Лексический материал для формирования элементарных математических представлений.
картотека по математике на тему

Тендентник Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Лексический материал для формирования элементарных математических представлений.

Один — много

В банке чистая вода,

Рыбка там у нас одна.

Рыбка плавает, играет,

Много крошек собирает.

***

В лесу темно — все спят давно.

Одна сова не спит — на суку сидит.

***

Много я купила сушек —

Угощу своих подружек.

Каждой подружке дам по одной сушке.

***

«Не хочу один клевать я!

Пусть бегут скорее братья!»

Все цыплята прибежали,

Много зернышек склевали.

***

В сказке мышка жила, и была она одна,

В сказке курочка жила, также курочка одна,

Как-то раз она одно яйцо снесла.

***

Елочка стоит одна

Среди снега зелена.

Дети елку украшали

И игрушек много взяли.

***

Стоит на одной ножке,

хочет прыгнуть к нам в лукошко. (Гриб)

***

Это мой один дружок делает глубокий вдох.

За чистотой его слежу — в кармане я платок ношу. (Нос)

***

Он у меня один может улыбаться,

Когда мне очень весело — даже засмеяться.

У врача широко его я открываю,

А когда поем — салфеткой вытираю. (Рот)

***

Ствол один, а веток много. (Дерево)

***

Подойдите к елке ближе,

Посмотрите выше, ниже

Сколько здесь на ней игрушек?

Много звездочек, хлопушек!

(По Л. Михайловой)

Шары

Скоро праздник. Мама купила много шаров. Тане — шар. Оле — шар. Вове — шар. У каждого по одному шару. Дети рады.

В саду

Аня, Коля и Ваня пришли в сад. На яблоне было много яблок. Дети взяли по одному яблоку. Каждый помыл яблоко.

Поровну. Столько же.

На столе тарелки. На столе столько же ложек. На столе столько же чашек. Аня и Митя пришли кушать кашу. Сколько тарелок? Сколько детей?

Возле грядки — две лопатки,

Рядом с ними — два ведра.

Сколько лопаток — столько же ребяток.

По ведру возьмут — и копать пойдут.

Пустой — полный

Киска, киска!

Вот полная миска.

Съела киска суп из миски.

Сыта киска.

Пуста миска.

***

В вазе пусто — ничего.

Все уж съедено давно.

Печенья было здесь полно —

Не осталось и его.

***

Банку, полную варенья,

Принесли на день рожденья.

Варенье съели, чай попили.

Пустую банку день сушили.

Один

На странице — единица.

Цифра тонкая, как спица.

***

Познакомимся, друзья, —

Единица — это я. (В. Данько)

***

Солнце в небе лишь одно.

Греет нас всегда оно.

***

Как у нашей елки

Колются иголки.

Дорисую елочку

По одной иголочке.

***

На одной ноге кручусь,

На одной ноге верчусь.

А когда остановлюсь —

На бочок скорей ложусь. (Юла)

Два.

Два похожа на гусенка с длинной шеей,

Шеей тонкой. (Г. Виеру)

***

А вот это — цифра два.

Как изогнута она!

Пальчиком ведите —

за линией следите.

***

Два похожа на цветок,

Когда согнулся стебелек.

На поляну я приду —

Колокольчики найду.

***

Белый лебедь выплывает,

Цифру два напоминает.

***

Два гуся на луг пришли,

Травку сочную нашли.

Гуси гоготали и траву щипали.

***

Гусь с гусынею плывут

И гусят с собой ведут.

Сколько деток, я считаю,

Цифру два запоминаю.

***

Две руки нам помогают,

Всю работу выполняют.

Что еще у нас по два?

Сосчитай-ка, детвора!

***

Утро начинается — два брата открываются,

А когда ложимся спать —

Дружно закрываются. (Глаза)

***

Два соседа — непоседы.

День на работе,

А ночь на отдыхе. (Глаза)

***

Один говорит,

Два глядят,

А двое слушают. (Язык, глаза, уши)

***

Двое идут, двое несут,

Двое глядят — ничего не говорят. (Ноги, руки, глаза)

***

Две сестры идут по одной дороге. (Ноги)

***

На два пальца надеваю,

Что мне нужно — разрезаю. (Ножницы)

***

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

—Ав,ав! Гав! Гав!

***

У нашей Катюшки

Прямо на макушке

Не жуки, не птички

Держат две косички. (Бантики)

***

А у нас во дворе

Две горы для детворы.

Вот гора высока,

А вот горочка низка.

***

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый, другой белый —

Вот какие гуси.

***

Две вороны на дубу

Раскричались поутру:

— Как да кар! Кар да кар!

— Вот устроили базар.

Две девочки

Идет мама по улице и ведет за руки двух маленьких девочек. Мама говорит: «Куплю большую сумку». Две маленькие девочки говорят: «И еще две маленькие сумочки».

Мама говорит: «Куплю большую расческу». Две маленькие девочки говорят: «И еще две маленькие расчесочки». Мама говорит: «Куплю большой платок». Две маленькие девочки говорят: «И еще два маленьких платочка». Мама говорит: «А еще куплю щетку пол мыть». Две маленькие девочки ничего не говорят. Почему?

***

Вот козочка Ме-ке-ке,

Она гуляла на лужке.

Тоненькие рожки, тоненькие ножки,

А на макушке — два ушка.

***

У Маши была тетя. Тетя дала Маше два куска дыни. Девочка дала один кусок Саше.

(По Л. Н. Толстому)

Пара.

Нарядили ножки в новые сапожки:

Пара сапожек для моих ножек.

Пара сапожек для твоих ножек.

Рукавички новые мамочка связала,

Пару рукавичек дочке примеряла.

***

Ручки надо нам согреть — пару варежек надеть.

А на ножки — теплые сапожки.

Пара рук и пара ног,

А без пары что, дружок?

***

Тапки, туфли, босоножки надеваем мы на ножки,

Никогда не забываем — себе пару подбираем.

Три.

Повнимательней смотри

И увидишь цифру три.

Два крючка соединились —

Сразу в цифру превратились.

***

Три жука в траве сидят

И на листики глядят.

Один, два, три —

И листочков тоже три.

А вот это цифра три.

Ты внимательно смотри,

Пальцем цифру обведи!

***

Огоньки у светофора разные по цвету.

Сколько их — сосчитай, каждый цвет называй,

Нашим детям помогай!

***

Сколько птиц во дворе

Ищут пищу на траве?

Голубь, гусь и галка.

Ты их сосчитай-ка!

***

Вишни собирали — ягоды считали.

Это две, а это три.

Где же больше — подскажи!

***

Три маленькие девочки сидели на скамеечке.

У каждой девочки было по леечке.

Сколько леечек у наших девочек?

***

На тарелке — посмотри —

У Алины пирожки:

Один, два, три —

Мы считаем пирожки.

Четыре.

У моей машины

Все четыре шины. (П. С. Жукова)

***

Есть стулья и стол

В нашей квартире.

И ножек имеют Они по четыре.

Если стул перевернем,

Его четверкой назовем.

***

У нее четыре лапки,

В лапках острые царапки. (Кошка)

***

Четыре ушка и два живота.

Спать на ней ляжешь и спишь до утра. (Подушка)

Пять.

Улыбнулась цифра пять —

Будем до пяти считать!

Научились мы считать: один, два, три, четыре, пять!

***

Пять ребят нашли пять опят,

Каждый ребенок взял себе опенок.

По скольку опят у наших ребят?

***

У пяти братьев одна работа. (Пальцы)

Полезный совет

У Марины мандарины,

Мандаринов было пять.

А детей не сосчитать —

Много их пришло играть.

Подошла к ней Олечка:

— А ты дели по долечкам!

(По А. Шлыгину)

Большой — маленький.

Мой маленький мишка читает мне книжку.

(П. С. Жукова)

***

Наша Оля маленькая.

У Оли лента красненькая.

***

Вот наш Вова маленький.

У Вовы пояс красненький.

(По Н. С. Жуковой)

***

Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ.

Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ.

***

Вот большая репка — сладкая и крепкая.

А вот маленький горох —

Он совсем на вкус неплох.

***

Аня большая. Она ведет Таню за руку. Таня еще маленькая, и ножки у Тани маленькие.

(По Л. П. Толстому)

***

Что за зверь такой большой:

Всю зиму спит он под горой? (Медведь)

Что за маленький зверек:

По деревьям скок да скок? (Белка)

Длинный — короткий.

Длинные, короткие ленты есть у нас.

Мы завяжем бантики — порадуем всех вас!

***

Кубик к кубику рядом кладем,

По длинной дорожке в гости пойдем.

Если кубиков мало возьмешь,

Дорожку короткую рядом найдешь.

Высокий — низкий

***

Высоко, высоко голубь полетел легко!

***

Наша елка велика,

Наша елка высока,

Выше папы, выше мамы,

Достает до потолка. (З. Петрова)

Тонкий — толстый

***

На зеленой тонкой ножке вырос шарик у дорожки.

А на толстой белой ножке шляпку вижу у сторожки!

(Одуванчик и гриб)

Круглый — квадратный.

Круглый мячик так и скачет,

Так и хочет убежать.

Невозможно удержать!

***

Покачу, покачу

Круглый мяч куда хочу!

***

Мячик мне легко узнать —

Только в руки нужно взять.

Подержать, покрутить,

А потом — отпустить.

Покатился или нет?

Кто скорее даст ответ?

***

У Тани мяч. Мяч круглый. Таня катит мяч. У Ани нет мяча. Аня ловит мяч.

***

Катится по дорожке серый клубок, колючий бок. (Еж)

***

Маленькое, сдобное, круглое, съедобное.

Я одна тебя не съем, разделю ребятам всем. (Бублик)

***

У поезда вагончики бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

***

Кубик я в руке сожму —

Сразу уголки найду.

Все мне стало ясно —

Катить его напрасно.

Кубик на кубик могу положить,

Башню из кубиков ловко сложить.

Полезные стихи.

В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

* * *

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу — ох!**

(Сколько овощей принесла хозяйка?)

* * *

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку*

(Сколько предметов дама сдавала в багаж?)

* * *

По утрам у Айболита,

До обеденной поры,

Лечат зубы:

Зебры, зубры,

Тигры, выдры и бобры.

(Сколько разных зверей вылечил Айболит?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Консультация для воспитателей «Использование занимательного математического материала при формировании элементарных математических представлений»

МКДОУ "Краснянский детский сад общеразвивающего вида "Ивушка"Консультация для воспитателей "Использование занимательного математического материала при формировании элементарных мат...

План самообразования воспитателя на 5 лет по теме "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

В данном материале представлен индивидуальный план воспитателя на 5 лет по теме  "Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у...

Обмен опытом Тема: «Роль наглядных средств и индивидуального материала в формировании элементарных математических представлений»

Обмен опытом Тема: «Роль наглядных средств ииндивидуального материала вформировании элементарныхматематических представлений»...

Педагогический опыт по теме: «Инновационные подходы в познавательном развитии. Использование занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений».

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра -...