Конспект занятия по дополнительной программе "Приключения в Математическое стране".
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Данное занятие было проведено в рамках экспериментальной площадки  ФИРО РАНХиГС по «Апробация дидактического комплекта познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста (5 – 7 лет)», курса математики "Школа Королевы Геры". Учебное пособие предназначено для организации занятий по математике с детьми дошкольного возраста. Это пособие ориентировано на детей старшей группы детского сада. Это учебное пособие отличается от имеющихся пособий для дошкольников следующими параметрами:

– наличие общего сказочного сюжета, позволяющее совместить учебную деятельность с сюжетно-ролевой игрой;
– системное изложение учебного содержания, позволяющее адекватно пройти первый этап подготовки к изучению методов решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_13.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Приключения в Математическое стране.
Занятие 13.

Цель: сформировать представление о распределении предметов по их размеру. Тренировать навык сравнения групп предметов по количеству предметов в каждой группе. Отрабатывать навык адекватного пребывания в условиях игры рядом, сюжетно-ролевой игры и игры по правилам.

Задачи:

Учебные задачи:

Тренировка навыка сравнение наборов предметов по количеству предметов в каждом наборе.

Тренировать навык счета парами.

Тренировка навыка сравнения предметов по их размеру.

Тренировка навыка определения направления движения.

Знакомство с длиной, как возможным классификационным признаком.

Организовать первичный опыт классификации по длине.

Тренировать навык написания цифр.

Воспитательные задачи:

Организовать игру рядом.

Организовать сюжетно-ролевую игру.

Организовать игру по правилам.

Организовать подведение итогов занятия.

Материал: карточки с разным количеством предметов, учебники, шаблон кольца, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетки.

Ход

I часть.

- Здравствуйте, ребята! И снова я хочу пригласить вас в Математическую страну. Но сначала предлагаю вам поиграть в игру «Найди пару»: возьмите со стола по одной карточки и найдите себе пару, того, у кого на карточке столько же предметов, как и у тебя.

- Теперь мы построимся в колонну: пара один, пара два и т.д.

- Петя прислал нам письмо, в котором просит нас приехать и выполнить задание королевы Геры. Поможем? Тогда отправляемся в путь. Мальчики садятся за руль, а девочки будут указывать дорогу, поехали!

Дети двигаются колонной по заданной воспитателем траектории движения.

II часть.

- Вот и город Считателей! Кто нас встречает? (Мальчик Петя)

Петя: «Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас в нашем городе, для того, чтобы мне выбрать нужное количество учебников давайте рассчитаемся парами: два, четыре и т.д. А я сейчас возьму столько учебников: два, четыре и т.д.

Дети получают по книге и проходят на свои места за столы.

Петя: «Послушайте, что произошло в городе Считателей. Накануне вечером мы сидели у камина, собрались мы для того, чтобы полюбоваться ёлочкой (посмотрите на стр.78, где нас изобразил художник). И тут Маша сказала: «А Маруся ниже меня, она в этом году не подросла». Мы спросили у Маши, как она об этом узнала, вы ведь стоите далеко друг от друга и не можете сравнить себя по росту».

- Как же Маша узнала, что Маруся ниже её?

- Посмотрите на картинку, девочки стоят возле камина, на камине есть верхняя планка, она вам подскажет, кто из девочек выше, а кто ниже и как их зовут.

- Как вы определили имена девочек?

- Которая из девочек стоит за Петей?

- Кого из мальчиков зовут Тимофеем?

- Которая стоит за Тимофеем?

- Маша предложила поиграть в игру «Найди мою коробочку»: посмотрите на изображение ёлки (стр. 79). Девочки предложили мальчикам отгадать, где чья коробочка: «Мы сделали цилиндрические коробочки, Маша выше, чем Маруся, поэтому её коробочка выше висит на ёлке, чем Марусина. Найдите, какую коробочку сделала Маша? Какого она цвета? А какую сделала Маруся? Какого она цвета?

«И мы можем придумать загадку!» - сказал Тимофей.

Тимофей: «Я сделал самую широкую цилиндрическую коробку, но она не поместилась на ёлке, она была такая большая! И я её поставил под ёлку. Найдите на картинку мою коробку».

- Какую коробку сделал Тимофей? Какого она цвета?

- Не успел Петя придумать свою загадку, как в окно влетела Фея, в руках она держала красивое двойное кольцо, это был подарок от королевы Геры. «Здравствуйте, Считатели!» - сказала Фея. «Я принесла удивительное волшебное кольцо. Если вы сумеете изготовить такие же кольца и сплести из них венок, так как показано в ваших книжках, то вы сможете в любой момент попасть в любую сказку и стать любым сказочным персонажем, каким вы только пожелаете». «Ой, интересно, как!» - сказали девочки – «Мы хотим стать такими героями сказок, только скажите нам, как нам сделать кольца и как нам сплести веночек?»

Фея: «Я не могу вам ответить на этот вопрос, вы на него должны ответить сами. Но прежде чем отдать вам это кольцо, я хочу вам задать такой вопрос: посмотрите вот на эти картинки (Фея показывает картинки на стр.84), вот здесь 4 веночка, скажите, каких колец больше жёлтых или зелёных? С заданием вы справились, вот вам волшебное кольцо, а я полетела»

- Так мы у неё и не узнали, как веночек делать и как его собрать…..

- Петя, ну, а мы то, чем можем вам помочь?

Петя: «Я бы очень хотел попросить ребят подсказать, как можно сделать из одного кольца несколько, да, чтобы форма была та же и размер.  Мы ведь не волшебники».

Ответы детей.

- Правильно, ребята, надо взять бумагу, обвести карандашом то кольцо, которое есть и вырезать его. Для этого не обязательно быть волшебниками.

Практическая часть.

- Приступаем к вырезанию колец таких же по форме и размеру.

Воспитатель демонстрирует образец действий.

- Прикладываем образец кольца к листу цветной бумаги, теперь обводим границы кольца (обводит вместе с детьми). Обвели, теперь мы должны вырезать по границам, вырезаем.

Дети и воспитатель вырезают кольцо.

Петя: «Скажите мне, ребята, как вот по этой картинке узнать последовательность действий при сборе венка?»

- Каким же способом нам собрать этот венок? Наверное, нам нужна помощь королевы Геры, как вы думаете?

Петя: «Зачем мы поедем к королеве Гере?»

- Узнать способ сборки из двойных колец единого веночка.

Физкультминутка: строимся парами, назначаем водителей и указующих, едем к королеве Гере по инструкции воспитателя.

Детей встречает королева Гера.

Гера: «Здравствуйте дорогие Считатели и уважаемые гости! С какой целью вы ко мне приехали?»

Дети пытаются сформулировать вопрос королеве Гере.

Петя: «Здравствуйте уважаемая, королева Гера, нам очень хочется собрать волшебный венок, но мы не можем по картинке способ сборки. Вот кольца, которые мы сделали, а как собрать их в один венок мы не знаем. Будьте так добры, подскажите, пожалуйста»

Королева Гера соглашается и начинает показ сборки венка.

- Первое действие: сложите двойное кольцо по границе раздела колец, вот так (показывает).

- Второе действие: проденьте следующее кольцо в образовавшиеся отверстие, вот так (показывает).

- Сложите второе кольцо по границе раздела колец, вот так (показывает) и т.д.

Дети делают веночки.

- Ребята, а теперь нам пора уже домой.

Королева Гера: «Да, конечно, вам уже пора домой. Но я бы хотела, чтобы сейчас вы ребята построились по росту. Пусть передо мной встанет самый высокий ребёнок. Есть ещё кто-нибудь такого же роста? (если есть, то встаёт рядом, они берутся за руки). За ними пусть встанут ребята чуть пониже ростом (во второй ряд встают все ребята одного роста, берутся за руки, за ними аналогично третий ряд и т.д.»

Королева Гера: «Я никого, ребята, не забыла, никто тут у нас не остался? И никто в две группы сразу не попал? Скажите по какому признаку я распределила вас в группы? А теперь пусть каждая группа скажет, что же нового вы сегодня узнали?»

Королева Гера походит к каждой группе детей и предлагает им привести пример одного нового знания.

- Мы узнали, как можно делать предметы одного размера: положить на бумагу, обвести и вырезать.

- Мы узнали, что все действия надо совершать в определённом порядке и смотреть, что получается в результате каждого действия.

- Мы узнали, что по размеру и росту можно распределять в группы, при этом никто не потеряется и никто не попадёт в две группы.

Королева Гера: «Молодцы ребята!» (провожает детей домой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (организованной образовательной деятельности) по математическому развитию «В стране Математики» (подготовительная к школе группа)

Содержание данного конспекта занятия направлено на решение задач математического развития воспитанников посредством занимательного математического материала....

Конспект занятия по математике "Путешествие в математическую страну".

Занятие составлено в соответствии с ФГОС с его задачами. На занятии используется светомузыка. Так же используются наглядные материалы, которые стимулируют и активизируют детей к мыслительной деятельно...

Конспект открытого занятия по математике "Путешествие в математическую страну"

Цели занятия: Образовательные:  Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).  Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, ...

Конспект занятия по дополнительной программе "В гостях у королевы Математической страны"

Данное занятие было проведено в рамках экспериментальной площадки  ФИРО РАНХиГС по «Апробация дидактического комплекта познавательно-исследовательской деятельности для детей дошкольног...