Главные вкладки

    Методическая разработка "Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша"
    учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему

    Методическая разработка «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

    ТемаРазвитие

    компонентов речевой системы детей младшего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики.

    Задача: рассмотреть влияние развития мелкой моторики рук на развитие компонентов речевой

    системы детей младшего возраста.

    Цель: Создать условия для выявления инновационных подходов к развитию компонентов речевой

    системы детей младшего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики

    рук.

    Актуальность: Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного

    возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

    Хорошая речь - важнейшее условие для всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее

    речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

    окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и

    взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее

    чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и

    педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном

    возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному

    обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

    Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять

    развитию мелкой моторики рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи

    состоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе

    обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев

    соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие

    движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее

    эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

    Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки

    мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая устоновила,

    что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности,

    начинается развитие речиРазвитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие мелкой

    моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и

    развитие зрительно-двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается

    согласованность действий обеих рук, дифференцируются движение пальцев. При нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш

    достаточно точно воспроизводит направленные движения, воспроизводит действия с предметами,

    которые часто состоят из нескольких последующих этапов.

    К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих ДОУ, отмечается

    недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша

    малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

    Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда

    уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук малыша. А уровень знаний и

    умений большинства из них в данной области невысок.

    Я думаю, что недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к

    возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учебе,

    тревожного состояния ребенка в школе. Что и побудило меня систематизировать и обобщить

    накопленный материал по темеРазвитие компонентов речевой системы детей в игровой

    деятельности посредством развития мелкой моторики рук. Ведущая педагогическая идея

    Что такое моторика? Под моторикой понимают совокупность двигательных реакций (общая

    моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика).

    Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, напраленных как на

    развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает

    детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Данный опыт работы еще раз

    подтверждает высказывание известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, которая

    пишет, что "есть основание рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как

    артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

    Таким образом: ведущая педагогическая идея моей работы.

    "Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рукИнтеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша

    Эффективное развитие способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем

    современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более

    уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, педагоги должны

    помнить, что основной метод развитие – проблемно – поисковый, а главная форма организации –

    игра.

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов:

    методиктехнологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие. Наиболее эффективным

    пособием являются логические блоки Дьенеша.

    Задачи:

    1. Развивать логическое логическое мышление (сравнение классификация, абстрагирование).

    Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и

    декодирование информации).

    2. Развивать умение выполнят свойство в объектах назвать их обобщать, объяснять сходство и различие, обосновывать свои рассуждения.

    3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной.

    4. Развивать пространственные представления.

    5. Развивать знание, умения и навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и

    практических задач.

    6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в преодолении трудностей. 7. Развивать познавательные процессы мыслительные операции.

    8. Развивать творческие способности, воображение фантазии способности к моделированию и

    конструированию.

    Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур:

    1. Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных

    форм возможно познакомить с овалом, ромбом по усмотрению педагога.

    2 Четырех цветов: 9красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о

    последовательности цветов в спектре.

    3. Двух размеров (большой и маленький).

    4. Двух видов толщины (толстый, тонкий).

    Каждая геометрическая фигура характеризуется признаками: одной из четырех форм, один из

    четырех цветов, одиним из двух размеров, одним из двух толщины. В современных вариативных

    программах использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических

    фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, развивать

    множество на пересекающиеся подмножество.

    Практически все игры и задание возможно использовать в работе с детьми в зависимости от

    уровня их развития. Задания в играх можно упражнять и усложнять. По сколько логические блоки

    представляют собой эталоны форм цвета.

    В соответствии принципом наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали

    освоения материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо

    предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В

    процессе манипуляции с блоками установить, что они имеют различную форму, цвет, размер,

    толщину. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со

    знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на

    развитие умения оперировать одни свойством (обобщить, классифицировать, сравнивать объекты

    по одному свойству). Когда ребенок легко и без ошибочно справляется с заданием в определенной

    ступени, следует предложить игры на развитие умения оперировать сразу с двумя свойствами, а

    затем и с тремя, четырьмя свойствами. Для проверки того, на сколько хорошо дети усвоили

    вводиться специальный код, графический изображающий данные свойства. Это позволяет развивать

    способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать

    информации. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код,

    обозначающий знак отрицания "НЕ" (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник,

    не красный значит синий или желтый, небольшой значит маленький и т. п.)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша»

    ТемаРазвитие

    компонентов речевой системы детей младшего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики.

    Задача: рассмотреть влияние развития мелкой моторики рук на развитие компонентов речевой

    системы детей младшего возраста.

    Цель: Создать условия для выявления инновационных подходов к развитию компонентов речевой

    системы детей младшего возраста в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики

    рук.

    Актуальность: Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного и младшего школьного

    возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

    Хорошая речь - важнейшее условие для всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее

    речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании

    окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и

    взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    Поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее

    чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как родителей, так и

    педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном

    возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному

    обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

    Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять

    развитию мелкой моторики рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи

    состоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Так, на основе

    обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев

    соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие

    движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее

    эффективным средством речевого развития детей служит развитие мелкой моторики.

    Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки

    мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая устоновила,

    что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности,

    начинается развитие речиРазвитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие мелкой

    моторики. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятие и

    развитие зрительно-двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается

    согласованность действий обеих рук, дифференцируются движение пальцев. При нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш

    достаточно точно воспроизводит направленные движения, воспроизводит действия с предметами,

    которые часто состоят из нескольких последующих этапов.

    К сожалению, в последние годы у большинства детей, посещающих ДОУ, отмечается

    недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша

    малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

    Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда

    уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук малыша. А уровень знаний и

    умений большинства из них в данной области невысок.

    Я думаю, что недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к

    возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учебе,

    тревожного состояния ребенка в школе. Что и побудило меня систематизировать и обобщить

    накопленный материал по темеРазвитие компонентов речевой системы детей в игровой

    деятельности посредством развития мелкой моторики рук. Ведущая педагогическая идея

    Что такое моторика? Под моторикой понимают совокупность двигательных реакций (общая

    моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика).

    Систематическое и планомерное использование разнообразных форм работы, напраленных как на

    развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает

    детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Данный опыт работы еще раз

    подтверждает высказывание известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, которая

    пишет, что "есть основание рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как

    артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

    Таким образом: ведущая педагогическая идея моей работы.

    "Играя, развиваем речевую систему детей посредством развития мелкой моторики рукИнтеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша

    Эффективное развитие способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем

    современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более

    уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

    Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности, педагоги должны

    помнить, что основной метод развитие – проблемно – поисковый, а главная форма организации –

    игра.

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов:

    методиктехнологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие. Наиболее эффективным

    пособием являются логические блоки Дьенеша.

    Задачи:

    1. Развивать логическое логическое мышление (сравнение классификация, абстрагирование).

    Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и

    декодирование информации).

    2. Развивать умение выполнят свойство в объектах назвать их обобщать, объяснять сходство и различие, обосновывать свои рассуждения.

    3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной.

    4. Развивать пространственные представления.

    5. Развивать знание, умения и навыки необходимые для самостоятельного решения учебных и

    практических задач.

    6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в преодолении трудностей. 7. Развивать познавательные процессы мыслительные операции.

    8. Развивать творческие способности, воображение фантазии способности к моделированию и

    конструированию.

    Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур:

    1. Четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных

    форм возможно познакомить с овалом, ромбом по усмотрению педагога.

    2 Четырех цветов: 9красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о

    последовательности цветов в спектре.

    3. Двух размеров (большой и маленький).

    4. Двух видов толщины (толстый, тонкий).

    Каждая геометрическая фигура характеризуется признаками: одной из четырех форм, один из

    четырех цветов, одиним из двух размеров, одним из двух толщины. В современных вариативных

    программах использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических

    фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношением, развивать

    множество на пересекающиеся подмножество.

    Практически все игры и задание возможно использовать в работе с детьми в зависимости от

    уровня их развития. Задания в играх можно упражнять и усложнять. По сколько логические блоки

    представляют собой эталоны форм цвета.

    В соответствии принципом наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали

    освоения материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо

    предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В

    процессе манипуляции с блоками установить, что они имеют различную форму, цвет, размер,

    толщину. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со

    знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на

    развитие умения оперировать одни свойством (обобщить, классифицировать, сравнивать объекты

    по одному свойству). Когда ребенок легко и без ошибочно справляется с заданием в определенной

    ступени, следует предложить игры на развитие умения оперировать сразу с двумя свойствами, а

    затем и с тремя, четырьмя свойствами. Для проверки того, на сколько хорошо дети усвоили

    вводиться специальный код, графический изображающий данные свойства. Это позволяет развивать

    способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать

    информации. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код,

    обозначающий знак отрицания "НЕ" (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник,

    не красный значит синий или желтый, небольшой значит маленький и т. п.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование Логических блоков Дьенеша.

    Сенсорное воспитание дошкольников....

    Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

    Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

    Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников.

    презентация по теме "Использование логических блоков Дьенеша в развитии логического мышления у дошкольников."...

    Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе

    Проект по формированию основ логического мышления и математических представлений с использованием Логических блоков Дьенеша во второй младшей группе...

    Публикация "Игровая технология развития логического мышления у детей 6-7 лет с использованием логических блоков Дьенеша".

    работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в ш...

    Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в ДОУ»

    Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания используя союзы «и...

    Перспективное планирование по методической теме: «Интеллектуальное развитие детей в первой младшей группе при использовании логических блоков Дьенеша»

    Перспективное планирование по методической теме: «Интеллектуальное развитие детей в первой младшей группе при использовании логических блоков Дьенеша»...