Конспект НОД - по развитию логического мышления «Шерлок Холмс и мы».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Алексеева Виктория Леонидовна
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.
Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность; способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке духовно-нравственных качеств личности.
Задачи:
Образовательные: 
-уточнить и расширить знания детей о профессии «Частный детектив»;
-продолжать знакомить детей с некоторыми условными мерками (стакан, ложка).
-развивать логические приёмы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи.
Развивающие:
-развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию воспитанников;
-активизировать умственную деятельность детей.
Воспитательные:
-воспитывать способность к совместной деятельности;
-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.
Предварительная работа:
- продолжить знакомство детей с профессией «Частный детектив», включив термин «сыщик»;
- просмотр мультипликационных фильмов «По следам бременских музыкантов», «Следствие ведут Колобки»;
Музыкальный материал: компьютер (колонка), музыка из к/ф «Розовая пантера», «Песня гениального сыщика» автор музыки – Г. Гладков, слова - Ю. Энтин, «Звуки леса». 
Оборудование: фотоаппарат, камера, телефон; стулья для гостей, 2 цветных стола для экспериментов, 6 столов для заданий (круг, квадрат, треугольник); сок (апельсиновый, вишнёвый, лимонный, ананасовый),  кружки для сока, полотенце; палатка, столик, 4 стульчика, 4 тарелки, 4 ложки, вёсла от лодки; деревья; поднос с подарками (ручки – невидимки);
Демонстрационный материал (раздаточный материал):  жетоны по количеству детей; конверт с письмом для Ш.Х., и запиской (на коре дерева от туристов); вещи для сыщиков: эмблемы следователей, кепки, резиновые медицинские перчатки,  рюкзак, компас, карта с координатами местности, бинокль; индивидуальные карточки с заданием; 3 дома – на состав числа 6, 7, 8, цифры; карточки – собери слово (плот, машина, велосипед); набор букв; фишки (красные, синие, зелёные); счётные палочки; чёрные магнитики (3);
 Река, песок (в рамках), 4 удочки, маленькое ведро для рыб;  атрибуты: 5 щук,  4 карася,  птицы (зимующие, перелётные);  иллюстрация с разными следами;  иллюстрации туристического лагеря;  солнце (? – восток, запад); игрушки: курица, кот;  указка;
Материал для экспериментальной деятельности: настольная лампа;  ёмкости: пустой графин, воронка, три кувшина с соком (апельсиновым, вишнёвым, лимонным, ананасовым), три больших пустых прозрачных стакана, три мерочных стаканчика разного объёма;  листки со скрытыми отпечатками ступней обуви, следов птиц и животных нарисованными лимонным соком или белой свечой; широкие кисти (12) для рисования, чёрный химический порошок (12),  баночки с йодовым раствором (6), губки (12);  увеличительные стёкла (лупы), пинцет; салфетки (тканевые, влажные, бумажные), контейнер для салфеток или герметичные пакеты; молоко (кефир);  
Словарная работа: ввести в словарь детей слова: версия, улики, отпечатки, сыщик, эликсир.
Ход:
Дети заходят в группу, встают в круг, держатся за руки (жетоны).
Упражнение «Доброе утро». (Ритуал приветствия.)
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром»,
«С добрым утром»,
«С добрым утром», говорим.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Девочки приветствуют мальчиков: «Доброе утро, мальчики!»,
мальчики девочек: «Доброе утро, девочки!».
Все вместе приветствуют гостей: «Доброе утро, гостям!».
 
1. Шерлок Холмс: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?
Дети: Да! Вы Шерлок Холмс.
 
Шерлок Холмс: (Проблема). Сегодня утром я получил письмо (известие), что в одном туристическом лагере пропали туристы. Ещё в конверте я обнаружил очень интересную, загадочную записку написанную туристами. Чистый лист бумаги…(кора дерева).
В низу подпись: Туристы.
Как её прочитать?
Ничего не пойму, кто же надо мной так пошутил? (отдаю записку детям рассмотреть).
 
Дети: Может быть записка написана какими-то светлыми (невидимыми) чернилами? 
Может быть, поднести записку ближе к окну? 
А может возле настольной лампы будет лучше видно?
(подносят записку к окошку, затем к настольной лампе и обнаруживают, что при нагревании появляются буквы, но их сложно прочитать, текст нечёткий).
 
Шерлок Холмс: Что же нам делать? 
Однажды я прочитал в книге об одном способе проявления чернил. Нужно в стакан с водой капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать записку.
 
Шерлок Холмс: Скажите, а какая профессия связана с загадочными событиями, раскрытием пропажи людей?
Дети: Сыщик, детектив, следователь, полицейский, МЧС.
 
Шерлок Холмс: Какими качествами должен обладать настоящий детектив? 
(ум, внимательность, наблюдательность, находчивость, смекалка, смелость,  логическое мышление, честность, благородство, увидеть незаметное, додумать неизвестное, найти спрятанное, узнать новое, главное умение работать сообща,  и т.д.).
 
Шерлок Холмс: А хотите вы попробовать себя в роли детективов, испытать свои  способности к дедукции и логике, проявить внимательность и наблюдательность, ведь именно эти качества отличают настоящего детектива. 
Дети: Да!
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».
(дети проходят в центр модного приговора, надевают кепки, перчатки, крепят эмблемы, берут рюкзак – аптечку (йод), компас, увеличительные стёкла (лупы), пинцет, бинокль, карту местности и.т.д.). 
Шерлок Холмс: Теперь вы настоящие сыщики! Карта, возможно, укажет нам путь к туристическому лагерю.
Запомните самое главное правило сыщика – улики руками не трогать. Повторите!.....
Сыщики, давайте попробуем проявить текст в записке.
(дети выполняют действия с запиской и обнаруживают, что её легко можно прочитать, читают).
Дети:…Мы ушли ……… на север, (в сторону….. водопада)
             Скоро вернёмся.  
                                           Туристы.
Шерлок Холмс: У нас не получилось проявить все слова в записке, но мы теперь точно знаем, что они ушли на север, и мы можем только догадываться, что они где-то задерживаются, или с ними что-то произошло?
Дети: (вывод - выдвигают свои версии).
Я подозреваю, что может быть они ушли в гости  в соседний лагерь, и задержались там.
Я предполагаю, что может быть они ушли собирать лекарственные растения.
Я догадываюсь, что может быть они ушли собирать декоративные растения для гербария.
Я думаю, что может быть они ушли ловить бабочек для коллекции. 
Я ……………….., что может быть они ушли к водопаду. (уверен).
Я ……………….., что может быть они ушли на речку или к озеру ловить рыбу.(утверждаю).
Я ……………….., что может быть они ушли послушать пение птиц на заре. (у меня интуиция).
Я ……………….., что может быть они ушли полюбоваться восходом солнца. (знаю).
 
2. Шерлок Холмс: А нам нужно поторопиться до захода солнца дойти до туристического лагеря, но перед дальней дорогой нам всем нужно восстановить силы. Для этого мы выпьем волшебный эликсир, который приготовим сами.  
Слушайте внимательно задание: для начала разделитесь на две команды по цвету жетонов.  Команда – жёлтых, и команда – розовых. 
Я хочу посмотреть, как вы умеете работать сообща, прислушиваться к мнению товарища, делать общие выводы.
Подойдите, пожалуйста, к столам (в командах по 6 сыщиков, или 4 и 8).
Кто знает, из чего можно приготовить волшебный эликсир, придающий много силы и бодрости? (из берёзового сока).  
Есть подсказка: (показывает схему).  
В графин необходимо налить пять частей (мерок) оранжевого  сока, пять частей (мерок)   бордового сока, пять частей (мерок)  жёлтого сока. (Заготовлены три кувшина разного сока, графин, воронка, три пустых  стакана,  мерки разного объёма.)
 
Шерлок Холмс: Посмотрите на стаканы.
Сколько мерок апельсинового сока вы налили? (Пять.) 
Сколько мерок вишнёвого сока? ( Пять.) 
Сколько мерок лимонного сока? (Пять.) 
Почему? (На схеме 5.) 
По сколько мерок вы налили в стаканы? ( По пять, поровну.)
Налили по пять мерок, но почему-то в стаканах не равное количество сока? (Мерки разного объёма.)
Сравниваем: три мерки.
1. Две мерки одинаковые по высоте, но разные по ширине, одна широкая, другая узкая.
2. Две мерки разные по высоте, но одинаковые по ширине.
3. Две мерки разные по высоте и разные по ширине.
Вывод: Все мерки разного объёма.
Сколько всего мерок сока нам понадобилось для приготовления эликсира. (15.)
Вылейте содержимое стаканов в графин. ( Взбалтываем.)
Наш волшебный эликсир готов.  (Из разных соков.)
 
Давайте придумаем название эликсиру. («Волшебный эликсир», «Эликсир хорошего настроения», «Эликсир бодрости»).
Попробуем, что у нас получилось? ( Да!)
Шерлок Холмс: Подкрепились волшебным эликсиром, двигаемся дальше. (молоко (кефир) - берём с собой).
Дети: (вывод - выдвигают свои версии). Теперь мы быстро доберёмся до туристического лагеря.
Шерлок Холмс: Молодцы, сыщики! Вы умные и внимательные, умеете работать сообща, прислушиваться к мнению товарища, делаете выводы.
 
Вспомните главное правило сыщиков? (Ничего не трогать руками.)
3. Шерлок Холмс: Стрелка на карте указывает, что дальнейший наш путь лежит в посёлок «Солнечный».
Опросим жителей посёлка о пропавших туристах.
Давайте разделимся на три команды: круги, квадраты и треугольники.
Сыщики, проверьте все ли жители посёлка дома.
Обозначьте числом в окнах количество жителей в квартирах (состав числа 6, 7, 8).
Шерлок Холмс: Поменяйтесь местами, и проверьте правильность выполненного задания.
Молодцы, сыщики! Быстро справились с этим заданием!
Что вы узнали про туристов?
Дети: (вывод). Про туристов никто ничего не знает, и они ни из этого посёлка.
 
4. Шерлок Холмс: Стрелка на карте указывает, что дальнейший наш путь лежит на станцию «Весёлая азбука».
На картинках все буквы перепутались. Нужно собрать слово, разделить его на слоги и поставить ударение, сделать звуковой анализ слова. 
Может быть, тогда мы узнаем, на каком транспорте передвигаются туристы.
Дети: (составляют слова, хлопками делят на слоги, обозначают гласные и согласные буквы, определяют ударный слог).  
В слове «ма-ши-на» 6 букв, 3 гласных и 3 согласных буквы. Три слога. Первый слог – ма, второй – ши, третий – на. Ударение падает на второй слог – ши. 
Мы знаем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». (плот, велосипед).
 
Шерлок Холмс: Вы узнали, на каком транспорте передвигаются туристы?
Дети: (вывод). Мы предполагаем, что туристы  передвигаются пешком.
 
Шерлок Холмс: Если туристы передвигаются пешком, то возможно мы обнаружим их следы.
 
5. Шерлок Холмс: Стрелка на карте указывает, что держать наш путь нужно в ту сторону.
Сыщики, обратите внимание, сколько под ногами прошлогодней опавшей листвы (пинцетом беру листик, обследую.) Листики целые, ничем не пахнут, но на них возможно оставлены улики. Будьте аккуратны, не наследите сами. Листочки не поднимайте и не переворачивайте, а то мы не узнаем, в какую сторону ведут следы.
А вы, что-нибудь видите?  
Вспомните, в прошлом году к нам приходил настоящий следователь, показал нам, как при помощи химического порошка обследовать предметы на наличие отпечатков. 
Предлагаю поискать следы,  провести такое расследование? Согласны?  ( Да!)
Тогда приступаем!
Шерлок Холмс: Набирайте на кисть порошок, нанесите его на листочки и разотрите его кистью (у каждого сыщика кисть и баночка с порошком).
Можно использовать йодовый раствор. 
 (Дети проделывают опыты, на листиках появляются следы (человека (людей), птиц, животных), рассматривают через увеличительные стёкла.)
Шерлок Холмс: Что мы видим? ( Да это же следы!)
 Интересно, кому они принадлежат? (Человеку, людям, туристам, птицам, животным и т. д.)
Шерлок Холмс: Это всё ваши подозрения и предположения, а наверняка мы всё равно не знаем. Кто здесь проходил? Какие туристы? Наши или нет, и сколько их было?
Дети: (вывод). Следы идут в ту сторону.
Подумаем ещё раз. Посмотрите на улики, которые мы собрали. У нас есть записка, молоко, следы. Улики показывают (доказывают), что ……………? (здесь проходили люди, туристы…).
6. Шерлок Холмс: Значит, нам нужно двигаться в том направлении, куда ведут следы.
Вспомните, что было написано в записке? (туристы ушли на север).
У нас в рюкзаке  есть компас, сейчас мы попробуем определить стороны света (где находится север, юг, запад, восток).
Где всходит солнце? (восход на востоке).
Где садится солнце? (закат на западе).
7. Шерлок Холмс: Компас показал нам, что север в той стороне. Продолжим наше расследование.
Интересно, куда мы с вами приближаемся?
Река! Рыбаки здесь были. Удочки оставили. Ведро с водой почему-то пустое, а вся рыба лежит на траве. Кто её растащил по всему берегу? 
Интересная задача стоит перед нами. Я уверен, что вы с любой задачей справитесь.
Для начала вспомним, из скольки частей состоит задача? (из пяти – условие, вопрос, схема (рисунок), решение, ответ).
Задача.  У. Рыбаки поймали 5 щук, и 4 карася.
               В. Сколько рыб поймали рыбаки?
               С. (на песке).
               Р. 5 + 4 =9 (Р.)
              О. 9 рыб поймали рыбаки.
 
Шерлок Холмс: Молодцы, сыщики! …….
Но мы так и не узнали, кто растащил всю рыбу по берегу. Мне кажется, что наше расследование подходит к концу, потому что я вижу на горизонте туристический лагерь, давайте посмотрим все в бинокли (бинокль делаем руками).
Наша дальнейшая задача состоит в том, чтобы все сыщики прошли аккуратно по мостику не замочив ноги (чтобы потом не заболеть), стараясь  уступать дорогу друг другу.  (проходят).
8. Шерлок Холмс: Наконец – то мы добрались до туристического лагеря, давайте подойдём поближе. Проверим ваши знания на внимание.
(дети отвечают на вопросы,  аргументируют,  почему они так считают). 
 
1. Как вы думаете, сколько туристов живёт в этом лагере? (4 - по количеству ложек и тарелок).
2. На чём они сюда приехали? (на лодке - вёсла у дерева).
3. Когда они сюда приплыли, сегодня или несколько дней назад? (несколько дней назад - паутина на палатке).
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? (нет - курица прибежала, возможно она растащила рыбу).
5. Интересно, куда ушли (пропали) туристы?
6. Куда ушёл Шура? (ловить бабочек, виден из-за кустарников сочок).
7. Откуда дует ветер: с севера или юга?
8. Какое сегодня число, месяц?
9. Какое сейчас время суток (года)?
10. Какое сейчас время дня?
11. Кто был вчера дежурным? (назовите по имени).
Шерлок Холмс: Возможно!
 Шерлок Холмс: Молодцы, сыщики, вы очень умные и внимательные, а теперь самое сложное задание для вас. Выполнив это задание,  мы окончательно раскроем дело о пропаже туристов.
(Каждому ребёнку выдается распечатанный рисунок, рассмотрев его, и  посовещавшись отвечают на вопросы командой. А также аргументируют,  почему они так считают).
 Перед тем, как отвечать на каждый вопрос детям дается 3-4 минуты рассмотреть картинку и посовещаться).
Шерлок Холмс: достаёт телефон, звонит в МЧС.
………………….  Правильно говорят: «Всё тайное становится явным».
9. Игра « Волшебный клубок». (Ритуал прощания). 
Дети стоят кругу. Шерлок Холмс высказывает свой впечатления о занятии, передает клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит о своих впечатлениях. Затем передает клубок следующему ребёнку, пока клубок не вернётся к  Шерлоку Холмсу.
Шерлок Холмс: (Подводится итог занятия).  
Вот вы и нашли туристов, значит вы настоящие сыщиками. Всемирная Федерация сыщиков уже не первый раз поздравляет вас с удачным завершением расследования. Но мне бы хотелось отметить самых активных сыщиков. Скоро вас ждут новые запутанные дела. 
10. ПОДАРКИ детям. Это ручки - невидимки.
Шерлок Холмс: Спасибо, сыщики, за помощь в раскрытии дела о пропаже туристов. До свидания!  (уходит).
 
Предварительная работа:
Что удобнее использовать вместо ручки?
Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменится, буквы не проявятся. (Тоже произойдёт  и с пищевыми красителями.)
Что можно использовать ещё вместо чернил?
 Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей?
Дети используют сок яблока, апельсина, помидора, лимона (сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники). 
(дети делают выводы, что лучше невидимые чернила получаются из лимона).
Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.
Ребята, молодцы, что смогли правильно разгадать секрет чернил. 
Возьмите в сундучке подарки.  (дети достают ручки). 
Это ручки - невидимки. Попробуйте  что- нибудь написать или нарисовать.
(Дети пробуют и обнаруживают, что ничего не видно).
А теперь потрите лист обратной стороной ручки, что вы видите?
Мы видим рисунки, надписи. Дети благодарят за подарки.
 
12. Какое время дня изображено на картинке (рисунке)?
13. Раннюю или позднюю осень (весну) изображает картинка (рисунок)?
14. Судоходна ли эта река?
15. В каком направлении течёт река? (на север, на юг, на восток или запад)?
16. Глубока ли река возле берега, у которого стоит (причалена) лодка?
17. Есть ли по близости мост через реку?
18. Далеко ли отсюда железнодорожная станция?
19. На север или на юг летят журавли (утки)?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sherlok_holms_i_my.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД - по развитию логического мышления

«Шерлок Холмс и мы».

(подготовительная группа).


Образовательная область: «Познавательное развитие»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивна.

Цель: формирование логического мышления через экспериментальную деятельность; способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и расширить знания детей о профессии «Частный детектив»;

-продолжать знакомить детей с некоторыми условными мерками (стакан, ложка).

-развивать логические приёмы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

-формировать умение понимать и отслеживать причинно-следственные связи.

Развивающие:

-развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

-способствовать социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию воспитанников;

-активизировать умственную деятельность детей.

Воспитательные:

-воспитывать способность к совместной деятельности;

-вызвать у детей интерес и положительные эмоции.

Предварительная работа:

- продолжить знакомство детей с профессией «Частный детектив», включив термин «сыщик»;

- просмотр мультипликационных фильмов «По следам бременских музыкантов», «Следствие ведут Колобки»;

Музыкальный материал: компьютер (колонка), музыка из к/ф «Розовая пантера», «Песня гениального сыщика» автор музыки – Г. Гладков, слова - Ю. Энтин, «Звуки леса».

Оборудование: фотоаппарат, камера, телефон; стулья для гостей, 2 цветных стола для экспериментов, 6 столов для заданий (круг, квадрат, треугольник); сок (апельсиновый, вишнёвый, лимонный, ананасовый),  кружки для сока, полотенце; палатка, столик, 4 стульчика, 4 тарелки, 4 ложки, вёсла от лодки; деревья; поднос с подарками (ручки – невидимки);

Демонстрационный материал (раздаточный материал):  жетоны по количеству детей; конверт с письмом для Ш.Х., и запиской (на коре дерева от туристов); вещи для сыщиков: эмблемы следователей, кепки, резиновые медицинские перчатки,  рюкзак, компас, карта с координатами местности, бинокль; индивидуальные карточки с заданием; 3 дома – на состав числа 6, 7, 8, цифры; карточки – собери слово (плот, машина, велосипед); набор букв; фишки (красные, синие, зелёные); счётные палочки; чёрные магнитики (3);

 Река, песок (в рамках), 4 удочки, маленькое ведро для рыб;  атрибуты: 5 щук,  4 карася,  птицы (зимующие, перелётные);  иллюстрация с разными следами;  иллюстрации туристического лагеря;  солнце (? – восток, запад); игрушки: курица, кот;  указка;

Материал для экспериментальной деятельности: настольная лампа;  ёмкости: пустой графин, воронка, три кувшина с соком (апельсиновым, вишнёвым, лимонным, ананасовым), три больших пустых прозрачных стакана, три мерочных стаканчика разного объёма;  листки со скрытыми отпечатками ступней обуви, следов птиц и животных нарисованными лимонным соком или белой свечой; широкие кисти (12) для рисования, чёрный химический порошок (12),  баночки с йодовым раствором (6), губки (12);  увеличительные стёкла (лупы), пинцет; салфетки (тканевые, влажные, бумажные), контейнер для салфеток или герметичные пакеты; молоко (кефир);  

Словарная работа: ввести в словарь детей слова: версия, улики, отпечатки, сыщик, эликсир.

Ход:

Дети заходят в группу, встают в круг, держатся за руки (жетоны).

Упражнение «Доброе утро». (Ритуал приветствия.)

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром»,

«С добрым утром»,

«С добрым утром», говорим.

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

Девочки приветствуют мальчиков: «Доброе утро, мальчики!»,

мальчики девочек: «Доброе утро, девочки!».

Все вместе приветствуют гостей: «Доброе утро, гостям!».

1. Шерлок Холмс: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да! Вы Шерлок Холмс.

Шерлок Холмс: (Проблема). Сегодня утром я получил письмо (известие), что в одном туристическом лагере пропали туристы. Ещё в конверте я обнаружил очень интересную, загадочную записку написанную туристами. Чистый лист бумаги…(кора дерева).

В низу подпись: Туристы.

Как её прочитать?

Ничего не пойму, кто же надо мной так пошутил? (отдаю записку детям рассмотреть).

Дети: Может быть записка написана какими-то светлыми (невидимыми) чернилами?

Может быть, поднести записку ближе к окну?

А может возле настольной лампы будет лучше видно?
(подносят записку к окошку, затем к настольной лампе и обнаруживают, что при нагревании появляются буквы, но их сложно прочитать, текст нечёткий).

Шерлок Холмс: Что же нам делать?

Однажды я прочитал в книге об одном способе проявления чернил. Нужно в стакан с водой капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать записку.

Шерлок Холмс: Скажите, а какая профессия связана с загадочными событиями, раскрытием пропажи людей?

Дети: Сыщик, детектив, следователь, полицейский, МЧС.

Шерлок Холмс: Какими качествами должен обладать настоящий детектив?

(ум, внимательность, наблюдательность, находчивость, смекалка, смелость,  логическое мышление, честность, благородство, увидеть незаметное, додумать неизвестное, найти спрятанное, узнать новое, главное умение работать сообща,  и т.д.).

Шерлок Холмс: А хотите вы попробовать себя в роли детективов, испытать свои          способности к дедукции и логике, проявить внимательность и наблюдательность, ведь именно эти качества отличают настоящего детектива.

Дети: Да!

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

(дети проходят в центр модного приговора, надевают кепки, перчатки, крепят эмблемы, берут рюкзак – аптечку (йод), компас, увеличительные стёкла (лупы), пинцет, бинокль, карту местности и.т.д.). 

Шерлок Холмс: Теперь вы настоящие сыщики! Карта, возможно, укажет нам путь к туристическому лагерю.

Запомните самое главное правило сыщика – улики руками не трогать. Повторите!.....

Сыщики, давайте попробуем проявить текст в записке.

(дети выполняют действия с запиской и обнаруживают, что её легко можно прочитать, читают).

Дети:…Мы ушли ……… на север, (в сторону….. водопада)

             Скоро вернёмся.  

                                           Туристы.

Шерлок Холмс: У нас не получилось проявить все слова в записке, но мы теперь точно знаем, что они ушли на север, и мы можем только догадываться, что они где-то задерживаются, или с ними что-то произошло?

Дети: (вывод - выдвигают свои версии).

Я подозреваю, что может быть они ушли в гости  в соседний лагерь, и задержались там.

Я предполагаю, что может быть они ушли собирать лекарственные растения.

Я догадываюсь, что может быть они ушли собирать декоративные растения для гербария.

Я думаю, что может быть они ушли ловить бабочек для коллекции.

Я ……………….., что может быть они ушли к водопаду. (уверен).

Я ……………….., что может быть они ушли на речку или к озеру ловить рыбу.(утверждаю).

Я ……………….., что может быть они ушли послушать пение птиц на заре. (у меня интуиция).

Я ……………….., что может быть они ушли полюбоваться восходом солнца. (знаю).

2. Шерлок Холмс: А нам нужно поторопиться до захода солнца дойти до туристического лагеря, но перед дальней дорогой нам всем нужно восстановить силы. Для этого мы выпьем волшебный эликсир, который приготовим сами.  

Слушайте внимательно задание: для начала разделитесь на две команды по цвету жетонов.  Команда – жёлтых, и команда – розовых.

Я хочу посмотреть, как вы умеете работать сообща, прислушиваться к мнению товарища, делать общие выводы.

Подойдите, пожалуйста, к столам (в командах по 6 сыщиков, или 4 и 8).

Кто знает, из чего можно приготовить волшебный эликсир, придающий много силы и бодрости? (из берёзового сока).  

Есть подсказка: (показывает схему).  

В графин необходимо налить пять частей (мерок) оранжевого  сока, пять частей (мерок)   бордового сока, пять частей (мерок)  жёлтого сока. (Заготовлены три кувшина разного сока, графин, воронка, три пустых  стакана,  мерки разного объёма.)

Шерлок Холмс: Посмотрите на стаканы.

Сколько мерок апельсинового сока вы налили? (Пять.)

Сколько мерок вишнёвого сока? ( Пять.)

Сколько мерок лимонного сока? (Пять.)

Почему? (На схеме 5.)

По сколько мерок вы налили в стаканы? ( По пять, поровну.)

Налили по пять мерок, но почему-то в стаканах не равное количество сока? (Мерки разного объёма.)

Сравниваем: три мерки.

1. Две мерки одинаковые по высоте, но разные по ширине, одна широкая, другая узкая.

2. Две мерки разные по высоте, но одинаковые по ширине.

3. Две мерки разные по высоте и разные по ширине.

Вывод: Все мерки разного объёма.

Сколько всего мерок сока нам понадобилось для приготовления эликсира. (15.)

Вылейте содержимое стаканов в графин. ( Взбалтываем.)

Наш волшебный эликсир готов.  (Из разных соков.)

Давайте придумаем название эликсиру. («Волшебный эликсир», «Эликсир хорошего настроения», «Эликсир бодрости»).

Попробуем, что у нас получилось? ( Да!)

Шерлок Холмс: Подкрепились волшебным эликсиром, двигаемся дальше. (молоко (кефир) - берём с собой).

Дети: (вывод - выдвигают свои версии). Теперь мы быстро доберёмся до туристического лагеря.

Шерлок Холмс: Молодцы, сыщики! Вы умные и внимательные, умеете работать сообща, прислушиваться к мнению товарища, делаете выводы.

Вспомните главное правило сыщиков? (Ничего не трогать руками.)

3. Шерлок Холмс: Стрелка на карте указывает, что дальнейший наш путь лежит в посёлок «Солнечный».

Опросим жителей посёлка о пропавших туристах.

Давайте разделимся на три команды: круги, квадраты и треугольники.

Сыщики, проверьте все ли жители посёлка дома.

Обозначьте числом в окнах количество жителей в квартирах (состав числа 6, 7, 8).

Шерлок Холмс: Поменяйтесь местами, и проверьте правильность выполненного задания.

Молодцы, сыщики! Быстро справились с этим заданием!

Что вы узнали про туристов?

Дети: (вывод). Про туристов никто ничего не знает, и они ни из этого посёлка.

4. Шерлок Холмс: Стрелка на карте указывает, что дальнейший наш путь лежит на станцию «Весёлая азбука».

На картинках все буквы перепутались. Нужно собрать слово, разделить его на слоги и поставить ударение, сделать звуковой анализ слова.

Может быть, тогда мы узнаем, на каком транспорте передвигаются туристы.

Дети: (составляют слова, хлопками делят на слоги, обозначают гласные и согласные буквы, определяют ударный слог).  

В слове «ма-ши-на» 6 букв, 3 гласных и 3 согласных буквы. Три слога. Первый слог – ма, второй – ши, третий – на. Ударение падает на второй слог – ши.

Мы знаем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». (плот, велосипед).

Шерлок Холмс: Вы узнали, на каком транспорте передвигаются туристы?

Дети: (вывод). Мы предполагаем, что туристы  передвигаются пешком.

Шерлок Холмс: Если туристы передвигаются пешком, то возможно мы обнаружим их следы.

5. Шерлок Холмс: Стрелка на карте указывает, что держать наш путь нужно в ту сторону.

Сыщики, обратите внимание, сколько под ногами прошлогодней опавшей листвы (пинцетом беру листик, обследую.) Листики целые, ничем не пахнут, но на них возможно оставлены улики. Будьте аккуратны, не наследите сами. Листочки не поднимайте и не переворачивайте, а то мы не узнаем, в какую сторону ведут следы.

А вы, что-нибудь видите?  

Вспомните, в прошлом году к нам приходил настоящий следователь, показал нам, как при помощи химического порошка обследовать предметы на наличие отпечатков.

Предлагаю поискать следы,  провести такое расследование? Согласны?  ( Да!)

Тогда приступаем!

Шерлок Холмс: Набирайте на кисть порошок, нанесите его на листочки и разотрите его кистью (у каждого сыщика кисть и баночка с порошком).

Можно использовать йодовый раствор.

 (Дети проделывают опыты, на листиках появляются следы (человека (людей), птиц, животных), рассматривают через увеличительные стёкла.)

Шерлок Холмс: Что мы видим? ( Да это же следы!)

 Интересно, кому они принадлежат? (Человеку, людям, туристам, птицам, животным и т. д.)

Шерлок Холмс: Это всё ваши подозрения и предположения, а наверняка мы всё равно не знаем. Кто здесь проходил? Какие туристы? Наши или нет, и сколько их было?

Дети: (вывод). Следы идут в ту сторону.

Подумаем ещё раз. Посмотрите на улики, которые мы собрали. У нас есть записка, молоко, следы. Улики показывают (доказывают), что ……………? (здесь проходили люди, туристы…).

6. Шерлок Холмс: Значит, нам нужно двигаться в том направлении, куда ведут следы.

Вспомните, что было написано в записке? (туристы ушли на север).

У нас в рюкзаке  есть компас, сейчас мы попробуем определить стороны света (где находится север, юг, запад, восток).

Где всходит солнце? (восход на востоке).

Где садится солнце? (закат на западе).

7. Шерлок Холмс: Компас показал нам, что север в той стороне. Продолжим наше расследование.

Интересно, куда мы с вами приближаемся?

Река! Рыбаки здесь были. Удочки оставили. Ведро с водой почему-то пустое, а вся рыба лежит на траве. Кто её растащил по всему берегу?

Интересная задача стоит перед нами. Я уверен, что вы с любой задачей справитесь.

Для начала вспомним, из скольки частей состоит задача? (из пяти – условие, вопрос, схема (рисунок), решение, ответ).

Задача.  У. Рыбаки поймали 5 щук, и 4 карася.

               В. Сколько рыб поймали рыбаки?

               С. (на песке).

               Р. 5 + 4 =9 (Р.)

              О. 9 рыб поймали рыбаки.

Шерлок Холмс: Молодцы, сыщики! …….

Но мы так и не узнали, кто растащил всю рыбу по берегу. Мне кажется, что наше расследование подходит к концу, потому что я вижу на горизонте туристический лагерь, давайте посмотрим все в бинокли (бинокль делаем руками).

Наша дальнейшая задача состоит в том, чтобы все сыщики прошли аккуратно по мостику не замочив ноги (чтобы потом не заболеть), стараясь  уступать дорогу друг другу.  (проходят).

8. Шерлок Холмс: Наконец – то мы добрались до туристического лагеря, давайте подойдём поближе. Проверим ваши знания на внимание.

(дети отвечают на вопросы,  аргументируют,  почему они так считают).

1. Как вы думаете, сколько туристов живёт в этом лагере? (4 - по количеству ложек и тарелок).

2. На чём они сюда приехали? (на лодке - вёсла у дерева).

3. Когда они сюда приплыли, сегодня или несколько дней назад? (несколько дней назад - паутина на палатке).

4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? (нет - курица прибежала, возможно она растащила рыбу).

5. Интересно, куда ушли (пропали) туристы?

6. Куда ушёл Шура? (ловить бабочек, виден из-за кустарников сочок).

7. Откуда дует ветер: с севера или юга?

8. Какое сегодня число, месяц?

9. Какое сейчас время суток (года)?

10. Какое сейчас время дня?

11. Кто был вчера дежурным? (назовите по имени).

Шерлок Холмс: Возможно!

 Шерлок Холмс: Молодцы, сыщики, вы очень умные и внимательные, а теперь самое сложное задание для вас. Выполнив это задание,  мы окончательно раскроем дело о пропаже туристов.

(Каждому ребёнку выдается распечатанный рисунок, рассмотрев его, и  посовещавшись отвечают на вопросы командой. А также аргументируют,  почему они так считают).

 Перед тем, как отвечать на каждый вопрос детям дается 3-4 минуты рассмотреть картинку и посовещаться).

Шерлок Холмс: достаёт телефон, звонит в МЧС.

………………….  Правильно говорят: «Всё тайное становится явным».

9. Игра « Волшебный клубок». (Ритуал прощания). 

Дети стоят кругу. Шерлок Холмс высказывает свой впечатления о занятии, передает клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит о своих впечатлениях. Затем передает клубок следующему ребёнку, пока клубок не вернётся к  Шерлоку Холмсу.

Шерлок Холмс: (Подводится итог занятия).  

Вот вы и нашли туристов, значит вы настоящие сыщиками. Всемирная Федерация сыщиков уже не первый раз поздравляет вас с удачным завершением расследования. Но мне бы хотелось отметить самых активных сыщиков. Скоро вас ждут новые запутанные дела.

10. ПОДАРКИ детям. Это ручки - невидимки.

Шерлок Холмс: Спасибо, сыщики, за помощь в раскрытии дела о пропаже туристов. До свидания!  (уходит).

Предварительная работа:

Что удобнее использовать вместо ручки?
Белая краска почти не видна, при нагревании над лампой и смазывании йодным раствором ничего не изменится, буквы не проявятся. (Тоже произойдёт  и с пищевыми красителями.)
Что можно использовать ещё вместо чернил?

 Можно ли использовать сок разных фруктов и овощей?
Дети используют сок яблока, апельсина, помидора, лимона (сок фруктов и овощей плохо отстирывается от одежды, поэтому нужно надеть передники). 
(дети делают выводы, что лучше невидимые чернила получаются из лимона).
Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков, если записку зашифровали.

Ребята, молодцы, что смогли правильно разгадать секрет чернил.

Возьмите в сундучке подарки.  (дети достают ручки). 

Это ручки - невидимки. Попробуйте  что- нибудь написать или нарисовать.
(Дети пробуют и обнаруживают, что ничего не видно).
А теперь потрите лист обратной стороной ручки, что вы видите?
Мы видим рисунки, надписи. Дети благ
одарят за подарки.

12. Какое время дня изображено на картинке (рисунке)?

13. Раннюю или позднюю осень (весну) изображает картинка (рисунок)?

14. Судоходна ли эта река?

15. В каком направлении течёт река? (на север, на юг, на восток или запад)?

16. Глубока ли река возле берега, у которого стоит (причалена) лодка?

17. Есть ли по близости мост через реку?

18. Далеко ли отсюда железнодорожная станция?

19. На север или на юг летят журавли (утки)?

20.

21.

22.

23.

24.

25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию логического мышления "Дед Мазай и зайцы"

конспект занятия по развитию логического мышленияя детей старшей группы...

Конспект занятия на развитие логического мышления. Тема: Путешествие по сказке «Колобок»

   Развитие познавательных способностей.Продолжать поддерживать интерес к сказке в интеллектуальной деятельности, желание играть с математическим содержанием: проявлять настойчивость,...

Конспект занятия по развитию логического мышления для средней группы детского сада.

В конспект занятия включены игровые задания, способствующие развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД по развитию логического мышления в подготовительной группе.

В этом занятии мы изучаем диких и домашних животных, раскладываем их с помощью  символов -значков (модели)....

Конспект НОД по развитию логического мышления "Освободите принцессу"

Занятие по развитию логического мышления в подготовительной группе...

Конспект НОД - по развитию логического мышления «Шерлок Холмс и мы».

Конспект НОД - по развитию логического мышления«Шерлок Холмс и мы».(подготовительная группа).Образовательная область: «Познавательное развитие»Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная...