Занимательная математика.
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Парфенова Елена Анатольевна

В данном материале представлены занимательные задачи и игры по математике для старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika_didakticheskiy_material.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Звездочка»

г. Тейково Ивановская область

                                                                                           

Занимательная математика.

(Дидактический материал).

                                                                     

                                                                          Подготовила    воспитатель:                                                    

                                                                     Парфенова Елена Анатольевна

                                                             

                                                                     г. Тейково

Цель  дидактического материала  – помощь воспитателю в развитии  математических навыков у детей дошкольного возраста, как основы развивающего обучения.

Задачи, реализуемые педагогом при использовании  д /материала:

1.        Развития воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

2.        Развитие интереса к математическим играм, задачам, сказкам ,стихам требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

3.        Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;

4.        Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

                                                ЗАДАЧИ В СТИХАХ.

  1. Мама – белка для детишек.  

       Принесла из леса шишек.                                          

      Сразу все не отдала,

     По одной всего дала.                                    

        Старшему  - еловую,  

        Среднему -  сосновую,                                          

      Младшему - кедровую.

         Скажите, детишки,                                          

   Сколько бельчат съели по шишке?

  1. Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине и Марине,

Оле, Свете и Оксане,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

  1. С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не за будь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

  1. Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

  1. Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто, да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две штучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа...

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помоги старушке сосчитать ватрушки.

  1. В рыбьем царстве к осетру

Приплывают по утру

Три молоденькие щучки,

Чтоб ему почистить щечки,

А четыре чебака

Моют брюхо и бока.

Посчитай-ка, детвора,

Сколько слуг у осетра?

  1. Жили-были

            у жилета

Три петли

и два манжета.

Если вместе их считать

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь,

в чём секрет?

У жилета  нет манжет!

  1. Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

  1. Три зайчонка, пять ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитать мы вас попросим,

Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

  1. У нашей кошки пять котят,

В лукошке рядышком сидят.

А у соседской кошки - три!

Такие милые, смотри!

Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

  1. Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой.

Сколько их?

  1. На забор взлетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

  1. Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

  1. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

  1. Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

  1. Дарит бабушка лисица

Трём внучатам рукавицы:

"Это вам на зиму, внуки,

рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!"

  1. Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

"Приходите все на чай!"

Сколько чаек, отвечай!

  1. Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

«Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит <

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!»

  1. Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видела я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

  1. Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

  1. В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

  1. Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

  1. Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

                                Занимательные задачи:

  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
  • Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели)
  • В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (отдать одно яблоко вместе с корзиной).
  • На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.

1. «Волшебные превращения»

Цели: закреплять представления детей о том, что любой предмет воспринимается, прежде всего, в целом. Активизировать речь детей, учить употреблять глаголы. Существительные в Р.п.; описывать предмет, опираясь на два признака – цвет, форму.

Описание: На столе находиться предмет, накрытой салфеткой. Задав вопрос: «Как узнать, что находится под салфеткой?» «Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предмет. Если хочешь узнать, что это лучше увидеть. Вот, например наши цветные курточки. Какого они цвета? Как вы это определили? Теперь покажу вам фигуры (треугольник, квадрат, круг). Какой они формы? Как вы узнали? Любой предмет можно описать на основе цвета и формы.

2. «Мальчики».

Цели: закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий, низкий, толстый, худой, самый толстый, самый худой, слева, справа, левее, правее, между». Научить ребенка рассуждать.

Описание: Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать. Как зовут мальчиков. А затем ответить на вопросы. Как зовут мальчиков?

В одном городе жили неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Покажи нам: Сева – самый высокий, Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша – самый толстый из них, а Гриша – самый худой, Коля самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого  зовут Толей. Теперь покажи мальчиков по порядку: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи в обратном порядке.

Кто где стоит?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто стоит между Севой и Мишей? И т.д.

3. «Где, какие фигуры лежат».

Цель: ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (форме и цвету).

Описание: Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующие клеточки таблицы. Можно выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет  это таблица, какие фигуры располагает эта таблица, какие расположились  в верхнем, среднем, нижнем ряду, в левом столбце, во втором справа, в левом столбце.

4. «Почини одеяло».

Цель: закреплять геометрические фигуры, составление геометрических фигур из данных.

Описание: с помощью фигур закрыть белые отверстия. Игру можно построить в виде рассказа:

Жил – был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса – Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай. Сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

5. «Рассеянный художник».

Цель: развитие наблюдательности и счет до десяти.

Описание: исправь ошибки художника, поместив у диска правильные цифры из набора.

6. «Волшебный мешочек»

Цель: развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.

Описание:На левую руку ребенку надевают волшебный "мешочек", в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).Наощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравниваемся с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые, он производит. Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем - двух форм, трех форм, четырех форм и т.д.

Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: "Выбери такой предмет, как я тебе покажу". Или более сложный вариант: "Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке" - в этом  случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

7.»Обезьянки»

Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры «Танаграм», «Вьетнамская игра» Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

8. «Найди и назови».

Цель: закреплять умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.

Описание: ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования. На фланелеграфе в беспорядке 10 -12 геометрических фигур разного цвета и размера. Затем играется игра: «Кто нашел большой круг? Кто нашел маленький синий квадрат? И т.д.

9. « Составь картинку».

Цель: развивать у детей сенсорные умения и способности, аналитическое восприятия.

Описание: детям предлагается в индивидуальной и коллективной игре, организованной по типу дидактической, составить картинку по разделенному на части контурному образцу, без образца, по замыслу.

10. « Дорисуй, дострой».

Цель: развивать у детей геометрическое воображение пространственных представлений, закрепление знания о геометрических фигурах, их свойствах.

Описание: на листках бумаги изображаются геометрические фигуры, например, круги разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок  должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Аналогично с другими геометрическими фигурами.

11. Игры со счетными палочками.

Цель: развивать пространственные представления, закреплять знания детей, о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

Описание: дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменять. Даются задания с постепенным усложнением. Возможно составлять геометрические фигуры по заданию, по условию, из определенного количества палочек.

СКАЗКА О ЦИФРАХ

Далеко – далеко за морями, за лесами было королевство Математики и жили в нем цифры. Жили они все очень далеко друг от друга и редко встречались…

«ЕДИНИЦА»

Жила – была в королевстве Математики Единица. Жила она одна – одинешенька вот в таком синем дворце – уголочке

 И был у неё там один уголок, где стояли один  стол

и один стул, один шкаф, в котором стояла одна чашка

и одно блюдце. И в магазине единичка покупала

все по одному: одну конфету, одну книжку, один сапожек…

Скучно было Единичке одной и решила она с кем-нибудь подружиться и отправилась Единичка прогуляться по королевству. Вдруг из-за дерева, навстречу Единице выскочил волк. Он тоже был один и с ним никто не хотел дружить, думали, что он злой. А Единичке стало жалко волка, и она предложила ему поиграть вместе. Так единичка и волк стали друзьями и вместе рассказали  стихотворение:

Я, ребята, единица!

Очень тонкая, как спица!

Похожа я немного на крючок,

А, может, на обломанный сучок.

От меня ведется счет

И за это мне почет!

«ДВОЙКА»

Еще в королевстве математики жила цифра  Два. Она тоже жила в собственном домике, вот в таком:

В её домике было две комнаты.

У Двойки была подруга мудрая сова, и они очень любили играть в разные игры. Особенно они любили игры с цифрой два:

- Сколько ушек на макушке?

- А сколько глаз?

- Ну а сколько рук и ног?

Возле  домика Двойки было красивое озеро, а в нем плавали лебеди. Когда двойка приходила к озеру, лебеди просили её рассказать им стихотворение:                           Два на лебедя похожа:

Шейка есть и хвостик тоже.

Лебедь может подсказать,

Как нам цифру два узнать.

«ТРОЙКА»

В Королевстве математики жила и Тройка. Она жила вот в таком красном дворце

                                       Ее все любили потому, что она была доброй и послушной. В её доме было три большие комнаты. Соседями Тройки были три медведя. Все они жили в любви и согласии. Каждый день Тройка угощала маленького медвежонка тремя конфетами. Однажды медведи собрались в лес за грибами и пригласили с собой Тройку, а она так увлеклась, что заблудилась. Посмотрела  Тройка вокруг и увидела недалеко полянку, на полянке она увидела трех ежиков. Тройка угостила каждого ежика грибочком, а они показали ей дорогу домой. Дома три медведя очень обрадовались Тройки и рассказали ей стишок:  

Ой! Скорее посмотри!

Появилась цифра три!

Тройка третий из значков

Состоит из двух крючков.

«ЧЕТВЕРКА»

Другой жительницей  королевства Математики была Четверка, она жила вот в таком дворце

                             

                              Во дворце было четыре комнаты. В одной  комнате   жил Ежик, другой – Котик, в третьей – Черепаха, а в четвертой сама хозяйка Четверка.    Они весело развлекались, пели, танцевали.

Однажды, Четверка рассказала своим друзьям, что есть четыре стороны света: север, юг, восток и запад,  и они захотели отправиться в путешествие. Они взяли с собой четыре яблока, четыре печенья, четыре сока, сели в самолет и полетели на север. Там было много – много снега и жили белые медведи. Четверка со своими друзьями очень замерзли  и решили они отправиться на юг. На юге было жарко, там пели необычные птицы и водились интересные животные. Когда наши путешественники попали на восток, их встретил восточный принц, который гордо ехал на слоне. А на западе Четверка познакомила своих друзей с ковбоями – храбрыми героями. Путешественники очень устали и полетели домой, в королевство Математики. Дома Ежик, Котик и Черепаха сочинили для Четверки стишок:

У меня в руке флажок!

Посмотри скорей, дружок,

До чего же он хорош,

На четверочку похож!

«ПЯТЕРКА»

В красивом зеленом дворце жила Пятерка.

У неё было пять комнат. В самой большой

комнате стоял стол, вокруг него стояло пять стульев, а на столе стояло пять чашек и пять блюдец.

Вокруг дворца, где жила Пятерка был большой фруктовый сад. Там росли яблони, груши. Соседями Пятерки были Зайчик, Ёжик и Белочка. Как-то попросили они Пятерку угостить их фруктами, а Пятерка сказала: «Если сосчитаете, сколько яблонь и сколько груш растет в саду, тогда угощу вас».

Давайте поможем зверятам сосчитать деревья.

Потом Пятерка угостила всех яблоками и грушами. А Зайчик, Ёжик и Белочка рассказали ей стишок:

Ветер парус надувает,

А на мачте флаг играет.

Ветер хочет показать

Всем ребятам цифру пять!

«ШЕСТЕРКА»

В королевстве Математики было Синее море. И вот возле самого Синего моря жила Шестерка. Вот в таком синем дворце, у которого было шесть комнат.

         У Шестерки было шесть котят: первый – белый, второй – смелый, третий – умный, четвертый – шумный, пятый – с рыженьким хвостом, а шестой очень любил спать. У котят было шесть мисочек, из которых они пили молоко и шесть корзиночек, в которых они спали. Каждый вечер Шестерка поила котят молоком, а потом укладывала их спать. Давайте поможем шестерке  накормить и уложить непослушных котят.

А когда котята ложились в свои корзиночки, Шестерка рассказывала им стихотворение:                      На заборе у калитки

Примостилась цифра шесть:

Как у маленькой улитки,

Завиток и рожки есть.

«СЕМЕРКА»

В королевстве Математики, на улице Желтых одуванчиков, жила семерка. Жила она вот в таком разноцветном дворце

Семерка уже давно дружила с радугой,

и поэтому её дворец был разукрашен в семь

цветов радуги. Во дворце было семь комнат.

Семерка с Радугой часто веселились, черная краска им завидовала и по её приказу разбойники схватили Семерку и бросили в подземелье.

Чтобы освободить Семерку надо ответить на вопросы:  

Сколько в радуге цветов?

Сколько дней в недели?

Сколько гномиков у Белоснежки?

Сколько у козы было козлят?

Молодцы! Теперь Черная краска освободила цифру Семь, а она за свое освобождение расскажет вам стихотворение:

Солнце жарко припекает,

Цапля крылья расправляет,

А расправит их совсем,

Превратится в цифру семь!

«ВОСЬМЕРКА»

Вот в таком необычно красивом дворце жила Восьмерка.

Она была круглолицая, румяная, может немного толстенькая,

но никогда из-за этого не расстраивалась и всегда была веселой.

Восьмерка любила чистоту и часто наводила порядок в восьми комнатах.

Жила Восьмерка на самом краю королевства, где часто шел снег, и как то раз решили Восьмерка со своим другом Паучком слепить снеговика. Но у них почему – то ничего не получалось кроме больших комьев снега. Давайте подскажем Восьмерке и паучку как сделать снеговика.

Когда восьмерка увидела снеговика она долго думала какую же цифру он ей напоминает. Снеговик рассказал ей стихотворение:

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Ваньку – встаньку мы попросим

Показать нам цифру восемь

Раз кружок и два кружок

Это просто мой дружок.

«ДЕВЯТКА»

Еще в королевстве Математики жила цифра Девять.

Жила она вот в таком необычном дворце, в котором

было девять комнат.

В один прекрасный солнечный день был у Девятки

день рожденья, она пригласила к себе Лисичку, Сороку, Мышку, Зайку, Ёжика, Медвежонка, Котенка и Волчонка.  А Девятка не умела считать и никак не могла разместить всех гостей за столом:

- Сколько стульев надо поставить за столом?

- Сколько чашек надо поставить?

- А на сколько частей надо разрезать праздничный торт?

Еще хозяйка приготовила для гостей сюрприз, она загадала им загадку «В какую цифру превратиться девятка если перевернется»

Гости приготовили для именинницы стихотворение:

Кот улегся на карниз,

Хвост пушистый свесил вниз.

Котик, котик, до чего ж

На девятку ты похож!

«НОЛЬ и ДЕСЯТКА»

В самом центре королевства жил Ноль. У него был очень интересный дворец

в этом дворце не было ни одного угла, некуда было поставить стол, стул. В общем было пусто. И поэтому Ноль

стал бездельником.

Как-то сидел печальный Ноль и плакал, а в это время

цифра Один решила навестить другие цифры. И вот пришла она в гости к нулю, принесла вкусный пирог, шоколад. Увидела Единица, что у Нуля ничего нет и пригласила к себе домой. Целый день они провели вместе, понравились друг  другу и решили пожениться. Но как же быть ведь они разные цифры, как же им жить вместе. Думали они, думали и придумали себе общее имя Десятка, чтобы никто не мог их разлучить.

На свадьбу Десятка пригласила к себе все цифры. Было много угощенья, все друзья пришли с подарками. Вот какое стихотворение они подарили Десятке:

У нуля была подружка,

Единичка – хохотушка.

Над нулем она шутила

И в десятку превратила!

 Всем цифрам так понравилось быть всем вместе, что никто не захотел уезжать домой, и решили они построить большой город и назвать его Цифляндия. Так они и поступили, и стали жить дружно и счастливо.

Десять умненьких сестёр

Всё считают с давних пор.

Посмотри стоят рядком,

С ними ты уже знаком.

                                                            Веселый счёт             

          1. Вот один иль единица,

Очень тонкая, как спица.

2. А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

3. А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра три.

Тройка - третий из значков-

Состоит из двух крючков.

4. За тремя идут четыре,

Острый локоть от топыря.

5.  А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

6.  Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

7. Вот семерка – кочерга.

У нее одна нога.

8. У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

9. Цифра девять иль девятка,

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

  1. Цифра вроде буквы О-

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль, такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.

10. Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - десять.

Эти цифры по порядку

Запиши в свою тетрадку,

-------Я для каждой сейчас

Сочиню тебе рассказ.

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один.

И скоро один;

Зачеркнул одного

И вот не осталось;

От них ничего.

А если б дружили;

Они меж собою,

То долго бы жили;

И было б их двое!

--------

Две сестрицы - две руки

Рубят, строят ,роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

------

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный цвет -

Проезда нет.

Желтый -

Будь готов к пути,

А зеленый цвет-кати!

------

          Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,

Резиною обуты.

Что ты пройдешь за два часа,

Они - за пол минуты.

------

          Перед тобой- пятерка братьев.

Дома все они без платьев.

Но на улице зато

Нужно каждому пальто.

-----

Шесть

Котят

Есть

Хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

------

Семь ночей и дней в неделе.

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

Подчищала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь - приятель наш.

--------

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрешками зовут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

На две половинки.

В ней живет еще одна

Кукла в серединке.

Эту куколку открой-

Будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую, -

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

Куколка пузатая,

А внутри пустая.

В ней живет шестая.

А в шестой - Седьмая,

А в седьмой -Восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры-куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим,

И ответят куклы: - ВОСЕМЬ!

-----

К девяти без десяти,

К девяти без десяти,

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок.

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти.

А не ляжете в кровать -

Носом будете клевать!

------

            Вот это ноль иль ничего.

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке - единице:

- С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

- Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я буду справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четверок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, -

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто,

Из двойки - целых двести!

                                           В е с ё л ы е   ц и ф р ы

                                              (написание цифр)

 1

Это - цифра единица.

Первой быть она стремится!

Всех прямее и ровней,

Остальные все - за ней!

В правый верхний уголок

Карандаш веди, дружок,

А затем - левее, вниз:

Вот - одна из единиц!

2

А вот это - цифра два:

Есть и хвост, и голова

С длинной шеей лебединой,

Переходит шея в спину.

Хвостик пририсуй к спине:

Двойка - чёткая вполне.

В написании сложна:

Тренировка здесь нужна!

 3

Перед нами - цифра три.

Повнимательней смотри.

Нарисуй, дружок, пока

Два цветочных лепестка.

Вправо смотрят лепестки:

Не задерживай руки.

Карандаш останови!

Получилась цифра три!

 4

Вот четвёрка. Не сложна

В написании она:                                                      

Слева - угол впереди,

Справа линию веди.

Есть ещё короче путь:

Надо стул перевернуть.

Слева - ножка, справа - спинка.

Очень точная картинка!

5

Добрались до цифры пять.

Как её нам написать?

Вертикальный ставь штришок,

От него веди кружок,

Сверху - хвостик небольшой.

Цифра пять перед тобой!

Научись её писать,

Чтоб пятёрки получать!

6

Нет углов у цифры шесть,

Лишь дуга с кружочком есть.

Ты с дуги писать начни,

И кружочком оберни.

Цифру шесть писать легко:

Ни штришков, ни уголков!

За рукой своей следи,

Плавно линию веди!

 7

Чтоб семёрку написать,

Уголок рисуй опять.

Сверху вниз от уголка

Линию ведёт рука.

До конца её тяни,

Посредине прочеркни.

Эту цифру - цифру семь,

Написать легко совсем!

 8

У восьмёрки два кружка.

Нарисуй снеговика:

На одном кружке - другой.

Цифра восемь пред тобой!

Два колечка нарисуй,

То побольше, что внизу.

Плавно их соедини,

Вот и всё. Теперь взгляни!

 9

Цифра девять. Это есть -

Перевёрнутая шесть.

Наверху рисуй кружок,

Вниз - дугу наискосок.

Начинай писать с кружка,

Да не делай уголка.

У девятки нет углов:

Круг, дуга - и знак готов!

 0

Ноль не значит ничего,

Но нельзя и без него.

Без нуля не обойтись,

Ты писать его учись.

Ты уже нарисовал

Аккуратненький овал?

Нету проще ничего:

Ноль похож на букву "О".

 

                                                                                           

Используемая литература:

1. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Е.Н. Панова. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79 с.

2.        Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

3.Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993. – 336 с.    

4..Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.