«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей дошкольников.»
статья по математике на тему

Швыркова Жанна Георгиевна

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt._igry_v_mateamatike.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование дидактических игр,  как способ формирования математических способностей дошкольников.»

«В игре ребенок  живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».

К.Д.Успенский

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка . В игре ребенок делает свои новые  открытия того, что давно известно взрослому. Он приобретает новые знания, умения, навыки  Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, труд,  серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира

Дети не ставят в игре каких – либо иных целей, чем играть. А воспитатель, руководя и организуя жизнь детей в игре должен воздействовать на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. Потребность в игре и желание играть  необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Интересная  игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более  трудную задачу, чем на занятии.

Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

2.Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта  детей играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания, чтобы  активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры и упражнения.

3.Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности дошкольников является  дидактическая игра.

Дидактика — это обучение. Дидактические игры — это обучающие игры.

Дидактические игры включаются непосредственно в  содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения.

Организуя дидактические игры, ориентируюсь в методах и приемах руководства этими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В таких играх знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.


     
Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов:

содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу

4.Как мы уже отметили, дидактическая игра с математическим содержанием имеет познавательное значение:

- развивает индивидуальные способности к математике;

- воспитывает воспитательную активность;

- вызывает интерес у детей к математике;

- способствует обогащению и закреплению математических представлений детей дошкольного возраста;

- обеспечивает динамичность и продуктивность мышления;

- развивает память, внимание, логику.

5.   Задачи дидактической игры с математическим содержанием определяются:

1.  уровнем подготовленности воспитанников;

2.  какие знания, представления должны усвоиться;

3.  ранее усвоенными знаниями;

4.  формированием определенных качества личности (честность, наблюдательность, настойчивость в достижении цели, самостоятельность и др.)

6. Для того, чтобы правильно организовать игру с математическим содержанием, в своей практике руководствуюсь принципами их организации, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. К таковым относятся:

1.  отбор математических знаний, полученных на НОД, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

2.  Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения.

3.  Организация  коллективных  игр. Привлечение каждого ребенка к выполнению ролей, включающих математические действия.

4.  Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

5.  Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка).

6.  Переход от практического счета предметов к действиям счета в плане представлений, а затем к операциям с числами.

Дидактические игры математического содержания открывают возможности:

1.  приобретать новые знания.

2.  Совершенствовать математические (количественные, пространственные, временные) представления.

3.  Развивать восприятие, внимание, память, творческие способности, т. е. развитие умственных способностей.

8.Все дидактические игры я разделила на группы:

  • Игры с цифрами и числами
  • Игры путешествие во времени
  • Игры на ориентировку в пространстве
  • Игры с геометрическими фигурами.

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей математике.

1. Игры с цифрами и числами

Играя в такие дидактические игры как» КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?», «СКОЛЬКО?», «ПУТАНИЦА?», «ИСПРАВЬ ОШИБКУ», «УБИРАЕМ ЦИФРЫ», «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ», дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

“СОСЧИТАЙ СЕБЯ”

- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)

- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)

- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)

«Считай не ошибись»  Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т.д.» Кто будет первый?»

2 Игры путешествие во времени

В старшей группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название, заучили физкультминутки.

«Живая неделя”  Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

«Назови пропущенное слово»»Круглый год» ,»Двенадцать месяцев» которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

3 Игры на ориентировку в пространстве

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, взади, далеко, близко. Использую такие игры как:

«Найди игрушку»,»Путешествие по комнате»,»Найди по схеме» Играя с детьми, я заметила, что дети стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги и на столе.

4.Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала  предлагаю  детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)Использую «Математическое лото», игру «Геометрическая мозаика» «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру»

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания,  помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Самообразование воспитателя на тему: "Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста"

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольниковУсвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает ...

Самообразованию Индивидуальная программа профессионального совершенствования педагога. Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей»

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования педагога в процессе самообразования Фамилия         ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект мастер - классаОбразовательная область: Познавательное развитие  Формирование элементарных математических способностей...

«Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей»

laquo;Использование дидактических игр как способ формирования математических способностей»...

План перспективного развития на тему: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Цели повышения профессионального уровня:1. Повышение своего профессионального уровня в условиях введения ФГОС. Освоение работы по новым стандартам.2. Повышение эффективности использования современных ...