Конспект занятия «Приключения в математической стране», «Как считатели Буратино помогли»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Королёва Марина Игоревна

Цели занятия:

Учебные цели: Сформировать представление о тени, как части поверхности.

Установить экспериментально зависимость формы тени от формы освещаемой фигуры и расположения источника света. Повторить определение числа 1, единственное и множественное число.

Воспитательная цель: Формировать способности к адекватному пребыванию в условиях игры рядом и сюжетно – ролевой игры.

Учебные задачи:

Продемонстрировать зависимость формы тени от расположения источника света.

Продемонстрировать область и ее границы.

Повторить счет парами, понятие числа 1 .единственное и множественное число в ходе выполнения специальных заданий.

Повторить схематическую запись реальных действий.

Воспитательные задачи:

Организовать игру рядом.

Организовать сюжетно-ролевую игру.

Организовать подведение итогов занятия.

Оборудование: модель золотого ключика .брелок, имеющий форму шара, набор цветных карандашей, 3 гимнастических обруча.

 

Ход занятия.

1.Организационный момент.

1. Ритуал приветствия: речевка.

Расположение участников в кругу, взявшись за руки.

Мы веселые ребята!

Мы ребята дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!

 

2. Упражнение – разминка: «Теремок» (пальчиковая игра).

На поляне теремок (двумя руками показываем крышу домика)

Дверь закрыта на замок (сомкнули руки в замок)

Из трубы идет дымок (большой палец встречается с каждым пальчиком, образуя колечки)

Вокруг терема забор (растопырили пальцы)

Чтобы не забрался вор (щелчки)

Тук – тук – тук – 2 раза (кулаками по ладони)

Открывайте (широко развели руки в сторону)

Я вам друг! (ладони сомкнули одна поперек другой)

 

2.Вводная часть.

-Дети, сегодня мы с вами отправимся в чудесное путешествие в математическую страну. Нас ждут приключения, возможно наши друзья считатели нуждаются в нашей помощи и мы обязательно узнаем что то новое для себя. Вы готовы? Отправимся мы свами на машинах.

- Для этого разделимся на пары при помощи математических карточек. (воспитатель раздает по одной универсальной карточке, при этом считает вместе с детьми : один, два , три…)

-Всем хватило карточек? Сколько всего карточек я раздала? Почему я раздала именно столько карточек?  Молодцы! Найдите свою пару!

Почему Дима стал с Полиной? Катя, почему ты выбрала Никиту? Что нужно сделать, чтобы узнать сколько пар у нас получилось? Давайте вместе посчитаем : одна пара, две , три,,. Сколько всего пар? Хорошо.

 

-Дети, Петя  просит помочь считателей в подготовке к путешествию в очень красивый город в стране людей. (воспитатель назначает водителя и указующего)

-Поехали!  (едем по кругу, при этом всегда поворачиваем в заданном направлении)

 

-Гостей встречает Петя. Петя считает гостей парами, смотрит на карточку последней пары и задает вопрос: Сколько пар помещается в число 6? Дети отвечают на этот вопрос, после чего Петя задает следующий вопрос: А что если я заберу одного из вас, на сколько меньше станет детей? А на сколько меньше станет пар?

 

Воспитатель. Петя приготовил  для вас тетради. (берет по две тетради  и раздает детям)

 

-По сколько тетрадей  я беру в руки? Всем хватило?

-Сколько тетрадей я раздала?  Почему?

(дети садятся за столы)

3.Основная часть.

Воспитатель. Через несколько дней после визита королевы Математической страны в гости к считателям пришел Буратино.

 

-Добрый день, - сказал Буратино. – Не могли бы вы помочь мне и моим друзьям попасть в страну счастья?

-Помочь, так помочь . – сразу согласился Петя.

-А какая помощь тебе нужна?

-Все началось  с путаницы, - начал рассказ Буратино.-Когда художник рисовал меня и моих друзей, то он перепутал тени. Вот что у него получилось. Из-за этой путаницы мы не можем попасть в сказочную страну счатсья.

Петя. Ребята, Буратино и его друзья не могут попасть в страну счастья.

-Посмотрите на картинку на стр. 4 и ответьте «Кто из друзей Буратино пытался его научить грамоте? Чем это закончилось?»

Петя. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте на нее ответить!

Была она актрисой,

Прекрасной, как звезда.

От злого Карабаса сбежала навсегда.

 

Петя. Давайте поможем Буратино и Мальвине справится с заданием.

Задание на стр.4

-Укажите художнику на его ошибки, соедините карандашом героев сказки с их тенями.

 

-Чего больше на этой картинке: сказочных героев или теней? Почему? Тени от каких предметов забыл изобразить художник?

-Большое спасибо! Теперь я уверен , что вы сумеете помочь нашей беде, -продолжил Буратино. Вы знаете ,что добрая черепаха Тартилла помогла нам найти золотой ключик от страны счастья. Правда .прежде чем мы получим волшебный ключик, я должен выполнить задание мудрой черепахи.

-Черепаха дала мне картинку и сказала:

_Только один из ключиков на этой картинке волшебный. Волшебный ключик ты найдешь по его тени. Раскрась этот ключик в желтый цвет .и он станет настоящим.

-Ребята, давайте поможем Буратино выполнить задание.

 

Выполнил Буратино задание и слышит голос черепахи Тартиллы.

-Молодец! Ты правильно нашел волшебный ключик! Он первый справа. Этот ключик принесет тебе и твоим друзьям счастье ,если кто-нибудь  восхитится твоим умом.

Сказала так Тартилла .и в этот же миг в его руках появился золотой ключик.

Призадумался Буратино.

-Ключик то я раскрасил, а как умным то стать? Пойду-ка я учится к Мальвине.

Мальвина обрадовалась тому .что Буратино захотел учится. Вот такие задания она ему дала.

-А вы ребята, шепотом подсказывайте Буратино правильный ответ.

-Каких букв на доске больше «А» или «Б»? соедините их парами.

-Сколько таких пар надо еще дописать , чтобы букв «А» стало больше , чем букв «Б»?

-Вы правы. Нисколько. Если буквы дописывать парами, то их все равно будет поровну.

-А сколько пар надо стереть .чтобы букв «Б» стало больше , чем букв «А»?

-Конечно, нисколько. Если буквы убирать парами, то их останется поровну.

-Если  я в верхнюю строчку допишу две буквы О,  а в правую – две буквы М, в какой строке станет больше букв:  в верхней или нижней?

-Если я допишу в верхнюю строку 5 каких-либо букв, а в нижнюю столько же других букв, то в какой строке станет больше букв: в верхней или в нижней?

Потом Мальвина дала много разных картинок и спросила :Чего общего у картинок  в красных рамках?

Буратино сразу заметил, что на каждой картинке нарисовано по одному предмету.

-Обведите этот знак. С его помощью указывают количество предметов- один.

 

Следующее задание еще сложнее.

-Назови, Буратиночка ,общее свойство картинок в красных и синих рамках.

-Молодец! На них изображены одни и те же предметы: елки, ножницы, шары…

-Соедини линией картинки, на которых изображены одинаковые предметы в пары.

-А вы ребята, выполняйте это задание вместе с Буратино.

Мальвина приготовила еще задания.

-Сравните картинки в парах. Чем картинки в красных рамках отличаются от картинок в синих рамках?

 

-Верно, на картинках в синих рамках изображено больше, чем по одному предмету, то есть много предметов.

У много нет своего знака .но оно спрятано в словах.

Заполните пропуски в описании картинки.

Нам левой картинке художник нарисовал елочку. На правой картинке художник нарисовал елочки.

Придумайте похожие предложения о других картинках в синих и красных рамках.

После занятия Мальвина предложила игру. Она пригласила Буратино на зеленую полянку. Там лежали три обруча. Внутри каждого обруча лежала картинка с изображением тени от ключика.

-Это не обычная полянка, -сказала Мальвина.

-Обручами отмечены границы заколдованных частей полянки.

Тот, кто наступит на землю внутри границы – сразу окаменеет.

 

-Где заколдовали часть полянки?

Она внутри границы обруча.

-Где незаколдованная часть полянки?

Она за границей.

-Покажите на картинке заколдованную и незаколдованную части полянки.

-Я предлагаю расколдовать эти участки, -продолжала Мальвина.-Для этого надо найти картинку с изображением тени Золотого ключика. Достать из заколдованной части картинку. Будь осторожен-некасайся земли внутри границы! А теперь пройди вдоль границы заколдованной части шаг к шагу. Очень трудное задание.

-Ребята, покажите Буратино как его выполнить!

 

Заключительная часть.

Трудно было Буратино, но с заданием он справился.

-Ах, Буратино, какой  ты умный!-сказала Мальвина.

-Ура! Меня назвали умным, -обрадовался Буратино.-Теперь мой ключик станет волшебным.

-Вот и настала пора собираться домой.

-Ребята, что мы с вами повторили? Что нового узнали в городе считателей и стране сказок?»

-Мы узнали , что тени – это часть поверхности, что их форма зависит от формы освещаемого предмета и расположения источника света. Повторили счет парами, определение числа 1, сравнение «Один-много».