Самоанализ проделанной работы за год в старшей группе
статья по математике (старшая группа) на тему

Захарова Юлия Леонидовна

Формирование элементарных математических способностей посредством дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx496.68 КБ

Предварительный просмотр:

Когда я вспоминаю детский сад, куда я ходила в детстве, в памяти всплывают добрые глаза воспитателя, которые встречали меня каждое утро. Прошло столько времени, а я до сих пор помню, как зовут ее. Ее доброта и забота навсегда остались в моем сердце. Мое первое сочинение на тему «Кем я хочу быть?», было, несомненно, посвящено ЕЙ, Наталье Ильиничне.

Когда пришло время выбирать свой жизненный путь, из множества профессий я выбрала одну – воспитатель детского сада. И в 2005 году я поступила в Северо-Казахсанский государственный университет им. М. Козыбаева. В 2009 году  я получила специальность «Бакалавр дошкольного образования».

На данный момент я работаю воспитателем в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска, в детском саду № 133, в группе «Семицветик». Общий педагогический стаж работы 7 лет.

В педагогической работе придерживаюсь девиза: «Мы учим до тех пор, пока учимся сами»,  автор: К. Д.Ушинский.

В связи с переходом на новый федеральный государственный образовательный стандарт, у меня возникла острая необходимость в повышении квалификации:

- с 26.10.2015 по 27.10.2015 прошла краткосрочное повышение квалификации  по теме: «Современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 16 часов (копия сертификата прилагается).

- с 4 апреля 2016г по 22 апреля 2016г. прошла обучение в ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Повышение качества педагогического процесса на основе ФГОС ДО» в объеме 108 часов (копия удостоверения прилагается) и выполнила итоговую работу – краткосрочный проект по теме ««Развитие элементарных математических представлений дошкольников в ходе моделирования». Курсы помогли выделить  проблемы в постановке и решении образовательных и воспитательных задач.

В 2016 году создала свой персональный сайт в социальной сети работников образования (nsportal.ru /Захарова Юлия Леонидовна). Этот портал позволил мне пользоваться уже предложенным навигационным меню. На моем мини-сайте, размещено портфолио, имеются уже готовые работы и фотографии. Процесс размещения текстов очень занимателен для меня, интересен и познавателен. Также я зарегистрирована на портале МААМ.ру  (Приложение 1)

В чем же основные преимущества обладания собственным сайтом в Интернет пространстве для меня?

-оценка своего профессионального уровня;

-тесный контакт с родителями и коллегами;

-повышение уровня ИКТ компетенций;

-осуществление диссеминации собственного опыта на широкую аудиторию;

-создание систематизированного архива собственных материалов, хранящихся на сервере;

-осуществление участия в профессиональных конкурсах Web-сайтов педагогов;

-создание мотивации и условий для собственного профессионального роста и творческого развития;

-получение баллов за сайт и участие в конкурсах.

С 2016 года вхожу в творческую группу по созданию мини-музея «Мой город Новосибирск»  в детском саду.

Время, в которое мы живем — стремительно меняется. Человеку приходится подстраиваться под его ускоряющийся ритм. Детство современного ребенка наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Ребенок 21 века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы. Математические знания становятся неотъемлемой частью жизни  нашего общества, а следовательно развитие математических способностей обязательно для всех детей в независимости от того насколько высок их потенциальный уровень. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.

В сентябре  2016 года я провела срез знаний, используя методику и диагностическую карту, разработанную В.П. Новиковой. (Приложение 2) Срез знаний проводился в форме индивидульной беседы с целью изучения сформированности элементарных математических представлений. Результаты среза знаний заносила в общую диагностическую карту, а затем выводила средний показатель по группе.

Таблица показателей детей группы «Семицветик»

Сроки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 Сентябрь 2016 г.

1 %

85%

14%

На начало года срез знаний показал, что у детей:

— не достаточно развиты умения сравнивать и классифицировать предметы по форме, цвету и величине;

— не сформированы элементарные знания о количественных представлениях;

— низкий уровень пространственных и временных представлений;

— не развиты мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)

Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. Я стала углубленно работать над темой: «Использование дидактических игр для формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Перед собой поставила цель: обеспечение целостности образовательного процесса через  организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание  благоприятных  условий  для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  • Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Оформить в группе уголок  математики;
  • Создать картотеку математических игр.

Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:

1) доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2) непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3) целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4) системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5)  преемственность — обучение продолжается в начальной школе.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • сравнение;
  • метод моделирования и конструирования
  • решение логических задач;
  • экспериментирование и опыты
  • воссоздание и преобразование
  • информационно коммуникативные технологии
  • здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой)

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:

  • организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
  • демонстрационные опыты;
  • сенсорные праздники на основе народного календаря;
  • театрализация с математическим содержанием;
  • обучение в повседневных бытовых ситуациях;
  • беседы;
  • самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествия во времени
  3. Игры на ориентировку в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на логическое мышление

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль-роль воспитателя несравненно большая, чем в играх драгой направленности. Именно Я- ввожу детей в ту или иную игру и знакомлю их с методом ее ведения. Участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

  1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не  стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.
  2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени). Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.
  3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача — научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагала узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивала: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). (Приложение 5)

Работая по данной теме, мною также был составлен перспективный план. Перспективный план рассчитан на один год (старшая группа). В плане отражены темы занятий, программные задачи, а также методы и приемы закрепления в практической деятельности по всем разделам математики. Такой перспективный план облегчает планирование моей деятельности и деятельности детей в предварительной работе, работе по закреплению изученного материала, а также совместную, занятийную и самостоятельную деятельность детей и воспитателя. (Приложение 6)

Образовательную деятельность по ФЭМП проводила в игровой форме. Занятие – игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических знаний и представлений, создаётся непринуждённая обстановка. Такое занятие проходит более эмоционально. Сказочный сюжет привлекает дошкольников, при этом повышается познавательная активность детей. Педагог положительно оценивает адекватные способы выражения радости и сопереживания.

Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические сказки. На занятии по ФЭМП знакомила детей со стихотворением или считалкой, последующее их разучивание проводилось в свободное время. Считалки, стихи применяла в свободной игровой деятельности, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед.

Занимательные вопросы, задачи, загадки включала в занятия по ФЭМП с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. Предлагала занимательный материал в начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состояло в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности, активности.

Организовывала  математические праздники и развлечения. Праздник строился на игровых видах познавательной деятельности. Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывали перед детьми возможности интеллектуально – познавательного общения и показывали его привлекательность. Значительность события усиливалась сюрпризностью и новизной обстановки.

В своей работе применяла  новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

  1. Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
  2. З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
  3. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  4. И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»
  5. В.В. Волина «Праздник числа»
  6. Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников» и др.

Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.

С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенера, простейшие варианты игр «Танграм», «Колумбово яйцо», «Кубики и цвет» и т.д. Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. (Приложение 3)

Составила картотеки: «Считалки», «Задачи - шутки», «Загадки», «Математические игры на прогулке» (для старшего дошкольного возраста) (Приложение 6)

Работа с семьёй - важная сторона деятельности воспитателя. Обязанностью педагога является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

С родителями своих воспитанников проводила анкетирование. Из анкет я выяснила отношение детей к математике, их эмоциональное самочувствие в процессе познавательного общения, адекватность понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников.  (Приложение 7)

Работа с родителями и детьми проводилась одновременно. Этим обеспечивалось разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам.

Прежде всего, я знакомила родителей с разными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства соответствующей детской деятельностью.

Работа осуществлялась в наглядной форме:

- через оформление различных стендов «Развиваем математику»;

- индивидуальные беседы (учитывала индивидуальные возможности ребёнка, давала конкретные рекомендации по организации той или иной игры с математическим содержанием);

- консультации: «Значение математических игр в развитии детей», «Как организовать игры в семье с использованием занимательного математического материала», «Советы родителям», «Загадки, задачи- шутки». (Приложение 8)

Для определения эффективности своей работы я провела педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.  Использовала  методику и диагностическую карту, разработанную В.П.Новиковой.

        Таблица показателей детей старшей группы «Семицветик»

Сроки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 Апрель 2017 г.

10 %

82%

8%

Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей,  расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Вследствие такой комплексной работы стало ясно, что система игр и занятий приносит положительные результаты. Систематическое участие в решении умственных задач стимулировало познавательные интересы детей, изменяло их отношение к игровым заданиям. Деятельность детей стала более осознанной, дети стали способны принять поставленную мною цель, получить результат, соответствующий принятой цели. Дети проявляют высокую познавательную активность исследуя предметы, их свойства, качества, пользуются разнообразными обследовательскими методами, умеют группировать объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; умеют составлять целое из частей; осваивают счет.

Родители также замечают положительные изменения в развитии детей. Занятия по развитию элементарных математических представлений порождают у детей любознательность, развивают память, внимание, логическое мышление, а значит, создают основу для успешного обучения в школе, а для большинства родителей именно обучение стоит на первом месте. Таким образом, родители остаются довольны моей работой, понимают значимость этого направления в развитии детей.

Но моя работа не была бы столь эффективной без плодотворного сотрудничества с другими специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем). Я тесно сотрудничаю с ними, получаю рекомендации по решению проблем, консультируюсь, организую совместные встречи с родителями. Охотно делюсь своими знаниями и  с коллегами – воспитателями. Разработала для них консультации («Как организовать центр занимательной математики», «Оснащение центра математики» и т. д.) провожу открытые занятия. Стараюсь перенять их положительный опыт в решении проблем математического развития детей.

Стараюсь повысить свой профессиональный уровень, посещая и участвуя в семинарах — практикумах и педагогических советах на базе детского сада.

Приложение №1

Анкета для родителей.

«Математика для развития Вашего ребенка»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений? ___

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?___

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?___

5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?___

6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике? ___

7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе? ___

8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие? __

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка? ___

 

По результатам анкетирования:

            -65% родителей знакомы с требованиями программы детского сада по развитию элементарных математических представлений,;

             -60% опрошенных считают, что основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду- развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;

             - 80% считают, что их ребенок в детском саду получает достаточное развитие по математике и хорошую подготовку  к дальнейшему обучению в школе.                      

        

Приложение №2

Диагностическая карта по методике В.П.Новиковой

Эта карта предназначена для выявления знаний детей пятого года жизни по разделу

«Формирование элементарных математических представлений».

Методика №1.Выявление навыков счета.

Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребенка ,умеет ли он считать. Если умеет, предлагает ему это сделать.

Методика №2. Выявление знаний цифр.

Материал: Набор цифр до 5 в произвольном  порядке.

Инструкция к проведению. Сначала педагог предлагает детям назвать те цифры, какие они знают, затем разложить их по порядку.

Методика №3.Выявление умения соотносить количество предметов с цифрой.

Материал: набор цифр. 2 группы игрушек.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает сначала отсчитать 5 елочек, а потом 4 грибочка и обозначить и эти количества цифрами.

Методика №4. Выявление умений отсчитывать количество на один больше или на один меньше.

Материал: 6 грибков, 6 матрешек.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает  ребенку отсчитать матрешек на 1 больше, чем 3 грибка; на 1 меньше, чем 4 грибка.

Методика №5.Выявление умений сравнивать две группы предметов, по-разному расположенные.

Материал: 3 большие чашки на большом  расстоянии друг от друга, под ними в ряд 3 маленькие чашки, близко стоящие друг к другу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, каких чашек больше (меньше) или, может, поровну

Методика №6. Выявление знаний порядковых чисел.

Материал: на столе зайчик, елка, матрешка, мячик, гриб.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает детям сказать, сколько игрушек в ряду, какая по счету матрешка.

Методика №7.Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины.

Материал: 5 полосок разной длины и цвета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине.

Методика №8. Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал: по 3 круга, прямоугольника, треугольника, квадрата разной величины и цвета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает отложить круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и назвать все группы фигур.

Методика №9. Выявление умения ориентироваться в пространстве.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что слева от него, что справа, что впереди.

Методика №10. Выявление умений ориентироваться во времени, называть части суток.

Материал: картинки, на которых изображены части суток. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило ( утро, вечер, день, ночь). Какое сейчас время суток?

Оценка результатов.

1 балл - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;

0,5 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога;

0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

Сроки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Начало исследования

0%

14%

86%

Май 2014 г.

14%

57%

29%

Вывод: на начало среза  с низким уровнем выявлено 86% детей, со средним-14%, с высоким-0%.

В мае 2014 г.результаты изменились. 14% имеют высокий уровень, 57%-средний, 29%-низкий.

На начало второго года моей работы в экспериментальную группу вошли еще 5 детей. Для них в начале года  отдельно провела диагностику по выявлению знаний по формированию элементарных представлений. Для этого использовала  диагностическую карту по выявлению знаний у детей шестого года жизни по методике В.П. Новиковой.

Методика №1.Выявление навыков счета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 10.

Методика №2. Выявление знаний цифр.

Материал: Набор цифр до 10 в произвольном  порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).

Методика №3.Выявление умения соотносить

количество предметов с цифрой.

Материал: набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать 8 игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика №4. Выявление умений отсчитывать количество

на один больше или на один меньше.

Материал: по 10 елочек и грибов.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать елочек на 1 больше, чем грибов (4), после чего дает задание отсчитать грибов на 1 меньше. Чем елочек (7).

Методика №5. Выявление умений составлять число

из единиц и различать количественный и порядковый счет.

Материал: свекла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счету; считать по порядку.

Методика №6. Выявление умений сравнивать 2 группы предметов.

Материал: перед ребенком 5 больших матрешек и 5 маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ответить на вопрос. Каких матрешек больше.

Методика №7.Выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал: перед ребенком 5 полосок разной длины, лежащих произвольно (разница между полосками 0,5 см).

Инструкция к проведению. Педагог задает вопросы: - Одинаковые ли полоски по длине? – Разложи их по порядку: от самой короткой до самой длинной. – Назови, какие полоски по длине?

Методика №8. Выявление знаний о геометрических фигурах.

Материал: 2 красных круга и 1 треугольник;  2 зеленых квадрата и 1 прямоугольник; 3 желтых прямоугольника и 2 треугольника разной конфигурации. По одному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы: - Сколько треугольников?- Сколько четырехугольников?- Сколько красных фигур?- Назови зеленые фигуры.

Методика №9. Выявление умения ориентироваться

в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева от него.

Методика №10. Выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку назвать дни недели по порядку, затем сказать, какой день недели сегодня, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра.

Оценка результатов такая же, что и для средней группы.

    Таблица показателей детей основной группы:

Сроки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 Октябрь 2014г.

28%

57%

15%

Конец исследования

Вывод: на начало второго года  моей работы  результаты еще улучшились. Высокий уровень имеют уже 28%, средний-57%, низкий-15%.

Таблица показателей вновь прибывших детей:

Сроки

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Октябрь 2014г.

0%

40%

60%

Конец исследования

Вывод: Вновь прибывшие дети не были задействованы в первом году моей работы, поэтому уровень их знаний отличается от детей основной группы.

Высокий уровень не имеет никто, средний имеют 40%, низкий-60%.

Есть уверенность, что к концу моей работы  результаты всех детей намного улучшатся.

        

        

        

Приложение №4

Дидактическое пособие  «Мы познаем мир»

Цель: Закреплять  количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»; закреплять умение определять пространственное направление относительно  другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Ход игры: Дети с воспитателем рассматривают фотографию и отвечают на вопросы: «Сколько ребят изображено на фотографии?», «На котором месте ты видишь Максима?», «Посчитай по порядку  всех ребят».

H:\201401\201401A0\200120143051.jpg

               

Дидактическое пособие «Когда это бывает?»

Цель: Расширять представления детей о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Ход игры: Воспитатель раздает карточки-фотографии, на которых изображена деятельность детей в разное время суток. Дети отвечают на вопросы: «Что делают дети на фотографиях?» «Когда это бывает?» «Почему ты так считаешь?» Дети обосновывают свои ответы. Затем воспитатель предлагает разложить карточки по порядку и назвать части суток.

H:\201311\201311A3\221120132696.jpg

                        

                        

Дидактическое пособие «Осенний (зимний) дворик».

Цель: Закрепление пространственных представлений: слева, справа, впереди, сзади; закрепление количественного  и порядкового счета.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем совершают экскурсию к осеннему   ( зимнему) дворику. Замечают изменения и отвечают на вопросы: «Какое время года в дворике?»; «Сколько матрешек катаются с горки?»; «На какой ледянке едет вторая матрешка?»; «Сколько снегирей прилетело на к кормушке?» и т.д.

H:\201312\201312A1\111220132838.jpg

                        

                        

                        

                        

                        

Дидактическое пособие «Теремок».

Цель: Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5.

Ход игры: Ребенок по картинкам пособия  рассказывает сказку «Теремок». Затем отвечает на вопросы: «Сколько зверей жило в теремке?»; «Кто первым пришел к теремку?»; «А кто третьим?» и т.д.

H:\201304\201304A0\210420132018.jpg

Дидактическое пособие «Дни недели».

Цель: дать представление о последовательности дней недели, их названий, развивать познавательную активность.

Ход игры: На календаре клеточками обозначены дни недели. Ребенок с помощью воспитателя узнает день недели, какой он по счету и закрашивает соответствующую клеточку. Каждый раз он закрашивает и выходные дни. Таким образом, ребенок  высчитывает, сколько дней осталось до выходных дней.

I:\Images\Камера\201001\201001A0\020120103439.jpg

                                   

Приложение 5

Папки-передвижки для родителей

Дидактические игры по математике для средней группы

http://4.bp.blogspot.com/-8Cg3yYE5xU8/UOa5FcvycqI/AAAAAAAAA0o/uthwgm9hDHQ/s200/4838370_Piramida_Malaya.jpg

"Раз, два, три - ищи!"

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Материал: Одноцветные пирамидки (желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. 2-3 пирамидки каждого цвета.

Содержание: Дети усаживаются на стульчики полукругом. Воспитатель раскладывает на 2-3 столах пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает детей и каждому ин них дает по колечку одного размера и просит найти пару к своему колечку. "Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое? Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель предлагает подойти к собранной пирамидке и приложить свое колечко к колечку такой величины. Затем детям предлагает оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины.
Искать колечки нужно только после того, как все дети скажут такие слова» Раз, два, три-ищи!" Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Если ребенок ошибся, ему разрешается исправить ошибку, заменив выбранное колечко на другое. Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.

http://2.bp.blogspot.com/-rDAtkbO2JqU/UOa5wivoWoI/AAAAAAAAA0w/G8xVEvJ7d8E/s200/18_loto_04_b.jpg

"Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

http://1.bp.blogspot.com/-Nb_afYaJf6E/UOa6QDWIlNI/AAAAAAAAA04/6BR5H0zhdSU/s200/ris_87.jpg


"Помоги цыплятам"

Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.

Содержание: Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? ( Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Считают количество тех и других. В. читает стихотворение Д. Хармса:

"Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!"

" У кого хвост длиннее?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Содержание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.

http://1.bp.blogspot.com/-onNHL1YbP4s/UOa7MYK5fKI/AAAAAAAAA1E/ZyOUc-iAsv0/s200/_________________4fa4a9e2bf516.jpg

"Кто скорее свернет ленту"

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

Поиграйте со мной!

Составление геометрических фигур

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
  4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
  5. Составить 3 равных квадрата из10 палочек
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
  8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

                Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

                Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

  1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
  2. Составить маленький и большой квадраты
  3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
  4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

                Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

                Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

                Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

                Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

                Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

                Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

                Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

                Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

  1. Разложить кусочки квадратов по цвету
  2. По номерам
  3. Сложить из кусочков целый квадрат
  4. Придумать новые квадратики.

Играем вместе с детьми

Дидактическая игра «Что тебе дать?».

      Цель: Закреплять знание геометрических фигур.

      Материал: 2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры:

      Описание: Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

      Варианты 1). Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

      2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого.

Дидактическая игра «Сосчитай и назови».

      Цель: Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог.

      Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек?» назвать последнее названное им число.

      Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.

     Варианты 1). Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии ..).

     2). Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.

Дидактическая игра «Найди цифру».

     Цель: Закреплять знание цифр от 1 до 10.

     Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.

     Описание: Предложить ребёнку карточки с цифрами (123456789 и 10), а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д.

        Ребёнок показывает нужную цифру.

     

Вариант: Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 10); разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 10 до 1); отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (7) почему отсчитал 7 игрушек? (потому что цифра 7).

Дидактическая игра «Убираем цифры по заданию».

     Цель: Закреплять прямой и обратный счёт; закреплять знание цифр от 1 до 10.

     Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.

     Описание: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру (12345678910 – 10987654321).

     - А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить.

1  2  3  4  5

6  7   8   9  10

Учим математику дома.Консультация для родителей  Учим математику дома (5-6 лет)

Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс.
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. 
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. 
Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
- понятия  "больше", "меньше", "часть", "целое". 
Формы обучения элементарным математическим представлениям - игра.

"Наоборот" (толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий).

«Пришли гости» (определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения). Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.

"Назови соседей" (взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

"Подели предмет" (торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет у в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.

"Найди пару" (перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.

"Какое число пропущено?" Называется пропущенное число.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?

«Сколько вокруг машин?» Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

«Мячи и пуговицы». Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

«Далеко ли это?» Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь  вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 

«Сложи квадрат». Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь  вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. 

«Угадай, сколько в какой руке». В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.

«Счет на кухне». Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной шагов.

Приложение №6

Викторина «Умников и Умниц».

(средняя группа)

Цель:  Закреплять  умение считать в пределах 5, формировать представления о равенстве и неравенстве 2х групп предметов на основе счета. Продолжать учить сравнивать предметы по 2м признакам величины ( длине, ширине , обозначать результаты сравнения соответствующими  выражениями, н-р: длинная и широкая- большая дорожка, короткая и узкая- маленькая дорожка. Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг).

Демонстрационный материал: машинки( 5 шт.), куклы (5 шт.), 4 корзины, 2 набора фигур- с шарами, 2 набора – с кубами , количество шаров и кубов равно количеству детей.

Раздаточный материал: круги по 5 шт., квадраты по 5 шт., « ледяные дорожки» из картона разной длины и ширины ( по 2 шт.) ,» снежные комочки» разного размера    ( по 2 шт.)

Ход занятия. Дети делятся на 2 команды: команду мальчиков и команду девочек.

 1часть. Воспитатель предлагает Умникам отсчитать 5 машин и поставить их на стол, а Умницам- 4 куклы и расположить их рядом (друг за другом). Затем выясняет, что надо сделать, чтобы узнать, сколько на столе машин и кукол. Дети по очереди пересчитывают игрушки и уточняют их    количество. Воспитатель предлагает расположить игрушки так, чтобы было видно поровну кукол и машин или нет. Дети обсуждают знакомые способы сравнения (наложение и приложение). Ребенок из одной команды располагает игрушки выбранным способом: сажает кукол в машины или рядом с машинами.

                   Воспитатель уточняет:» 5 машин и 4 куклы – сравните, что больше.(5 машин больше, чем 4 куклы). 4 куклы и 5 машин-сравните, что меньше.(4 куклы меньше, чем 5 машин). Как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну». Дети  обсуждают 2 способа уравнивания предметов: путем добавления или убавления одного предмета. Вызванный ребенок из другой команды уравнивает предметы одним из способов.

«По сколько стало кукол и машин?»- выясняет воспитатель. Затем восстанавливает неравенство и просит ребенка равенство другим способом. Воспитатель уточняет образование чисел 4 и 5.

2 часть. Аналогичная работа проводится с раздаточным материалом (круги и квадраты).                                                                                                            Воспитатель обсуждает с детьми способы уравнивания кругов и квадратов. Обе команды уравнивают предметы одним из способов.

3 часть. Игровое упражнение « Разложи фигуры».                                            

            На полу стоят 4 корзины, рядом лежат наборы шаров и кубов. Каждая из команд отбирает шары и кубы из своих наборов и раскладывает в корзины: в одну - шары, в другую - кубы. Воспитатель уточняет названия фигур.

4 часть. У каждого ребенка по 2 «ледяные дорожки» и по 2 «снежных комочка». Воспитатель предлагает сравнить «ледяные дорожки» знакомыми способами по длине и ширине: «Что можно сказать о длине дорожек? Покажите длинную дорожку. Покажите короткую дорожку. Что можно сказать о ширине дорожек? Покажите широкую дорожку. Покажите узкую дорожку. Как можно назвать, одним словом длинную и широкую дорожку? (Большая дорожка). А короткую и узкую?» (Маленькая дорожка). Воспитатель предлагает Умникам найти большую дорожку и прокатить по ней большой» снежный комок», а Умницам показать маленькую дорожку и прокатить по ней маленький «снежный комочек».   В конце встречи воспитатель хвалит обе команды за старание, умение дружно работать в команде. Обе команды получают призы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

I:\Images\Камера\201001\201001A0\020120103454.jpg

                                             

     

Игровая ситуация «Поездка на праздник сказок»

(средняя группа)

Цель: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, учить отвечать на вопросы: « Сколько?», «Который по счету?». Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в возрастающей и убывающей последовательности, обозначая результаты словами: самый большой, меньше, еще меньше, самый маленький, еще больше, больше. Совершенствовать умение устанавливать  последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал: фланелеграф, карточки с изображением паровозика и 5 вагончиков с героями сказок (Колобок, Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино), круги (желтый - утро, красный - день, голубой - вечер, черный - ночь); аудиозапись мелодии из телепередачи            « Спокойной ночи, малыши».

Раздаточный материал: изображения шариков и флажков разного цвета и величины (большой, поменьше, еще меньше и т.д. - по 5 шт., размер каждого шарика соответствует размеру флажка.

Ход занятия:

1часть. Воспитатель выясняет у детей, какое сейчас время суток(утро), что можно делать утром. Затем прикрепляет на фланелеграф желтый круг и объясняет, что он будет обозначать утро.

Воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришли сказочные герои, и предлагает всем вместе отправиться на праздник сказок.

Ребята строят паровозик (в каждом из вагончиков поедет один из героев сказки: Колобок. Красная Шапочка, Винни Пух, Чебурашка, Буратино). Воспитатель уточняет: «из каких сказок эти герои? Сколько гостей едет на праздник? Посчитайте. Сколько вагончиков? Как узнать, сколько вагончиков?(Дети определяют количество вагончиков, а затем считают по порядку.) Кто едет в третьем вагончике? В котором по счету вагончике едет Чебурашка?» И так далее.

2 часть. Воспитатель предлагает детям украсить группу флажками и шариками.

Воспитатель обращает внимание на шарики: «Что можно сказать о цвете (величине) шариков?»

Дети располагают шарики в возрастающей последовательности: начиная с самого маленького и заканчивая самым большим, уточняют приемы раскладывания предметов по величине.

Аналогичное задание дети выполняют с флажками и располагают их в порядке убывания.

После выполнения заданий дети рассказывают о величине предметов, используя слова: самый маленький, побольше, еще побольше, самый большой.

3 часть. Игра «Найди себе пару».

Воспитатель выясняет у детей, что можно делать днем и прикрепляет на фланелеграф красный круг, обозначающий день. Затем предлагает поиграть.

Дети берут по одному шарику или флажку и начинают двигаться под музыку.

По окончании мелодии они находят себе пару: ребенка с шариком или флажком такого же цвета и образуют ворота, взявшись за руки и встав друг за другом. Затем дети объясняют свой выбор и меняются предметами. Игра повторяется.

4 часть. Воспитатель обращает внимание детей на круги, обозначающие время суток и предлагает назвать их по порядку в соответствии с тем временем суток, которое они обозначают (утро, день).

«Какое время суток сменяет день?» -спрашивает воспитатель. Он прикрепляет на фланелеграф серый круг и уточняет, какое время суток он обозначает (вечер). Звучит музыка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши». И дети вместе с персонажами сказок смотрят мультфильм (видеозапись сказки).

Воспитатель уточняет, что теперь будут делать дети и герои сказок: «Как называется эта часть суток? (ночь). Прикрепляет на фланелеграф черный круг и предлагает назвать все части суток по порядку: утро, день, вечер, ночь.

I:\Images\Камера\201001\201001A0\020120103442.jpg

               

Игровая ситуация «Составим число».

(старшая группа)

        Цель: Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

        1часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько, каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?»

Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько, каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»

        2часть. Работа с раздаточным материалом. Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

        3часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить,

из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»),

А за ними вдоль забора.

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какие предметы посуды вы собрали? Сколько всего предметов собрали? Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Воспитатель добавляет еще 1 предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра. Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от I до 9. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.

Воспитатель уточняет: «Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?» — и читает отрывок:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

        4часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори». Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры, и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза. 

I:\Images\Камера\201001\201001A0\020120103435.jpg

        5часть. Игровое упражнение «Назови день недели». Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

        6часть. Игра «Живая неделя. У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.       

            Приложение №7

Математический уголок в старшей группе.

Уголок занимательной математики - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Задачи “Уголка занимательной математики”:

1. Целенаправленное формирование у детей 4 – 7 лет интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Организуя уголок занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент.                                                                              В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне.

Уголок занимательной математики оснащается следующим материалом:

-Игры шашечного хода.

-Шашки;

-Домино;

-Головоломки.

- Головоломки с палочками.

-Разнообразные лото.

-Рамки вкладыши.

-Блоки Дьениша.

-Палочки Кьюзенера.

-Игры на классификацию.

-Мозаики.

-Строительные наборы.

-Игры на составление узоров.

-Лабиринты.

-Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.

-Игры для ориентировки на листе бумаги.

-Игры на передвижение.

-Игры В.Воскобовича.

-Настольно-печатные игры.

-Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

-Математические сказки.

-Пособия с логическими задачами;

-Рабочие тетради Л.Г.Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька»;

-Мелкие игрушки;

-Ленточки разной длины и ширины;

-Счетные палочки;

-Карточки с цифрами;

-Карточки на счет;

-Картинки на штриховку;

-Тетради в клетку;

-Линейки-10 шт. по 10 см.;

-Лекала разные;

-Объемные фигуры;

                I:\Images\Камера\201001\201001A0\020120103464.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о проделанной работе за год в младшей группе.

В материале описаны результаты проведённой работы за год по всем видам НОД....

Самоанализ проделанной работы за 2013-2014 учебный год

Самоанализ воспитателя Мурашовой Ирины Николаевны МКДОУ «Детский сад №67» подготовительной группы ...

Аналитический отчет о проделанной работе за год воспитателя старшей группы коррекционной направленности.

 Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной ...

Годовой отчет о проделанной работе воспитателей с детьми старшей группы

Годовой отчет о проделанной работе воспитателей...

Отчёт о проделанной работе по ОБЖ в старшей группе

Одним из главных условий пребывания детей  в детском саду является их безопасность.Цель• Ознакомление воспитанников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального о...