчались домой.

Всё это время мать и отец сидели у окна и молчали. Наконец они увидели, как по лесу, взявшись за руки, бегут Старший и Младший. Родители бросились сыновьям на встречу. С тех пор семья лесничего стала жить дружно и счастливо.

Вот и подошла к концу интересная и во многом поучительная сказка. На прощание от души пожелаем друг другу, чтобы мир никогда не покидал наши дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского садаФорма проведения – занятие –детектив Интеграция образовател...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада Тема: «Детектив»Группа: подготовительнаяНаправление: Открытое з...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6...